Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политика как социальное явление




 

§ 1. Многообразие определений политики

Определения политики подразделяются в зависимости от подхода на социологические (характеризующие политику через экономику, право, мораль, культуру, деятельность социальных групп); субстанциональные (ориентирующиеся на раскрытие первоосновы явлений, из которых состоит политика) и научно-сконструированные (раскрывающие процесс деятельности).

Характеристику социологических подходов начнем с экономического подхода, представленного марксизмом и концепциями экономического детерминизма. Этот подход определяет политику как «надстройку» над экономическим базисом (К. Маркс), как «концентрированное выражение экономики» (В.И. Ленин). Марксизм считает, что политика как особый вид деятельности и общественных отношений возникает с появлением частной собственности на средства производства, имущественного неравенства общественных классов, противоположности их интересов. Раскол общества на классы ведет к борьбе между ними. Объективная же потребность развития производства требует консолидации противоположных общественных сил, ибо борьба не создает материальных ценностей, в лучшем случае может привести к их перераспределению. Институтом, организацией, которая может «примирить» противоположные классы в интересах господствующего класса, становится государство.

Значимость учета экономических факторов в осмыслении политики бесспорна. Однако допускавшаяся зачастую марксистскими теоретиками абсолютизация детерминирующего влияния экономики снижала познавательные возможности этого научного направления. Недооценивалась мера самостоятельности политики в системе общественных отношений, ее обусловленности собственными закономерностями, а также социальная роль общественного сознания, культуры, личности. Особенно ярко эвристическая ограниченность марксизма проявилась в области исследования национальных отношений, сущности и роли государства в современных высокоразвитых странах (которое никак нельзя интерпретировать как орудие «классовой диктатуры»), в оценке социально-политического потенциала рабочего класса.

Важное место среди социологических подходов принадлежит правовым концепциям политики, представители которых считают сущностью государства, политической власти охрану прав, принадлежащих каждому человеку от рождения фундаментальных прав (Б. Спиноза, Дж. Локк, Т. Гоббс, Ж. Ж. Руссо, И. Кант и др.). Этические (нормативные) определения политики признают, что моральные принципы существуют до государства, и поэтому политика представляется как деятельность, направленная на достижение общего блага, исходя из идеалов, ценностей, целей и норм, которые она должна реализовать (Конфуций, Платон, Аристотель, B.C. Соловьев, М. Ганди и др.). В теории заинтересованных групп политика рассматривается как область конкуренции различных социальных групп, отстаивающих свои интересы (А. Бентли).

Среди субстанциональных определений политики выделяются такие трактовки, как «властные», у которых политика рассматривается как действия, направленные на обретение, удержание и использование власти (Н. Макиавелли, М. Вебер); институциональные, характеризующие политику через организации и институты, в которых материализуется и воплощается власть; конфликтно-консенсусные, где политика представляется как деятельность по насильственному и мирному разрешению конфликтов (М. Дюверже) или как выражение степени интенсивности объединения или разъединения людей, имеющих различные мотивы поведения (К. Шмитт).

Научно сконструированные трактовки политики характеризуют ее как процесс подготовки, принятия и практической реализации решений, обязательных для всего общества; как деятельность по эффективному достижению коллективных целей (Т.Парсонс); как самостоятельную систему, сложный социальный организм, целью которого является интеграция общества (Д. Истон, Г. Алмонд).

По всей вероятности, ни одно из этих определений само по себе не может рассматриваться как абсолютно истинное, полное и окончательное. Успешное продвижение к пониманию политики в целом, а также каждого конкретного политического процесса или явления достигается лишь при учете всего комплекса вышеуказанных подходов.

 

§ 2. Сущность, структура и социальные функции политики

Политику можно определить как одну из основных сфер жизнедеятельности общества, совокупность общественных отношений, складывающихся по поводу власти; как деятельность социальных групп и отдельных людей, связанную с регулированием, осознанием и представлением их противоречивых коллективных интересов, выработкой обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти.

Политическую сферу общественной жизни образуют следующие три основных структурных компонента: 1) социально-политические отношения, включающие разнообразные взаимодействия социальных групп по поводу влияния на институты государственной власти; 2) политическая система, включающая государственные и другие политические институты; 3) политическое сознание, т.е. отражение политической практики в мыслях, чувствах и настроениях людей, непосредственно обуславливающее их политическое поведение.

Важнейшими функциями (направлениями воздействия на общество) политики являются следующие:

поддержание и укрепление целостности общества, его организованности и общественного порядка;

выражение властнозначимых интересов всех групп и слоев общества;

разработка целей всего общества и составляющих его субъектов политики, мобилизация ресурсов на их осуществление;

предотвращение и регулирование групповых конфликтов;

обеспечение благоприятных для развития общества внешнеполитических условий;

социализация личности, обеспечение ее политической активности, принятия ею политических норм и ценностей и исполнение политических ролей;

обеспечение инновационности (новаторства) социального развития общества.

Принято различать субъекты и объекты политики. Под субъектами политики понимаются такие политические силы, которые творят политику, принимают в ней активное, осознанное и непосредственное участие. Непосредственными субъектами политики являются государственные органы, политические партии, другие политические институты (организации, учреждения), а также политические элиты и лидеры. В известном смысле субъектами политики можно считать и активно вовлеченные в политическую деятельность классы, нации и другие социальные группы, интересы которых выражают вышеуказанные политические институты, элиты, лидеры. Объектами политики называются сферы общественной жизни, социальные группы, на которые направлена деятельность (в частности, управленческая) субъектов политики.

