КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Жизненный цикл семьи. Жизненный цикл семьи (семейный цикл) – это последовательность фаз ее
Жизненный цикл семьи (семейный цикл) – это последовательность фаз ее развития, включая ее рождение, рост, редукцию и распад. Жизненный цикл американской семьи описывается в маркетинговом аспекте. Молодые одинокие. Типичными примерами являются студенты или моло- дые специалисты, живущие в общежитии. Заработки относительно невелики, но и устойчивых потребностей в товарах тоже немного. Ориентированы на моду и отдых, значительную часть тратят на одежду, развлечения, аудио- и видеотех- ника, образовательные услуги, спортивные товары, алкогольные напитки, пита- ние в ресторанах, отпуск и свободное время. Молодожены без детей. Доход идет в основном на машины, одежду, от- пуск и досуг. На их долю приходится максимальное число покупок. Покупается или арендуется жилье. Они больше всех покупают мебель, бытовую технику, готовые к употреблению пищевые продукты, различные новинки для облегче- ния домашнего труда. Восприимчивы к рекламе. Они интересуются развлече- ниями, которые могут посещать вдвоем, товарами для путешествий и отдыха, аудио- и видеотехникой, книгами и др. Полное гнездо 1. С появлением первого ребенка один из родителей часто уходит с работы, семейный доход уменьшается. На этом этапе семья обычно имеет наименьший среднедушевой доход за весь жизненный цикл. Ребенок соз- дает новые потребности, в корне меняя структуру расходов. Вероятно, молодые родители переедут в их первый дом; купят мебель и украшения для детской комнаты, стиральную машину, сушилку и прочую домашнюю технику. Повы- шенным спросом пользуются детские товары. Сбережения семьи сокращаются, супруги не удовлетворены своей работой. Они наиболее вероятные покупатели
подержанных автомобилей. Полное гнездо II. Младшему ребенку 6 и более лет, доход работающего супруга возрастает, второй супруг возвращается к работе вне дома. Финансовое 188 положение семьи обычно улучшается. Этап с наиболее широкими потребитель- скими интересами двух поколений и достаточно большим среднедушевым до- ходом. Завершается оформление семейного очага. Характерны покупки мебели, холодильников и плит, появление домашних животных (собак, кошек). Полное гнездо III. Супруги зрелого возраста (старше 45 лет) с детьми. Второй супруг работает и может получать более высокий доход по сравнению с прошлым. Дети тоже могут иметь случайные заработки. Наиболее благоприят- ный для жизни семьи период, когда основные проблемы решены, все необхо- димое приобретено, среднедушевой доход максимален. Приобретаются компь- ютеры, квартиры, дачи, автомашины. Для младшего поколения характерен спрос на образовательные услуги, книги, аудио- и видеотехнику, развлечения, спортивные и туристические товары. Пустое гнездо I. Дети покинули дом и финансово не зависят от родите- лей. Семья удовлетворена своим финансовым положением и объемом сбереже- ний, потому что доход продолжает расти. Супруги зачастую производят кое- какие улучшения в доме, приобретают предметы роскоши и большую часть до- хода тратят на отдых и путешествия. Популярны товары и услуги, связанные с садоводством и огородничеством. Пустое гнездо II. Глава семьи выходит на пенсию, семейный доход резко сокращается. Расходы теперь связаны в основном со здоровьем. Возможно, бу- дет приобретен небольшой дом, квартира в районе с лучшим климатом. Вдовствующий супруг. Если продолжает работать, может получать не- плохой доход. Он может продать дом, больше тратит на отдых, медицинские, религиозные и ритуальные услуги. Жизненный цикл европейской семьи описывается в эволюционно-
