Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторические проблемы




 

История государства и права неотделима от истории общества. Государство и право проходят длительный исторический путь от неразвитого к развитому состоянию, приобретают на этом пути новые свойства, меняют свое содержание. Для неразвитого состояния государства и права характерно то, что в них не развертывается, не получает должного развития весь комплекс сущностных признаков. В период своего возникновения и становления государство имеет преимущественно социальную направленность. На определенных этапах своего развития оно во многом сводится к государственной политической власти, основанной главным образом на аппарате принуждения, а право — к совокупности или системе норм, исходящих от государства, выражающих его волю и обеспечиваемых принуждением со стороны специально для того созданных органов государства.

Развитыми государство и право становятся постепенно, по мере достижения обществом определенного уровня цивилизации и демократии. В таком обществе раскрываются в высокой степени все аспекты их ценности, весь социальный потенциал служения человеку. Государство превращается в арбитра в обществе, становится инструментом, призванным выражать совпадающие интересы всех групп и слоев населения. Право в свою очередь превращается в важнейшее средство или инструмент достижения согласия, порядка и стабильности в обществе на основе компромисса, т.е. взаимных уступок различных групп и слоев населения в реализации своих интересов. По форме государство становится правовым, а по сущности — социальным и демократическим. В таком государстве господствует право.

При этом государство и право развиваются и совершенствуются не сами по себе, а усилиями людей, в соответствии с изменяющимися конкретно — историческими условиями разных эпох и стран. Можно привести ряд иллюстраций высказанных положений.

Так, в двадцатью-тридцатью годы XX века кризисы и депрессии поставили на грань гибели многие до того могущественные буржуазные государства, в том числе США. Основываясь на экономической теории К. Маркса, видный американский ученый Д. Кейнс убедил президента Ф. Рузвельта в необходимости гибкого государственного вмешательства в экономику, так как понял, что рынок не является совершенным экономическим механизмом. В 1933—1938 гг. ими был осуществлен комплекс государственно-правовых мер, направленных на сбалансирование сознательного регулирования экономики и рыночного самоуправления, вошедших в американскую историю под названием "Новый курс", который сделал США государством, близким к всеобщему благоденствию. По этому пути пошли многие другие государства.

Следующими иллюстрациями более позднего периода являются немецкое и японское чудо, китайский путь построения социализма в соответствии с теорией Ден Сяо Пина и другие.

 

Если история государства и права изучает конкретные государственно-правовые явления и процессы, происходящие во времени и в пространстве в разных странах, в разные периоды, то теория государства и права обобщает эти знания, систематизирует их, придает им новое теоретическое качество, т.е. использует как бы в готовом, снятом виде. Соответственно теория государства и права является логическим обобщением конкретно—исторической информации о возникновении, функционировании, развитии и будущем государства и права. Без конкретно — исторических данных теория государства и права стала бы схематичной, умозрительной наукой поэтому принцип историзма считается для теории государства и права одним из основных методологических принципов, подтверждающих необходимость изучения государственно-правовых явлений в развитии.

Новые исторические данные повлекли за собой серьезные изменения и уточнения основных понятий и категорий теории государства и права. Это относится прежде всего к причинам и закономерностям происхождения государства и права, а также к их типологии, сущности и содержанию[4]. В результате происходит эволюция отечественной теории государства и права.

Так, с точки зрения современных достижений науки первопричиной возникновения государства и права считается экологический кризис на рубеже Х—XII тысячелетий до н. э., выразившийся в неблагоприятных изменениях климата, приведших к вымиранию мегафауны (мамонтов, шерстистых носорогов и др. видов животных, служивших источником питания человека) в ряде регионов земного шара. Это создало угрозу существованию человечества как биологического вида. Ответом на указанное обстоятельство явилась "неолитическая революция", содержание которой составил переход общества к новому способу существования и воспроизводства, а именно: от присваивающей экономики к производящей. В результате в районе Ближнего Востока при — мерно в VII тыс. до нашей эры возникли раннеземледельческие общества, а на их основе в IV—III тысячелетии. до н. э. — первые цивилизации в виде городов — государств. Они возникли по объективным причинам, в результате внутреннего развития общества и представляли собой новые политические, структурные и территориальные образования, основная цель которых — организационно обеспечить функционирование производящей экономики, ставшей условием выживания и воспроизводства человечества. Города—государства представляли собой, таким образом, социальный институт. Только с течением времени четко определилась классовая природа первичных государств, произошло то или иное расслоение общества, появился класс, захвативший власть и приспособивший государство к своим интересам.

