Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Брачная сделка




Содержанием брачной сделки служат условия о свадебных платежах и о

сроке совершения брака.

Обменный брак. У стадных млекопитающих, живущих небольшими

группами, присутствует матримониальный обмен – обмен производителями.

Чем меньше группа, тем больше колебания равновесия между двумя полами в

возрастной категории, способной к размножению. По данным статистики,

группа, насчитывающая несколько десятков особей, угасает в течение несколь-

ких веков. Обмен супругами между различными группами позволяет избежать

этого исхода. Олени и львы осуществляют такие обмены систематически.

Шимпанзе обменивают только самок, мартышки – самцов.

Обменный брак: за невесту отдавалась родственница. Если еще малень-

кая, то подрастала в семье будущего мужа. К такой форме прибегали для того,

чтобы крепче связать узы родства и не платить калым.

Обменный брак появился, когда утвердилось вирилокальное (в доме му-

жа) поселение супругов. Жена, переходя в дом мужа, включалась в хозяйствен-

ную деятельность его семьи, а ее родная семья (и одновременно ее община) те-

ряла своего члена. Убыль в одном коллективе должна была компенсироваться

равной убылью в другом. Этому служила дуальная брачная организация, при

которой два коллектива регулярно обменивались женщинами.

Целью матримонимального обмена также были поиск поддержки или по-

кровительства. На Тробриандских островах говорят: “Что, ты хотел бы женить-

ся на сестре? Что с тобой? Ты не хочешь иметь шурина? Разве ты не понима-

ешь, что если ты женишься на сестре другого мужчины, а еще один мужчина

женится на твоей сестре, то у тебя будут шурин и деверь, а если ты женишься

на своей сестре, то у тебя вообще никого не будет? С кем ты будешь охотиться,

с кем ты будешь сажать огород, с кем ты будешь встречаться?”. Приобретая

жен, мужчина устанавливал тесные отношения с их родственниками, создавая

тем самым обширный круг людей, готовых всегда поддержать его. Работающие

230

в домохозяйстве многочисленные жены обеспечивали мужчине и материальные

преимущества. Жен даже одалживали в обмен на что-нибудь.

В районах свободного раздела земли между наследниками, где было не-

обходимо не допустить измельчания хозяйств (вплоть до размеров, недостаточ-

ных для жизни) практиковалось заключение браков между представителями

двух семейств – с тем, чтобы потеря собственности при одном браке компенси-

ровалась её приобретением при другом.

Брачный выкуп (калым) – плата (или отработка) за невесту. Происхож-

дение платы за невесту связано с похищением: жених-похититель примиряется

с родом невесты и платит выкуп. Брачный выкуп практикуется в обществах, где

численность женщин ниже, чем мужчин. Женщины пели: “Кто хочет иметь мо-

лодую жену, тот должен за нее заплатить, а у кого денег нет, от пусть ищет себе

старую козу” (Западная Словакия).

Продажа совершалась главой рода, родителями, старшими родственника-

ми др. Арабский писатель Казвини говорит о россах: “Тот, у которого родилось

две или три дочери, обогащается, тогда как имеющий двух-трех сыновей дела-

ется бедняком”. У эвенков семьи, в которых рождались дочери, считалась сча-

стливой и обычно была лучше обеспечена за счет калыма. Молодая женщина

периодически навещала своего отца, и он каждый раз щедро ее одаривал, бла-

годаря за калым.

Плата за невесту включала возмещение затрат на ее воспитание, компен-

сацию упущенной выгоды от использования ее в домашнем хозяйстве, форми-

ровала личное имущество ее и ее детей. Торги за выкуп невесты и ее приданое

были формой заботы семьи девушки об ее обеспеченном будущем и укреплени-

ем социальных прав будущих детей. Чем выше цена, тем более чести для невес-

ты, о чем провозглашается немедленно по деревне. За счет калыма семья невес-

ты собирала ей приданое и несла другие свадебные расходы.

