Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Использование художественной природоведческой литературы




Значение детской природоведческой книги. Чтение художе­ственного произведения детям дошкольного возраста помогает воспитателю обогащать их знаниями, учить глубже всматривать­ся в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы.

Многие книги о природе для детей написаны учеными-биологами. Содержание их научно достоверно, помогает детям познать природу во всем ее многообразии, закладывает основы материа­листического миропонимания. Так, Н. М. Павлова - ученый-рас­тениевод - в течение 20 лет вела фенологические наблюдения, в результате которых появилась одна из детских книг - «Желтый, белый и лиловый». В. Бианки - ученый-биолог - во всех своих книгах для детей («Лесная газета», «Как муравьишка домой смешил», «Чей нос лучше», «Хвосты» и т.д.) показывает слож­нейшие явления в природе с высокой биологической точностью и вместе с тем в занимательной, высокохудожественной форме. Множество увлекательных книг создал для детей Н. Сладков - топограф по специальности. Каждый из писателей пишет только о своей области наблюдений, но в каждой книге о природе зало­жены идея ответственности человека за ее сохранение, призыв к маленькому читателю (слушателю) беречь и защищать, изучать природу.

Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Книги, как правило, содержат оценку происходящего. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испы­тывают волнение, радость, страх. Это помогает воспитывать этические представления - любовь и бережное и грамотное отношение к природе.

Книга о природе учит и эстетическому восприятию окружа­ющего, этому помогают образный язык произведений и иллю­страции художников.

Методика использования природоведческой книги. К выбо­ру книги для чтения детям следует относиться очень серьезно, ответственно. Прежде всего нужно использовать литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения А.Пушкина, Ф.Тютчева, А.Фета, А.Майкова, Н.Некрасова, К.Ушинского, Л.Толстого, М.Пришвина, И.Соколова-Микитова, а также С.Есенина, А.Толстого, К.Паустовского, В.Бианки, Н.Сладкова, Н. Павловой, Е. Серовой и др. Вместе с тем за пределами программы остается еще много замечательных книг о природе, с которыми воспитатель должен познакомить детей. Это книги Ю.Дмитриева, Г.Снегирева и др. Важно отбирать высокохудожественную литературу.

Детскую природоведческую литературу полезно использовать во всех возрастных группах. Общее для всех возрастных групп требование к методике использования книг - сочетание чтения с непосредственным наблюдением в природе.

В каждой возрастной группе методика использования книги о природе имеет свою специфику.

Младшие группы. Для слушания книги детей первоймладшей группы лучше разбить на подгруппы, а во второй младшей группе читать можно всем детям сразу. Перед нача­лом чтения рекомендуется приготовить необходимый иллюстра­тивно-наглядный материал: иллюстрации - диапозитивы или игрушки, картину и т. д. Малышам лучше не читать произ­ведение, а рассказывать его наизусть, сопровождая рассказ демонстрацией иллюстративно-наглядного материала. Воспи­татель выбирает небольшое произведение с таким расчетом, чтобы его можно было прочитать в течение занятия. Рекомен­дуется неоднократное повторение чтения художественного про­изведения.

Во время чтения воспитатель следит за восприятием детей. В случае ослабления внимания следует сразу же привлечь ма­лыша вопросом по содержанию книги, показом иллюстрации, мимикой, изменением интонации и т. д. Прерывать чтение не рекомендуется.

В средней и старших группах природоведческая книга используется для расширения, уточнения представлений детей о природе, углубления их. Часто перед чтением воспита­тель обращается к опыту детей, настраивая их на восприятие произведения. «Вспомните, дети, куда мы с вами вчера ходили и что видели, - обращается воспитатель к ребятам после на­блюдения за одуванчиками. - Послушайте, что однажды увидел писатель М.Пришвин». И далее читает рассказ «Золотой луг», который помогает детям вновь пережить полученные ранее впе­чатления, дополнить увиденное, лучше его понять.

Чтение художественного произведения может предшество­ватьнаблюдению. В этом случае задача воспитателя - вызвать ожидание встречи с природой, интерес к предстоящей экскурсии и лес, в поле, на луг или водоем. Часто в тексте рассказа уже содержатся план предстоящего наблюдения или те существенные стороны явления, на которые необходимо обратить внимание детей. Таких произведений много у Н.Павловой, В.Бианки, Н. Сладкова.

Чтение художественной литературы может сопровождать на­блюдения в природе. Это помогает детям полнее ощутить красоту природы, а также выразительность, точность языка, осмыслить увиденное.

Чтение природоведческой книги используется и как самосто­ятельный способ ознакомления с природой. Небольшое художе­ственное произведение воспитатель читает несколько раз подряд (3-4 раза), большое - вначале целиком, а затем - лишь узловые места, чтобы дети лучше поняли смысл произведения.

Интересным и ценным приемом в методике чтения художе­ственных произведений для старших дошкольников является подбор нескольких произведений разных авторов, в которых рассказывается об одних и тех же событиях (о зиме, о птицах, об охране природы и т. д.).

Описание весны имеется в книгах Н. Сладкова «Воробьишкина весна», Г.Скребицкого «Юные поселенцы» и «Смелый фотохудожник». Авторы нашли яркие и точные образы для своего ощущения прихода весны. Дополнив наблюдения детей, хорошо показать, как по-разному можно рассказывать о весне. После чтения художественных произведений организуется беседа об одной или нескольких прочитанных книгах. Цель беседы - помочь детям глубже осознать явления природы, обобщить и систематизировать знания о прочитанном.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем значение чтения природо­ведческой книги для дошкольников?

2. Как организовать чтение книг о природе в разных возрастных группах?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1817; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.