КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Практическое занятие №15
Тема: Искусство публичного выступления 1. Подготовьте ответы на следующие вопросы: 1. Что такое риторика? 2. Публичное выступление. Виды публичных выступлений по цели. 3. Виды публичных выступлений по форме. 4. Общие требования к публичному выступлению. 5. Трудности публичного выступления. 6. Подготовка к публичному выступлению: а) обдумывание выступления; б) выбор темы; в) поиск материала; г) обозначение структуры выступления; д) подготовка конспекта; е) репетиция выступления. 7. Начало выступления. 8. Функции концовки выступления. Варианты концовок. 9. Поддержание внимания аудитории в ходе выступления. 10. Поведение оратора в аудитории.
2. Выполните практические задания: 1. Определите, какая форма публичного выступления используется в следующих случаях (доклад, сообщение, выступление, лекция, беседа): 1) Объяснение материала учителем на уроке. 2) Речь кандидата в депутаты на предвыборном митинге. 3) Десятиминутное выступление студента на научной конференции. 4) Классный час с выступлением психолога, который задает вопросы учащимся и отвечает на их вопросы. 5) Отчет Председателя Совета Министров о работе правительства за год. 6) Получасовое выступление ученого на научной конференции. 7) Выступление трех учеников с подготовленными материалами (по 3минуты).
2. Прочитайте следующие поговорки. Объясните их смысл и придумайте короткие рекомендации начинающему оратору, которые включали бы в качестве компонента эти поговорки. Образец: Речь вести – не лапти плести. – Любое устное выступление должно быть подготовленным. Нельзя надеяться, что ты сможешь хорошо выступить без подготовки – это только кажется, что выступать легко. Правильно говорит русская пословица: речь вести – не лапти плести. 1. Знай боле, а говори мене. 2. Где много слов, там мало толку. 3. Лучше уж недоговорить, чем переговорить. 4. Оговорка – не обида. 5. Живое слово дороже мертвой буквы. 6. Говорить не думая – что стрелять не целясь.
3. Произнесите фразу Опять он звонил, передавая интонацией разные смыслы: 1) Вы делитесь с собеседником радостью; 2) вы с гордостью сообщаете, что он вам звонил; 3) вы сообщаете об этом с тоской, он вам ужасно надоел своими просьбами; 4) вы возмущены, говорите об этом с гневом (вы ему запретили звонить по этому вопросу, а он опять звонил); 5) вы сообщаете об этом с тревогой (вас очень встревожил его звонок, вы опасаетесь плохих известий); 6) вы демонстрируете собеседнику свое безразличие (его звонок вас совершенно не интересует, а сам он вам безразличен.
4. Произнесите фразу, придавая ей прямой и противоположный смысл при помощи интонации 1) Рад вас видеть. 2) Я в восторге. 3) Спасибо за работу. 4) Приятно было с вами поговорить. 5) Мне это очень нравится. 6) Очень вам признателен. 7) Я этого никогда не забуду. 8) Умница! Молодец!
5. Из предложенных ниже тем выберите 3 понравившиеся. По каждой теме выделите основные проблемы, которые вы хотели бы осветить. По каждой из этих проблем напишите свой тезис. И на базе этих тезисов расскажите, чему будет посвящено ваше будущее выступление. 1) «Проблема платного здравоохранения в России». 2. «Современная мода». 3. «Алкоголь в России». 4. «Реформа коммунальной сферы». 5. «Проблема платного образования». 6. «Положение пенсионеров в стране». 7. «Рост разводов в современном обществе».
6. Придумайте интересное начало выступления в следующих условиях (вам надо связать тему выступления с ситуацией, т.е. придумать соответствующую завязку): 1) вы должны рассказать о книжных новинках детям 8 класса, а они только что пришли с урока физкультуры; 2) вы приглашаете школьников прийти на открытие выставки восковых фигур, а они только что писали двухчасовое сочинение по литературе; 3) вы выступаете в техникуме перед семнадцатилетними юношами и хотите убедить их посещать танцевальный кружок, где не хватает кавалеров.
