КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Брачная сделка
Содержанием брачной сделки служат условия о свадебных платежах и о сроке совершения брака. Обменный брак. У стадных млекопитающих, живущих небольшими группами, присутствует матримониальный обмен – обмен производителями. Чем меньше группа, тем больше колебания равновесия между двумя полами в возрастной категории, способной к размножению. По данным статистики, группа, насчитывающая несколько десятков особей, угасает в течение несколь- ких веков. Обмен супругами между различными группами позволяет избежать этого исхода. Олени и львы осуществляют такие обмены систематически. Шимпанзе обменивают только самок, мартышки – самцов. Обменный брак: за невесту отдавалась родственница. Если еще малень- кая, то подрастала в семье будущего мужа. К такой форме прибегали для того, чтобы крепче связать узы родства и не платить калым. Обменный брак появился, когда утвердилось вирилокальное (в доме му- жа) поселение супругов. Жена, переходя в дом мужа, включалась в хозяйствен- ную деятельность его семьи, а ее родная семья (и одновременно ее община) те- ряла своего члена. Убыль в одном коллективе должна была компенсироваться равной убылью в другом. Этому служила дуальная брачная организация, при которой два коллектива регулярно обменивались женщинами. Целью матримонимального обмена также были поиск поддержки или по- кровительства. На Тробриандских островах говорят: “Что, ты хотел бы женить- ся на сестре? Что с тобой? Ты не хочешь иметь шурина? Разве ты не понима- ешь, что если ты женишься на сестре другого мужчины, а еще один мужчина женится на твоей сестре, то у тебя будут шурин и деверь, а если ты женишься на своей сестре, то у тебя вообще никого не будет? С кем ты будешь охотиться,
с кем ты будешь сажать огород, с кем ты будешь встречаться?”. Приобретая жен, мужчина устанавливал тесные отношения с их родственниками, создавая тем самым обширный круг людей, готовых всегда поддержать его. Работающие 230 в домохозяйстве многочисленные жены обеспечивали мужчине и материальные преимущества. Жен даже одалживали в обмен на что-нибудь. В районах свободного раздела земли между наследниками, где было не- обходимо не допустить измельчания хозяйств (вплоть до размеров, недостаточ- ных для жизни) практиковалось заключение браков между представителями двух семейств – с тем, чтобы потеря собственности при одном браке компенси- ровалась её приобретением при другом. Брачный выкуп (калым) – плата (или отработка) за невесту. Происхож- дение платы за невесту связано с похищением: жених-похититель примиряется с родом невесты и платит выкуп. Брачный выкуп практикуется в обществах, где численность женщин ниже, чем мужчин. Женщины пели: “Кто хочет иметь мо- лодую жену, тот должен за нее заплатить, а у кого денег нет, от пусть ищет себе старую козу” (Западная Словакия). Продажа совершалась главой рода, родителями, старшими родственника- ми др. Арабский писатель Казвини говорит о россах: “Тот, у которого родилось две или три дочери, обогащается, тогда как имеющий двух-трех сыновей дела- ется бедняком”. У эвенков семьи, в которых рождались дочери, считалась сча- стливой и обычно была лучше обеспечена за счет калыма. Молодая женщина периодически навещала своего отца, и он каждый раз щедро ее одаривал, бла- годаря за калым. Плата за невесту включала возмещение затрат на ее воспитание, компен- сацию упущенной выгоды от использования ее в домашнем хозяйстве, форми- ровала личное имущество ее и ее детей. Торги за выкуп невесты и ее приданое
