Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе 6 страница




Провиденциализм – истолкование исторического процесса как реализацию замысла Бога.

Программа партии – документ, в котором определены задачи партии на определённом этапе исторического развития, пути и методы осуществления этих задач.

Промышленный переворот – скачок в развитии производительных сил, заключающийся в переходе от мануфактуры к машинному производству (фабрикам и заводам). На Западе произошел в XVIII - сер. XIX вв. В России – в 30-80-е гг. XIX в. Является важнейшей предпосылкой завершения экономической модернизации.

Просвещениесм.: философия Просвещения.

Пространство – совокупность отношений сосущест-вующих объектов, их расположение относительно друг друга.

Протестантизм – направление в христианстве, отколовшееся от католицизма в ходе Реформации в XVI в. Для него характерны: отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ (служба не на латыни, а на родном языке и др.), отсутствие монашества, культа Богородицы, святых, ангелов, икон. Протестантская этика (правила поведения) сыграла большую роль в становлении европейского предпринимательства (понимаемого в протестантизме как богоугодное дело), модернизации Европы и переходе к индустриальной цивилизации. Протестантизм получил распространение в Германии, Швейцарии, Франции, Северной Европе, США и др. Объединяет множество течений, церквей и сект: лютеране, кальвинисты, баптисты и др.

Радикализм – общественно-политическое течение (движение), объединяющее сторонников коренных, решительных, в т.ч. революционных, перемен в обществе.

Развитие – вид движения, т.е. изменения, при котором происходят качественные преобразования.

Рационализм – философское учение, согласно которому разум является основой бытия или познания.

Революция социальная – коренной переворот в жизни общества, который приводит к низвержению отжившего и утверждению нового общественного строя, передаёт власть в руки победившего класса.

Редукция – сведение сложного к более простому.

Религия (лат. relegio – благочестие, набожность, святыня) – мировоззрение, мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества.

Релятивизм – преувеличение относительности, отрицание момента абсолютности в вещах, отношениях и знаниях (например, отрицание абсолютной истины).

Рефлексия (лат. reflexio – обращение назад) – осмысление чего-либо при помощи изучения и сравнения; самопознание.

Рерих Николай Константинович – русский религиозный философ, художник, писатель. Сторонник интеграции культур России, Востока и Запада. Вместе с супругой, Еленой Ивановной Рерих, создал эзотерическую концепцию Агни Йоги, или Живой этики, во многом являющуюся продолжением теософии Е.П. Блаватской. В ее центре – идея энергии космического огня, творящего все сущее и организующего энергоинформационное взаимодействие в мире.

Российская цивилизация – «наследница» или новый этап развития древнерусскойцивилизации. Начало её формирования связано со становлением Московского государства. От предшественницы отличается по территории, климату, этническому составу, системе ценностей и др.

Русская идея – условное название, применяемое для обозначения особенностей русского и российского самосознания, характерных для него ценностей, т.е. норм и идеалов (в отличие от Европы, это преимущественно нравственные, а не интеллектуальные и не материальные ценности), установок и других (в т.ч. подсознательных – ментальных – элементов культуры). Неоднократно предпри-нимались попытки сформулировать её в виде идеологических лозунгов: «Москва – Третий Рим» – в XV в., «Самодержавие – Православие – Народность» – в XIX в. и др. Много внимания обоснованию Русской идеи уделялось в русской религиозной философии конца XIX – середины XX вв..

Русская философия является достаточно самобытным феноменом мировой культуры.Термин «философия» начинает встречаться в церковных поучениях и светских рукописях в XI-XII вв. В целом отечественная философская мысль до XVIII в. не выходит за рамки богословия. Наиболее сильной была греческо-византийская традиция (неоплатонизм). В работах просветителей XVIII в.: М.В. Ломоносова, В.Н. Татищева,
А.Н. Радищева и др. – содержатся уже вполне самостоятельные и глубокие философские идеи. «Золотой век» русской культуры – время становления философии как самостоятельной области отечественной общественной мысли. Начало этому положили «Философические письма» П.Я. Чаадаева, в центре которых находились вопросы о месте России в мировой истории и о причинах нашего отставания от Запада. Разрешением этих вопросов в середине XIX в. занимались славянофилы и западники.

Западники (Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков, И.С. Тургенев и др.) выступали за развитие России по западноевропейскому пути. Критиковали официальную теорию народности, крепостничество, самодержавие, выдвигали проекты освобождения крестьян с землёй. В конце 40-х гг. разошлись с революционерами-демократами – В.Г. Белинским, А.И. Герценом, Н.П. Огарёвым, в конце 50-х годов полностью размежевались с ними. Впоследствии взгляды западников легли в основу идеологии партии кадетов. Идеи революционеров-демократов способствовали распространению в России в конце XIX в. марксизма. Славянофилы (И.С. Аксаков,
К.С. Аксаков, И.В. Киреевский, П.В. Киреевский, А.С. Хомяков и др.) выступали за принципиально отличный от западноевропейского путь развития России (патриархальность, консерватизм, православие, общинность, соборность), противостояли западникам. Близки к славянофилам были
В.И. Даль, А.Н. Островский, Ф.И. Тютчев, Ф.М. Достоевский, Н.Я. Данилевский и др. Идеи славянофилов нашли частичное воплощение в правительственной идеологии официальной народности (Самодержавие – Православие – Народность), а с другой стороны, в идеологии революционных народников.

Звездным часом отечественной философской мысли стало появление в конце XIX в. и интенсивное развитие в начале ХХ в. русской религиозной философии (в 20-40-е гг. развивалась в эмиграции). После гражданской войны в России господствующее (а с 30-х гг. – монопольное) положение занял марксизм. Русские марксисты (Г.В. Плеханов и др.) внесли определенный вклад в развитие мировой философской мысли. Хотя В.И. Ленин был по преимуществу политиком, его перу принадлежит ряд глубоких произведений в области гносеологии и социальной философии, по теории империализма, теории революции и др. Он – автор оригинальной «теории отражения» и концепции построения социализма в одной стране. Небезынтересна полемика В.И. Ленина с А.А. Богдановым и другими сторонниками позитивизма (книга «Материализм и эмпириокритицизм», 1909). А.А. Богданов известен не только как философ, работавший в рамках марксизма и позитивизма, но и как естествоиспытатель, экономист, теоретик пролетарской культуры, а также – создатель тектологии, или всеобщей организационной науки – непосредственной предшественницы кибернетики (теории управления). После застоя 30-50-х гг. в советской философии предпринимаются шаги по развитию марксистской философии истории и созданию материалистической теории ценностей. Появляется советская культурология. В годы перестройки в СССР был восстановлен естественный для философского сознания плюрализм, что создает возможность для продуктивного развития отечественной философской мысли в XXI в.

Русская религиозная философия появляется в конце XIX в. и развивается в течение «серебряного века» русской культуры (конец XIX – начало ХХ вв.). Предпосылками ее формирования можно считать: стремление преодолеть кризис европейской культуры конца XIX в., предчувствие мировых катаклизмов и кризисных явлений ХХ века, связанных с научно-техническим прогрессом и обострением противоречий индустриального общества; потребность осмыслить рост геополитического потенциала Российской Империи и внутренние противоречия ее развития; неудачу попыток их насильственного разрешения с помощью революционного террора и др. Критически переосмысливая опыт западной, российской и, отчасти, восточной философии, духовные, особенно православные, традиции России, отечественные мыслители того времени старались найти путь мирного, эволюционного обновления страны, а возможно, и всего человечества.

Одним из главных направлений их поиска стало обращение к изначальным ценностям православия, связанным не с внешней церковной обрядностью и религиозными догматами, а с внутренним духовно-нравственным содержанием христианства. Такая попытка возрождения веры, любви, добра, справедливости чувствуется уже в романах и публицистике непосредственного предшественника русской религиозной философии Ф.М. Достоевского. Он писал, что добро и зло в обществе зависят не от культуры или государственного устройства, а от самого человека, что любой человек в состоянии вырваться из окружающих его социальных обстоятельств и волен сам определять свои нравственные позиции, а значит, и поступки. Человек может остаться «неразумным зверем», а может реализовать в своей жизни лучшие христианские принципы. Социальное братство должно быть основано на совершенствовании жизни всех людей, достижении счастья каждым отдельным человеком. Особенность России, по мнению Ф.М. Достоевского, заключается в высоком нравственном состоянии перед растратившим духовность Западом.

