Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Экологическая тропинка в экологическом образовании дошкольников




Болезни рыб.

Простуда. Возникает при пересадке рыбки в воду с боль­шой разницей температур. Рыбка валится набок и утрачивает способность плавать. Такую рыбку надо выдержать в тарелке с теплой водой, поднося ей корм к самому рту.

Плесневый грибок. На различных частях тела рыбки появляется белый пушистый налет, напоминающий плесень. Рыбка становится вялой, трется о дно. Больную рыбку надо отсадить в небольшой аквариум без песка, с веточкой элодеи, с температурой воды на 1-2 градуса выше той, в которой нахо­дилась рыбка. Ежедневно рыбку следует купать два раза в те­чение 20-30 мин в слабом растворе марганцовокислого калия или растворе поваренной соли (на 1 л чистой воды 1 столовую ложку поваренной соли) до выздоровления. В аквариуме нужно произвести полную дезинфекцию с промывкой песка и растений.

Кормление рыбок. Кормить рыбок следует в одно и то же время. Зимой - один раз в день, летом - два раза. Лучший живой корм - дафнии, циклопы, мотыль, черви. Сухой корм надо использовать в ограниченном количестве.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какое воспитательно-образовательное значение имеет уголок природы в детском саду?

2. Какие требования предъявляются к подбору и размещению объек­тов уголка природы?

3. Какие растения рекомендуется выращивать в уголке природы разных возрастных групп?

4. Каких животных рекомендуется содержать в уголке природы разных возрастных групп?

5. Каких млекопитающих содержат в уголке природы? В чем состоит уход за ними?

6. Каких птиц содержат в уголке природы? В чем состоит уход за ними?

7. Каких земноводных и пресмыкающихся содер­жат в уголке природы? В чем состоит уход за ними?

8. Каких рыбок содержат в уголке природы? В чем состоит уход за ними?

 

Экологическая тропинка. В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познаватель­ную, развивающую, эстетическую, оздоровительную и укрепляющую функции. Можно выделить два основных типа экологических тропинок:

а) на территории дошкольного учреждения;

б) в природных или приближенных к ним условиях: пригородный лес, парк, сквер и т.п.

Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов экологической тропинки выбираются различные виды как дикорасту­щих, так и культурных растений (деревьев, кустарников, трав), мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков-солдатиков), небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка и т.п.

Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и от­рицательное) может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных водоемов за пределами территории детского сада. Для повышения интереса детей к занятиям на тропе совместно с ними педагог выбирает «хозяина тропы» - сказочного героя. Экологическая тропинка позво­ляет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологи­ческих занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Объекты экологической тропинки дают большие возможности для сенсорного развития ребенка, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, театрализованных инсценировок с участием хозяина тропинки эмоционального развития детей, в частности формирования чувства близости к природе и сопереживания живым организмам.

Для организации работы на экологической тропинке можно разработать специаль­ный «Паспорт экологической тропинки». Паспорт содержит картосхемы тропин­ки с указанием изучаемых объектов – одна, более сложная схема – для педагогов, вторая – простая – для детей. Здесь же дается описание точек тропы по заданным схемам. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисун­ки объектов и приводится необходимая для воспитателя информация. Так, при описании дерева приводятся его биологические, экологические характеристики, особенности распространения, происхождение названия, народные названия, от­ражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, пословицы), песнях, стихах, отмечается его связь с другими растениями и животными, роль в жизни людей (оздоровительная, эстетическая и т.д.) и даются рекомендации по использованию объекта в работе по экологическому воспитанию дошкольников.

Этапы создания и оформления тропинки. Последовательность действий по созданию тропинки может быть следующей:

- детальное обследование территории и выделение наиболее интересных

объектов;

- составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объ­ектов (в видекружочков с цифрами или рисунков-символов). Могут быть со­ставлены картосхемы разного назначенияв помощь воспитателям и для детей разного возраста. Картосхемы для детей должны содержать небольшое количе­ство информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок указывающих маршрут. Для детей младшего возраста создаются крупные ри­сунки наиболее привлекательных объектов, например, изображаются яркие ба­бочки, цветы и т. п.

- выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа, ко­торый будет давать ребятам задания и приглашать их в гости;

- фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформлен­ное в виде альбома (паспорта);

- изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек;

- со­ставление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

Оформление тропы и оборудование для организации наблюдений. Для по­вышения интереса детей к занятиям на тропе (особенно младшего возраста) не­обходимо внесение «сказочных» элементов. Педагог совместно с дошкольника­ми выбирает «хозяина (или хозяйку) тропинки» - сказочного героя (Боровичка, Лесовичка, Флору и т.п.). В некоторых дошкольных учреждениях организуются соответствующие конкурсы детей и родителей. Сказочный персонаж «помогает» педагогу проводить занятия на тропе, его можно изобразить на всех табличках, но особенно на начальной точке (где он «встречает» ребят) и на последней (где он «прощается» с ними). Периодически этот персонаж может «оживать», посылать детям письма-задания, участвовать в театрализованных праздниках. План тропы, выполненный на листе фанеры или пластика, располагается в ее начале. Выбор объектов, оформление тропы, - все эти процессы должны ид­ти при активном участии детей. Возле каждого объекта тропы выставляется таб­личка с краткой и выразительной информацией с использованием символов, ри­сунков. Здесь же размещаются и различные природоохранные знаки.