7. Придумайте начало выступления к следующим концовкам: Правильно говорят в народе / Я думаю, на примере этой истории мы все убедились в правильности русской поговорки: 1)семь раз отмерь – один раз отрежь; 2)людским речам вполовину верь; 3)у кого что болит, тот о том и говорит; 4)сперва подумай, а потом скажи; 5)по речи узнают человека; 6)слово – серебро, молчание – золото; 7)слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
8. Вспомните какую-нибудь известную басню. Сформулируйте обобщающий вывод по этой басне. Образец: басня «Стрекоза и муравей» – Итак, кто работает, тот гарантированно обеспечивает себе нормальную жизнь.
9. Представьте, что вы завершаете свое публичное выступление. Постройте заключительную фразу с использованием приема градации (риторического приема, заключающегося в усилении силы выражения от слова к слову). Используйте слова и выражения, приведенные в скобках. 1. Это не просто… это… это… это, наконец, просто – …! (Халатность, ошибка, недостаток в работе, преступление, невнимательность к выполнению своих должностных обязанностей, небрежность, вопиющее равнодушие к судьбам людей). Надо полностью исключить возможность повторения подобных ситуаций в будущем!
2. Я не просто… тексты современной поп-музыки, я их…, я их…, я их просто…! (Равнодушен, не люблю, не выношу, не терплю, ненавижу, видеть и слышать не могу, презираю, не испытываю интереса, испытываю отвращение). Мы должны вернуться к музыке с осмысленным текстом!
10. Конкретизируйте (расширьте) фразу. Образец: По двору ходил петух. – По вытоптанному и засыпанному шелухой деревенскому двору, огороженному невысоким плетнем, важно расхаживал, по-хозяйски поглядывая на тихо клевавших вокруг него кур, крупный, яркой окраски петух с порванным гребнем и одним глазом. 1) На столе стояла ваза с цветами. 2) На улице вырыли канаву. 3) По улице бежал человек. 4) Ребенок полез на дерево. 5) Центральный нападающий забил гол. 6) На ступеньке террасы сидела лягушка. придумайте интересное начало выступления в следующих условиях (вам надо связать тему выступления с ситуацией, т.е. (вы ему за 11. Как должен вести себя оратор в следующих ситуациях: 1. В аудиторию забежала кошка. 2. Некоторые слушатели встают и уходят. 3. В аудиторию все время заглядывают посторонние. 4. Слушатели на задних рядах разговаривают и мешают. 5. По ходу выступления задают вопрос, на который оратор не может ответить. 6. Стало душно. 7. С места раздаются грубые, провокационные выкрики, реплики. 8. Слушатели зевают.
3. Орфо-пунктуационный практикум: 1. Повторите тему: «Правописание союзов». 2. Перепишите, раскрывая скобки: 1) Вы то(же) были на Кавказе? 2) Что(бы) ни говорили, не соглашайся. 3) Мы пришли за тобой, так(что) собирайся и пошли. 4) По(чем) у вас рыба? 5) За(чем) пойдешь, то и найдешь. 6) Он всю ночь ехал, что(бы) предупредить нас. 7) Не знаю, что(бы) я сделал на вашем месте. 8) И(так), можно сделать следующие выводы. 9) Он провинился, по(этому) и был наказан.10) Пусть все будет так(же), как в прошлый раз.11) Он то(же) пришел на собрание. 12) При(том) издательстве имеется небольшая типография. 13) Ежедневно повторялось то(же) самое. 14) Говорили тихо, потому(что) стены были очень тонкие. 15) Эксперимент проведен удачно, при(чем) не впервые. 16) От(того), что он говорит, мало толку. 17) При(чем) здесь мой отец? 18) По(этому) вопросу обсуждение завершено.
Литература 1. Аннушкин В. И. Риторика / В. И. Аннушкин. – Пермь, 1994. 2. Введенская Л. А. Культура и искусство речи / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. – Ростов-на-Дону, 1995. 3. Далецкий Ч. Риторика: заговори, и я скажу, кто ты / Ч. Далецкий. – М., 2003. 4. Кохтев Н. Н. Риторика / Н. Н. Кохтев. – М., 1994. 5. Львов М. Р. Риторика. Культура речи / М. Р. Львов. – М., 2002. 6. Михальская А. К. Основы риторики / А. К. Михальская. – М., 2002. 7. Рождественский Ю. В. Теория риторики / Ю. В. Рождественский. – М., 1997. 8. Стернин И. А. Практическая риторика / И. А. Стернин. – М., 2003.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3186; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |