Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жизненный цикл семьи. Жизненный цикл семьи (семейный цикл) – это последовательность фаз ее




Жизненный цикл семьи (семейный цикл) – это последовательность фаз ее

развития, включая ее рождение, рост, редукцию и распад.

Жизненный цикл американской семьи описывается в маркетинговом

аспекте.

Молодые одинокие. Типичными примерами являются студенты или моло-

дые специалисты, живущие в общежитии. Заработки относительно невелики, но

и устойчивых потребностей в товарах тоже немного. Ориентированы на моду и

отдых, значительную часть тратят на одежду, развлечения, аудио- и видеотех-

ника, образовательные услуги, спортивные товары, алкогольные напитки, пита-

ние в ресторанах, отпуск и свободное время.

Молодожены без детей. Доход идет в основном на машины, одежду, от-

пуск и досуг. На их долю приходится максимальное число покупок. Покупается

или арендуется жилье. Они больше всех покупают мебель, бытовую технику,

готовые к употреблению пищевые продукты, различные новинки для облегче-

ния домашнего труда. Восприимчивы к рекламе. Они интересуются развлече-

ниями, которые могут посещать вдвоем, товарами для путешествий и отдыха,

аудио- и видеотехникой, книгами и др.

Полное гнездо 1. С появлением первого ребенка один из родителей часто

уходит с работы, семейный доход уменьшается. На этом этапе семья обычно

имеет наименьший среднедушевой доход за весь жизненный цикл. Ребенок соз-

дает новые потребности, в корне меняя структуру расходов. Вероятно, молодые

родители переедут в их первый дом; купят мебель и украшения для детской

комнаты, стиральную машину, сушилку и прочую домашнюю технику. Повы-

шенным спросом пользуются детские товары. Сбережения семьи сокращаются,

супруги не удовлетворены своей работой. Они наиболее вероятные покупатели

подержанных автомобилей.

Полное гнездо II. Младшему ребенку 6 и более лет, доход работающего

супруга возрастает, второй супруг возвращается к работе вне дома. Финансовое

188

положение семьи обычно улучшается. Этап с наиболее широкими потребитель-

скими интересами двух поколений и достаточно большим среднедушевым до-

ходом. Завершается оформление семейного очага. Характерны покупки мебели,

холодильников и плит, появление домашних животных (собак, кошек).

Полное гнездо III. Супруги зрелого возраста (старше 45 лет) с детьми.

Второй супруг работает и может получать более высокий доход по сравнению с

прошлым. Дети тоже могут иметь случайные заработки. Наиболее благоприят-

ный для жизни семьи период, когда основные проблемы решены, все необхо-

димое приобретено, среднедушевой доход максимален. Приобретаются компь-

ютеры, квартиры, дачи, автомашины. Для младшего поколения характерен

спрос на образовательные услуги, книги, аудио- и видеотехнику, развлечения,

спортивные и туристические товары.

Пустое гнездо I. Дети покинули дом и финансово не зависят от родите-

лей. Семья удовлетворена своим финансовым положением и объемом сбереже-

ний, потому что доход продолжает расти. Супруги зачастую производят кое-

какие улучшения в доме, приобретают предметы роскоши и большую часть до-

хода тратят на отдых и путешествия. Популярны товары и услуги, связанные с

садоводством и огородничеством.

Пустое гнездо II. Глава семьи выходит на пенсию, семейный доход резко

сокращается. Расходы теперь связаны в основном со здоровьем. Возможно, бу-

дет приобретен небольшой дом, квартира в районе с лучшим климатом.

Вдовствующий супруг. Если продолжает работать, может получать не-

плохой доход. Он может продать дом, больше тратит на отдых, медицинские,

религиозные и ритуальные услуги.

Жизненный цикл европейской семьи описывается в эволюционно-

системном плане.

1. «Время монады»: жизнь молодой человек, финансово самостоятель-

ный, живет отдельно от своих родителей.

2. Встречи с будущим брачным партнером, ухаживание за ним.

