Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос № 9. Генезис абсолютизма в Западной Европе и России. Основные этапы становления абсолютизма в России




Вопрос № 8. Государство, политика, нравственность в России в XVI в. Представление о миссии государства в России и странах Западной Европы.

1) Государство в России представляло собой самодержавие не ограниченное ни законом, ни обществом, опирающееся в основном на служилых людей (бюрократию).

2) Политика по отношению к обществу и личности свелась по существу к жёсткому регулированию посредством насилия, непризнанию властью индивидуализма и частных прав и интересов.

3) Нравственность общества базировалась на православных ценностях и оказывала влияние на все стороны жизни общества. Она провозглашала: 1. верность традиции; 2. необходимость духовного преображения личности в духе христианских идеалов («духовность»); 3. терпение, страдание и отрицание, в связи с этим, необходимости прогресса; 4. «соборность» как форму коллективизма, противостоящую индивидуализму; 5. идею социального равенства.

4) В тесной связи с этическими взглядами общества стояла и трактовка им миссии государства, разнящаяся с западноевропейскими воззрениями на этот вопрос. 1. В России фактически отсутствовала частная собственность (собственником важнейших экономических ресурсов, выступал глава государства) и правовая автономия личности или общественных групп. 2. Благодаря государству нация обрела независимость от Орды и смогла отстоять её перед враждебным окружением в условиях протяжённых и открытых границ. 3. Русский народ стал в XVI в. во главе православного мира, следовательно, его государству выпала мессианская функция единственного светоча «истинной веры». 4. Православная доктрина ориентировала на верховенство светской власти над властью духовной (точнее на их слияние в личности государя); согласно ей спасение народа могло быть лишь коллективным, государственным, во главе с православным государем. Как следствие всего вышеизложенного – этатизм. Это приоритет государства и государственности. Интересы государства, личности, общества были слиты в России нераздельно, воспринимались каждым членом общества как свои. На Западе же государство существовало, в том числе, и как инструмент для реализации общественных и личных интересов. Если на Западе «сословия» (группы людей, различающиеся по своему наследственному правовому статусу) формировались «снизу» - в результате потребности отстаивания своих корпоративных интересов (в том числе и через воздействие на государственную власть), то в России в основном «сверху» - государством, с целью выполнения ими возложенных на них государственной властью задач.

1) Абсолютизм (четвёртая, последняя стадия развития средневекового государства) – это форма правления, при которой вся полнота власти всецело и неограниченно принадлежит монарху. Он (приобретя самостоятельную финансовую базу) опирается уже не на сословно-представительные органы, а на: 1. многочисленный, централизованный, иерархизированный, специализированный бюрократический аппарат; 2. регулярную армию; 3. церковь; 4. полицию. Процветает жесткая регламентация монархом всех сторон жизни поданных.

2) Генезис абсолютизма. В Западной Европе абсолютизм появляется в период разложения феодализма и формирования капиталистических отношений, когда сложилось своеобразное «равновесие» между дворянством и буржуазией, в условиях которой монархическая власть приобрела характерную для арбитра независимость и силу. В России абсолютная монархия рождается в период полного господства феодальных отношений. Она появляется в силу необходимости: 1. Быстро «модернизировать» (ускорить развитие «в направлении» Западной Европы) Россию. 2. Подавить социальную борьбу крестьян и горожан и упрочить привилегированное положение («диктатуру») дворянства. 3. Решить важнейшие геополитические задачи, стоящие перед Россией: а) защитить протяжённые и открытые границы; б) получить выход к берегам Чёрного и Балтийского морей для установления контактов с Европой; в) воссоединить с Россией территории бывшего Древнерусского государства, отторгнутые в XIV-XVI вв. Литвой и Польшей. Решение всех этих задач требовало мобилизации ресурсов общества, а, следовательно, предельной централизации управления Россией.

3) Абсолютизм сформировался в России в 2 этапа: 1. Первый этап (середина – конец XVII в., эпоха первых Романовых) – начало оформления абсолютной монархии: а) Земский собор уже перестаёт собираться, но Боярская дума (ограниченная в своих правах) ещё сохраняется. б) Бюрократический аппарат увеличивается, совершенствуется, но функции многочисленных приказов и других органов управления ещё чётко не определены, а назначения осуществляются на основе родовитости («местничества»). в) Появляются «полки нового строя» - зачатки регулярной армии, но в основном сохраняется старый принцип её комплектования. г) Церковь подавила (в период раскола) сопротивление инакомыслящих. Её претензии на верховенство в государстве были отвергнуты. Однако окончательно она подчинена государству не была. д) Полиции ещё не было. 2. Второй этап (конец XVII-первая четверть XVIII вв., эпоха Петра I) – окончательное оформление абсолютизма: а) Боярская дума упраздняется; б) государственный аппарат окончательно приобретает черты свойственные абсолютизму; в) армия становится регулярной; г) церковь эволюционирует в часть государственного аппарата; д) появляется полиция.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1767; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.