Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Родовая честь




Статусная экономика – сфера экономической деятельности, регулируемая

правами и обязанностями. Статус – положение, определяемое накопленными

заслугами и выражающееся в комплексе прав, свобод и обязанностей, льгот и

привилегий, ответственности и гарантий законных интересов. Предписанный

статус наследуется независимо от личных качеств индивида, достигаемый ста-

тус может быть получен в силу привходящих обстоятельств.

Честь и слава. Честь – общественная оценка достоинства человека.

Достоинство – специфическое качество, которое ценится за превосходство в

сравнении. При отсутствии одного из качеств человек может быть достойным и

ценным в ином отношении. Достоинство оценивается в пожаловании должно-

стей, имен и титулов, введенных как отличительная особенность такой цены.

Честь касается лишь таких свойств, какие требуются от всякого, находя-

щегося в одинаковом положении (гражданская, сословная, чиновная честь).

Наша честь простирается настолько, насколько мы знакомы людям. Ее заранее,

по доверию, признают в каждом человеке, даже в кредит: нужно только сберечь

ее. Достаточно только одного недостойного поступка, чтобы честь была утра-

чена.

Честность – верность принятым обязательствам, признание прав других

людей на то, что им законно принадлежит. Честолюбие – желание приобрести

высокое общественное положение, вес, влияние, а также заслужить официаль-

ное признание в виде почестей и наград. Репутация – общественное признание

достоинства прошлой деятельности человека и определяющее ожидания его по-

ступков и меры ответственности. Честь требует от человека поддерживать и

оправдывать ту репутацию, которой обладает он или коллектив, которому он

принадлежит.

Слава – именная честь, которой удостаивались люди, которые сделали се-

бе “имя”, прославившееся по всей стране. Слава достигается только необычай-

ными заслугами. Ценна не слава, а то, чем можно ее заслужить. Слава – лишь

нечто вторичное, простое эхо, отражение, тень, симптом заслуги. Подлинной

является посмертная слава, которую обладатель никогда не чувствует, счастье

его состояло в самом наличии великих достоинств, стяжавших ему славу – и это

подлинная награда за заслугу.

Слава дел создается разом, слава творений растет медленно и постепенно.

Слава никогда не может погибнуть: дело или творение, давшие ей начало, ос-

таются навсегда, и их слава сохраняется за их виновником, даже если он не даст

ничего нового. Приобретаемая человеком слава возвышает его над окружаю-

щими, которые, следовательно, ровно настолько же бывают унижены, – так что

всякая выдающаяся заслуга получает свою славу за счет тех, у кого заслуг не

имеется.

Половая честь. Подробный анализ половой чести провел немецкий фи-

лософ А. Шопенгауэр. Женская честь есть общее мнение о девушке, что она не

отдавалась ни одному мужчине, а о женщине – что она отдавалась только тому,

кто состоит с ней в браке. Женский пол требует от мужского всех жизненных

благ; мужчины требуют от женщин только одного.

Благополучие женского пола может быть обеспечено лишь тогда, когда

мужской пол получит от женского это одно, только позаботившись обо всем

другом и о детях. Для этого женщины должны сплотиться и стоять, как одно

сомкнутое целое, против всего мужского пола, обладающего благодаря природ-

ному превосходству телесных и духовных сил, всеми земными благами: это их

общий враг, которого надлежит победить и покорить, чтобы, владея им, дос-

тигнуть обладания и земными благами.

Принцип чести для женского пола – отказывать мужчинам во небрачном

совокуплении, чтобы каждого из них принудить к браку – капитуляции, и тем

оградить интересы всех женщин вообще. На этой капитуляции основано благо

всего женского пола. Внебрачным совокуплением девушка совершает измену

перед женским полом, благополучию которого пришел бы конец, если бы все

стали поступать так. Поэтому она обрекается на изгнание и позор: она потеряла

свою честь.

Мужская честь обусловлена половой честью женщин. Каждый, согласив-

шийся на выгодную для противника капитуляцию – брак, должен заботиться,

по крайней мере, о соблюдении ею этой капитуляции: иначе договор, подры-

ваемый недружным его соблюдением, утратит свою прочность, и мужчины,

жертвуя всем, не будут обеспечены даже в том одном, что они покупают такой

ценой – в единоличном обладании женщиной. Поэтому честь мужчины требует,

чтобы он карал прелюбодеяние своей жены. Если же он позволяет изменять се-

бе, общество мужчин вменяет ему это в позор. Так, Отелло видел в этом под-

линную трагедию:

Кто у меня похитит

Мой кошелек – похитит пустяки:

Он нынче мой, потом его, и был он

Уже рабом у тысячи людей.

Но имя доброе мое кто крадет,

Тот крадет вещь, которая не может

Обогатить меня, но разоряет

Меня в конец.

Почесть и бесчестье. Честь отражается в оказываемом почете, внешним

выражением которого является подносимое в почесть. Принеся в почесть и це-

ня по достоинству партнера, можно было рассчитывать на благожелательное к

себе отношение. В России наиболее массовыми подношениями дьякам в по-

честь были калачи и пироги. Бытовало выражение: бить челом “сковороткою

рыбки”. Со временем размер “сковоротки” рос: в 1674 г. Иверский монастырь

бил челом А. С. Матвееву “сковородочкой свежие рыбки на двух возках”: на

одном была отборная крупная рыба; на втором – 5000 покупных сельдей.

К почести относилось частое кормление дьяков и подьячих обедами. Обе-

ды были рассчитаны на нескольких приказных и включали ведро вина. В труд-

ную минуту приказные могли рассчитывать на то, что челобитчики их накор-

мят.

По праздникам от челобитчиков поступали “праздничные деньги”. Они

были обязательным кормом и выдавались задним числом, если срок был про-

пущен. Дъяки и подъячие Посольского, Казенного и других приказов, где было

мало или вовсе не было “челобитчиковых” дел, ежегодно получали из казны

компенсацию “праздничных денег”.

Почестями челобитчики поздравляли приказных с новосельем, именина-

ми и свадьбами домашних, выражали свои сожаления по поводу пожара. Без

почести было трудно даже подступиться ко вновь назначенным приказным лю-

дям. Почесть следовало поднести всем приказным, включая последнего прича-

стного к делу подъячего. Подношение обычно относили на дом, где челобитчи-

ку сначала предстояло задобрить слуг. Подношения давались и близким людям.

Оценка чести выражалась также в наказаниях за бесчестье (денежная пе-

ня, тюремное заключение, телесное наказание, отсылка виновного “головою” к

потерпевшему). Судебник 1550 г. назначал 5 руб. пени за бесчестье “доброго

боярского человека”, т.е. лучшего служилого холопа, ходившего в походы с

господином, тогда как бесчестье свободного крестьянина обходилось оплачи-

валось в пятеро дешевле. Государство ценило холопа как вооруженного спут-

ника служилого ратника, и за эту пользу ставило его выше тяглого крестьянина.

Род службы сообщал лицу известное достоинство, которым определялся род

наказания. Для людей высших чинов это достоинство служило средством ус-

пешного исполнения их обязанностей: они должны иметь авторитет, необходи-

мый для поддержания в управляемых чувства порядка и повиновения.

Родовые счеты. Под «честью» понимался не только почет, воздаваемый

княжескому воину долей добычи по итогам битвы, но и само место, которое он

занимал в дружине князя. Это место переходило по наследству к потомкам

дружинника, закреплялось в его роду. Место в служебной иерархии определя-

лось как личными заслугами, так и заслугами прямых и боковых восходящих

предков. Вместе они составляли родовитость человека, его родовую честь. Она

имела относительный характер, зависела от различных обстоятельств. Подвиги

повышали родовую честь лица и его потомков. Провинности понижали честь и

место в служебной иерархии. Полный разрыв отношений службы влек за собой

потерю родовой чести (и места). Вернувшийся на службу должен был затем

снова выслуживать эту честь. Так постепенно формируется система мест, где

каждый служивший занимал строго определенное место, передававшееся по на-

следству и выслуживавшееся лично.

Само по себе место не имело решающего значения, более важным было

соотношение мест, принадлежавших разным лицам. Местнические конфликты

возникали при вступлении сторон в служебные отношения (при аудиенциях,

при разрядном назначении, при поверстании в оклад, при получении приказа во

время боевых действий, пожаловании чином или наградой). Места были отно-

сительны; низкое место не бесчестило родовитого человека, если только такие

же места занимали с ним одинаково родовитые люди.

Два совместника, не зная, как они доводятся друг другу, определяли свое

относительное местническое отечество, вовлекая в счет третьих, четвертых, пя-

тых лиц, и, если один из соперников преступался по недосмотру или уступчи-

вости, он затрагивал родовую честь этих третьих-пятых, которые вмешивались

в дело, чтобы отгородиться от постороннего посягательства на их честь. Князю

Д. М. Пожарскому пришлось быть в одном случае меньше Б. Салтыкова. В ду-

ме рассчитывали так: Пожарский родич и ровня кн. Ромодановскому – оба из

князей Стародубских, а Ромодановский бывал меньше М. Салтыкова, а М. Сал-

тыков в своем роде меньше Б. Салтыкова – стало быть, кн. Пожарский меньше

Б. Салтыкова.

Местничество выстраивало боярскую знать в замкнутую цепь лиц и фа-

милий, которая в местнических спорах развертывалась в сложную сеть должно-

стных и генеалогических отношений. Поэтому, чтобы считаться местами, надо

было помнить относительную честь стародавних честных родов. При частных

пробелах в рядах боярства и при многих захудалых линиях считаться местами

было очень трудно.

Честь по достоинству, достоинство по чину, чин по породе. Слава челове-

ку от чести отца своего. Родителей следует чтить, воздавая им должную честь.

Родовая корпорация могла отвергнуть пошедшего против ее воли члена, не за-

хотевшего вступиться за свое собственное «место» и тем самым «утягивавше-

го» всю корпорацию. Родовые счеты – “отеческие счетные дела” – велись за бо-

лее высокое место и оклад.

«Майоратные» черты местничества проявляются в наследственном закре-

плении за определенными родами и представителями их старших ветвей воз-

можности и права поверстания в определенные чины: некоторых родов – сразу

в думные, других – в московские и т. д. Чины и ранги влекли за собой повер-

стание соответствующими окладами, необходимыми для материального обес-

печения службы. Учитывая генеалогическое старшинство службы, государь

стремился поддержать статус служилого человека, когда-то от государства и

приобретенный.

Задания и упражнения:

1) Сколько стоит “имя” известного человека и какой-доход оно приносит?

2) Какими принципами регулируется размещение персон на торжестве-

ных мероприятиях?

3) Пользуясь “Соборным уложением” 1649 г. приведите конкретные та-

рифы почестей и бесчестья.

4) Окажите почесть какому-нибудь лицу.

5) Какого места в жизни и в своей деловой деятельности вы достойны?

ГЛАВА III. Планирование семьи




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1202; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.