системном плане. 1. «Время монады»: жизнь молодой человек, финансово самостоятель- ный, живет отдельно от своих родителей. 2. Встречи с будущим брачным партнером, ухаживание за ним. 189 3. «Время диады» – заключение брака, объединение под одной крышей, начало ведения совместного хозяйства, общая жизнь. Молодые люди должны заключить договор о том, как жить вместе. Необходимо распределить функции в семье, решить, кто придумывает и организует развлечения, кто главный, на что тратить деньги, кто из супругов работает, а кто нет, когда заводить ребенка, какое поведение и какой внешний вид являются сексуально привлекательным и т. п. Многие предпочтения часто не ясны и не проговорены (режим труда и от- дыха, пищевые _______привычки, характер домашней одежды и др.). 4. С появлением первого ребенка возникает потребность в перераспреде- лении ролей, времени, денег и т.п. Кто будет вставать к ребенку по ночам? Бу- дут ли родители сидеть дома вместе или ходить в гости по очереди, или жена будет с ребенком, а муж будет жить, как холостой? Ребенок приносит чувство рутины и монотонности; супругам кажется, что молодость и праздник кончи- лись и начались бесконечные будни, муж чувствует себя заброшенным. Жена думает, что она брошена с ребенком на руках, и вдруг понимает, что она не за- мужем и не вынесет тягот семейной жизни. Возможны измены, которые не- брежно скрываются, чтобы скандалы и следующие за ними примирения созда- вали иллюзию близости и сохраняли семью. Разыгрывается личная нежизне- способность: хронические заболевания, алкоголизм, профессиональная несо- стоятельность. 5. С появлением второго ребенка нередко старшая девочка в семье стано- вится для следующих детей как бы мамой; она отвечает за младших и лишается возможности жить собственной жизнью. Средний ребенок самый благополуч- ный, свободный от семейных сценариев и долгов. Проблему детской ревности родители решают, экстраполируя свой детский опыт. Сверхконтроль за отно- шениями детей, позиция судьи выдает потребность в подтверждении собствен- ной ценности (и опыт унижения в детстве). В функциональной семье выделяются супружеская и детская подсистемы.
В дисфункциональной семье образуются коалиции: мама с одним ребенком против папы с другим, мама с детьми против папы. Если границы подсистем 190 очень жесткие (если ребенок уложен спать, к нему не подходят до утра), то мо- гут возникать психосоматические заболевания у детей, так как только очень сильными раздражителями (болезнями с эффектными проявлениями) они могут приблизиться к родителям. Если границы подсистем слишком проницаемые, то члены семьи лишены privacy – возможности жить частной жизнью. Возникает слитность, спутанность ролей, “обродителенные” дети и инфантильные родите- ли. Не ясно, кто принимает решения, кто отвечает за кого. 6. Интеграция детей в общество. На этой стадии проверяются границы семейной системы, эффективность ее обмена с окружающей средой. Что счи- тать успехом и неудачей? Какова цена успеха. Гиперсоциализирующая семья добивается успеха любой ценой, а неудачник лишается семейной поддержки. Гиперсоциализирующая семья имеет проницаемые внешние границы, но гра- ницы семейных подсистем менее проницаемы. Отношения между членами се- мьи спонтанны. Диссидентская семья закрыта по отношению к обществу, но имеет проницаемые внутренние границы. Здесь возникает проблема верности и лояльности семье. Нарушение правил грозит остракизмом. 7. Пубертат. Ведущая потребность ребенка – выяснить, кто я и куда иду. Ответ “я ребенок своих родителей” недостаточен для построения идентичности. Примеры ищутся вне семьи. Семья готовит ребенка к сепарации, к самостоя- тельной жизни. 8. «Опустевшее гнездо». Дети выросли и живут самостоятельно, родители остались вдвоем. Важна самореализация и занятость собой. 9. Одиночество. Желательно вступление в сверстническое сообщество престарелых. Жизненный цикл российской семьи описывается в институциональном (контрактном) плане. 1. Родительская семья с взрослыми детьми, не имеющими опыта незави- симой жизни. Молодой человек – ребенок своих родителей. Обычно у него нет
