Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как проводят праздники крестьяне Курганскаго уезда слободы Белозерской




Во всякое время года, но преимущественно зимою и летом деревенские праздники обыкновенно сопровождаются торжками, на которые главным образом привозят: пряники, орехи кой-какую мелочь, необходимую в крестьянском быту. При таком базаре первое место занимает непременно питейная выставка.

В приходе Белозерской Алексеевской церкви считается около 10 деревень и почти в каждой деревне празднуют какому нибудь Святому.

Праздник начинается так: там, где есть в деревне часовня – и где существует издревле заведенное обыкновение приносить святые иконы из храма в часовню, жители рано поутру отправляют несколько человек и с ними непременно пожилаго и почтеннаго старика просить позволения у священно-церковно служителей-поднять Святые Иконы; получив позволение, со Святыми Иконами идут в деревню и там ставят их в часовне, на приготовленном месте, потом собирается народ, ставят свечи и делают, по силе и возможности, приклады к Святым Иконам; наконец просят священно-церковно-служителей служить обедню. Здесь объясняется крестьянам, что обедни в часовне не может быть, что обедня бывает только в церкви – и она в нынешний день была уже совершена в храме, в часовне можно служить лишь утреню, часы и молебны; после этого они уже просят служить или часы и молебны, или одни только молебны простые и с водосвящением. Если бывает бездождие или какая нибудь повальная болезнь на людей, или на скота, то просят еще служить в домах, наполнять их в паскотине. Где нет часовни, или хотя и есть, но нет обыкновения приносить Святые Иконы, там прямо посылают на обывательских лошадях однаго почтенного старика просить священно-церковно-служителей служить молебны, если есть часовня, то в часовне, а если нет, то в приготовленном из теса балагане, куда и приносится из известнаго дома икона, которой празднуют.

Нельзя не похвалить такого благочестивого обычая, но, должно признаться, что у деревенских жителей всегда есть другая цель, чисто материальная: угостить хлебом-солью своих родных и добрых знакомых, и, под пьяную руку, повеселиться с ними.

С окончанием Божественнаго служения начинают съезжаться на праздник родственники и знакомые из окольных деревень; приезжают иногда и ранее, но как-то по выходе из часовни более заметен съезд окольных деревенцев на праздник. Одиночки, двойки и тройки, запряженные в тележки, телеги, дроги и повозки, с бряцанием бубенчиков (ширкунцов), мчатся во весь опор, везя на праздник разряженных сельских красавиц и удалую молодежь; все это с намерением несется по базарной улице – и наконец разъезжается по знакомым домам. Гостей приезжих выходят встречать разными приветствиями, особенно если они близкие родственники, или хотя и знакомые, но стоющие большаго почета все или только некоторые хозяева дома, если остальные чем-нибудь заняты. Женщины целуют приезжих гостьев: женщин и девиц, поддерживая при том одной рукою (двумя перстами: указательным и средним) нижнюю часть подбородка у той, которой делают приветствие; то же самое делает и та, к которой обращено приветствие. Мущины же ограничиваются только поклонами, как с мущинами, так и с женщинами, иногда впрочем позволяют себе что особенно замечается только между людьми, бывающими в другом не крестьянском быту круга, как-то: между головами, старостами или торговыми, приветствовать друг друга взятием (не скажу пожатием) руки один у другого; одним словом, эта манера заметна, если можно так выразиться, между деревенскою аристократиею. Приехавших гостей приглашают в дом. Как приезжающие, так и приходящие, (последних хозяин уже не встречает), придя в дом, приветствуют хозяина таким образом:

«Мир в дому Господским!»

Хоз. «Милости просим, милости просим. Беседуйте-ко на лавочку».

Гос. «Благодарим покорнушшо!

После этого хозяин и хозяйка начинают суетиться. Хозяйки покрывают стол ковром из домашнего изделия, потом сверх ковра разстилают скатерть белую или пестро-браную; несут на стол разныя приготовленные кушанья между которыми непременно поставят: пряники и орехи. Следует заметить, что чем более приготовлено кушаньев, тем более приписывают чести хозяйкам. Когда таким образом суетятся хозяйки, хозяин – в продолжении этого времени – бежит в подвал и выходит оттуда вооруженный двумя штофами, или бутылками, из которых в одной бутылке находится простое вино, а в другой красное, или какая-нибудь наливка для прекрасного пола. С бутылками, налитыми вином, хозяин пробирается за занавесу и там приготовляет поднос и рюмки. Потом хозяин и хозяйка с поклонами просят гостей подвинуться за стол, хлеба-соли покушать; гости исполняют желание хозяев, – и около всего стола, садятся все, если позволяет место; если же некоторые из гостей остаются, за неимением свободных мест, то их просят в избу за другой стол. Само собою разумеется, что гостей более почетных, стараются посадить за первый стол. Наконец хозяин снова скрывается за занавесу и выходит оттуда, неся, в одной руке, бутылку с водкой, а в другой, поднос с рюмками; останавливается среди горницы, наливает в рюмки вино и подносит старшему, или более почетному гостю, непременно называя каждого по имени и отчеству. Разговор между хозяином и гостями, в то время, бывает в роде следующаго.