Базовые идеи русской религиозной философии были сформулированы в «философии всеединства» В.С. Соловьева. Всеединство – сложная философская категория, обозначающая единство, гармонию Мира; единство Творца (Бога) и творения (человека), заключающееся в бессмертии души; взаимосвязь вечных ценностей – Истины, Духа и Красоты, отражающую триединство Бога (Отца, Сына и Святого Духа); определенный идеал организации общества в виде «положительного единства... в котором единое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех... сохраняет и усиливает свои элементы»; единство познания и т.д. Критикуя западную философию за жестокий рационализм, отвлеченную рассудочность, В.С. Соловьев выступал за «цельное знание», объединяющее научное, философское и мистическое (иррациональное, религиозно-созерцательное, интуитивно-художественное) познание.

В.С. Соловьев стал одним из зачинателей отечественной аксиологии (т.е. теории ценностей, которая у него представлена в виде «нравственной философии»), культурологии, философии истории. Ему же принадлежит формулировка Русской идеи, согласно которой Россия призвана духовно и политически объединить Восток, утвердивший в качестве идеала «бесчеловечного Бога», и Запад, породивший «безбожного человека». Такое мессианское или близкое к этому понимание сути русской культуры было характерно и для ряда других философов, поэтов-символистов (В.С. Соловьев, А. Белый и др.), членов художественного объединения «Мир искусства» (Н.К. Рерих, С.П. Дягилев и др.). Наряду с этим, в ХХ в. получает распространение и иное толкование Русской идеи: она выражает не столько общечеловеческие ценности и христианские идеалы, сколько особые, специфические черты культуры России (соборность, «широту души» и др.). И.А. Ильин выступал против «христианского интернационализма», характерного для В.С. Соловьева и его последователей. Н.А. Бердяев, прошедший сложный путь от легального марксизма до религиозной философии, в фундаментальном исследовании «Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала ХХ века», опубликованном в 1946 г. в Париже, предложил комплексный подход к изучению проблемы. По его мнению, теории западников, славянофилов, монархистов, большевиков и других российских идеологов были разными вариантами проявления Русской идеи.

Много внимания философы, публицисты и литераторы «серебряного века» уделяли проблемам личности, ее психологии, творчества и свободы. Прежде всего, свободы духовной, без достижения которой, по их мнению, невозможно ни экономическое, ни политическое освобождение человека. Так, в ряде работ Н.А. Бердяева Бог выступает как творческое, свободное начало, а природа, материя – как необходимость. Задача человека заключается в преодолении последней и превращении в Богочеловека, т.е. свободную личность. Ключ к пониманию этого процесса – образ Христа. Человека роднит с Богом не только бессмертная душа, но и способность к созидательному творчеству, которое должно быть направлено, в первую очередь, на углубленное религиозное самопознание и интеллектуальное, эстетическое, нравственное самосовершенст-вование, и лишь во вторую – на решение экономических и политических проблем общества. Творческий поиск Бога в себе и в мире получил тогда название богоискательства, или «нового религиозного сознания». Оно стало одухотворяющим стимулом для многих философов, общественных деятелей и художников «серебряного века».

Социальным идеалом для большинства русских религиозных философов был христианский социализм, т.е. некапиталисти-ческое общество социальной справедливости, основанное на христианских ценностях (идея соборности и др.). Классическое воплощение этот идеал нашел в трудах С.Н. Булгакова, в частности в «Философии хозяйства», где он попытался «положительно превзойти» марксизм с религиозных позиций. Русские религиозные философы, как правило, были против революции, но – за реформы, причем не любые, а лишь те, которые способствуют нравственному развитию человека. Так, В.С. Соловьев, высоко ценивший не только внутреннюю, но и внешнюю свободу, писал, что «степень подчинения лица обществу должна соответствовать степени подчинения самого общества нравственному добру, без связи с которым общественная среда никаких прав на человека не имеет» (Соловьев В.С. Соч. В 2 т. М., 1988. Т. 1. С. 67-68). В то же время он подчеркивал приоритет духовных идеалов: «Как свободная игра химических процессов может происходить только в трупе, а в живом теле эти процессы связаны и определены целями органическими, так точно свободная игра экономических факторов и законов возможна только в обществе мертвом и разлагающемся, а в живом и имеющем будущность хозяйственные элементы связаны и определены целями нравственными» (Там же. С. 408).

Подобный подход к действительности не был воспринят ни консерваторами-монархистами, ни буржуазными либералами, ни (тем более) революционерами. Лишь отдельные идеи русских религиозных философов получили рассмотрение в официальных кругах Русской православной церкви. После 1917 г. большинство религиозных философов оказалось в эмиграции. Немногие оставшиеся были репрессированы. Так, отец
П.А. Флоренский занимался не только философией и богословием, но и физикой, математикой, лингвистикой; им были сделаны многие технические изобретения, высоко оцененные специалистами и государством. Несмотря на последнее, в 1933 г. он был репрессирован и в 1937 г. расстрелян.

Сегодня мы обращаемся к философскому наследию «серебряного века» не только в память о его роли в мировой и отечественной культуре, но и в силу сохранившейся актуальности многих проблем, решавшихся отечественной философией 100 лет назад. Так, в свете современной глобальной задачи общего выживания человечества, большой интерес представляет русский космизм – комплекс идей и теорий взаимосвязи людей, Бога и Космоса. Его основоположник
Н.Ф. Федоров в своей «философии общего дела» обосновал идею объединения человечества во всемирное братство с целью всеобщего (а не индивидуального, как принято считать в христианстве) спасения и предотвращения апокалипсиса (конца света). Космологическая проблематика занимает одно из центральных мест в мистических и эзотерических доктринах Е.П. Блаватской, супругов Рерих и некоторых других религиозных философов.

Религиозный космизм во многом послужил основой естественнонаучного космизма, представители которого умели органично увязывать решение конкретных проблем с судьбами России, мира и Вселенной. Так, для К.Э. Циолковского вопросы ракетостроения были лишь «ступенькой» в его философских раздумьях о том, что Человек, заселив Космос и познав его законы, сможет, перейдя в новое (нефизическое) энергетическое состояние, жить в Космосе, уже не пользуясь техническими приспособлениями. Такой подход давал замечательные открытия «на стыке наук» и рождал новые науки. Например, академик В.И. Вернадский, в 30-е годы ХХ в. предложивший достаточно глубокую философскую концепцию ноосферы, стал основателем генетической минералогии, геохимии, биогеохимии, радиогеологии и др.

Русский космизм – направление отечественной философской мысли, берущее начало в русской религиозной философии.

Руссо Жан-Жак – французский философ-просветитель XVIII в.

Рынок – социальная организация общества, опирающаяся на институты частной собственности, денег, предприниматель-ства, конкуренции, экономических и политических прав граж-дан, защищённых законом и традицией.

Связь – категория диалектики, описывающая такое отношение между явлениями, при котором изменение одного из них приводит к соответствующему изменению другого.

Секуляризация – обращение государством церковной собственности в светскую. В более широком смысле – снижение роли церкви в жизни общества.

Сенсуализм – направление в философии, ориентированное на чувственное познание, при котором критерием истины являются ощущения.

Символ – отличительный знак (зрительный или звуковой образ), имеющий определенный смысл, заключающий в себе какую-то идею.

Синергетика – наука о сложных открытых саморазвивающихся системах.

Синтезпознавательная процедура реконструкции целого из его элементов. Противоположен анализу. В диалектике Г. Гегеля синтез – это третья ступень процесса развития (тезис – антитезис – синтез. См.: закон).

Система – упорядоченное множество взаимосвязанных элементов (неделимых частей), образующих целостное единство.

Славянофилы – представители одного из направлений русской философии и общественной мысли 40-50-х гг. XIX в., выступившие за принципиально отличный от западноевропей-ского путь развития России, противостояли западникам.

Случайность – в отличие от необходимости, то, что обусловлено внешними факторами и причинами существования объекта

Соборность – «единство во множестве», добровольное объединение людей для решения важных задач, когда единство воли достигается на основе единства веры. Богословское и философское понятие, характерное для православия и славяно-фильства. В русской религиозной философии эволюционировало в понятие всеединства. В реальной практике русской истории выражалось в общинности, деятельности вече, Земских соборов и др.