Выкуп выплачивается зачастую долями в течении нескольких лет, он яв-

ляется залогом хороших отношений между семьями мужа и жены. Жена при-

надлежала роду мужу, и если калым не был полностью выплачен, то при за-

231

ключении повторного брака новый муж выплачивал старый калым. Когда не

без влияния работорговли в Кении возросла цена невест, то бывало, что взрос-

лый мужчина не мог жениться, так как выплачивал калым за свою мать, по-

скольку его отец умер. Во многих обществах выплата выкупа создает презумп-

цию отцовства: муж является отцом всех детей своей жены, даже если они рож-

дены и не от него. До тех пор, пока выкуп не возвращен, жена, даже если она не

живет более со своим мужем, не может вновь выйти замуж, а дети, которых она

рожает в этот период, считаются детьми ее мужа.

В племени нуэров (Судан) женщина, неспособная к деторождению, может

уплатить брачную компенсацию родителям другой женщины, жениться на ней

с тем, чтобы она родила детей от мужчин. В этом случае она рассматривается

как мужчина, может наследовать скот и получать брачные компенсации в слу-

чае замужества девушек ее рода.

В племени кукуйю вдова, возраст которой не позволяет ей родить от лю-

бовника ребенка, который бы унаследовал имущество ее покойного мужа, мо-

жет купить женщину с тем, чтобы она родила такого наследника; эта женщина

рассматривается как супруга умершего, а ее дети являются прямыми наследни-

ками умершего, поскольку сама эта женщина была куплена за счет имущества

умершего.

Среди азанди женщины монополизируются более взрослыми мужчинами,

и более молодым приходится “брать в жены” мальчиков, что продолжается до

тех пор, пока не придет время взять в жены женщину. Он платит выкуп копья-

ми за мальчика, который и превращается в “жену”.

Обрядовые свадебные платежи включают обрядовое одаривание и об-

рядовые выкупы.

В эпоху парного брака принятие девушкой подарка от юноши обязывало

вступить в брак. Во время ухаживания молодые люди обменивались подарками,

которые рассматривались как залог согласия сторон заключить брачный союз.

В традиционном обществе особенно ценились подарки, сделанные собствен-

ными руками, так как они демонстрировали умения брачующихся партнеров.

232

В брачном процессе подарки дарились с обеих сторон. Подарки жениха

состояли из верхней одежды и обуви, украшений, косметики. Гостинцы – час-

тично раздавались подругам невесты. Подарки невесты делались родственни-

кам жениха в зависимости от ценности их даров.

Невеста готовила подарки родственникам мужа, чтобы задобрить их. По-

дарки показывали обеспеченность невесты, ее рукодельность и работоспособ-

ность. Существовали нормы, определявшие, кто из родственников и свадебных

чинов должен был получить подарки от невесты и какие именно. Свекр и сват

получали рубаху, пояс, носки, варежки, платок, девери – носки и пояса, поло-

тенца и пояса – священнослужителям, музыкантам, мельнику. Получивший по-

дарок делал отдарок. Невеста одаривала поезжан и своих родственников, крест-

ную и крестного, которые возвращали невесте подарки, передариваемые поез-

жанам. Раздавалось несколько десятков рубах и сорочек, полотенец, до 100

поясков и полотенец. Свекрови и свекру предназначались сами значительные

подарки

Кроме подарков членам семейства мужа невеста преподносила жертвен-

ные дары духам нового местожительства, т. е. над теми предметами, от которых

ожидала благополучия: пояса и полотенца в амбаре, хлеву, очагу, над сундуком.

В Гродненской губернии, молодая, пришедшая впервые на колодец за водой,

клала около него хлеб, пирог, сыр, деньги. Деньги бросались на ветер и в реку.

При сватовстве деньги бросали на пол “кошке” (их подбирали дети) и за печь –

“домовому”.

К свадьбе невесте дарили рукоделия с заговорными узорами – полотенца,

покрывала, платы, занавеси. Они создавали в доме жениха освоенное невестой

пространство – “кут” (закуток около печи). Свадебные гости одаривали моло-

дых предметами хозяйственного назначения, которые принадлежали обоим.

Совершали обходы с корзиной: сбор денег “на колыбель”. Если жена была дев-

ственницей, муж делал подарок теще.

233

Плата за невесту бывает действительная, получаемая отцом невесты, и

обрядовая – “выкуп”, получаемый братом невесты или ее подругами. Обрядо-

вый выкуп мог выплачиваться при обрядовой продаже и обрядовой краже.