Экологическая тропинка на территории детского сада. Создать экологи­ческую тропинку можно на территории любого учреждения, причем без особых дополнительных затрат. Такой подход подразумевает, что в состав видовых точек экологической тропинки включаются уже существующие на территории объекты, которые в дальнейшем, по мере возможности, дополняются новыми точками.

Эффективнее всего организовывать экологическую тропинку, используя результаты исследований, выполненных при составлении «Экологического паспорта дошкольного учреждения». Анализируя картосхему и видовой состав растений, животных, наличие интересных объектов, можно вы­явить наиболее привлекательные и познавательные объекты. В качестве видовых точек, прежде всего, выбираются деревья, кустарники разных пород, разного возраста, причудливой формы, старые пни. Такие же наблюдения можно организовать и на примере старого поваленного дерева, осо­бенно если оно расположено в затененном месте.

На участках можно вос­создавать фрагменты разных естественных растительных сообществ, характер­ных, прежде всего, для данной местности (леса, луга). Это помогает педагогу по­знакомить детей с представителями местной флоры, фауны и экосистемами леса, луга. Чем больше разнообразие растений на тропе, тем больше и разнообразие животных (в основном беспозвоночных), так как животные связаны с опреде­ленными растениями, условиями питания и проживания. Положительный эф­фект и с познавательной, и с эстетической точек зрения дает создание водоема. В состав видовых точек тропы включаются также лекарственные растения; виды, подлежащих охране («Живая Красная книга»), растения-часы и растения-барометры (клумба «цветочные часы», «цветочные барометры»), сор­ные растения (последние, как правило, не включаются педагогами в состав тро­пы, а уничтожаются, хотя могут быть использованы как объекты для работы с детьми). На примере сорных видов можно объяснить многие биологические осо­бенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке могут быть оставлены небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с мало нарушенными, педагог наглядно показывает детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания. Интересными для наблюдений и практических действий объектами являются и места скопления норок дождевых червей, холмики земли, вырытой кротами, гнезда ворон или других птиц, муравейники. В качестве дополнительной точки тропинки можно создать небольшую метеоплощадку. На высоком металлическом шесте прикрепить флюгер, позволяющий следить за сменой направления ветра. Здесь же разместить и оригинальный указатель направления ветра, который обычно ус­танавливается на аэродромах. Невдалеке от флюгера расположить большой де­ревянный столб с кормушками для птиц. Отличительной особенностью этого оборудования является то, что оно сделано из отходов. В состав такой площадки можно включить и солнечные часы. В этом же саду для измерения осадков из пластиковых бутылок сделаны простые дождемеры. Эти дождемеры можно раз­мещать в разных точках тропинки и сравнивать, где выпадает больше осадков и анализировать почему (на открытом месте и под кронами разных деревьев).

Экологическая тропинка в естественных условиях. Принцип организации тропинки в лесопарке, лесу такой же, как и для тропинки на территории сада: как можно больше разнообразия. В естественных (или приближенных к ним) ус­ловиях разнообразие растений, животных обусловлено перепадами рельефа. По­этому в состав таких тропинок нужно включаются точки на повышенных и по­ниженных участках, водоемы, небольшие склоны. При этом тропинка обяза­тельно оценивается с точки зрения возможностей и безопасности дошкольников.

В состав видовых точек экологических тропинок в та­ких условиях включаются различные деревья, кустарники, лужайки, пни, пова­ленные деревья, деревья с гнездами, участки с первоцветами, пруды, ручьи, ре­е, муравейники, кротовины, норки животных, кузницы дятла, участки, на кото­рых зимой можно найти следы животных, а в качестве примеров отрицательного и положительного взаимоотношения человека с природой – места отдыха и по­следствия этого отдыха для растений (мусор, костры, вытоптанные участки, кострища), охраняемые муравейники, посаженные деревья и т.п.

Организация работы с детьми на экологической тропе. Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для общения с природой и одновременно для их оздоровления на свежем возду­хе. Частота посещения всех точек тропинки зависит от возраста детей и ваших целей. В разное время вы можете по­сещать разные точки, даже одну точку за про­гулку. Одни и те же объекты изучаются много раз, особенно в разные сезоны года. При ознакомительной прогулке можно посетитт разные точки, если же преследуется кон­кретная цель, (например, при помощи луп ис­следовать пень), то можно ограничиться одним объ­ектом. На тропинке проводятся наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: наблюдения за объектами организует эколог или воспитатель, свои впе­чатления об увиденном дети выражают на за­нятиях музыкой, изобразительной, театрали­зованной деятельностью, в подвижных играх.

Объекты экологической тропинки дают большие возможности для сенсорного разви­тия ребенка, для проведения систематических исследований, экологических праздников, игр, инсценировок с участием «хозяина тропинки», эмоционального развития детей, в частности, формирования чувства близости к природе и сопереживания всему живому.