Советская философиясм.: русская философия.

Современное общество (современная цивилизация) – см.: цивилизация, НТР.

Содержание – категория диалектики, которая, в отличие от формы, выражает совокупность, органическая взаимосвязь всех сторон явления.

Сознание – категория, обозначающая человеческую способность идеального воспроизведения действительности в форме мыслей, чувств и переживаний. В самом широком (идеалистическом) смысле – синоним духа, идеи, логоса, духовного начала (в отличие от материального). В узком (психологическом) смысле – ощущение того, что именно я переживаю, воспринимаю какие-то образы или идеи (в состоянии бодрствования сознание одновременно может вместить 6-40 таких содержаний, смысловых образов, элементов информации). Идеализм не задается вопросом о происхождении сознания, т.к. оно считается первичным, создающим материю. Пантеизм и деизм наделяют материю способностью мыслить. Современный материализм исходит из того, что сознание есть свойство высокоорганизованной материи. Наиболее четко эта позиция была обозначена в ленинской теории отражения. Ее суть заключается в том, что каждый материальный объект способен воспроизвести свойства другого объекта при взаимодействии с ним. Так, элементарная частица при столкновении с другой изменяет траекторию своего движения. В неживой природе отражение пассивно. У растений имеется раздражимость. У низших животных – чувствительность (избирательные реакции), у высших – психика, т.е. высшая нервная деятельность (ощущения, восприятия, представления). Сознание (эмоции, чувства, воля, мышление) возникает в процессе человеческого общения и развивается вместе с развитием культуры. Однако теория отражения, при всей ее логичности, оставляет много открытых вопросов даже в рамках материализма. Согласно ей, сознание, в конечном счете, – это функция мозга. Между тем, практически все философы едины в том, что сущность сознания заключается в его идеальности. Различают индивидуальное, групповое и общественное сознание. Для индивидуального сознания (по сравнению с общественным) характерны ограниченность в пространстве и времени, неполнота знаний, эмоциональная окраска. Общественное сознание усложняется по мере развития общества. В первобытном обществе появляются такие формы общественного сознания, как мораль (нравственность), религия и искусство. В древних цивилизациях – философия, политико -правовое сознание и зачатки научного и экономического сознания. Современная наука (наука в узком смысле слова) появляется в XVII в. Экономическое сознание оформляется в XIX в. В ХХ в. происходит становление экологического сознания. Наличие сознания является основой такой важной функции человека, как познание.

Сократдревнегреческий философ V-IV вв. до н.э.

Сословно-представительная монархия – государство и система власти, где воля монарха ограничена какими-либо представительными или законосовещательными учреждениями – церковью, Земским собором, боярской думой и др.

Социализм (лат. socialis – общественный) – теория и практика построения общества социальной справедливости, альтернативные (противоположные) капитализму. Как правило, связаны с отрицанием или существенным ограничением частной собственности. Социалистические теории (и партии) появились в XIX в. Наиболее влиятельными были партии и движения, выражавшие интересы рабочих и крестьян. Но существовали (и продолжают существовать) также теории феодального, религиозного, национального социализма. В марксистской теории XX в. термином «социализм» обозначается также тип общества – первая стадия коммунистической формации.

Социализм государственный – тип общества, построенного в СССР и других социалистических странах, для которого характерны: административно-командная система, государственное руководство экономикой и другими сферами жизни. Наряду с капитализмом и империализмом один из основных вариантов (моделей) индустриальной цивилизации.

Социальная психология – обыденное сознание, привычные, теоретически (идеологически) не оформленные установки, устремления, настроения, стереотипы мысли и другие проявления, характерные для «нижнего» уровня культуры.

