Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семейный календарь




Народный календарь служил годовым расписанием жертвоприношений

(церковный календарь) и хозяйственных работ (сельскохозяйственный кален-

дарь). Вместе с тем косвенным образом он определял распорядок, годовой круг

семейной жизни по месяцам и сезонам

Демографические события семейной жизни – браки, рождения, смерти –

взаимосвязаны. Разброс демографических событий по календарю не был слу-

чайным, хаотичным, он подчинялся довольно строгим закономерностям. Эти

события объединялись в годовые циклы (круги) – матримониальный, детород-

ный и летальный, –находившиеся в цепочной взаимосвязи.

Структура циклов объясняется с позиций многофакторного подхода. Ве-

дущую роль играли природные (сезонные и климатически), хозяйственные и

религиозные факторы. Некоторые факторы действовали в одном направлении и

усиливали друг друга. Векторы воздействия других могли быть направлены в

разные стороны и уравновешивались.

Ниже излагаются результаты проведенного В.А. Зверевым исследования

семейно-демографического календаря в селениях Сибири (вторая половина XIX

– начало XX в.).

Календарь брачности. Всплеск матримониальной активности наблюдал-

ся два раза в году: зимний в январе-феврале, когда заключали 50–60% всех бра-

ков, и осенний в октябре-ноябре, на который приходилось почти 20% свадеб.

Православная церковь не венчала браки прихожан во время четырех мно-

годневных постов: Великого (48 дней перед Пасхой), Петрова (20 дней в мае-

июне), Успенского (1–14 августа) и Рождественского (15 ноября – 24 декабря).

Действовал религиозный запрет на браки также между Рождеством Христовым

и Крещением (25 декабря – 6 января), на протяжении масленицы – недели перед

Великим постом, в пасхальную неделю. В указанные сроки русские свадьбы не

играли. Суеверия удерживали сибиряков от браков в мае: “В мае жениться – век

маяться”.

206

Осенний сезон сватовства и свадеб повсеместно открывался с Покрова

Богородицы (1 октября), т. е. с окончанием полевых и огородных уборочных

работ, когда появлялись продуктовые запасы, больше времени высвобождалось

для гулянок. Вместе с тем в это время завершалась подготовка к зиме, что

сдерживало свадебную активность. Разгар осеннего свадебного периода прихо-

дился на день празднования явления иконы Богородицы в Казани (“Казанская”,

22 октября).

Зимнее бракосочетание для крестьянской семьи в Сибири было удобнее

осеннего по хозяйственно-бытовым причинам: продажа хлеба и мяса давала к

этому времени денежные средства на свадьбу; “мужской полк” возвращался к

морозам из тайги с охотничьего промысла; после свадьбы к весне – к новому

хозяйственному сезону в дом приходили молодая работница или работник. В

Зимний мясоед венчали даже несовершеннолетних.

С апреля по сентябрь из-за интенсивных полевых работ заниматься брач-

ными делами было некогда, да и средств на свадьбу у средней семьи до нового

урожая не было. Традиция заключения браков зимой оправдывалась также тем,

что дети, родившиеся осенью, за зиму подрастали и с весны “баба могла

впрячься в работу и ней ойкнуть... малец мог обходиться хлебной соской и

меньше тянул мать”. Свадьбы, сыгранные в любой другой сезон, были менее

благоприятны для времени рождения скорых первенцев.

Календарь рождаемости. Генеральная закономерность: в осенне-зимний

период наблюдалось увеличение интенсивности зачатий, а весной летом проис-

ходил _______спад; соответственно, летом-осенью наблюдался подъем рождаемости, а

в зимне-весеннюю пору – ее сокращение.

Физиологические особенности женского организма подталкивают его к

особой половой активности осенью и вначале зимы, когда световой день стано-

вится коротким и сокращает выработку в организме мелатонина – гормона, по-

давляющего сексуальность, а иногда препятствующего наступлению беремен-

ности. Зачатые в октябре–декабре рождаются в конце лета – начале осени, ко-

гда малыши и сама мать меньше всего рискуют пострадать от голода.

207

В феврале–марте у женщин наступает естественное снижение способно-

сти к оплодотворению. Весенний подъем сексуальности в силу зимнего исто-

щения людей и скудости сибирской флоры незначителен.

Длительные периоды летней жары, наличие обширных заболоченных ме-

стностей, благоприятствовали распространению в теплое время года эпидемий,

особо опасных для рожениц и грудных детей. Зная об этом, крестьянки стара-

лись предотвратить зачатие детей в первые осенние месяцы, откладывали поло-

вую активность на конец осени и зиму – чтобы рождение ребенка не пришлось

на начало лета.

Во время интенсивных аграрных работ в августе половая жизнь сверты-

валась, происходили сбои менструального цикла у женщин, что вело к падению

рождаемости в конце зимы и весной, особенно в мае.

Неравномерность деторождения определялась сезонностью крестьянской

экономики. В осенне-зимний период крестьяне имели в относительном изоби-

лии калорийную пищу и приурочивали сюда молодежные игрища и свадьбы.

Учащение зачатий с сентября по февраль вело к всплеску рождаемости в летне-

осенний период (55% рождений). Май, июль, август характеризуются интен-

сивными работами, что снижало количество и зачатий и, соответственно, по-

следующих рождений в феврале и апреле–мае. Июнь – между окончанием по-

севной и началом сенокоса – был относительно свободным, и в марте рождае-

мость возрастала.

В отдельных группах населения особенности годового детородного круга

определялись сезонностью занятий: летними лагерными сборами у казаков,

мужским отходничеством на золотые прииски летом, сезонностью рыболовного

и охотничьего промыслов.

Длительные многодневные посты – Великий и Рождественский – опреде-

ляли минимум зачатий в марте и декабре, и, соответственно, минимумы рожде-

ний в сентябре и декабре. В моменты выхода из длительных постов возрастал

интенсивность половых отношений, что сказывалось на увеличении рождаемо-

сти в январе и октябре.

208

Календарь смертности. В традиционной экономике 40–60% умиравших

составляли младенцы, следовательно, их смертность формировала генеральные

закономерности смертности во всем населении.

На период июня сентября (третья часть года) приходилось более полови-

ны умерших в возрасте до 1 года, а в июле–августе количество смертей превы-

шало среднегодовой показатель для данной группы в 2–2,5 раза. Смертность

детей в возрасте 1–5 лет (таковые составляли 15–20% всех усопших) в июле–

августе была тоже велика, но все же в холодные месяцы они умирали значи-

тельно чаще грудничков. В возрастной группе старше 5 лет пик смертности на-

блюдается в зимне-весенний период. Для взрослых самым опасным временем

года была весна.

Главной естественной причиной летнего максимума смертности является

длительная жара, которая приводила к перегреву организма, а в местах заболо-

ченных и сырых, при отсутствии дренажа провоцировала бурное размножение

возбудителей многих инфекционных заболеваний. Так, эпидемии дизентерии

являлись причиной четверти всех смертей в деревнях и почти половины случа-

ев гибели младенцев.

Зимние морозы заставляли членов крестьянской семьи скучиваться на

долгое время в тесном жилище, что благоприятствовало заражению детей ос-

пой, корью, скарлатиной (гибель от этих болезней преобладала в возрастной

группе 1–5 лет), а взрослых – тифозной “горячкой”. Весной и поздней осенью,

когда в Сибири велики перепады температуры и часты холодные ветры, чаще

простужались, ведь дети и взрослые много времени проводили на улице.

В первый месяц после родов от пороков организма погибало 20–30% всех

младенцев, умерших в возрасте до 1 г. В разгар сезона рождений обычным де-

лом было отсутствие тщательного осмотра и обмывания новорожденного, фи-

зические травмы от “правления” его головки, занесение инфекции при небреж-

ном перерезывании пуповины, содержание постоянно в душной атмосфере из-

бы без прогулок на воздухе, что ослабляло детей и делало их восприимчивыми

к болезни. Губительным оказывалось неправильное питание малышей, вклю-

209

чавшее в себя все, “что едят взрослые”, и основанное часто на скисшемся в не-

мытой соске коровьем молоке. Детей постарше родители летом не уберегали от

поедания недозрелых огородных овощей, лесных ягод. Весенний всплеск

смертности был связан с отсутствием у многих детей (да и взрослых из бедняц-

ких семей) удобной и теплой обуви, подходящей по сезону одежды.

Весной с началом полевых работ учащалась смертность подростков и

взрослых вследствие травм и простуд от ночевки на сырой пашне. Малыши

умирали от недосмотра матерей, которые поголовно были задействованы на се-

нокосе, уборке хлебов и не появлялись дома сутками, так как при залежно-

паровой системе полеводства многие пашни располагались далеко от деревни.

Большинство грудных детей, страдавших дизентерией, были лишены материн-

ского молока и ухода, находились на попечении престарелых бабушек и дедов,

малолетних сестер и приходящих нянек, нередко несправлявшихся со своими

обязанностями.

Задания и упражнения:

1) Наблюдается ли в настоящее время неравномерность годового цикла

свадеб, рождений и смертей?

2) Используя дополнительные источники, определите факторы, влияю-

щие на специфику семейного календаря населения, относящегося к другому хо-

зяйственно-культурному типу.

3) Является у людей весна порой любви?

4) Проанализируйте помесячную структуру дат рождения членов вашей

группы.

5) Какие практические выводы вы сделали для себя, после изучения пред-

ставленного материала?

210

ГЛАВА IV. Брачный проект




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.