КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 3. Экологическая тропинка в экологическом образовании дошкольниковБолезни рыб. Простуда. Возникает при пересадке рыбки в воду с большой разницей температур. Рыбка валится набок и утрачивает способность плавать. Такую рыбку надо выдержать в тарелке с теплой водой, поднося ей корм к самому рту. Плесневый грибок. На различных частях тела рыбки появляется белый пушистый налет, напоминающий плесень. Рыбка становится вялой, трется о дно. Больную рыбку надо отсадить в небольшой аквариум без песка, с веточкой элодеи, с температурой воды на 1-2 градуса выше той, в которой находилась рыбка. Ежедневно рыбку следует купать два раза в течение 20-30 мин в слабом растворе марганцовокислого калия или растворе поваренной соли (на 1 л чистой воды 1 столовую ложку поваренной соли) до выздоровления. В аквариуме нужно произвести полную дезинфекцию с промывкой песка и растений. Кормление рыбок. Кормить рыбок следует в одно и то же время. Зимой - один раз в день, летом - два раза. Лучший живой корм - дафнии, циклопы, мотыль, черви. Сухой корм надо использовать в ограниченном количестве. Вопросы для самоконтроля: 1. Какое воспитательно-образовательное значение имеет уголок природы в детском саду? 2. Какие требования предъявляются к подбору и размещению объектов уголка природы? 3. Какие растения рекомендуется выращивать в уголке природы разных возрастных групп? 4. Каких животных рекомендуется содержать в уголке природы разных возрастных групп? 5. Каких млекопитающих содержат в уголке природы? В чем состоит уход за ними? 6. Каких птиц содержат в уголке природы? В чем состоит уход за ними? 7. Каких земноводных и пресмыкающихся содержат в уголке природы? В чем состоит уход за ними? 8. Каких рыбок содержат в уголке природы? В чем состоит уход за ними?
Экологическая тропинка. В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную и укрепляющую функции. Можно выделить два основных типа экологических тропинок: а) на территории дошкольного учреждения; б) в природных или приближенных к ним условиях: пригородный лес, парк, сквер и т.п. Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов экологической тропинки выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревьев, кустарников, трав), мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков-солдатиков), небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка и т.п. Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных водоемов за пределами территории детского сада. Для повышения интереса детей к занятиям на тропе совместно с ними педагог выбирает «хозяина тропы» - сказочного героя. Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Объекты экологической тропинки дают большие возможности для сенсорного развития ребенка, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, театрализованных инсценировок с участием хозяина тропинки эмоционального развития детей, в частности формирования чувства близости к природе и сопереживания живым организмам. Для организации работы на экологической тропинке можно разработать специальный «Паспорт экологической тропинки». Паспорт содержит картосхемы тропинки с указанием изучаемых объектов – одна, более сложная схема – для педагогов, вторая – простая – для детей. Здесь же дается описание точек тропы по заданным схемам. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов и приводится необходимая для воспитателя информация. Так, при описании дерева приводятся его биологические, экологические характеристики, особенности распространения, происхождение названия, народные названия, отражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, пословицы), песнях, стихах, отмечается его связь с другими растениями и животными, роль в жизни людей (оздоровительная, эстетическая и т.д.) и даются рекомендации по использованию объекта в работе по экологическому воспитанию дошкольников. Этапы создания и оформления тропинки. Последовательность действий по созданию тропинки может быть следующей: - детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов; - составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов (в видекружочков с цифрами или рисунков-символов). Могут быть составлены картосхемы разного назначенияв помощь воспитателям и для детей разного возраста. Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок указывающих маршрут. Для детей младшего возраста создаются крупные рисунки наиболее привлекательных объектов, например, изображаются яркие бабочки, цветы и т. п. - выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания и приглашать их в гости; - фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта); - изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек; - составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми. Оформление тропы и оборудование для организации наблюдений. Для повышения интереса детей к занятиям на тропе (особенно младшего возраста) необходимо внесение «сказочных» элементов. Педагог совместно с дошкольниками выбирает «хозяина (или хозяйку) тропинки» - сказочного героя (Боровичка, Лесовичка, Флору и т.