были формой заботы семьи девушки об ее обеспеченном будущем и укреплени- ем социальных прав будущих детей. Чем выше цена, тем более чести для невес- ты, о чем провозглашается немедленно по деревне. За счет калыма семья невес- ты собирала ей приданое и несла другие свадебные расходы. Выкуп выплачивается зачастую долями в течении нескольких лет, он яв- ляется залогом хороших отношений между семьями мужа и жены. Жена при- надлежала роду мужу, и если калым не был полностью выплачен, то при за- 231 ключении повторного брака новый муж выплачивал старый калым. Когда не без влияния работорговли в Кении возросла цена невест, то бывало, что взрос- лый мужчина не мог жениться, так как выплачивал калым за свою мать, по- скольку его отец умер. Во многих обществах выплата выкупа создает презумп- цию отцовства: муж является отцом всех детей своей жены, даже если они рож- дены и не от него. До тех пор, пока выкуп не возвращен, жена, даже если она не живет более со своим мужем, не может вновь выйти замуж, а дети, которых она рожает в этот период, считаются детьми ее мужа. В племени нуэров (Судан) женщина, неспособная к деторождению, может уплатить брачную компенсацию родителям другой женщины, жениться на ней с тем, чтобы она родила детей от мужчин. В этом случае она рассматривается как мужчина, может наследовать скот и получать брачные компенсации в слу- чае замужества девушек ее рода. В племени кукуйю вдова, возраст которой не позволяет ей родить от лю- бовника ребенка, который бы унаследовал имущество ее покойного мужа, мо- жет купить женщину с тем, чтобы она родила такого наследника; эта женщина рассматривается как супруга умершего, а ее дети являются прямыми наследни- ками умершего, поскольку сама эта женщина была куплена за счет имущества умершего. Среди азанди женщины монополизируются более взрослыми мужчинами, и более молодым приходится “брать в жены” мальчиков, что продолжается до тех пор, пока не придет время взять в жены женщину. Он платит выкуп копья- ми за мальчика, который и превращается в “жену”. Обрядовые свадебные платежи включают обрядовое одаривание и об- рядовые выкупы. В эпоху парного брака принятие девушкой подарка от юноши обязывало
вступить в брак. Во время ухаживания молодые люди обменивались подарками, которые рассматривались как залог согласия сторон заключить брачный союз. В традиционном обществе особенно ценились подарки, сделанные собствен- ными руками, так как они демонстрировали умения брачующихся партнеров. 232 В брачном процессе подарки дарились с обеих сторон. Подарки жениха состояли из верхней одежды и обуви, украшений, косметики. Гостинцы – час- тично раздавались подругам невесты. Подарки невесты делались родственни- кам жениха в зависимости от ценности их даров. Невеста готовила подарки родственникам мужа, чтобы задобрить их. По- дарки показывали обеспеченность невесты, ее рукодельность и работоспособ- ность. Существовали нормы, определявшие, кто из родственников и свадебных чинов должен был получить подарки от невесты и какие именно. Свекр и сват получали рубаху, пояс, носки, варежки, платок, девери – носки и пояса, поло- тенца и пояса – священнослужителям, музыкантам, мельнику. Получивший по- дарок делал отдарок. Невеста одаривала поезжан и своих родственников, крест- ную и крестного, которые возвращали невесте подарки, передариваемые поез- жанам. Раздавалось несколько десятков рубах и сорочек, полотенец, до 100 поясков и полотенец. Свекрови и свекру предназначались сами значительные подарки Кроме подарков членам семейства мужа невеста преподносила жертвен- ные дары духам нового местожительства, т. е. над теми предметами, от которых ожидала благополучия: пояса и полотенца в амбаре, хлеву, очагу, над сундуком. В Гродненской губернии, молодая, пришедшая впервые на колодец за водой, клала около него хлеб, пирог, сыр, деньги. Деньги бросались на ветер и в реку. При сватовстве деньги бросали на пол “кошке” (их подбирали дети) и за печь – “домовому”. К свадьбе невесте дарили рукоделия с заговорными узорами – полотенца, покрывала, платы, занавеси. Они создавали в доме жениха освоенное невестой пространство – “кут” (закуток около печи). Свадебные гости одаривали моло-
дых предметами хозяйственного назначения, которые принадлежали обоим. Совершали обходы с корзиной: сбор денег “на колыбель”. Если жена была дев- ственницей, муж делал подарок теще. 233 Плата за невесту бывает действительная, получаемая отцом невесты, и обрядовая – “выкуп”, получаемый братом невесты или ее подругами. Обрядо- вый выкуп мог выплачиваться при обрядовой продаже и обрядовой краже. Разновидности обрядовых выкупов: выкуп за невесту ее дружине; при угадывание женихом своей невесты за каждую ошибку он платил штраф; выкуп за проезд свадебного поезда; выкуп женихом вещей, украденных подружками невесты из приданого при переносе его в дом; продажа приданого подружкой невесты другу жениха; выкуп тести и тещи; выкуп места невесты за столом; выкуп косы невесты; выкуп невесты женатыми мужчинами на танец; кража туфли и шляпы жениха и возврат за выкуп; кража каравая и его выкуп старшей свахой; молодежь выкрадывала имущество в домах пировавших на свадьбе гос- тей и возвращала вещи владельцу за небольшой выкуп; выкуп молодым своего места рядом с молодой в первую брачную ночь у дружки. Во время прощания молодой со своей семьей и домом гости нередко ста- рались “украсть” для нее в доме ее родителей все необходимое в хозяйстве – от ложки до птицы и даже коровы. Украденное становилось собственностью мо- лодухи. Одним из оснований множественности обрядовых выкупов является ре- ликтовые традиции оргиастических нападений и группового брака. Брачую- щиеся откупались также от сверстнических групп («девичник», «мальчишник»). Новобрачный угощал взрослых мужчин, совершая ритуал включению в группу женатых мужчин. Вкупины – вступление в общество замужних женщин. Приданое. В странах с сильной матриархальной традицией брак осуще- ствлялся в форме привода. Невесту приводят в дом к жениху, а за нее приносят приданое. Приданое собиралось и готовилось в основном на средства матери и дочери, ее подругами и составляло личную собственность женщины. Приданое в какой-то мере давало молодой хозяйке ощущение экономической независи- мости в доме мужа. Кроме приданого, невеста получала наделок – свою долю дочери в буду- щем наследстве после смерти отца. Тогда дочь отказывалась от наследства. В 234 наделок входило любое имущество, выделяемое родителями за исключением одежды. Наделок поступал в семью мужа, становясь его собственностью. При- даное жена забирала с собой, возвращалась в дом родителей в случае вдовства или бездетности. В последнем случае мужу оставлялись его подарки. У русских приданое дочери копили приданое, начиная с детства: “Дочку в колыбельку, приданое – в коробейку”. Приданое включало скот, деньги, хлеб, постельные принадлежности, верхнюю одежду девушки, белье, хозяйственный инвентарь, посуду, запас тканей. Размер приданого зависел от состоятельности семьи и воли родителей. Сватовство расстраивалось, если сторона жениха считала приданое недостаточ- ным. Иногда родители жениха сами давали деньги а приданое, что все было как у всех. Отвоз приданого производился накануне свадьбы, во время венчания, иногда частями дополняли и после свадьбы. Приданое укладывали на воз, ста- раясь сделать его громоздким, чтобы казалось, что невеста богата. Нередко по- стельник, под надзором которого находилось приданое, несколько раз объезжал поселение, демонстрируя зажиточность невесты. Передача приданого сопрово- ждалась символическим торгом, требованием огромного выкупа Требование большого приданого мешало многим девушкам выйти замуж. В семьях бедного и среднего достатка замуж дочерей выдавали по старшинст- ву, чтобы не всем сразу готовить приданое. Часто девушка вынуждена была поступить в услужение или батрачить, чтобы скопить денег на приданое. Бесприданной невесте помогали родственни- ки. Иногда покупали вскладчину. Если невеста сирота, то перед свадьбой ее крестная мать обходила всех женщин в селе. В Скандинавии, занимаясь сбором (собиранием) приданого, невеста со своей спутницей надевали парадную одеж- ду, иногда несла на своей руке несколько сложенных шалей или платков как знак своего положения. Обходя деревню, она сообщала о свадьбе и получала различные подарки. Брала с собой нарядную наволочку или простыню, куда складывала подарки. После просватанья невеста собирала своих подружек для 235 помощи _______в шитье недостающих частей одежды. Если не успевали, уходя домой, брали с собой какую-нибудь работу. Девушки знали, что после свадьбы в доме свекрови невесте трудно будет найти деньги и