Разновидности обрядовых выкупов: выкуп за невесту ее дружине; при

угадывание женихом своей невесты за каждую ошибку он платил штраф; выкуп

за проезд свадебного поезда; выкуп женихом вещей, украденных подружками

невесты из приданого при переносе его в дом; продажа приданого подружкой

невесты другу жениха; выкуп тести и тещи; выкуп места невесты за столом;

выкуп косы невесты; выкуп невесты женатыми мужчинами на танец; кража

туфли и шляпы жениха и возврат за выкуп; кража каравая и его выкуп старшей

свахой; молодежь выкрадывала имущество в домах пировавших на свадьбе гос-

тей и возвращала вещи владельцу за небольшой выкуп; выкуп молодым своего

места рядом с молодой в первую брачную ночь у дружки.

Во время прощания молодой со своей семьей и домом гости нередко ста-

рались “украсть” для нее в доме ее родителей все необходимое в хозяйстве – от

ложки до птицы и даже коровы. Украденное становилось собственностью мо-

лодухи.

Одним из оснований множественности обрядовых выкупов является ре-

ликтовые традиции оргиастических нападений и группового брака. Брачую-

щиеся откупались также от сверстнических групп («девичник», «мальчишник»).

Новобрачный угощал взрослых мужчин, совершая ритуал включению в группу

женатых мужчин. Вкупины – вступление в общество замужних женщин.

Приданое. В странах с сильной матриархальной традицией брак осуще-

ствлялся в форме привода. Невесту приводят в дом к жениху, а за нее приносят

приданое. Приданое собиралось и готовилось в основном на средства матери и

дочери, ее подругами и составляло личную собственность женщины. Приданое

в какой-то мере давало молодой хозяйке ощущение экономической независи-

мости в доме мужа.

Кроме приданого, невеста получала наделок – свою долю дочери в буду-

щем наследстве после смерти отца. Тогда дочь отказывалась от наследства. В

234

наделок входило любое имущество, выделяемое родителями за исключением

одежды. Наделок поступал в семью мужа, становясь его собственностью. При-

даное жена забирала с собой, возвращалась в дом родителей в случае вдовства

или бездетности. В последнем случае мужу оставлялись его подарки.

У русских приданое дочери копили приданое, начиная с детства: “Дочку в

колыбельку, приданое – в коробейку”. Приданое включало скот, деньги, хлеб,

постельные принадлежности, верхнюю одежду девушки, белье, хозяйственный

инвентарь, посуду, запас тканей.

Размер приданого зависел от состоятельности семьи и воли родителей.

Сватовство расстраивалось, если сторона жениха считала приданое недостаточ-

ным. Иногда родители жениха сами давали деньги а приданое, что все было как

у всех.

Отвоз приданого производился накануне свадьбы, во время венчания,

иногда частями дополняли и после свадьбы. Приданое укладывали на воз, ста-

раясь сделать его громоздким, чтобы казалось, что невеста богата. Нередко по-

стельник, под надзором которого находилось приданое, несколько раз объезжал

поселение, демонстрируя зажиточность невесты. Передача приданого сопрово-

ждалась символическим торгом, требованием огромного выкупа

Требование большого приданого мешало многим девушкам выйти замуж.

В семьях бедного и среднего достатка замуж дочерей выдавали по старшинст-

ву, чтобы не всем сразу готовить приданое.

Часто девушка вынуждена была поступить в услужение или батрачить,

чтобы скопить денег на приданое. Бесприданной невесте помогали родственни-

ки. Иногда покупали вскладчину. Если невеста сирота, то перед свадьбой ее

крестная мать обходила всех женщин в селе. В Скандинавии, занимаясь сбором

(собиранием) приданого, невеста со своей спутницей надевали парадную одеж-

ду, иногда несла на своей руке несколько сложенных шалей или платков как

знак своего положения. Обходя деревню, она сообщала о свадьбе и получала

различные подарки. Брала с собой нарядную наволочку или простыню, куда

складывала подарки. После просватанья невеста собирала своих подружек для

235

помощи _______в шитье недостающих частей одежды. Если не успевали, уходя домой,

брали с собой какую-нибудь работу. Девушки знали, что после свадьбы в доме

свекрови невесте трудно будет найти деньги и время на свои нужды.