Ранее в отечественной науке господствовала иная схема: "прибавочный продукт — частная собственность — классы — господствующий класс — государство — насилие, принуждение — рабовладение". Утверждалось до конца 70 — х годов, что все первые государства были рабовладельческими, что государства создал господствующий класс для поддержания своего, господства и эксплуатации другого класса (народа). На самом же деле в большинстве стран государство выделилось из общества, стало его политической формой, основным занятием которого явилось управление или организационная деятельность.

Анализ новой государственной формы организации общества свидетельствует о том, что здесь аппарат управления первоначально выполнял, прежде всего, разнообразные общесоциальные функции (информационную, проведение массовых общественных работ, контрольную, распределительную, идеологическую и другие) и имел возможность в необходимых случаях использовать государственное принуждение, а так же формировал казну. Современные историческая и археологическая науки позволили также подтвердить вывод о том, что способы регулирования поведения деятельности людей в период перехода к производящей экономике раннеклассового общества были ориентированы, прежде всего, на общесоциальные функции — на обеспечение нового типа трудовой деятельности земледельческого общества[5].

На предыдущем этапе в отечественной науке так же утверждалось, что право возникает там и тогда, где и когда возникают классы, государство, появляется возможность осуществлять государственное принуждение, насилие со стороны господствующего класса рабовладельцев.

О появлении права при переходе к производящей экономике свидетельствовал новый способ регулирования общественных отношений: путем указания того, что обязательно должен делать каждый человек, что ему разрешено ("можно") делать, что запрещено делать ("нельзя") и, наконец, какое поведение безразлично для общества, т.е. не является правовым и осуществляется на основе собственного усмотрения. В IV—III тысячелетии до н. э. появились четко фиксируемые в письменных источниках (раньше всего в агрокалендарях) нормы, регулирующие производственную деятельность земледельческого общества. На последующих этапах развития городов — государств возникают законы, кодексы, своды законов, т.е. проводится систематизация законодательства и судебной практики.

Следует подчеркнуть, что классовая природа государства и права четко обозначилась только с течением времени в силу заметного рас — слоения общества. Классообразование привело к захвату государственной политической власти тем или иным классом и приспособлению государства и права к его интересам и потребностям. Указанное обстоятельство изменило представление о такой проблеме, как соотношение процессов образования классов и государства и опровергло тезис о том, что антагонизм классов привел к образованию государства. Установлено, что в Древнем Египте, Индии, Китае, у шумеров, майя, инков, ацтеков и т.д. не только классообразование стимулировало появление первичных государств, но и первичные государства служили мощным стимулятором классообразования.

Существуют три варианта соотношения процессов возникновения классов и государств: 1) те и другие возникли одновременно; 2) становление классов предшествовало возникновению государств; 3) возникшие государства стимулировали классообразование.

Известны два пути образования экономически и политически гocподствующих классов: 1) через присвоение должностей с помощью наследственного механизма и обогащение на этой основе; 2) через присвоение прибавочного продукта. Исторически первый путь оказался наиболее типичным, распространенным, поэтому ошибочно преувеличение роли классов в создании государства и права, особенно господствующего класса.

Второй путь характерен для возникновения европейских государств, которые появились в Северном Средиземноморье на 15 и более веков позже. В отличие от восточных государств в этом регионе распались общины, и возникла частная собственность на землю и на производителя-раба. Поэтому в этих странах одной из основных причин возникновения государства стала необходимость удержания в повиновении эксплуатируемых классов. Такой путь возникновения государства был исключением, однако нельзя забывать, что именно европейские государства стали «локомотивом истории», быстро обогнали восточные и возглавили развитие человечества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1149; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.