Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Велика роль психологической установки на начальной стадии общения. К числу установок, способствующих контакту, Т.П. Елохина относит одобрение, самоодобрение, эмпатию




Публичное от 400 до 750 см - при выступлении перед большой аудиторией.

Экстралингвистическая система -это включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д. Энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом, гнев и страх – также, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Горе, печаль, усталость обычно передают мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу фразы. Быстрая речь отражает взволнованность и обеспокоенность чем-либо. Медленная – угнетенное состояние, горе, высокомерие, усталость.

К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения (рукопожатия, похлопывание, поцелуй). Доказано, что динамическое прикосновение является необходимой формой стимуляции. Так, рукопожатие может быть доминирующим (рука сверху, ладонь развернута вниз), покорное (рука снизу, ладонь вверх) и равноправное. Похлопывание предполагает близкие отношения, равенство социального положения.

Пространственная организация общения изучается проксемикой. Впервые ориентацию партнеров и дистанцию начал изучать американский антрополог

Э. Холл, он и ввел этот термин, что означает близость.На пространственное расположение оказывают влияние культурные и национальные факторы. Основываясь на североамериканской культуре, Э. Холл определил четыре расстояния:

- интимное расстояние от 0 до 45 см – общение самых близких людей;

- персональное от 45 до 120 см – общение со знакомыми;

- социальное от 120 до 400 см - предпочтительно при общении с чужими и при официальном общении;

 

Среди свойств, способствующих установлению контакта и его поддержанию, специалисты выделяют доброжелательность, открытость, искренность, инициативность, аутентичность (умение быть самим собой, не скрываясь за масками и ролями), эмпатичность (умение поставить себя на место другого), жизнерадостность, вежливость и тактичность. Это качества, которые приобретены человеком в процессе воспитания и накопления жизненного опыта. Однако характер – один из факторов, определяющих эффективность общения. Другой, не менее важный фактор – психологическая установка по отношению к партнеру. Имея положительную установку, мы откровенны и внимательны. При отрицательной – скрытны, отчуждены, неоправданно критичны. Известно, что наличие отрицательной установки на собеседника может причинить больше вреда, чем отсутствие умения говорить и слушать.

Установка на одобрение означает признание права другого думать, чувствовать и поступать так, как он считает для себя возможным. И чем меньше мы критикуем и судим партнера, тем более самокритичным, честным и открытым он становится. В итоге устанавливается непринужденная и доверительная атмосфера.

Эмпатию определяют как сопереживание, желание и умение эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Именно эмпатия в большей степени определяет благополучие общения. Поэтому следует серьезно отнестись к формированию и развитию этого свойства.

Аттракция – это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношений. Она исследуется в контексте перцептивной стороны общения. Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент. Несмотря на то, что аттракция мало изучена, подчеркивается ее роль в возникновении положительного эмоционального отношения при восприятии другого человека. Несомненно, что работа с потребителем услуг прежде всего должна опираться на благоприятное восприятие и формирование “помогающего” поведения.

На основе эмоционального отношения вырабатывается стратегия поведения в общении, которая может соответствовать или не соответствовать интересам личности, мешать или помогать достижению поставленных целей. Эти чувства основываются на экспектациях – взаимных ожиданиях, требованиях, которые могут сложиться между общающимися.

Выделяют две основные группы экспектаций. Во-первых, это т.н. гласные экспектации, основанные на инструкциях, указаниях, правилах. Они относятся преимущественно к сфере профессиональных отношений. Во-вторых, это экспектации неформальные, основанные на неписаных правилах, нормах поведения, которых придерживаются не всегда осознанно. Они значительно разнообразнее и несут в себе отпечатки культуры и морали общества, группы.

Каждый человек в зависимости от уровня личной культуры так или иначе воспринимает требования, которые предъявляют ему другие и которые он сам предъявляет к окружающим. Люди, у которых близки культурные интересы и потребности, общий опыт, легко сходятся и объединяются для совместной деятельности. Других же они могут найти странными и непонятными – это обычная реакция на людей, чье поведение противоречит определенным экспектациям.

Несовпадение или взаимоисключение экспектаций вызывает противоборство и возможный конфликт. Естественно, что ожидания и требования одного человека к другому имеют определенные рамки и пределы. Поэтому здесь играет определенную роль взаимное приспособление партнеров с учетом их установок и ценностей, особенностей характеров, конкретных ситуаций. При этом легче осуществляются совместные действия, люди правильнее представляют, как следует относиться к находящемуся рядом индивиду, на что можно и нельзя рассчитывать.

Экспектации формируются и закрепляются путем многократного повторения. Известно, что для всех возрастных групп, кроме младшей, обнаруживается тенденция к переоценке своего положения в группе. Это говорит о том, что для индивида имеет большое значение мнение неформального коллектива, стремление к повышению своего собственного статуса. При установлении контакта следует учитывать эти особенности личности.

 

 

 


 






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 843; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.