Хоз. «Ну-тко, Фадей Ермолаевич, перед хлебом-то солью…»

Гость. «Благодарим покорнушшо Лупан Ерофеевич, много довольны вашей честью-милостью! Сами-то вы вот-дак редко к нам жалуете, а мы всегдашны ваши досадчики».

Хоз. «Ну, примайтей, Фадей Ермолаевич, а на том уж не повешшуйте – пожалуйте…» Гость пьет рюмку. Далее хозяин просит следующих гостей уже по порядку: история почти одна и таже с немногими изменениями. Но когда хозяин поднесет женщине, тогда разговор становится вдвое занимательней и живее, – более церемоний, чем ломанья – отнекивания со стороны прекрасного пола…

Гостья говорит, что им (т.е. женщинам) «не подобало бы и рюмку-то держать в руках, а не токмо што пить».

Хоз. «Эвано, Хавронья-та Федотовна уже и заартачилась! Да хоша пригубьте…»

Гостья. «Нет уж и не проторьтесь, пожалуйте, Лупан Ерофеевич, не приму.»

Хоз. «Ой, што это, ой што это… эк ведь как закарячилась…»

После этого старшая хозяйка, а если есть, то и снохи приступают к гостье (если она стоит такого почета), и все, с поклонами, просят ее хоть пригубить. Наконец гостья, как бы нехотя, берет рюмку и пьет, или полрюмки или всю, если продолжают просить. Во время обеда, хозяйки, по принесению каждого кушанья на стол, делают по низкому поклону гостям, сидящим за столом и просят кушать, блюда подают на стол не постепенно, а все вдруг, – и в продолжении всего стола или обеда, не уносят ни одного блюда обратно, а берут уже все блюда вдруг, кроме впрочем пряников и орехов. По окончании стола, помолившись Богу, гости благодарят хозяина за хлеб за соль; потом кому угодно побаять с хозяином, то не остаются и размещаются по лавкам, прочие же идут в другой дом, где повторяется прежняя церемония т.е. точно таким же образом пришедших гостей просят садиться за стол, и снова пьют и едят;

Далее отобедав здесь, идут в 3-ий дом, где хотяи садятся за стол, но более пьют, а едят уже немногие, или, лучше сказать, только отведывают. В некоторых домах, когда уже в приготовленных кушаниях оказывается недостаток, или гости не хотят садиться за стол, женщины ставят на стол одни пряники и орехи – и просят «поглуздать преничком и орешком», а мужчины пришедших гостей обносят чаркой другой вина.

Многие из гостей не хотят пить водки, если сам хозяин не поначальствует, то есть не начнёт, или не покажет им пример, но хозяин знает, что если ему показывать пример с самого начала праздника и притом каждому гостю, то он к половине дня будет не в состоянии и гостей принимать; по этому он сначала всеми мерами отговаривается и разве-разве для дорогого гостя выпьет полрюмочки, но когда пробудет полдня, то хозяин бывает уже податливее: начинает пить и для праздника, и для дорогого гостя, и честной компании, и потому к вечеру едва ли не каждый хозяин, который любит выпить и при удобном случае, делается пьян и весел так же как все гости.

Когда таким образом и гости и хозяин придут в состояние опьянения, то в ином доме бывает часто крайне несносно; там можно встретить всё: и пляску, и песни, и несвязный крик мужиков, перемешанный с русскою бранью, и визгливый говор полупьяных баб…всё это перемешивается одно с другим, становится для непривычного уха невыносимым.

В некоторых домах подают чай…Вот ещё новое обыкновение, да ныне и в деревне чай, но какой чай!…Да, что до этого мужику, лишь бы самовара и в чайных чашках…а там уж он знает, как пить, и горе, бедному самовару, в деревенском доме! Правда в ином доме, он, круглый год, стоит под старым оксюшкиным дубасом, но, когда настанет праздник, то он, бедный, с раннего утра и до поздней ночи в лихорадочном беспокойстве… Как только первые гости придут, тот час начинают наставлять самовар…наливают воды и накалывают до самого верха углей. <…>

Тобольские губернские ведомости. 1858. № 48. С. 697699.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 576; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.