Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Занятия как основная форма организации экологического образования




Современная дошкольная педагогика придает большое значение занятиям: несомненно, они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллек­туальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе. В настоящее время продолжается совершен­ствование занятий в различных аспектах: расширяется и услож­няется содержание обучения, осуществляется поиск форм ин­теграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм орга­низации детей. Все чаще можно наблюдать переход от фронталь­ных занятий со всей группой детей к занятиям с подгруппами, малыми группами. Данная тенденция обеспечивает качество обу­чения: индивидуальный подход к детям, учет особенностей их продвижения в усвоении знаний и практических навыков.

В экологическом образовании детей занятия выполняют совер­шенно определенную и очень важную функцию: чувственные пред­ставления детей, получаемые повседневно, могут быть качествен­но преобразованы — расширены, углублены, объединены, систе­матизированы (Николаева).

Николаева С.Н. выделяет основные типы экологических заня­тий, которые принципиально отличаются друг от друга дидак­тическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения - занятия первично-ознакомительного, углублен­но-познавательного, обобщающего и комплексного типов.

Занятия первично-ознакомительного типа. Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения. Главным компонентом таких занятий становятся раз­личные демонстрационные и учебные пособия, позволяющие фор­мировать у детей отчетливые и правильные представления. Тема­ми занятий могут быть домашние и дикие животные, обитатели леса и севера, тундры и жарких стран, пруда и моря, а также деятельность людей на сельскохозяйственной ферме, в лесниче­стве, в области природопользования и охраны природы. На заня­тиях этого типа дети знакомятся с внешним видом животных и растений, учатся их распознавать, узнают о среде их обитания, приспособленности к ней, о сезонной жизни, о различных особенностях поведения.

Обучение детей на таких занятиях осуществляется через рас­сматривание картин и беседу. Нередко их компонентами стано­вятся также чтение детской литературы, рассматривание иллюст­раций, просмотр диафильма или слайдов, рассказ воспитателя. Во всех вариантах занятий этого типа первостепенное значение приобретает словесный метод экологического воспитания - от слова воспитателя (его вопросов, пояснений, их системы и пос­ледовательности) зависят успешность и качество восприятия деть­ми новых образов, представленных наглядностью, зависит пони­мание связи событий, связи объектов. Продуманное и спланиро­ванное слово воспитателя организует содержание занятия, обес­печивает успешный результат обучения.

Занятия первично-ознакомительного типа имеют место во все возрастных группах. Младших дошкольников воспитатель с помощью картин знакомит с домашними животными. При этом используются картины «портретного» типа, с несложным сюжетом. Воспитатель задает детям вопросы типа «кто» и «что», с помощью которых обозначает крупные объекты, создает их образ, просит показать на картине. Затем обращает внимание детей на события, действия животных (с помощью вопросов «что делают», «что происходит»). В этой возрастной группе речь воспитате­ля - пояснение, короткий эмоциональный рассказ - преобладает над речью детей. Педагог дает четкие определения, названия предметов, действий - эти слова и словосочетания он вводит в активный словарь малышей, поэтому постоянно предлагает им повто­рять то, что произносит сам. В этом возрасте слово воспитателя хо­рошо дополнять разными движениями, игровыми действиями, звукоподражани­ем, подвижными играми, в которых ребята изображают животных.

В средней группе воспитатель больше активизирует речь детей: просит подробнее отвечать на разные вопросы, в беседу включает вопросы типа «какой», «сколько», «как», предлагает го­ворить простыми фразами, учит замечать соотношение предме­тов, их связи. Так же, как и в младшей группе, разнообразит заня­тия игровыми приемами, включает в них стихи, загадки. Именно в этом возрасте большую помощь оказывают знакомые игровые персонажи - на фоне игры они побуждают детей к разговору.

Занятия первично-ознакомительного типа со старшими дошкольниками могут быть значительно сложнее. С ними можно рассматривать картины природы, далекие от их опыта, вы­ходить за пределы изображенного сюжета, рассматривать одновре­менно несколько картин - этому способствуют и некоторый уже сложившийся опыт детей, и имеющийся у них круг представлений.

Картины помогают сформировать представления об экосисте­ме леса, ее обитателях, о приспособленности лесных животных к жизни в этой экосистеме.

Неоценимую пользу картины, слайды, видеофильмы могут оказать в ознакомлении детей с экосистемами, недоступными для непосредственного их восприятия - морем, пустыней, Аркти­кой. Наглядность в сочетании с эмоциональными пояснениями воспитателя расширяют кругозор детей, формируют новые обра­зы о природе.

На занятиях первично-ознакомительного типа с детьми можно рассматривать живые объекты природы, но только в том случае, если они оказались в детском саду случайно, поселились ненадолго.

Занятия углубленно-познавательного типа. Содержание данных занятий направлено на выявление и показ детям связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются. Тематика таких занятий определяется рядом конкрет­ных зависимостей, которые доступны пониманию и усвоению старшими дошкольниками. Это занятия, посвященные ознакомлению детей с зависимостями жизни и роста растений от факторов внешней среды, например ростом овощных культур, садовых растений, их сезонными изменениями и пр. Это занятия по ознакомлению де­тей с приспособленностью животных к среде обитания, напри­мер с маскировочной окраской животных, со способами их пере­движения, защиты от врагов.

Формирование представлений о зависимостях, закономерных явлениях в жизни растений и животных связано с использовани­ем новых методов обучения, в том числе наглядных, практиче­ских. К ним относятся длительное наблюдение (цикл), элемен­тарное экспериментирование с объектами природы, демонстра­ция моделей, вскрывающих связи растений и животных с внеш­ней средой, целенаправленная, логично построенная беседа, под­водящая детей к пониманию причинных связей в природе.

Занятия углубленно-познавательного типа активно способству­ют умственному воспитанию дошкольников. Дети обучаются уме­нию устанавливать причинно-следственные связи, логично рас­суждать, делать выводы. Все это обеспечивает интенсивное разви­тие мышления дошкольника.

Занятия обобщающего типа. На занятии обобщающего типа воспитатель ставит цель выде­лить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное представление.

Практика обучения пока­зывает, что обобщения должны строиться на различных конкретных знаниях, систематически приобретаемых детьми на протяже­нии всего дошкольного возраста, а также получаемых в процессе многократных наблюдений за объектами в природе. Анализ про­грамм воспитания в детском саду и методических пособий по ознакомлению с природой позволяет сделать вывод, что к ним относятся знания о многообразии растительного и животного мира, закономерных особенностях роста и развития растений, сезонных явлениях в природе.

С раннего возраста дети знакомятся с отдельными растениями и животными, учатся различать их по окраске, форме и другим внешним признакам, осваивают под руководством взрослых при­емы ухода за ними, помогают выращивать молодые растения и животных. В старшем дошкольном возрасте эти конкретные зна­ния могут быть суммированы, обобщены. Появляется возможность показать дошкольникам единство форм в живой природе.

Как подтверждают практика дошкольного воспитания и неко­торые исследования, фундамент конкретных знаний о растениях у старших дошкольников позволяет сформировать обобщенные пред­ставления об овощах, фруктах, культурных и дикорастущих расте­ниях. Во всех случаях основой обобщения должен быть ряд значи­мо-характерных признаков. Например, обобщенные представления овощи, фрукты формируются на основе следующих признаков: ра­стут на огороде (в саду), используются в пищу, специально выра­щиваются человеком. Обобщение знаний о культурных и дикорас­тущих растениях может проходить на основе таких моментов: раз­личное место произрастания, самосев дикорастущих и выращива­ние человеком культурных растений, особенности ухода за ними, значение культурных и дикорастущих растений в жизни человека.

Другим содержанием обобщенных представлений могут быть закономерно меняющиеся явления: рост и развитие растений, сезонные изменения в природе. На протяжении ряда лет дети на­блюдают, как растут комнатные растения, овощи на огороде, цветы на клумбе. Накапливается большое количество ярких, разнооб­разных представлений. На их основе можно сформировать обоб­щенное представление о том, что растение развивается из семе­ни, оно растет, цветет, образует новые семена. Для его роста нуж­ны определенные условия: свет, тепло, влага, хорошая почва.

Аналогичным образом формируются обобщенные представле­ния о временах года (сезонах). Например, у детей подготовитель­ной группы можно сформировать представление об осени на ос­нове трех групп признаков: изменений в неживой природе (день укорачивается, становится холоднее, чаще идут дожди, дуют хо­лодные ветры); изменений в растительном мире (листва на дере­вьях меняет окраску и опадает, травы желтеют и вянут); измене­ний в животном мире (насекомые исчезают, перелетные птицы улетают на юг, звери готовятся к зиме). На протяжении ряда лет дети накапливали конкретные знания о том, что происходит с природой осенью. В старшем дошкольном возрасте важно осозна­ние того, что преобразования происходят постепенно. Именно по­этому обобщенное представление об осени у дошкольников фор­мировалось не только на основе ее характерных признаков, но и на их изменчивости.

Важным компонентом этих занятий является работа с кален­дарем природы, который дети вместе с воспитателем заполняют каждый месяц в течение одной недели. Три страницы календаря отражают начало, разгар и конец сезона - различные изменения в состоянии неживой и живой природы. Рассматривание календа­ря позволяет увидеть весь сезон сразу со всеми происходящими в нем изменениями, что дает возможность полноценно построить обобщения.

У детей 5 - 7 лет можно сформировать обобщенные представ­ления разного содержания. Например, о птицах вообще, о зимую­щих (если хорошо организована зимняя подкормка птиц и дети много наблюдали их), о декоративных (если в детском саду живут разные виды попугаев, канарейки), о домашних птицах (если дети общаются с курами, гусями, утками, индюшками).

