Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Элементарная поисковая деятельность




Понятие «поисковая деятельность». Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа воспита­теля и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира. Поисковая деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания.

Поисковая деятельность начинается с постановки воспитате­лем и принятия детьми познавательной задачи (возможна также постановка познавательной задачи детьми). Затем осуществля­ется ее первичный анализ и выдвигаются предположения о возможном течении явления природы и его причинах, отбира­ются способы проверки предположений, выдвинутых детьми, осуществляется их проверка. Завершается поисковая деятель­ность анализом полученных в ходе проверки результатов и формулированием выводов.

Доказано, что процесс обучения, сочетающий усвоение готовых знаний с относительно самостоятельным их добыванием, имеет большое значение для умственного развития детей до­школьного возраста.

Методика организации поисковой деятельности. Элементарная поисковая деятельность как форма организации используется и старшем дошкольном возрасте. В соответствии с программой воспитатель разрабатывает систему познавательных задач, которые постепенно ставит перед детьми. Важным условием постановки познавательных задач является создание проблемных ситуа­ций на природоведческих занятиях или в разнообразной деятель­ности, связанной с природой (труд, наблюдения, игры).

Проблемная ситуация возникает, когда задача поставлена, но сразу решить ее дети не могут, необходимо усилие мысли, чтобы сопоставить известные факты, сделать предварительные выводы. Самостоятельная работа детей в такой ситуации носит поисковый характер. При постановке перед детьми познаватель­ных задач следует учитывать их жизненную значимость, интерес к ним. Познавательная задача всегда содержит вопрос «А что будет если…?». Она включает некоторые данные, известные детям, которые можно использовать в решении. Часть данных дети должны отыскать в процессе комбинирования, преобразования уже известных зна­ний и способов действий. Незнание должно быть частичным, Тогда познавательную задачу можно решить с помощью опыта, сравнительного наблюдения или в процессе эвристического рас­суждения. Если задача непосильна детям или слишком легка, не требует умственных усилий, то проблемной ситуации не возникает.

Познавательные задачи должны предъявляться детям в определенной последовательности: вначале - простые, содержа­щие однозвенные связи, затем - более сложные, содержащие цепочки связей Примерами познавательных задач могут быть следующие. Неживая природа: почему качаются ветви деревьев? Почему на земле лужи? Почему замерзла вода на улице? Почему снег тает в помещении? Почему снег бывает липким? Почему летом и весной идет дождь, а зимой - снег? Почему весной почва оттаивает к полудню, а к вечеру замерзает? И т.д.

Живая природа: могут ли растения расти без света (влаги, тепла)? Почему растения весной быстро растут? Почему осенью растения увядают, желтеют, теряют листья? Почему кактус поливают редко, а бальзамин - часто? Почему рыба плавает? Почему заяц прыгает? Почему осенью у зайца меня­ется цвет шерсти? Почему у синицы клюв тонкий, а у снегиря - толстый? Зачем черепахе панцирь? Почему гусеницу не видно на листьях капусты? Почему сначала прилетают грачи, а потом - ласточки? Почему изменяется жизнь зверей зимой?И т.д.

После принятия детьми познавательной задачи под руковод­ством воспитателя осуществляется ее анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах. Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать все предположения детей, обратить внимание на их противоречивость. Необходимо учитывать каждое предположение детей; если они не выдвигают идей, их должен выдвинуть сам воспитатель.

Возникший у детей в ходе анализа ситуаций и выдвиже­ния предположений интерес к решению задачи следует исполь­зовать для отбора способов проверки предположений.

Дети могут предложить разные способы проверки. Предла­гает их и воспитатель. Ими могут быть кратковременные рас­познающие наблюдения, длительные сравнительные наблюде­ния, элементарные опыты, демонстрация моделей, эвристи­ческие беседы. Распознающие наблюдения используются, как правило, когда необходимо установить свойства, признаки объ­ектов. Например, при сборе ягод перед детьми ставится зада­ча: определить, чем отличаются спелые ягоды от неспелых. Задача решается в ходе распознающих наблюдений. Сравни­тельные наблюдения могут быть использованы при сопостав­лении 2-3 объектов для установления их своеобразия. Например, установить, какие животные передвигаются прыжками и почему.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями используются опыты. Приве­дем пример организации поисковой деятельности, когда познавательная задача решается с помощью опыта. В ходе усвоения системы знаний о растениях детей необходимо подвести к пониманию того, что для роста растений нужна влага. Перед ними ставится познавательная задача: прорастут ли семена без воды? Обсудив с детьми высказанные ими предположения, воспитатель спрашивает: «А как проверить, кто из вас прав?» Дни проверки предположений организуется опыт: на два блюдца дети кладут вату, а на нее - одинаковое количество семян. И в одном блюдце вату смачивают водой. Ход опыта дети фиксируют в дневнике наблюдений в виде рисунков-схем. В первом рисунке показывают, что семена помещены в разные условия, в последующих отмечают появление изменений. В каждом рисунке обязательно выделяется, при каких условиях произо­шли те или иные изменения. В заключение, когда изменения хорошо видны, воспитатель предлагает детям сравнить семена и сделать соответствующие выводы. Если ребята сомневаются, опыт следует повторить, а затем продолжить обсуждение его результатов.

При наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать, можно использовать эвристическую беседу. Приведем пример: на одной из про­гулок дети обратили внимание на то, что сосульки с разных сторон крыши неодинаковы по величине. Причина этого явления их заинтересовала. «Как ты думаешь, почему так?» - спросил один из детей. «Здесь капает с сосулек, а там - нет. Поэтому они здесь меньше становятся», - ответил другой. «А почему же там не капает, с другой стороны? - И тут же сам догадался: - А, здесь солнышко греет, а на той стороне нет солнышка! Там только к вечеру будет солнышко и недолго. Поэтому со­сульки медленно тают».

Заключительным этапом поисковой деятельности является формулирование выводов. К самостоятельному формулированию выводов детей необходимо побуждать. Случается, что они делают неправильные выводы. В этом случае можно организовать до­полнительные опыты или наблюдения, чтобы каждый пришел к правильным выводам. В процессе организации поисковой деятельности у детей появляется способность самостоятельно ставить познавательные задачи, отражающие более глубокое проникновение в сущность явлений природы, установление аналогий, понимание все общих закономерностей.

Осуществляя руководство поисковой деятельностью важно создавать условия для решения каждой задачи, возникающей по их инициативе.

В процессе обучения поисковая деятельность детей совершенствуется. Динамика ее проявляется в переходе от принятия познавательных задач, поставленных воспитателем, и решения их с помощью взрослого к самостоятельной постановке и решению.

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте понятие «элементарная поисковая деятельность».

2. Какова структура элементарной поисковой деятельности?

3. Раскройте методику организации поисковой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

4. Какое содержание знаний из программы целесо­образно формировать с помощью поисковой деятельности?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.