время на свои нужды. Свадебным платежом заканчивался побег жениха со свадьбы от невесты и свадебных гостей. Он отказывался возвращаться и кричал: “Не хочу бабу, толь- ко девушку”. После долгих уговоров и платы, которую давали жениху подруги невесты, он возвращался к невесте. Если новобрачная оказывалась нецеломуд- ренной, то ее могли возвратить родителям и отец ее вынужден был давать большой откуп. С приданым приходил в семью невесты и примак. Если не было наслед- ников мужского пола в семье родителей жены, то парень должен был внести в хозяйство жены некоторую сумму денег, иначе он бы всеми считался бесправ- ным. Задания и упражнения: 1) Проанализируйте логику развития обменного брака как формы товаро- обмена. 2) В каких хозяйственно-культурных типах доминирует калым, а в каких – приданое? 3) В чем заключаются экономические основания выпалты приданого и калыма? 4) Опишите ваше приданое (или платежи невесте и ее семье)? 5) Разработайте экономический сценарий свадьбы с полным перечнем и тарификацией свадебных платежей. 236 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Во всех обществах богатство означает изобилие средств существования. Для буржуа богатство воплощено в капитале, ренте, вещах и услугах, оплачи- ваемых деньгами. Для человека традиционного общества богатство заключает- ся в собственности и статусе, которые приносят ренту, обеспечивают восста- новление имущества, периодически утрачиваемого в результате бедствий. В ар- хаическом обществе богатым считался человек, владевший значительными ста- дами домашних животных, хранилищем, всегда полным зерна, имевший не- сколько жен, приживальщиков и рабов, которые пасли его стада, обрабатывали поля и огороды, варили пиво для хозяина и многочисленных гостей. Богатый дом – это многолюдное хозяйство, место, где всегда много своих и чужих. Поля и хижины редко рассматривались в качестве богатства: первые в силу своей доступности, вторые – по причине простоты постройки. Быть богатым значило входить в многочисленную крепкую семью, иметь рабов и скот. Для первобыт- ного человека богатство состоит в пище и большом числе сородичей, позво- ляющем чаще принимать участие в разделе пищи. Показателем личного богатства является изобилие окружающих нас лю- дей. В знаменитом докладе Римского клуба “За пределами роста” (1974 г.) го- ворилось: “Людям не нужны огромные автомобили, им нужно уважение. Им не нужны шкафы, полные одежды, они хотят быть привлекательными, им нужные волнения, разнообразие и красота. Людям не нужно засилье электроники, они хотят прожить свою жизнь с пользой. И так далее. Люди нуждаются в самоут- верждении, в обществе, стимулах, признании, любви, радостях. Попытаться удовлетворить эти потребности материально – означало бы пробудить неуто- мимый аппетит к ложным решениям реальных, но неразрешимых проблем. Од- на из основных сил, побуждающих стремления к материальному росту – это ощущение духовной пустоты. Общество, способное признать и сформулиро- вать свои нематериальные потребности и найти пути их нематериального удов- летворения, потребует значительно меньших материальных и энергетических 237 затрат и обеспечит гораздо более высокий уровень удовлетворения человече- ских запросов”. Нилот, стремясь стать богаче в собственных глазах и глазах сородичей и соседей, как правило, менял зерно, охотничью добычу, мотыги и прочие плоды своего труда на мелкий рогатый скот, а последний – на крупный. На коров он приобретал жен для себя, своих братьев, сыновей и внуков и таким путем дос- тигал полного благосостояния. Сегодня одновременно с общим увеличением населения Земли наблюда- ется изменение соотношения числа белых и небелых. Это соотношение было примерно 1:1 сто лет назад, а сейчас на 80 цветных приходится 20 белых. Если эта тенденция не изменится, то к середине ХХI в. среди 10 миллиардов людей на Земле только от одного до пяти процентов будут белыми. Для судеб Земли безразличен цвет кожи обитающих на ней людей. Воз- можно, межрасовые браки, внутривидовая гибридизация стимулируют эволю- цию человека как биологического