Социальная сфера (лат. societas – общество) – область «воспроизводства» человека и социальных групп. Как правило, к ней относят: семейные и досугово-бытовые отношения, системы образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения (и других видов социальной поддержки), а также существующую в обществе систему классов, этносов и других социальных групп. Большое значение для функционирования и развития социальной сферы имеет отношение общества к проблеме социальной справедливости. Тенденции изменения социальной структуры в ближайшем будущем определились уже сегодня: в экономически развитых странах 3-5% населения заняты в сельском хозяйстве, около 10-12% – в промышленности, остальные – в духовной и социальной сферах. В постиндустриальном обществе прогнозируется все большая открытость: человеку будет все легче менять профессию или переходить из одной страты (социального слоя) в другую. В то же время некоторые футурологи прогнозируют усиление тенденции к корпоративной замкнутости, особенно в верхах общества.

Социальные ритмысм.: Кондратьев, Чижевский, общество.

Социология (лат. societas – общество и греч. logos - учение) – теория общества, учение, наука об обществе (в самом широком смысле – о любом сообществе организмов, в т.ч. животных и растительных). Оформление социологии как самостоятельной науки состоялось в XIX в. в работах О. Конта. Сегодня различают теоретическую социологию, изучающую общество или общественные отношения в целом, и прикладную социологию (конкретные социологические исследования современных общественных отношений в разных сферах жизни).

Справедливость – нравственная категория и социальная ценность, присутствующая в любом обществе. Одним из важнейших стимулов социальной активности является периодически возникающее в различных общностях ощущение несправедливости, нарушения должного порядка вещей. Эталон последнего часто ищут в прошлом и связывают с неким изначально правильным (и праведным) состоянием мира, «золотым веком». Вполне вероятно, что такой образ зародился благодаря первобытному равенству, являвшемуся залогом выживания общины. Справедливость равенства дополняется справедливостью «воздаяния по заслугам», т.е. иерархии. Естественные (половозрастные, физические, умственные) различия людей и меритократический (т.е. по способностям и заслугам) принцип выдвижения элиты не нарушали гармонию общины и потому считались справедливыми. Однако по мере усложнения социальной структуры общества и утверждения наследственного порядка формирования элиты, принципы иерархии и равенства все чаще приходят друг с другом в противоречие, периодически обостряющееся и лежащее в основе социальной динамики.

Одной из главных причин неудачи попытки построения общества социальной справедливости в СССР (и во многих других странах) являлось то, что руководству страны не удалось добиться гармоничного сочетания этих принципов. Возможно ли это в принципе в современном обществе? На этот вопрос пытается ответить американский философ, автор «теории справедливости» Дж. Ролз. В основе его теории лежат два принципа: «первый требует равенства в приписывании основных прав и обязанностей, а второй утверждает, что социальное и экономическое неравенство, например, в богатстве и власти, справедливо, если только оно приводит к компенсирующим преимуществам для каждого человека, и, в частности, для менее преуспевающих членов общества» (Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995. С. 28). Согласно первому принципу справедливости Дж. Ролза, «базисная структура» (институты) общества должна быть организована так, чтобы каждый человек обладал равным правом участия в системе основных прав и свобод, основу которой составляют: политическая свобода (право голосовать на выборах и занимать официальную должность); свобода слова и собраний; свобода совести и свобода мысли; свобода личности, включающая свободу от психологического подавления, физической угрозы и расчленения (целостность человека), право иметь личную собственность и свободу от произвольного ареста и задержания. Право частной собственности на средства производства не входит в перечень основных и поэтому попадает под действие второго принципа, регулирующего экономические и некоторые политические отношения. Преобладание в конкретном обществе частной или общественной (групповой, государственной) собственности не является препятствием для реализации второго принципа. Однако оптимальной для этого признается рыночная экономика в силу ее большей эффективности перед директивной, при этом теоретически допускается вариант социалистического рынка с преобладанием общественной собственности. В качестве моделей, наиболее близких к «вполне упорядоченному обществу», т.е. обществу социальной справедливости, рассматриваются «демократия с частной собственностью» и «либеральный социализм», где соблюдаются основные свободы, перечисленные выше. В настоящее время разрешение вопросов социальной справедливости – это не «кабинетная» и даже не внутригосударственная, а острейшая глобальная геополитическая проблема.

Средневековье – см.: философия Средневековья.

Стратификация – разделение общества на социальные группы – страты.

Структура – совокупность устойчивых отношений и связей между элементами системы.

Субстанция – первооснова бытия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 227; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.