Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Базовые управленческие способности




Главными факторами эффективности управленческой деятельности выступают специфические управленческие способности. В настоящее время, существует ряд, как правило, слабо согласующихся друг с другом подходов и разработок данной проблемы. Сама категория способностей является одной из наиболее сложных в психологии тем, которая раскрыта еще не в полной мере. Тем не менее, к настоящему времени сложилась некоторая их общепсихологическая характеристика; ее основные положения состоят в следующем.

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления какой-либо деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками. Они всегда индивидуальны, ими являются только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности, они несводимы к знаниям, умениям и навыкам, уже выработаны у человека.

Способности делятся на общие (например, интеллект) и специальные. Общие способности определяют успешность выполнения не одного, а многих видов деятельности, специальные же определяют эффективность выполнения конкретного вида деятельности. Способности формируются и развиваются на основе задатков (врожденных предпосылок для развития способностей). Способности могут быть представлены на качественно различном уровне – в виде собственно способностей, одаренности (таланта) и гениальности.

Любая управленческая деятельность имеет три измерения: 1) Собственно деятельностное, связанное с организацией и управлением какой-либо системой. 2) Кадровое – «личностное», связанное с управлением людьми. 3) Производственно-технологическое, связанное непосредственно с организацией технологического процесса, с его оперативным управлением. Таким образом, деятельность руководителя происходит внутри пространства, образованного тремя этими векторами. Эффективность управления определяется тем, насколько руководитель способен обеспечить три этих очень разных «измерения», а также согласовать их между собой.

Первое (организационно-административное) требует развития общеуправленческих навыков и способностей, умений эффективно организовать совместную деятельность. Второе – наличия качественно иных способностей, обеспечивающих эффективность межличностных взаимодействий, организации и управления людьми. В роли таких способностей (и это качественное отличие управленческой деятельности от многих других видов деятельности) будут выступать ни специальные, ни общие способности, а основные личные качества. Третье – предполагает наличие собственно профессиональных качеств руководителя – его специальных способностей. Согласование этих трех «измерений» в процессе управления требует наличия еще одной категории способностей – координационного, общеорганизационного плана, которые связаны с ведущими личными качествами.

Понятие собственно способностей часто отождествляется с понятием личностных качеств руководителя. Такой подход отражает реальную сложность управленческой деятельности, многообразие требований, предъявляемых ею к личности. Итак, мы можем говорить о проблеме общей структуры личности руководителя. Отметим ряд категорий управленческих качеств, которые обычно выделяются из их общей совокупности. Они либо являются собственно управленческими способностями, либо способствуют эффективному выполнению управленческой деятельности, т.е. выступают в функции способностей:

1) Категория основных характеристик личности управленца, которая обозначается понятием менеджерских характеристик (они выступают в функции способностей). Менеджерские характеристики: Общесоциальные (биографические) характеристики эффективного менеджера: – возраст; – пол; – культурно-образовательный уровень; – социальный статус. Личностные качества эффективного менеджера: – доминантность (черта личности, состоящая в способности и потребности оказывать влияние на других людей и подчинять их своей воле); – уверенность в себе; – эмоциональная стабильность; – стрессоустойчивость; – креативность; – стремление к достижениям; – предприимчивость; – ответственность; – надежность; – независимость личности; – общительность.

Наличие менеджерских характеристик обусловливает не только успешность управленческой деятельности, но и является фактором, обусловливающим склонность личности, ими обладающей, к управленческой деятельности. Указанные свойства и характеристики личности менеджера, его профессиональных знаний и умений являются фактором успешности управленческой деятельности и, следовательно, выступают в функции способностей к ней.

2) Категория собственно управленческих способностей. Она включает только те свойства, которые непосредственно и значимо влияют на управленческую деятельность, определяются ее содержанием и требованиями.

Собственно управленческие способности
Общеуправленческие (определяют эффективность данного типа деятельности в целом): Частные управленческие способности (обеспечивают эффективное выполнение ее отдельных функций):
– психологическая избирательность (сопереживание) – практический психологический ум (как пример, проявление адекватности распределения обязанностей между сотрудниками) – психологический такт (чувство меры и грани во взаимоотношениях) – общественная энергичность (логическая убедительность воздействия словом и делом) – требовательность – критичность – склонность к организаторской деятельности – способность к целеполаганию (формулировка, генерирование целей и их приоритетов) – способность к прогнозированию – способность к планированию – способность к принятию управленческих решений – коммуникативные способности – мотивирующие способности («заражение» своими замыслами) – способность к контролю (как сопоставление результата с индивидуальными возможностями исполнителя) – способность «разбираться в людях» (подбирать кадры) – профессиональная компетентность

3) Общие и специальные способности (в отличие от первых двух эта категория выделяется не по функционально-деятельностному, а по структурно-психологическому критерию).

К общим способностям, значимо влияющим на успешность управленческой деятельности, относятся: интеллект, креативность, обучаемость, рефлексивность, активность, саморегуляция. Одной из наиболее интересных особенностей влияния общих способностей на управленческую деятельность является криволинейная зависимость ее эффективности от меры развития этих способностей.

«Эффективность управленческой деятельности – Интеллект». Такая зависимость объясняется опосредованностью влияния интеллекта на эффективность управленческой деятельности (т.е. через множественные промежуточные переменные – мотивацию, опыт, отношения с вышестоящими группами) и разнообразием форм интеллекта (например, практический и теоретический ум).

Специальные способности связаны с управленческой деятельностью прямой зависимостью. К ним относятся: долговременная и оперативная память, мыслительные способности, развитие процессов воображения и т.п.