ясного представления о том, что было достигнуто в его жизни лично им самим, ему трудно выработать чувство личной ответственности за свою судьбу. Он не 191 может проверить на практике правила жизни, полученные от родителей, и часто не может выработать свои. 2. Молодой человек вступает в брак и приводит супруга в дом родителей. Чтобы создать маленькую семью внутри большой, молодые люди должны до- говориться не только друг с другом о том, как они будут жить вместе, но и пе- редоговориться с родителями. Патриархальная модель: брачный партнер входит в большую семью на правах еще одного ребенка. Родителей предлагается назы- вать “мама” и “папа”. Тогда молодые супруги – как бы вновь обретенные брат с сестрой. Когда один член пары хочет быть мужем или женой во-первых, а сыном или дочерью во-вторых, а у другого супруга приоритеты обратные, то возни- кающий ролевой конфликт выглядит как ссора между свекровью и невесткой или между зятем и родителями жены. Малая семья нуждается в сепарации, а большая семья нуждается в самосохранении. Брак виртуален. 3. Рождение ребенка также требует перезаключения семейного контракта. Не всегда ясно, кто функциональная бабушка, а кто функциональная мама, т. е. кто фактически осуществляет заботу, уход, выращивание ребенка. Эти роли мо- гут быть спутаны, и ребенок – скорее сын или дочь бабушки, а не матери. Соб- ственные родители ребенку – скорее старшие брат и сестра. 4. Появление второго ребенка привносит ситуацию детской ревности. В многодетных семьях часть обязанностей по уходу за младшими ложится на старших детей, которые выступают функциональными («младшими») родите- лями, что повышает их ранг в семейной иерархии. 5. Активное старение и болезнь прародителей. Старики беспомощны и за- висимы. Они занимают позицию маленьких детей, сталкиваясь с досадой и раз- дражением. Из стариков получаются нежеланные и нелюбимые дети, хотя они привыкли быть во главе. Типичный упрек: “Некого попросить подать стакан воды”. Считается недостойным позволить умереть своим старикам вне дома, помещать в дом для престарелых, больницу. Старики вступают в коалиции с подростками: покрывают поздние отлучки и школьные неуспехи. Обязанность 192 ухода и присмотра за больными стариками в доме можно передать подросткам, привязывая к дому, лишая вредной уличной компании, но и замедляя построе- ние их идентичности. 6. Старики умерли. Семья со взрослыми детьми возвращается к пробле- мам первой стадии. Экономический механизм жизненного цикла семьи. В заключение следует сказать, что экономическая динамика семьи определяется динамикой человеческого капитала и обеспечивающего его физического капитала. Зарож- дение и рост семьи требуют расширения жизненного пространства, что ведет, как правило, к улучшению жилищных условий и дополнительному спросу на потребительские товары длительного пользования. Подросшие дети периодиче- ски высвобождают труд занятых ими членов семьи, семейный доход скачкооб- разно растет, и основные потребительские фонды обновляются. Экономическую динамику крестьянской семьи в дореволюционной Рос- сии А.В. Чаянов характеризовал показателем трудонапряженности, т. е. отно- шением числа едоков к числу работников. Давление потребительских запросов оказалось максимальным (1,94) на 14 году существования семьи. Динамику средней американской семьи характеризуют показателем совокупного дохода, который составляет: до 24 лет – 67%, 25–34 г. – 100%, 35–44 г. – 115%, 45–54 г. – 119%, 55–64 г. – 101%, более 65 лет – 50%. В целом исследования жизненного цикла семьи показали, что масштабы семейного хозяйства определяются давле- нием потребительских запросов растущего числа членов семьи. Поэтому на первых фазах семейного цикла вынужденной является сравнительно неэффек- тивная занятость, а на последних фазах общий объем занятости сокращается, но сфера ее приложения наиболее эффективна. Задания и упражнения: 1) Конкретизируйте модель жизненного цикла изделия в соответствии с рассмотренными моделями жизненного цикла семьи. 193 2) Каким образом можно оптимизировать динамическую структуру жиз- ненного цикла семьи? 3) Охарактеризуйте содержание семейного контракта в вашей семье. 4) Определите тип вашей семейной системы. 5) Реконструируйте динамику физического и человеческого капитала в экономической истории вашей семьи. 194
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |