Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И. Н. Берешко 1 страница




 

 

Природоохранное инспектирование

 

 

 

Учебное пособие по лабораторному практикуму

 

Харьков «ХАИ» 2006

УДК 351.777

 

Природоохранное инспектирование / И. Н. Берешко. — Учеб. пособие по лаб. практикуму. — Харьков: Нац. аэрокосм. ун-т «Харьк. авиац. ин‑т», 2006. — 39 с.

 

Рассмотрены вопросы проведения инспекторских проверок по вопросам охраны воздуха, воды и почв. При выполнении лабораторных работ использованы утвержденные законодательством методики расчета штрафов, компенсаций убытков. Большое внимание уделено вопросам документального оформления результатов проверок — составлению актов, протоколов, предписаний. Пособие содержит все необходимые справочные материалы — показатели, коэффициенты, нормативы.

Для студентов, изучающих курс «Природоохранное инспектирование».

 

Ил. 1. Табл. 15. Библиогр.: 5 назв.

 

Рецензенты: канд. геогр. наук Ю. В. Буц, Т. А. Клочко

 

 

© Национальный аэрокосмический университет им. Н.Е. Жуковского

«Харьковский авиационный институт», 2006 г.

Введение

Охрана окружающей среды, защита ее от загрязнений — одна из важнейших глобальных проблем современности.

Естественные ресурсы оберегали еще в давние времена. Так, в 242 г. до нашей эры известный индийский правитель Ашока издал ряд декретов, которые рационально регламентировали вылов рыбы и охоту, а также вырубку леса.

Первые найденные исторические документы, которые прямо или опосредованно затрагивают вопросы охраны природы на территории нашей страны, относятся еще к временам Киевской Руси. Охрана некоторых естественных объектов (водные источники, пещеры, отдельные деревья, рощи, камни, отдельные виды животных и т. п.) нередко поддерживалась определенными традициями и религиозными верованиями.

Историческая традиция утверждает, что первые «письменные законы на языке славянском» были выданы в первой половине XI в. Ярославом Мудрым, Большим князем Киевским (1054 г.). Эти законы получили название «Правда Русская, или законы Ярославовы».

Главная цель этих законов — утверждение личной безопасности граждан и неотъемлемости права собственности. Нарушители законов должны были оплатить собственнику стоимость поврежденного имущества, а также в многократном размере штраф в государственную сокровищницу. Например, за бобра, взятого из норы, был определен штраф в 12 грн. За порчу пасеки виновный платит 3 грн, за дерево — 0,5 грн, за выдирание пчел — 3 грн, за сокола или ястреба — 3 грн в сокровищницу, за голубя — 9 кун, за куропатку — 9 кун, за утку — 30 кун, за гусыню, журавля, лебедя — 30 кун (1 гривня = 204 г серебра = 50 резаней = 20 ногат = 25 кун. Куны, ногаты и резани имели вид мелких кожаных монет, которые ходили тогда в Киевской Руси).

Развитие земледелия в Украине сопровождалось интенсивной вырубкой лесов с выкорчевыванием пней и сжиганием остатков неиспользованной древесины. Все это приводило к усилению эрозии грунтов, ухудшению климатических условий и исчезновению отдельных животных, т. е. к нарушению лесных биоценозов.

На границе XIV и XV ст. князь Ягайло ограничил охоту на территории, где ныне расположена Беловежская пуща. В 1529 г. был составлен «Устав Большого княжества Литовского» со специальными разделами о лесах, рощах, деревьях, озерах, бобровых гонах, хмельниках, соколиных гнездах и т. п., в которых детально рассматривался порядок использования разнообразных угодий и отдельных естественных объектов. Нарушители этих положений обязаны были не только возмещать собственникам убытки, но и нередко платить большой штраф.

«Устав на волоки» князя Сигизмунда II (1557 г.) запретил ловить рыбу во время нереста. (волок — поле размером 16 –21 га).

Через столетие в природоохранном законодательстве русского царя Алексея Михайловича впервые было запрещено ловить маломерную стерлядь меньше 8 сливок (35,5 см) длиной. Тогда же было принято «Соборное уложение», в котором запрещалось вырубывание древесины в заповедных лесах.

В начале XVIII ст. процесс промышленной революции затронул и Русскую империю. В связи с ростом спроса на железо увеличилось и потребление древесного топлива. Это привело к повышению вырубки лесов, в результате чего обеднялись водные источники, возрастала эрозия грунтов, уменьшалась численность животных. Во времена Петра I быстрыми темпами начали строить металлургические заводы на Урале, в окраинах Москвы и Петербурга. Собственникам заводов в бесконтрольное владение были отданы окружающие леса, которые довольно быстро начали исчезать под топором лесорубов.

Вырубка лесов, в особенности в европейской части России, затрудняла выполнение программы Петра I по строительству морского флота. В 1703 г. он издал Указ об охране лесов, которые провозглашал заповедными, если они располагались вдоль больших рек на 50 верст, а вдоль малых — на 20 верст. Одновременно был выдан ряд природоохранных указов, затрагивающих охрану заповедных мест, борьбу с браконьерством, необходимость разведения лесов в степи, укрепление берегов малых рек от размыва, запрет сбрасывания нечистот в Неву, ее рукава и каналы. В Москве были расчищены «Нечисты пруды», которые после этого начали называться «Чистыми прудами».

Позже правителями России эти полезные нововведения не были поддержаны и большие лесные массивы в центре европейской части были вырублены, что отрицательно отразилось на плодородии чернозема. Только в 1796 г. были введены ограничения на вырубку леса; в конце ХVІІІ – начала ХІХ ст. было издано еще несколько указов об установлении сроков охоты, ограничению улова рыбы в верховьях Волги и т. п.

В связи с развитием водной и ветровой эрозии грунтов в степной части страны вследствие вырубки лесов и разорения целинных земель отдельные землевладельцы старались предохранять грунты от деградации. Первые полезащитные лесные полосы появились в 1843 г. на территории современной Волгоградской области; в 1876 г. в Крыму близ Феодосии впервые начали засаживать лесами большие площади в горах; в 1888 г. был принят закон о сохранении лесов, а в 1892 г. — закон об охоте. Этими актами была очерчена система сохранения и использование лесных ресурсов и охотничье-промысловых животных России.

В 1883 г. в России были изданы «Положения о выдаче разрешения на строительство промышленных предприятий», которые устанавливали три категории предприятий в зависимости от создаваемого ими загрязнения воздуха, воды и т. п.; предприятия третьей категории запрещали размещать в городах.

Некоторые крупные землевладельцы устанавливали режим суровой охраны своих отдельных небольших, но ценных территорий, например, Ф. Э. Фельц-Фейн в 1889 г. объявил «защищенной на вечные времена» участок степи Аскания-Нова (Херсонская обл.).

В 1910 г. в Украине было основано «Общество охраны природы», а через год при Кавказском отделе Русского географического общества создана комиссия по охране памятников природы на Кавказе.

В 1912 г. Русское географическое общество организовало постоянную природоохранную комиссию в Петербурге. Природоохранные союзы и общества, созданные в разных городах империи, провели большую работу по пропаганде дела защиты природы, созданию заказников и других заветных городов.

В первые годы Советской власти было издано около 100 документов по охране и рациональному использованию естественных ресурсов. Основные из них: декреты «О социализации земель» (27.01.1918 г.), «Об организации оросительных работ в Туркестане» (17.05.1918 г.), «О лесах» (27.05.1918 г.), «О недрах земли» (30.04.1920 г.), «Об использовании Крыма для лечения трудящихся» (21.12.1920 г.), «Об охране рыбных и зверовых угодий в Северном Ледовитом океане и Белом море» (24.05.1921 г.), «Об охране памятников природы, садов и парков» (16.09.1921 г.). «Об охране лесов Крыма» (21.11.1921 г.). Большой вклад в решении этих проблем внесло Всероссийское общество охраны природы, созданное в 1924 г.

В послевоенное время были изданы постановления: «О приведении в порядок пользования колхозными лесами и улучшение хозяйства в них» (май, 1948 г.), «О мероприятиях борьбы с загрязнением атмосферного воздуха и об улучшении санитарно-гигиенических условий населенных мест» (май, 1949 г.) и прочие.

В 1955 г. Академией Наук СССР была создана Комиссия по охране природы, на которую полагалась разработка научных основ сохранения и воспроизведение естественных богатств, подготовка рекомендаций по природоохранным мероприятиям в стране, координация научных исследований по этой проблеме.

В 1959 – 1960 гг. приняли меры по приведению в порядок использования и усилению охраны водных ресурсов СССР. В этот период были разработаны также нормативные акты по улучшению горного надзора, планированию и проведению геологоразведочных работ.

Параллельно с развитием общесоюзного законодательства по охране природы совершенствуется природоохранное законодательство союзных республик и в период 1957–1963 гг. появляется новая его форма — Законы об охране природы союзных республик (в Украине в 1960 г.). На их основе приняты соответствующие решения местных Советов депутатов трудящихся, приказы и инструкции республиканских министерств и ведомств.

Важнейшие документы в решении вопросов научного природопользования того времени: Конституция СССР (октябрь 1977 г.), постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об усилении охраны природы и улучшению использования естественных ресурсов» (декабрь, 1972 г.), «О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования естественных ресурсов» (декабрь, 1978 г.), «Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик» (декабрь, 1970 г.), Закон СССР «Об охране и использовании животного мира» (июнь, 1980 г.), Закон СССР «Об охране атмосферного воздуха» (июнь, 1980 г.). Они не только определили генеральную линию и программу природоохранной деятельности, а также ответственность министерств, организаций, учреждений и отдельных граждан за охрану природы. Всего за период с 1960 по 1980 гг. в СССР было принято более 100 законодательных документов по охране окружающей естественной среды.

После провозглашения независимости Украины 24 августа 1991 г. Верховная Рада приняла целый ряд законодательных актов: Закон Украины «О природно-заповедном фонде Украины» (16.02.1992 г.), Закон Украины «Об охране атмосферного воздуха» (16.10.1992 г.), Земельный кодекс Украины (8.12.1992 г.), Закон Украины «О животном мире» (3.03.1993 г.), Воздушный кодекс Украины (4.04.1993 г.), Лесной кодекс Украины (21.01.1994 г.), Кодекс Украины о недрах (27.07.1994 г.), Закон Украины «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Украины об административных правонарушениях и Уголовном Кодексе Украины» (19.01.1995 г.), Закон Украины «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности» (5.02.1995 г.), Закон Украины «О пестицидах и агрохимикатах» (2.03.1995 г.), Водный кодекс Украины (6.06.1995 г.), Закон Украины «Об обращении с радиоактивными отходами» (30.06.1996 г.), Закон Украины «Об отходах» (5.03.1998 г.).

1 Атмосферный воздух

Лабораторная работа № 1. Расчет компенсации убытков, нанесенных государству в результате сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Сверхнормативные выбросы Mi в тоннах рассчитывают путем определения разницы между фактической и разрешенной мощностью выбросов с учетом времени работы источника в режиме сверхнормативного выброса:

,

где

Vi — объемный расход газопылевого потока на выходе из источника, м3/с;

Ci — средняя концентрация i-го загрязняющего вещества (из серии отобранных проб), рассчитанная как средняя арифметическая, г/м3;

Мqi — мощность разрешенного выброса i-го загрязняющего вещества по данному источнику, установленная разрешением на выброс, г/с;

T — время работы источника в режиме сверхнормативного выброса, ч.

Время работы источника в режиме сверхнормативного выброса определяют с момента выявления нарушения до момента его устранения, подтвержденного данными контрольной проверки, с учетом фактически отработанного времени.

Если по данным замеров, зафиксированных в журналах первичной учетной документации предприятия, неоднократно выявлялось превышение установленного норматива по данному источнику и веществу, то время работы источника в режиме сверхнормативного выброса принимается с момента введения норматива в действие по данному источнику и веществу до дня контрольной проверки, но не более одного астрономического года.

Если по данным замеров, зафиксированных в журналах первичной учетной документации предприятия, не выявлено превышение установленного норматива по данному источнику и веществу, а при инспекторской проверке превышение установлено, то время работы источника в режиме сверхнормативного выброса отсчитывается с момента выявления нарушения. В этом случае указывают срок устранения нарушения, после окончания которого по заявке предприятия проводят повторную проверку и рассчитывают время работы источника в режиме сверхнормативного выброса.

В случае отсутствия на предприятии зафиксированных в первичной документации результатов измерений мощности выбросов загрязняющих веществ или если результаты замеров аннулированы, то время работы в режиме сверхнормативного выброса устанавливают за три месяца до начала проведения проверки.

При невыполнении в установленный срок мероприятий по достижению нормативов сверхнормативные выбросы рассчитывают как разницу между фактической мощностью выброса, которая подтверждена результатами инструментальных замеров, и величиной норматива выброса после проведения мероприятия с учетом срока, прошедшего после его планового завершения.

Расчеты мощности выбросов загрязняющих веществ по источникам или веществам, на которые нет разрешения, выполняют на основании мощности фактического выброса, определенного результатами инструментальных замеров. При этом время работы источника в режиме сверхнормативного выброса устанавливают с момента выявления нарушения до момента оформления разрешения на выброс.

Размеры компенсации убытков за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух определяют с учетом размера минимальной заработной платы, а также объемов сверхнормативных выбросов и регулирующих коэффициентов. Размер компенсации в единицах национальной валюты рассчитывают по формуле

,

где

1,1P — базовая ставка компенсации убытков в процентах от минимальной заработной платы за одну тонну условного загрязняющего вещества на момент проверки, ед/т;

Ai — безразмерный показатель относительной опасности i-го вещества;

KT — коэффициент, учитывающий территориальные социально-экологические особенности;

Кzi — коэффициент, зависящий от уровня загрязнения воздуха населенного пункта i-м веществом.

Безразмерный показатель относительной опасности i-го вещества

,

где Cmax — среднесуточная предельно допустимая концентрация или ориентировочно безопасный уровень воздействия i-го вещества, мг/м3. Для веществ с Cmax > 1 пользуются формулой

.

Для веществ, по которым отсутствуют данные о среднесуточной предельно допустимой концентрации, вместо нее берут величину максимальной разовой предельно допустимой концентрации в воздухе.

При отсутствии перечисленных выше нормативных данных используют формулу

.

Коэффициент, учитывающий территориальные социально-экологические особенности, зависит от численности жителей населенного пункта, его народнохозяйственного значения и рссчитывается таким образом:

,

где

Kf — коэффициент, учитывающий народнохозяйственное значение населенного пункта (табл. 1.1);

Kn — коэффициент, учитывающий численность жителей населенного пункта (табл. 1.2).

Коэффициент, который зависит от уровня загрязнения атмосферного воздуха населенного пункта i-м веществом, определяют так:

,

где

qi — среднегодовая концентрация i-го вещества по данным прямых инструментальных замеров на стационарных постах за прошедший год, мг/м3;

Cmax — среднесуточная предельно допустимая концентрация i ‑ го вещества, мг/м3.

Если в данном населенном пункте инструментальные замеры концентрации данного вещества не выполняли и уровни загрязнения атмосферного воздуха населенного пункта этим веществом не превышают предельно допустимых значений, то пользуются соотношением

.

Расчет выполняют в соответствии с вариантом задания.

Условия для вариантов 1 – 9:

На химическом предприятии г. Харькова при контрольной проверке 28 января 2004 г. зафиксирована средняя концентрация сероводорода A мг/м3 при объемном расходе B м3/с.

Временно разрешенный выброс сероводорода на источник в течение установленного срока составляет C г/с.

По данным журнала первичной документации по форме ПОД-1 22 ноября 2003 г. было зафиксировано превышение допустимых выбросов по данному источнику и веществу. Был составлен акт и выдано предписание на устранение нарушения до 7 февраля 2004 г. В установленный срок нарушение было устранено.

Данные для расчета приведены в табл. 1.3.

Условия для вариантов 10 – 18:

При проверке Киевского радиаторного завода 10 февраля 2004 г. зафиксировано, что объемный расход газопылевоздушной смеси составлял А м3/с со средней концентрацией свинца В г/м3. Мощность разрешенного выброса составляла С. Предприятие инструментального контроля не ведет.

Данные для расчета приведены в табл. 1.4.

Результаты выполнения работы сводят в табл. 1.5.

Таблица 1.1 — Учет народнохозяйственного значения населенного пункта

Тип населенного пункта Kf
Организационно-хозяйственные и культурно-бытовые центры местного значения с превалированием аграрно-промышленных функций (районные центры, города, поселки районного подчинения и села) 1,00
Многофункциональные центры, центры с превалированием промышленных и транспортных функций, большие промышленные и транспортные узлы 1,25
Центры с превалированием рекреационных функций 1,65
Центры промышленного значения, выполняющие в том числе и рекреационные функции 1,65

Таблица 1.2 — Учет численности жителей населенного пункта

Численность населения, тыс. чел. Kn
до 100 1,00
100 – 250 1,20
250 – 500 1,35
500 – 1000 1,55
Больше 1000 1,80

 

Таблица 1.3 — Исходные данные по химическому предприятию

Вариант А В С
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

Таблица 1.4 — Исходные данные по радиаторному заводу

Вариант А В С
    0,00512 0,00004
    0,00412 0,00014
    0,00312 0,00024
    0,00212 0,00124
    0,00112 0,00224
    0,00102 0,00124
    0,00092 0,00024
    0,00082 0,00014
    0,00072 0,00004

 


 

 

Таблица 1.5 — Форма расчета убытков за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух по предприятию

№ п/п Дата выявле-ния наруше-ния Название техноло-гического агрегата и номер источника выброса, по которому до-пущен сверхнор-мативный выброс Название загрязня-ющих веществ, которые выбрасы-вались сверх норматива Средне-суточная предельно допустимая концентрация Ai Разре-шенный выброс, г/с Факти-ческий выброс, г/с Время работы источника в режиме сверх-нормативного выброса Масса сверх-нормативного выброса Норматив платы KT Kz Сумма убытков

 

 

Итого: ______________________________________________________________________________________

сумма

Расчет выполнил: Государственный инспектор _____________ ____________________________________

подпись ФИО


2 Водные объекты

Лабораторная работа № 2. Расчет компенсации убытков, нанесенных государству в результате самовольного захвата водных объектов

Размеры компенсации убытков определяют в зависимости от захваченной площади акватории и прилегающей к ней прибрежной защитной полосы, земли которой имеют многофункциональное назначение: природоохранное (водоохранное), оздоровительное, рекреационное, историко-культурное.