И еще одна закономерность управленческой деятельности – она обладает свойством поливариантности – наличием многих и очень разных способов ее реализации. Они могут быть эквивалентны с точки зрения конечного результата. Это проявляется, в частности, в наличии нескольких стилей руководства, среди которых нельзя определить «единственно лучший». Выбор зависит от соответствия его организационной культуреорганизации. Разные стили (авторитарный, демократичный, либеральный) требуют разного сочетания способностей. Чаще всего стиль выбирается самим руководителем совершенно неосознанно потому, что он позволяет руководителю опереться на сильные стороны своей индивидуальности и «обойти» слабые, т.е. стиль выполняет компенсаторные функции по отношению к структуре способностей личности.

Компетентность – это характеристика специалиста, отображающая его соответствие кругу его обязанностей и полномочий (его компетенций). Одна из концепций компетентности, в основе которой лежит схема эстонского специалиста Юло Вооглайда, заключается в следующем. Вооглайд полагает, что о компетентности субъекта можно говорить при условии уверенной положительной характеристики по каждому из восьми следующих параметров: квалификация, ориентация, мотивация, эрудиция, аффилиация, интуиция, стиль и авторитет. Отставание же по любому из них от некоего уровня, принятого за эталон, дает основание для вывода о некомпетентности.

Квалификация – сочетание познаний в своей области с опытом их практического применения. Для каждой профессии существуют квалификационные требования различных уровней, удовлетворение которых является обязательным для занятия соответствующей должности. Кроме того, наряду со специфическими профессиональными знаниями и умениями квалифицированный руководитель должен иметь хорошее представление о науке и практике управления – менеджменте и уверенно использовать в своей деятельности всю совокупность методик, средств и форм управления.

Однако всегда ли высокая квалификация означает компетентность? Только если она направлена на интересы общества, «социальный заказ». То есть, вопрос – на какие цели и ради каких ценностей, рождает следующий параметр, как слагаемое компетентности – ориентация. У компетентного руководителя ориентация должна быть сбалансирована между интересами общества, которые призвана удовлетворять его организация (миссия), интересами возглавляемых им работников, его личными интересами.

Мотивация – это внутреннее побуждение к деятельности ради удовлетворения актуальной потребности. Сочетания мотивов, следуя которым некто начинает заниматься управленческой деятельностью, могут быть очень различными.

МОТИВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1. Мотивы достижения: а) Прямые: - С ориентацией на объект: творчество, созидание, преобразование чего-либо или кого-либо (т.е. воспитание и обучение). - С ориентацией на себя: самоусовершенствование и самореализация (включая повышение уровня мастерства, карьеру, самопознание). б) Косвенные: все вышесказанное, но как средство для достижения иных целей; интерес к делу, удовольствие от процесса, осязаемость результатов; материальная заинтересованность (включая предосудительные варианты, корысть и т.п.); престиж, общение (включая удовлетворение амбиций за чужой счет: «пристройка сверху», «вампиризм» и т.п.); стабильность, социальная защищенность; зависть, ревность, подавление конкурентов, поддержка своих и т.п.

2. Мотивы избегания: сохранение своего места, статуса, покоя и т.п.; уход от нежелательных видов деятельности, защита от перегрузки («поиски легкой жизни»), от ответственности за нарушения и ошибки (свои и чужие); требования дисциплины, контроль (со стороны руководства всевозможных надзирающих органов, общественности, прессы и т.п.).

Говоря о мотивации, важно отметить, что умение предвидеть, как те или иные стимулирующие воздействия могут воплотиться в мотивацию сотрудников – объектов стимулирования, образует немаловажную составляющую компетентности руководителя, а именно в той части, которая располагается на стыке квалификации (хорошей осведомленности о психологических механизмах воздействия стимулов) и интуиции.

Эрудиция. Руководитель, не обладающий достаточной широтой кругозора, рискует оставить свою организацию в изоляции как от современного уровня достижений, так и от надвигающихся проблем, которые все равно не обойдут ее стороной.

Аффилиация и достоинство. Чувство сопричастности к делам и ценностям некой группы в сочетании с уверенностью в том, что ты принят ею, обозначается термином аффилиация. То есть процесс приобщения к какой-нибудь профессиональной группе (например: мы – врачи, офицеры, управленцы… поступаем так-то). Аффилиация как слагаемое компетентности управленца предполагает завершившийся процесс постижения и присвоения целого комплекса профессионально-этических норм. Одна из норм – компетентный руководитель должен обладать чувством собственного достоинства.

Интуиция – чутье, способность принимать решения и действовать без рассуждения. Причем, если речь идет о развитой интуиции (а только такая и может служить параметром компетенции), то интуитивные решения или действия, как правило, оказываются если не оптимальными, то хотя бы вполне приемлемыми. Интуиция обеспечивает возможность действовать в условиях острого дефицита информации, усугубляемого обычным недостатком времени.

Стиль – это манера, почерк деятельности. Уникальность стиля каждого управленца не исключает наличия многих общих черт, на основе которых удается строить классификации стилей. О подлинной компетентности руководителя можно говорить лишь в том случае, если он в дополнение к сформировавшемуся индивидуальному стилю в состоянии так или иначе использовать иные стили управления. При этом предполагается сочетание ряда условий: – хорошая осведомленность руководителя о природе стиля управления, о преимуществах и недостатках отдельных стилей; – ясное представление о том, какой стиль управления доминирует в возглавляемом коллективе; – уверенная оценка ситуации с пониманием того, какой стиль предпочтителен для успешного решения возникших конкретных задач; – способность практически реализовывать выбранный стиль.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2207; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.