189

3. «Время диады» – заключение брака, объединение под одной крышей,

начало ведения совместного хозяйства, общая жизнь. Молодые люди должны

заключить договор о том, как жить вместе. Необходимо распределить функции

в семье, решить, кто придумывает и организует развлечения, кто главный, на

что тратить деньги, кто из супругов работает, а кто нет, когда заводить ребенка,

какое поведение и какой внешний вид являются сексуально привлекательным и

т. п. Многие предпочтения часто не ясны и не проговорены (режим труда и от-

дыха, пищевые _______привычки, характер домашней одежды и др.).

4. С появлением первого ребенка возникает потребность в перераспреде-

лении ролей, времени, денег и т.п. Кто будет вставать к ребенку по ночам? Бу-

дут ли родители сидеть дома вместе или ходить в гости по очереди, или жена

будет с ребенком, а муж будет жить, как холостой? Ребенок приносит чувство

рутины и монотонности; супругам кажется, что молодость и праздник кончи-

лись и начались бесконечные будни, муж чувствует себя заброшенным. Жена

думает, что она брошена с ребенком на руках, и вдруг понимает, что она не за-

мужем и не вынесет тягот семейной жизни. Возможны измены, которые не-

брежно скрываются, чтобы скандалы и следующие за ними примирения созда-

вали иллюзию близости и сохраняли семью. Разыгрывается личная нежизне-

способность: хронические заболевания, алкоголизм, профессиональная несо-

стоятельность.

5. С появлением второго ребенка нередко старшая девочка в семье стано-

вится для следующих детей как бы мамой; она отвечает за младших и лишается

возможности жить собственной жизнью. Средний ребенок самый благополуч-

ный, свободный от семейных сценариев и долгов. Проблему детской ревности

родители решают, экстраполируя свой детский опыт. Сверхконтроль за отно-

шениями детей, позиция судьи выдает потребность в подтверждении собствен-

ной ценности (и опыт унижения в детстве).

В функциональной семье выделяются супружеская и детская подсистемы.

В дисфункциональной семье образуются коалиции: мама с одним ребенком

против папы с другим, мама с детьми против папы. Если границы подсистем

190

очень жесткие (если ребенок уложен спать, к нему не подходят до утра), то мо-

гут возникать психосоматические заболевания у детей, так как только очень

сильными раздражителями (болезнями с эффектными проявлениями) они могут

приблизиться к родителям. Если границы подсистем слишком проницаемые, то

члены семьи лишены privacy – возможности жить частной жизнью. Возникает

слитность, спутанность ролей, “обродителенные” дети и инфантильные родите-

ли. Не ясно, кто принимает решения, кто отвечает за кого.

6. Интеграция детей в общество. На этой стадии проверяются границы

семейной системы, эффективность ее обмена с окружающей средой. Что счи-

тать успехом и неудачей? Какова цена успеха. Гиперсоциализирующая семья

добивается успеха любой ценой, а неудачник лишается семейной поддержки.

Гиперсоциализирующая семья имеет проницаемые внешние границы, но гра-

ницы семейных подсистем менее проницаемы. Отношения между членами се-

мьи спонтанны. Диссидентская семья закрыта по отношению к обществу, но

имеет проницаемые внутренние границы. Здесь возникает проблема верности и

лояльности семье. Нарушение правил грозит остракизмом.

7. Пубертат. Ведущая потребность ребенка – выяснить, кто я и куда иду.

Ответ “я ребенок своих родителей” недостаточен для построения идентичности.

Примеры ищутся вне семьи. Семья готовит ребенка к сепарации, к самостоя-

тельной жизни.

8. «Опустевшее гнездо». Дети выросли и живут самостоятельно, родители

остались вдвоем. Важна самореализация и занятость собой.

9. Одиночество. Желательно вступление в сверстническое сообщество

престарелых.

Жизненный цикл российской семьи описывается в институциональном

(контрактном) плане.

1. Родительская семья с взрослыми детьми, не имеющими опыта незави-

симой жизни. Молодой человек – ребенок своих родителей. Обычно у него нет

ясного представления о том, что было достигнуто в его жизни лично им самим,

ему трудно выработать чувство личной ответственности за свою судьбу. Он не

191

может проверить на практике правила жизни, полученные от родителей, и часто

не может выработать свои.