При захвате акватории нанесенные убытки рассчитывают по формуле

,

где

Sa — площадь захваченной акватории, га;

Nr — среднее число рыбаков на 1 га акватории (определяют в результате наблюдения);

Mr — масса рыбы, отлов которой разрешен на одного рыбака ежедневно;

Cr — средняя рыночная розничная стоимость 1 кг пресноводной рыбы;

Ta — время захвата акватории, дн.

При захвате территории прибрежной защитной полосы и земель, выделенных под полосы отведения гидротехнических и других водохозяйственных сооружений и каналов, размеры компенсации убытков рассчитывают исходя из денежной оценки земли как земли рекриационного назначения:

,

где

E — нормативный среднегодовой экономический эффект от использования земель, грн/га (для земель рекриационного назначения принимают равным 336 грн/га);

Tk — срок капитализации нормативного среднегодового экономического эффекта, который устанавливают на уровне 33 лет;

Kpc — коэффициент, характеризующий местоположение и ценность земельного участка в соответствии с ее назначением;

SR — площадь захваченного участка, га.

Коэффициент, характеризующий местоположение и ценность земельного участка в соответствии с ее назначением,

,

где

Kp — коэффициент, учитывающий расположение земельного участка;

Kc — коэффициент, учитывающий ценность земельного участка;

Ks — коэффициент, учитывающий статус земельного участка.

Коэффициент, учитывающий расположение земельного участка,

,

где

K1 — коэффициент, учитывающий расположение земельного участка в пригородных зонах больших городов;

K2 — коэффициент, учитывающий положение земельного участка относительно административных центров;

K3 — коэффициент, учитывающий положение земельного участка относительно ближайшего населенного пункта, имеющего магистральные пути сообщения;

K4 — коэффициент, учитывающий положение земельного участка в зонах радиоактивного загрязнения от Чернобыльской катастрофы.

 

Таблица 2.1 — Значение коэффициента Ks

Статус объекта Ks
Местного значения 1,1
Общегосударственного значения 1,3
Международного значения 1,5

Таблица 2.2 — Значение коэффициента K1

Численность населения, тыс. чел. K1
до 100 1,0
100 – 250 1,1
250 – 500 1,2
500 – 1000 1,3
Больше 1000 1,5

Таблица 2.3 — Значение коэффициента Kc

Территория Kc
Крым 3,6
Южный берег Крыма 7,6
Юго-восточный берег Крыма 4,5
Западный берег Крыма 5,4
Винницкая область 0,8
Волынская область 0,9
Днепропетровская область 0,6
Донецкая область 0,7
Азовское побережье 1,2
Житомирская область 1,0
Закарпатская область 3,0
Запорожская область 0,7
Азовское побережье Житомирской области 1,2
Ивано-Франковская область 1,4
Горная и предгорная части Ивано-Франковской области 2,5
Киевская область 1,0
Кировоградская область 0,6
Луганская область 0,6
Львовская область 1,4
Горная и предгорная части Львовской области 2,5
Николаевская область 1,1
Черноморское побережье Николаевской области 1,5
Одесская область 1,2
Черноморское побережье Одесской области 1,5
Полтавская область 0,9
Ровенская область 1,0
Сумская область 0,9
Тернопольская область 1,1
Харьковская область 0,8
Херсонская область 1,2
Черноморское и Азовское побережья Херсонской области 1,5
Хмельницкая область 0,8
Черкасская область 1,1
Черновицкая область 1,3
Горная и предгорная части Черновицкой области 2,5
Черниговская область 1,4

Таблица 2.4 — Значение коэффициентов K2 и K3

Удаленность от центра населенного пункта, км K2 K3
до 5 1,40 1,30
5 – 10 1,35 1,25
10 – 15 1,25 1,20
15 – 20 1,15 1,10
20 – 25 1,07 1,05
Больше 25 1,00 1,00

Таблица 2.5 — Значение коэффициента K4




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.081 сек.