п.). В некоторых дошкольных учреждениях организуются соответствующие конкурсы детей и родителей. Сказочный персонаж «помогает» педагогу проводить занятия на тропе, его можно изобразить на всех табличках, но особенно на начальной точке (где он «встречает» ребят) и на последней (где он «прощается» с ними). Периодически этот персонаж может «оживать», посылать детям письма-задания, участвовать в театрализованных праздниках. План тропы, выполненный на листе фанеры или пластика, располагается в ее начале. Выбор объектов, оформление тропы, - все эти процессы должны идти при активном участии детей. Возле каждого объекта тропы выставляется табличка с краткой и выразительной информацией с использованием символов, рисунков. Здесь же размещаются и различные природоохранные знаки. Экологическая тропинка на территории детского сада. Создать экологическую тропинку можно на территории любого учреждения, причем без особых дополнительных затрат. Такой подход подразумевает, что в состав видовых точек экологической тропинки включаются уже существующие на территории объекты, которые в дальнейшем, по мере возможности, дополняются новыми точками. Эффективнее всего организовывать экологическую тропинку, используя результаты исследований, выполненных при составлении «Экологического паспорта дошкольного учреждения». Анализируя картосхему и видовой состав растений, животных, наличие интересных объектов, можно выявить наиболее привлекательные и познавательные объекты. В качестве видовых точек, прежде всего, выбираются деревья, кустарники разных пород, разного возраста, причудливой формы, старые пни. Такие же наблюдения можно организовать и на примере старого поваленного дерева, особенно если оно расположено в затененном месте. На участках можно воссоздавать фрагменты разных естественных растительных сообществ, характерных, прежде всего, для данной местности (леса, луга). Это помогает педагогу познакомить детей с представителями местной флоры, фауны и экосистемами леса, луга. Чем больше разнообразие растений на тропе, тем больше и разнообразие животных (в основном беспозвоночных), так как животные связаны с определенными растениями, условиями питания и проживания. Положительный эффект и с познавательной, и с эстетической точек зрения дает создание водоема. В состав видовых точек тропы включаются также лекарственные растения; виды, подлежащих охране («Живая Красная книга»), растения-часы и растения-барометры (клумба «цветочные часы», «цветочные барометры»), сорные растения (последние, как правило, не включаются педагогами в состав тропы, а уничтожаются, хотя могут быть использованы как объекты для работы с детьми). На примере сорных видов можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке могут быть оставлены небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с мало нарушенными, педагог наглядно показывает детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания. Интересными для наблюдений и практических действий объектами являются и места скопления норок дождевых червей, холмики земли, вырытой кротами, гнезда ворон или других птиц, муравейники. В качестве дополнительной точки тропинки можно создать небольшую метеоплощадку. На высоком металлическом шесте прикрепить флюгер, позволяющий следить за сменой направления ветра. Здесь же разместить и оригинальный указатель направления ветра, который обычно устанавливается на аэродромах. Невдалеке от флюгера расположить большой деревянный столб с кормушками для птиц. Отличительной особенностью этого оборудования является то, что оно сделано из отходов. В состав такой площадки можно включить и солнечные часы. В этом же саду для измерения осадков из пластиковых бутылок сделаны простые дождемеры. Эти дождемеры можно размещать в разных точках тропинки и сравнивать, где выпадает больше осадков и анализировать почему (на открытом месте и под кронами разных деревьев). Экологическая тропинка в естественных условиях. Принцип организации тропинки в лесопарке, лесу такой же, как и для тропинки на территории сада: как можно больше разнообразия. В естественных (или приближенных к ним) условиях разнообразие растений, животных обусловлено перепадами рельефа. Поэтому в состав таких тропинок нужно включаются точки на повышенных и пониженных участках, водоемы, небольшие склоны. При этом тропинка обязательно оценивается с точки зрения возможностей и безопасности дошкольников. В состав видовых точек экологических тропинок в таких условиях включаются различные деревья, кустарники, лужайки, пни, поваленные деревья, деревья с гнездами, участки с первоцветами, пруды, ручьи, рее, муравейники, кротовины, норки животных, кузницы дятла, участки, на которых зимой можно найти следы животных, а в качестве примеров отрицательного и положительного взаимоотношения человека с природой – места отдыха и последствия этого отдыха для растений (мусор, костры, вытоптанные участки, кострища), охраняемые муравейники, посаженные деревья и т.п. Организация работы с детьми на экологической тропе. Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для общения с природой и одновременно для их оздоровления на свежем воздухе. Частота посещения всех точек тропинки зависит от возраста детей и ваших целей. В разное время вы можете посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты изучаются много раз, особенно в разные сезоны года. При ознакомительной прогулке можно посетитт разные точки, если же преследуется конкретная цель, (например, при помощи луп исследовать пень), то можно ограничиться одним объектом. На тропинке проводятся наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: наблюдения за объектами организует эколог или воспитатель, свои впечатления об увиденном дети выражают на занятиях музыкой, изобразительной, театрализованной деятельностью, в подвижных играх. Объекты экологической тропинки дают большие возможности для сенсорного развития ребенка, для проведения систематических исследований, экологических праздников, игр, инсценировок с участием «хозяина тропинки», эмоционального развития детей, в частности, формирования чувства близости к природе и сопереживания всему живому. Вопросы для самоконтроля: 1. Выделите основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы. 2. Каковы этапы создания и оформления тропинки? 3. Выделите особенности организации экологической тропы на территории дошкольного учреждения и в естественных условиях. 4. Как организуется работа с детьми на экологической тропе? Тема 4. Совместная деятельность дошкольного учреждения с родителями по экологическому образованию Значение экологического просвещения родителей дошкольников. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое просвещение родителей - одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Г.А. Ягодин неоднократно подчеркивал, что работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Одной из первостепенных задач автор считает привлечение взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе. Родители дошкольника наиболее восприимчивы к советам педагогов. Дошкольный возраст - период, когда многие из них сами стремятся к контакту, сотрудничеству с педагогами, что очень важно для экологического образования. Уже в начальной школе это сотрудничество становится непостоянным, а в старших классах практически отсутствует. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, которое неразрывно связано с экологическим, также закладывается в семье и именно в период раннего детства. В то же время между целями коллектива детского сада и целями, которые ставят перед собой родители, зачастую возникают противоречия. Особенность родителей как объекта экологического просвещения заключается в том, что у них самих уже сформировано определенное мировоззрение, как правило, базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру. Кроме того, современный интерес родителей сконцентрирован в области обучения, а не развития ребенка, причем наиболее престижным считается изучение иностранных языков (но не экологическое образование). Многие воспитатели отмечают пренебрежительное отношение родителей к требованиям, которые они предлагают детям в дошкольном учреждении с точки зрения экологического образования. Характерный пример: в процессе отдыха на природе родители рвут цветы на букеты, оставляют мусор и т.п. Ребенок объясняет им, что так нельзя делать, добавляя: «так говорила воспитательница». Родители в лучшем случае не реагируют на возражения ребенка, в худшем - еще и подрывают авторитет воспитателя выражениями типа: «Мало ли что там вам говорят». Если авторитет родителей для ребенка непререкаем, он начинает возражать воспитательнице на занятиях, мотивируя свои возражения тем, что «так сказал папа (мама)». Разрыв между требованиями, предъявляемыми к ребенку в дошкольном учреждении, и требованиями родителей делает экологическое образование крайне неэффективным, отрицательно влияет на мотивацию его поступков, создает ситуацию психологического дискомфорта. Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатели предлагают родителям, лично значимой для них. Абстрактная информация о глобальных экологических проблемах, которую предлагают родителям некоторые детские сады на собраниях, не вызывает особого интереса, а катастрофизм, зачастую пронизывающий эту информацию, вызывает ее отторжение. Подобное воздействие на родителей оказывает и прямая агитация в виде плакатов, призывов. Большое внимание должно уделяться совместной деятельности детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, такая совместная деятельность способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым», а взрослому - лучше понять ребенка. Во время экскурсий, походов и дети, и взрослые имеют возможность проявить такие качества и умения, которые требуются в обыденных условиях (правильно развести костер или поставить палатку, учиться вести себя как член команды и т.п.). В экологическом просвещении родителей, как и в экологическом образовании в целом, педагог Н.А.Рыжова выделила ряд компонентов содержания, что отражено в следующей таблице
Компоненты содержания экологического образования родителей
Реализация указанных компонентов может проходить по нескольким направлениям.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1976; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |