Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическое занятие №1. Планы семинарских (или практических) занятий




Планы семинарских (или практических) занятий

Тема: Теоретические основы федерализма

Цель: Изучение природы федерализма

Вопросы: 1. Российский федерализм как научная и учебная дисциплина. 2. Федерация - сложное союзное государство. 3. Федерация и иные в формы государственного устройства. 4. Федеративное устройство - как конституционно-правовой институт. 5. Доктрина федерализма. Взгляды на природу федеративного государства.

Составные элементы: теоретическая часть, разбор проблем или деловая игра - тренинг «Да. Нет. Не знаю».

Цель игры: Закрепление теоретического материала, определение значения теории федерализма путём анализа различных тезисов. Выработка навыков участия в дискуссии и введении деловых «игр», «мозгового штурма».

Программа: Для игры преподаватель раздаёт каждому студенту по три карточки с надписями «Да», «Нет», «Не знаю». Ведущий (преподаватель) читает определённый тезис, студенты должны поднять соответствующую карточку, указывающую на его мнение по данному высказыванию. Если они согласны, поднимают карточку «Да»; не согласны – «Нет»; если занимают «промежуточную» позицию, карточку «Не знаю». Далее ведущий выборочно спрашивает студентов, почему они заняли данную позицию (по несколько мнении с каждой позиции).

Понятийный аппарат: Федерация (от лат. foederatio – «союз», «объединение») – форма административно-территориального устройства, при которой несколько государственных образований, обладающих определенной политической властью, образуют единое союзное государство, делегируя ему основную часть своих суверенных полномочий. То есть от унитарных государств федерация отличается, прежде всего, более развитым политико-правовым статусом составляющих ее субъектов, а от конфедераций – приоритетом федерального законодательства и органов власти в организации и управлении союзным государством. В общей массе государственных образований планеты количество федеративных объединений сравнительно невелико (примерно 10% или около 20 в абсолютном выражении); в то же время на долю федераций приходится более 40% обитаемой суши и почти треть населения Земли.

Выделяют несколько основных форм федераций. Это – договорная (создаётся «снизу», самими субъектами, благодаря чему последние сохраняют значительную автономию), централистская (противоположность предыдущей, здесь доминирует федеральный центр) и кооперативная (активное сотрудничество между субъектами как на вертикальном, так и на горизонтальном уровне; допускается перераспределение полномочий между субъектами) формы федерации. Классическими образцами договорной формы федерации принято называть США и Швейцарию (кстати, оба эти государства эволюционировали из конфедеративных объединений). К кооперативным федерациям относят Германию, Австрию. Примерами централистской модели федерации могут служить Индия, Аргентина, Мексика. Дополнительно также выделяют симметричные и ассиметричные федерации, различающиеся юридическим статусом составляющих ее субъектов (в первом случае все субъекты одинаковы по своему статусу, во втором – нет: например, привилегированными правами обладают Квебек в Канаде, национальные республики и автономии в России и т.п.).

В большинстве федеративных государств действуют республиканские режимы, однако имеются и федерации-монархии (Бельгия, Малайзия, Объединённые Арабские Эмираты). Имеются и многоуровневые федеративные (конфедеративные) объединения (например, Канада и Австралия входят в состав Британского Содружества и официально возглавляются королевой Великобритании; Пуэрто-Рико обладает статусом свободно присоединившегося к США государства), однако общее число таких над- и межгосударственных объединений крайне невелико.

Несомненным плюсом федеративного устройства является возможность более гибкого подхода к решению национальных, религиозных противоречий и проблем, сохранению самобытного уклада отдельных категорий населения, развитию регионов и т.п. Именно в федерациях по сравнению с унитарными государствами наиболее полно раскрываются принципы демократии и народного суверенитета. Свидетельство тому – опыт зарубежных федераций, таких как США, Швейцария, Германия и т.д.

В государственном строительстве России этнический фактор всегда играл важную роль. Однако если в дореволюционный период упор делался на русификацию окраин, то в последующее время – на национально-культурное развитие последних и создание широкой сети национальных автономий. Примечательно, что титульная нация – русские (более 80% населения страны) – подобных этнополитических привилегий не получила.

Говоря об отечественном опыте федеративного строительства, необходимо отметить, что впервые Россия приобрела его еще в XV – XVII вв., когда в составе единого государства продолжали сохраняться уделы русских служилых князей и татарских царевичей. Позднее, в XIX в., ряд регионов страны получил права широкой автономии (Польша, Финляндия, среднеазиатские ханства). Однако только в XX столетии принцип федерализма был положен в основу административно-территориального устройства страны: появились союзные и автономные республики (так называемые национально-государственные автономии), автономные области, автономные округа (национально-территориальные автономии). Вопрос о степени эффективности советской модели федерации продолжает оставаться дискуссионным. С одной стороны в ее рамках впервые стало возможным полноценное развитие многих этносов. С другой же – отсутствие опыта национально-государственного строительства, перекосы в национальной политике, уход от решения накопившихся проблем привели к росту сепаратистских и националистических настроений, межэтническим столкновениям и в конечном счёте к распаду СССР.

В 1992 г., с принятием Федеративного договора, начался новый этап истории Российского государства. В последующем развитии отечественной модели федерализма отчётливо проявляется тенденция постепенной эволюции от ассиметричной договорной федерации в сторону централистской федерации и даже далее – в сторону унитарного государственного устройства. В целом, можно признать, что развитие федерализма протекает в России крайне медленно, прежде всего, по причине незрелости гражданского общества, а также отсутствия чётко определённых приоритетов и правовой базы избранного варианта государственного строительства.

Примерные тезисы при проведении игры (вариант 1):

1. Без демократии нет федерализма.

2. Федерализм возможен в тоталитарном государстве.

3. Федерализм является наилучшей формой обеспечения прав и свобод граждан России.

4. «Россия исторически унитарное государств, поэтому ей не подходит федеративное устройство, более того, федерализм угрожает России очередным развалом государственности».

5. Формирование правового сознания граждан в федеративном государстве сложнее, чем в унитарном.

6. Существование федерации - показатель существования в стране различных интересов.

7. Излишняя централизация может стать главной причиной распада федеративного государства.

8. Там, где отсутствует власть закона, нет места федеративным отношениям.

Примерные тезисы при проведении игры (вариант 2):

1. Признаки и основания классификации федеративных государств.

2. Национальные и территориальные начала в образовании и строительстве современных федераций.

3. Централизованные и нецентрализованные федерации.

4. Симметричные и асимметричные федерации.

5. Договорные, конституционные и конституционно- договорные федерации. Дуалистическая, кооперативная и координированная модели федерализма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.