Свадебным платежом заканчивался побег жениха со свадьбы от невесты и

свадебных гостей. Он отказывался возвращаться и кричал: “Не хочу бабу, толь-

ко девушку”. После долгих уговоров и платы, которую давали жениху подруги

невесты, он возвращался к невесте. Если новобрачная оказывалась нецеломуд-

ренной, то ее могли возвратить родителям и отец ее вынужден был давать

большой откуп.

С приданым приходил в семью невесты и примак. Если не было наслед-

ников мужского пола в семье родителей жены, то парень должен был внести в

хозяйство жены некоторую сумму денег, иначе он бы всеми считался бесправ-

ным.

Задания и упражнения:

1) Проанализируйте логику развития обменного брака как формы товаро-

обмена.

2) В каких хозяйственно-культурных типах доминирует калым, а в каких

– приданое?

3) В чем заключаются экономические основания выпалты приданого и

калыма?

4) Опишите ваше приданое (или платежи невесте и ее семье)?

5) Разработайте экономический сценарий свадьбы с полным перечнем и

тарификацией свадебных платежей.

236

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во всех обществах богатство означает изобилие средств существования.

Для буржуа богатство воплощено в капитале, ренте, вещах и услугах, оплачи-

ваемых деньгами. Для человека традиционного общества богатство заключает-

ся в собственности и статусе, которые приносят ренту, обеспечивают восста-

новление имущества, периодически утрачиваемого в результате бедствий. В ар-

хаическом обществе богатым считался человек, владевший значительными ста-

дами домашних животных, хранилищем, всегда полным зерна, имевший не-

сколько жен, приживальщиков и рабов, которые пасли его стада, обрабатывали

поля и огороды, варили пиво для хозяина и многочисленных гостей. Богатый

дом – это многолюдное хозяйство, место, где всегда много своих и чужих. Поля

и хижины редко рассматривались в качестве богатства: первые в силу своей

доступности, вторые – по причине простоты постройки. Быть богатым значило

входить в многочисленную крепкую семью, иметь рабов и скот. Для первобыт-

ного человека богатство состоит в пище и большом числе сородичей, позво-

ляющем чаще принимать участие в разделе пищи.

Показателем личного богатства является изобилие окружающих нас лю-

дей. В знаменитом докладе Римского клуба “За пределами роста” (1974 г.) го-

ворилось: “Людям не нужны огромные автомобили, им нужно уважение. Им не

нужны шкафы, полные одежды, они хотят быть привлекательными, им нужные

волнения, разнообразие и красота. Людям не нужно засилье электроники, они

хотят прожить свою жизнь с пользой. И так далее. Люди нуждаются в самоут-

верждении, в обществе, стимулах, признании, любви, радостях. Попытаться

удовлетворить эти потребности материально – означало бы пробудить неуто-

мимый аппетит к ложным решениям реальных, но неразрешимых проблем. Од-

на из основных сил, побуждающих стремления к материальному росту – это

ощущение духовной пустоты. Общество, способное признать и сформулиро-

вать свои нематериальные потребности и найти пути их нематериального удов-

летворения, потребует значительно меньших материальных и энергетических

237

затрат и обеспечит гораздо более высокий уровень удовлетворения человече-

ских запросов”.

Нилот, стремясь стать богаче в собственных глазах и глазах сородичей и

соседей, как правило, менял зерно, охотничью добычу, мотыги и прочие плоды

своего труда на мелкий рогатый скот, а последний – на крупный. На коров он

приобретал жен для себя, своих братьев, сыновей и внуков и таким путем дос-

тигал полного благосостояния.

Сегодня одновременно с общим увеличением населения Земли наблюда-

ется изменение соотношения числа белых и небелых. Это соотношение было

примерно 1:1 сто лет назад, а сейчас на 80 цветных приходится 20 белых. Если

эта тенденция не изменится, то к середине ХХI в. среди 10 миллиардов людей

на Земле только от одного до пяти процентов будут белыми.