Исследованиями доказано, что возможно формировать у детей обобщен­ные представления о живых существах, проживающих в одинако­вых условиях и имеющих сходные приспособительные особенно­сти. Например, быстроплавающие животные (рыбы, лягушки, утки, дельфины, тюлени и пр.) имеют обтекаемое, гладкое тело, специальные органы для плавания, что дает им возможность лег­ко передвигаться в плотной водной среде, находить пищу, раз­множаться. Летающие (наземно-воздушные) животные, наоборот, приспособлены к передвижению (полету) в неплотной воздуш­ной среде. Птицы, насекомые, летучие мыши имеют крылья, обладают легкостью, хорошим зрением, обонянием. Можно подве­сти детей к обобщениям, в основе которых лежит тип питания. Хищники (волк, кошка, собака, щука, ястреб, стрекоза и др.) имеют крепкие, острые зубы и челюсти, могут выследить жертву, догнать ее и расправиться с ней - они сильные и ловкие. Расти­тельноядные - это совсем другие животные (лось, заяц, белка, гусеница, клест, снегирь, жук-древоточец и пр.), у них иные формы приспособленности.

Формирование обобщенных представлений происходит в про­цессе специальной беседы, стержнем которой является система вопросов. Их специфика состоит в следующем: формулировки но­сят общий характер, так как они охватывают не одно, а ряд конкретных явлений; содержание вопросов направлено на выявление тех существенных и характерных признаков, на основе которых строится обобщенное представление; каждому признаку соответ­ствует специальный вопрос. Важное место в беседе занимает так­же формулировка выводов (заключений) — собственно построе­ние обобщений: частных по каждому значимому признаку и затем общего, которое соответствует обобщенному представлению.

Итак, формирование обобщенных представлений происходит при пользовании словесного метода работы с детьми. Беседа с ними осуществляется в строго определенной последовательно­сти вопросов, ответов, выводов - это алгоритм формирования обобщенного знания. Чтобы алгоритм достиг цели (т. е. чтобы дети усвоили обобщенное знание, а в дальнейшем самостоятельно ис­пользовали его), необходимо обучение дошкольников процеду­ре его применения. Именно поэтому очень важна вторая часть занятия, которая посвящается анализу новых ситуаций: дети оценивают аналогичные явления с позиций сформированного обобщенного представления (детально по каждому признаку) и делают вывод: относятся они к категории данного обобщения или нет. И в этом случае логика построения беседы имеет решающее значение.

Занятия комплексного типа. Комплексные занятия в рамках одной темы решают разные за­дачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особен­но они полезны со старшими дошкольниками.

В области экологического воспитания комплексные занятия могут быть использованы в разных возрастных группах. Например, в конце осени с детьми старшей группы обычно про­водится итоговое занятие, на котором формируется представле­ние об осеннем сезоне. Комплексное занятие на эту тему может состоять из нескольких частей и включать разную деятельность.

Первая часть занятия решает познавательные задачи и раз­вивает интеллектуальные способности дошкольников. Воспитатель уточняет и обобщает представления детей об осени, выделяя ха­рактерные ее особенности. Важную роль в этом процессе играет календарь природы, который дети вместе с воспитателем вели ежемесячно по одной неделе.

Вторая часть занятия предполагает иные программные за­дачи и другой вид деятельности для дошкольников. К занятию организуется специальная небольшая выставка на тему осени: не­сколько репродукций знаменитых художников. (И Левитан, И. Остроухов и др.), художественная фотография, на которой могут быть изображены картины природы, дары осени (грибы, плоды овощей и фруктов), 1 - 2 современных пейзажа, натюрморта в живописи или графике. Осмотр выставки, переживание красоты - это другой вид деятельности, который несет в себе решение эсте­тических задач (хотя задачи умственного воспитания остаются - дети знакомятся с произведениями искусства).

Третья часть занятия - это художественное творчество де­тей, ручная деятельность, в которой они сами становятся худож­никами и выполняют работу по своему усмотрению и желанию. Это может быть и рисование пейзажа, букета осенних цветов в вазе, и аппликация грибов в траве или корзине или фруктов на блюде. Это могут быть поделки из природного материала. Педагогические задачи опять иные - развитие творческих способностей, детей, их художественно-ручных умений.

Такое комплексное занятие, если оно правильно организова­но, по времени может выходить за рамки обычного занятия - смена деятельности не вызовет усталости и скуки. Тем более что по своему усмотрению воспитатель может в подходящий момент использовать музыку в записи, сделать веселую физкультминутку.

Комплексные занятия — это творческое дело воспитателя, их можно организовать по-разному, интересно. Они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию отношения к содержанию занятия.

Вопросы для самоконтроля:

1. Важны ли занятия в сфере экологического образования дошкольников? Какую роль они выполняют?

2. Какие можно выделить типы экологических занятий? В каком слу­чае имеет место занятия первично-ознакомительного типа занятия? Что такое углубленно-познавательного типа занятие?

3. Что такое обобщенное представление о природе? Как и на занятии какого типа его можно сформировать?

5.Что такое комплексное занятие? В чем состоит особенность комп­лексных экологических занятий?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 4913; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.094 сек.