Политика - инструмент сознательного саморегулирования общества, поэтому она распространяется на многие политические, культурные, религиозные явления, однако ее влияние имеет границы. Тоталитарные концепции утверждают неограниченную монополию власти, устраняя любые ограничения политического воздействия, анархистские, наоборот, объявляя любую политику насилием, стремятся заменить ее идеями самоуправления. Либерализм разделяет государство и гражданское общество. Сфера политики не распространяется на гражданское общество, а роль государства сводится до уровня «ночного сторожа».

 

§ 3. Политическая власть

Центральной проблемой политики, как уже отмечалось, является борьба различных социальных групп за влияние на государственную, политическую власть. Между тем, феномен политической власти, как и политика в целом, вызывает, в силу своей сложности и многоплановости, оживленные дискуссии среди политологов, появление различных подходов.

Представители поведенческих концепций власти (бихевиористские школы) считают, что важную роль играют те блага и привилегии, которые получают люди, имеющие власть. Они полагают, что в условиях рыночной экономики власть становится товаром, на который существует спрос и предложение, возникает своеобразный «рынок власти», поэтому борьба за власть - постоянное явление (Г. Лассуэл).

Существуют также телеологические (с точки зрения цели) определения власти, характеризующие ее как способность достижения целей (Б. Рассел), релятивистские (от франц. relation - отношение) концепции, рассматривающие власть как отношение между двумя партнерами, при этом власть предстает как взаимодействие субъекта и объекта власти, при котором субъект при помощи определенных средств контролирует объект; и структурно-функционалистские интерпретации, рассматривающие власть как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения.

Последователи биологической концепции считают власть средством контроля над человеческой агрессивностью, заложенной в основных человеческих инстинктах.

Идеологи психоаналитических взглядов считают, что истоки власти лежат в структуре бессознательного (3. Фрейд), стремление к власти - это проявление подавленных влечений, психической энергии, средство компенсации неполноценности.

Власть можно определить как способность, право или возможность распоряжаться, оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение или деятельность людей с помощью различных средств, (сила, богатство, владение информацией, авторитет, традиции, убеждение и т.д.).

В процессе исторического развития власть проходит ряд этапов:

1. Неперсонифицированная власть, которая осуществляется через примитивные социальные нормы (табу, верования, обычаи и др.), не имеет политического характера, осуществляется всеми взрослыми членами рода, не конкретизирована, не сосредоточена в отдельных представителях рода.

2. Индивидуализированная власть, имеющая конкретных носителей, признаваемых родовым коллективом (старейшины, вожди, жрецы).

3. Институалязированная власть, возникающая с появлением институтов, поддерживающих внутреннюю стабильность населения и его внешнюю защищенность.

Формами реализации (проявления) власти являются господство, руководство, управление, координация, организация, контроль. Под политическим господством понимается создание в обществе отношений командования и подчинения, организационное и законодательное закрепление в обществе разделения, управленческого труда к связанных с ним привилегий и труда исполнительского.

Под политическим руководством понимается выработка и принятие важных для общества решений, определение целей развития общества, задач и средств их достижения.

Политическое управление означает воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики определенной политической структуры, поддержание режима деятельности, реализацию выбранных программ и целей.

Виды власти подразделяются в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, культурно-информационную и принудительную; в соответствии с правом - на официальную и нелегальную (теневую); по области функционирования - на законодательную, исполнительную, судебную, светскую, духовную; по субъекту осуществления - на классовую, групповую, церковную, партийную; по режиму правления - на тоталитарную, авторитарную, либерально-демократическую, демократическую и т.д.

Власть имеет две стороны: побуждение масс к определенным, угодным для нее действиям: обеспечение бездействия, блокирование нежелательных видов деятельности со стороны противников власти.

Эффективность власти зависит от ее ресурсов, т.е. средств, которые власть может использовать для своего влияния. Различают ресурсы утилитарные (экономические, социальные, культурно-информационные - знания, информация, наука, образование, средства массовой информации), принудительные (силовые -оружие, институты принуждения, специально подготовленные службы) и нормативные (обеспеченность нормами права). Специфическими являются демографические ресурсы (сам человек, производящий другие ресурсы).

Основные функции власти следующие:

выработка стратегии управления общества в целом и отдельными его сферами;

ориентация политической системы на удовлетворение интересов и целей правящей элиты, а также представляемых ею социальных групп;

обеспечение стабильности и прогрессивной направленности развития общества;

обеспечение благоприятных внешнеполитических условий развития общества.

Фундаментальной характеристикой правомерности официальной власти является ее легитимность (от лат. legitimus - законный). Различаются понятия «легальность власти» - правовое, формальное закрепление власти и «легитимность» ее - общественное признание власти, доверие к ней и поддержка, которые оказываются ей обществом, народом на основе ее авторитета, согласие подчиняться власти. В соответствии с классификацией М. Вебера легитимность власти может быть традиционной (на основе обычаев, веры в священность древних порядков - монархия, патриархальная семья), харизматической (основанной на вере в исключительные качества и авторитет лидера) и рационально-правовой, демократической (на основе общепринятых правил и процедур, норм законодательства и права). В случае рассогласования интересов и ценностей власти, правящей элиты и большинства населения возникает кризис легитимности, политическая нестабильность, которые могут привести к падению правящего режима. Показателями кризиса легитимности являются уровень принуждения, необходимый для проведения политики, наличие попыток свержения власти и сила проявления гражданского неповиновения.

В современных условиях возникает ряд новых тенденций в развитии политической власти:

усиление интенсивности процессов демократизации политической власти;

возрастание фактора легитимности власти как обязательного признака ее цивилизованности;

разукрупнение политической власти, становление системы разделения властей.

Эти положительные мировые тенденции становятся реальностью в ходе серьезной политической борьбы. Наряду с ними, действуют и негативные тенденции - нарастание конфликтности между различными ветвями власти и бюрократизация аппарата властных структур.

 

Раздел 3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 708; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.