Для судеб Земли безразличен цвет кожи обитающих на ней людей. Воз-

можно, межрасовые браки, внутривидовая гибридизация стимулируют эволю-

цию человека как биологического вида. Возможно, большая жизнеспособность

и жизнерадостность цветного населения и меньшая жизнеспособность белого

населения, при всем его материальном комфорте и благополучии, оправданы в

эволюционной перспективе. Тогда победы над природой, которыми гордится

Запад, будут принадлежать детям Востока, ибо детей у Запада все меньше и

меньше.

Здесь возникает глубоко личный вопрос об исторической ответственно-

сти каждого не только перед будущими, но перед прошлыми поколениями, ко-

торые смогли выжить и продолжить род в куда более сложных условиях окру-

жающей среды. Это вопрос о коллективной и индивидуальной ответственности

за свой род и его будущее.

Принятие перспективы депопуляции и реализация соответствующей стра-

тегии жизни означает селекцию одних родовых линий и выбраковку других.

Малодетность, бесплодие, безбрачие – это самовыбраковка, обесценивающая

усилия предков по продолжению рода. Самовыбраковка означает фактическое

238

признание себя эволюционным браком, отрицательной ценностью, обогащение

которой уводит в “минус-бесконечность”.

Отказ от признания поражения в борьбе за личное существование и суще-

ствование своего рода, отказ от признания личного вырождения и вырождения

своей родовой линии открывает перспективу настойчивых усилий по поддер-

жанию и наращиванию жизненного потенциала семьи. Только действительное

давление жизни, жесткая необходимость обеспечения жизни будущих поколе-

ний своего рода является личным стимулом активизации экономической дея-

тельности.

239

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

I. Произведения классиков экономической мысли

Аристотель. Политика // Аристотель. Соч. Т. 4. М., 1983.

Беккер Г. Человеческий капитал // США: экономика, политика_______, идеоло-

гия. 1993. № 11–12.

Беккер Г. Экономика семьи и макроповедение // США: экономика, поли-

тика, идеология. 1994. № 2, 3.

Беккер Г. Выбор партнера на брачных рынках // THESIS. 1994. № 6.

Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. М.,

1998.

Бурдье М. Практический смысл. СПб., 2001.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные

произведения. М., 1990.

Вебер М. История хозяйства. Город. М., 2001.

Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.

Геодакян В.А. Эволюционная теория пола // Природа. 1991. № 8.

Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества. М., 1976.

Домострой. Л., 1990.

Зомбарт В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного

экономического человека. М., 1994.

Кенэ Ф. Население // Кенэ Ф. Избранные экономические произведения.

М., 1960.

Ксенофонт. Домострой // Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1995.

Ломоносов М.В. О сохранении и размножении российского народа // Ло-

моносов М.В. Полн. Собр. Соч. Т. 6. М.–Л., 1952.

Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения // Антология экономической

классики. Т. 2. М., 1993.

240

Маркс К. Капитал. Т. 1. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23.

Милютин В.А. Мальтус и его противники // Милютин В.А. Избранные

произведения. М., 1946.

Милль Дж. Ст. Основы политической экономии. В 3-х т. Т. 1. М., 1981.

Мосс М. Очерк о даре. Форма и основание обмена в архаических общест-

вах // Мосс М. Общества. Обмен, Личность: Труды по социальной антрополо-

гии. М., 1996.

Мосс М. Очерк о природе и функции жертвоприношения // Мосс М. Со-

циальные функции священного / Избранные произведения. СПб., 2000.

Ойкен В. Основные принципы экономической политики. М., 1995.

Платон. Государство // Платон. Филеб, Государство, Тимей, Критий. М.,

1999.

Прудон П. Что такое собственность? Или исследование о принципе права

и власти; Бедность как экономический принцип; Порнократия, или Женщины в

настоящее время. М., 1998.

Сенека Л.А. О благодеяниях // Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк

Аврелий. М., 1995.

Чаянов А.В. Организация крестьянского хозяйства // Чаянов А.В. Избран-

ные труды. М., 1993.

Эванс-Причард Э.Э. Нуэры. Описание способов жизнеобеспечения и по-

литических институтов одного из нилитских народов. М., 1985.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства //

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 21.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.151 сек.