2. Молодой человек вступает в брак и приводит супруга в дом родителей.

Чтобы создать маленькую семью внутри большой, молодые люди должны до-

говориться не только друг с другом о том, как они будут жить вместе, но и пе-

редоговориться с родителями. Патриархальная модель: брачный партнер входит

в большую семью на правах еще одного ребенка. Родителей предлагается назы-

вать “мама” и “папа”. Тогда молодые супруги – как бы вновь обретенные брат с

сестрой.

Когда один член пары хочет быть мужем или женой во-первых, а сыном

или дочерью во-вторых, а у другого супруга приоритеты обратные, то возни-

кающий ролевой конфликт выглядит как ссора между свекровью и невесткой

или между зятем и родителями жены. Малая семья нуждается в сепарации, а

большая семья нуждается в самосохранении. Брак виртуален.

3. Рождение ребенка также требует перезаключения семейного контракта.

Не всегда ясно, кто функциональная бабушка, а кто функциональная мама, т. е.

кто фактически осуществляет заботу, уход, выращивание ребенка. Эти роли мо-

гут быть спутаны, и ребенок – скорее сын или дочь бабушки, а не матери. Соб-

ственные родители ребенку – скорее старшие брат и сестра.

4. Появление второго ребенка привносит ситуацию детской ревности. В

многодетных семьях часть обязанностей по уходу за младшими ложится на

старших детей, которые выступают функциональными («младшими») родите-

лями, что повышает их ранг в семейной иерархии.

5. Активное старение и болезнь прародителей. Старики беспомощны и за-

висимы. Они занимают позицию маленьких детей, сталкиваясь с досадой и раз-

дражением. Из стариков получаются нежеланные и нелюбимые дети, хотя они

привыкли быть во главе. Типичный упрек: “Некого попросить подать стакан

воды”. Считается недостойным позволить умереть своим старикам вне дома,

помещать в дом для престарелых, больницу. Старики вступают в коалиции с

подростками: покрывают поздние отлучки и школьные неуспехи. Обязанность

192

ухода и присмотра за больными стариками в доме можно передать подросткам,

привязывая к дому, лишая вредной уличной компании, но и замедляя построе-

ние их идентичности.

6. Старики умерли. Семья со взрослыми детьми возвращается к пробле-

мам первой стадии.

Экономический механизм жизненного цикла семьи. В заключение

следует сказать, что экономическая динамика семьи определяется динамикой

человеческого капитала и обеспечивающего его физического капитала. Зарож-

дение и рост семьи требуют расширения жизненного пространства, что ведет,

как правило, к улучшению жилищных условий и дополнительному спросу на

потребительские товары длительного пользования. Подросшие дети периодиче-

ски высвобождают труд занятых ими членов семьи, семейный доход скачкооб-

разно растет, и основные потребительские фонды обновляются.

Экономическую динамику крестьянской семьи в дореволюционной Рос-

сии А.В. Чаянов характеризовал показателем трудонапряженности, т. е. отно-

шением числа едоков к числу работников. Давление потребительских запросов

оказалось максимальным (1,94) на 14 году существования семьи. Динамику

средней американской семьи характеризуют показателем совокупного дохода,

который составляет: до 24 лет – 67%, 25–34 г. – 100%, 35–44 г. – 115%, 45–54 г.

– 119%, 55–64 г. – 101%, более 65 лет – 50%. В целом исследования жизненного

цикла семьи показали, что масштабы семейного хозяйства определяются давле-

нием потребительских запросов растущего числа членов семьи. Поэтому на

первых фазах семейного цикла вынужденной является сравнительно неэффек-

тивная занятость, а на последних фазах общий объем занятости сокращается, но

сфера ее приложения наиболее эффективна.

Задания и упражнения:

1) Конкретизируйте модель жизненного цикла изделия в соответствии с

рассмотренными моделями жизненного цикла семьи.

193

2) Каким образом можно оптимизировать динамическую структуру жиз-

ненного цикла семьи?

3) Охарактеризуйте содержание семейного контракта в вашей семье.

4) Определите тип вашей семейной системы.

5) Реконструируйте динамику физического и человеческого капитала в

экономической истории вашей семьи.

194




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.