Вопросы для самоконтроля:

1. Выделите основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы.

2. Каковы этапы создания и оформления тропинки?

3. Выделите особенности организации экологической тропы на территории дошкольного учреждения и в естественных условиях.

4. Как организуется работа с детьми на экологической тропе?

Тема 4. Совместная деятельность дошкольного учреждения с родителями по экологическому образованию

Значение экологического просвещения родителей дошкольников. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как про­цесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое про­свещение родителей - одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Г.А. Ягодин неодно­кратно подчеркивал, что работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Одной из первостепенных задач автор считает привлечение взрос­лых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе. Родители дошкольника наиболее восприимчивы к советам педагогов. Дошкольный возраст - период, когда многие из них сами стремятся к контакту, сотрудничеству с педагогами, что очень важно для эколо­гического образования. Уже в начальной школе это сотрудничество становится непостоянным, а в старших классах практически отсутствует. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспита­ния, которое неразрывно связано с экологическим, также закладывается в семье и именно в период раннего детства. В то же время между целями коллектива детского сада и целями, которые ставят перед собой родители, зачастую возни­кают противоречия. Особенность родителей как объекта экологического про­свещения заключается в том, что у них самих уже сформировано определенное мировоззрение, как правило, базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру. Кроме того, современный интерес роди­телей сконцентрирован в области обучения, а не развития ребенка, причем наи­более престижным считается изучение иностранных языков (но не экологиче­ское образование).

Многие воспитатели отмечают пренебрежительное отношение родителей к требованиям, которые они предлагают детям в дошкольном учреждении с точки зрения экологического образования. Характерный пример: в процессе отдыха на природе родители рвут цветы на букеты, оставляют мусор и т.п. Ребенок объяс­няет им, что так нельзя делать, добавляя: «так говорила воспитательница». Роди­тели в лучшем случае не реагируют на возражения ребенка, в худшем - еще и подрывают авторитет воспитателя выражениями типа: «Мало ли что там вам го­ворят». Если авторитет родителей для ребенка непререкаем, он начинает возра­жать воспитательнице на занятиях, мотивируя свои возражения тем, что «так сказал папа (мама)». Разрыв между требованиями, предъявляемыми к ребенку в дошкольном уч­реждении, и требованиями родителей делает экологическое образование крайне неэффективным, отрицательно влияет на мотивацию его поступков, создает си­туацию психологического дискомфорта.

Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатели предлагают родителям, лич­но значимой для них. Абстрактная информация о глобальных экологических проблемах, которую предлагают родителям некоторые детские сады на собрани­ях, не вызывает особого интереса, а катастрофизм, зачастую пронизывающий эту информацию, вызывает ее отторжение. Подобное воздействие на родителей оказывает и прямая агитация в виде плакатов, призывов. Большое внимание должно уделяться совместной деятельности детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, такая совместная деятельность способствует сотрудничеству, эмоциональному, психо­логическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почув­ствовать себя «взрослым», а взрослому - лучше понять ребенка. Во время экскурсий, походов и дети, и взрослые имеют возможность проявить такие качества и умения, которые требуются в обыденных условиях (правильно развести костер или поставить па­латку, учиться вести себя как член команды и т.п.).

В экологическом просвещении родителей, как и в экологическом образова­нии в целом, педагог Н.А.Рыжова выделила ряд компонентов содержания, что отражено в следующей таблице

 

Компоненты содержания экологического образования родителей

Познавательный й Ценностный Нормативный Деятельностный
Окружающая сре­да и здоровье ре­бенка. Состояние окружающей сре­ды в собственном микрорайоне, в го­роде стране, ми­ре. Пути решения этих проблем Развитие ребенка через знакомство с окружающим ми­ром Методики оз­накомления ре­бенка с окружаю­щим миром   Природа как универсальная ценность для человека Зна­чение природы в жизни человека Здоровье ребен­ка и природа, ок­ружающая сре­да Человек - часть природы Формирование разумных по­требностей   Знание правил поведе­ния во время отдыха на природе, правил эколо­гической безопасности и норм поведения в экстремальных ситуа­циях Выбор экологиче­ски безопасных участ­ков для прогулок с детьми, занятий спортом, огородов, дач. Экологическая безо­пасность жилища эко­логически чистая про­дукция. Знание психо­логических особенно­стей ребенка и соот­ветствующих его воз­расту возможностей, потребностей, в том числе в общении с природой   Участие в природо­охранных акциях своего микрорайона или на тер­ритории детского сада совместно с детьми (озеленение уборка му­сор, сооружение и раз­мещение кормушек). Участие в экологических праздниках экскурсиях походах. Выращивание растений, уход за живот­ными. Сбор природных коллекций во время от­пуска, сбор экспонатов для музеев природы в детском саду. Выполне­ние домашних заданий с детьми, совместное чте­ние литературы  

Реализация указанных компонентов может проходить по нескольким на­правлениям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1976; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.