вида. Возможно, большая жизнеспособность и жизнерадостность цветного населения и меньшая жизнеспособность белого населения, при всем его материальном комфорте и благополучии, оправданы в эволюционной перспективе. Тогда победы над природой, которыми гордится Запад, будут принадлежать детям Востока, ибо детей у Запада все меньше и меньше. Здесь возникает глубоко личный вопрос об исторической ответственно- сти каждого не только перед будущими, но перед прошлыми поколениями, ко- торые смогли выжить и продолжить род в куда более сложных условиях окру- жающей среды. Это вопрос о коллективной и индивидуальной ответственности за свой род и его будущее. Принятие перспективы депопуляции и реализация соответствующей стра- тегии жизни означает селекцию одних родовых линий и выбраковку других. Малодетность, бесплодие, безбрачие – это самовыбраковка, обесценивающая усилия предков по продолжению рода. Самовыбраковка означает фактическое 238 признание себя эволюционным браком, отрицательной ценностью, обогащение которой уводит в “минус-бесконечность”. Отказ от признания поражения в борьбе за личное существование и суще- ствование своего рода, отказ от признания личного вырождения и вырождения своей родовой линии открывает перспективу настойчивых усилий по поддер- жанию и наращиванию жизненного потенциала семьи. Только действительное давление жизни, жесткая необходимость обеспечения жизни будущих поколе- ний своего рода является личным стимулом активизации экономической дея- тельности. 239 ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА I. Произведения классиков экономической мысли Аристотель. Политика // Аристотель. Соч. Т. 4. М., 1983. Беккер Г. Человеческий капитал // США: экономика, политика_______, идеоло- гия. 1993. № 11–12. Беккер Г. Экономика семьи и макроповедение // США: экономика, поли- тика, идеология. 1994. № 2, 3. Беккер Г. Выбор партнера на брачных рынках // THESIS. 1994. № 6. Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. М., 1998. Бурдье М. Практический смысл. СПб., 2001. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. Вебер М. История хозяйства. Город. М., 2001. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984. Геодакян В.А. Эволюционная теория пола // Природа. 1991. № 8. Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества. М., 1976. Домострой. Л., 1990. Зомбарт В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М., 1994. Кенэ Ф. Население // Кенэ Ф. Избранные экономические произведения. М., 1960. Ксенофонт. Домострой // Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1995. Ломоносов М.В. О сохранении и размножении российского народа // Ло- моносов М.В. Полн. Собр. Соч. Т. 6. М.–Л., 1952. Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения // Антология экономической классики. Т. 2. М., 1993. 240 Маркс К. Капитал. Т. 1. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. Милютин В.А. Мальтус и его противники // Милютин В.А. Избранные произведения. М., 1946. Милль Дж. Ст. Основы политической экономии. В 3-х т. Т. 1. М., 1981. Мосс М. Очерк о даре. Форма и основание обмена в архаических общест- вах // Мосс М. Общества. Обмен, Личность: Труды по социальной антрополо- гии. М., 1996. Мосс М. Очерк о природе и функции жертвоприношения // Мосс М. Со- циальные функции священного / Избранные произведения. СПб., 2000. Ойкен В. Основные принципы экономической политики. М., 1995. Платон. Государство // Платон. Филеб, Государство, Тимей, Критий. М., 1999. Прудон П. Что такое собственность? Или исследование о принципе права и власти; Бедность как экономический принцип; Порнократия, или Женщины в настоящее время. М., 1998. Сенека Л.А. О благодеяниях // Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995. Чаянов А.В. Организация крестьянского хозяйства // Чаянов А.В. Избран- ные труды. М., 1993. Эванс-Причард Э.Э. Нуэры. Описание способов жизнеобеспечения и по- литических институтов одного из нилитских народов. М., 1985. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 21.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |