Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные параметры материнского отношения к ребенку в семье




Родительско-детское взаимодействие в значительной мере зависит от материнского отношения к ребенку, т.е. «репертуар», «тональность» действий матери, адресуемых ребенку, порождают у него соответствующие ответные действий и переживания. Структура родительски-детского взаимодействия насыщает субъективный опыт ребенка, формирует базисный слой, эмоциональную сферу ребенка, подкрепляя одни переживания и ослабляя, даже угнетая другие. Эмоции ребенка начинают, в свою очередь, опосредовать его связи с окружающим миром, они задают тип эмоционального поведения, динамику и избирательность его поведения в детской и даже последующей взрослой жизни.

Материнское отношение как сложное, системно организованное качество поведения матери является результатом взаимодействия многочисленных мотивационных отношений:

1) совокупность ранее сложившихся у матери установок и ценностных ориентации как устойчивых конструктов сознания в отношении ребенка (ребенок как самоценность или отношение к нему занимает подчиненное положение в иерархии других мотивационных отношений — профессиональных, престижных и т.д.);

2) особенности структуры личности матери, ее преобладающих черт (например, рационализм или эгоистичность, или эмпатийность, чувствительность, внушаемость и т.д.);

3) система мотивационных отношений как результат конкретных способов взаимодействия между ребенком и родителями.

Можно выделить параметры взаимодействия:

— характер действий матери, адресованных ребенку, и соответственно характер ответных действий ребенка;

— характер эмоциональных переживаний матери, вызванных взаимодействием с ребенком и соответственно ответные эмоциональные проявления в поведении ребенка;

Параметры материнского отношения:

— выраженность в поведении матери эмоций, адресованных ребенку и их модальные характеристики (поддержка, подавление, отвержение, или агрессия);

— эмоциональность матери в целом (неэмоциональная, эмоциональная, но уравновешена, аффективная, конфликтная);

— психологическая дистанция между матерью и ребенком (эмоциональная дистанция, пространственно-физическая дистанция и пр.);

— доминирующие реакции реального взаимодействия (вербальный контакт, тактильный и зрительный контакт, игровое взаимодействие и т.п.);

— способность матери к поддержанию комфортного состояния ребенка в условиях стресса (умеет ли защитить при столкновении с опасностью, агрессивной средой).

Возможно выделение 4 типов материнского отношения:

— эмоционально поддерживающее и принимающее;

— эмоционально подавляющее;

— эмоционально отвергающее;

— жестко агрессивное.

По характеру доминирующих эмоций в каждом из типов поведения материнского отношения могут быть выделены разные варианты:

— в эмоционально поддерживающем отношении могут быть варианты — оптимистическое, спокойное и уравновешенное отношение; либо с проявлениями пессимизма, депрессии; либо аффективное, неуравновешенное, взрывчатое;

— в эмоционально подавляющем отношении возможны варианты — рациональное, форсированно развивающее отношение; либо тревожное, депрессивное; либо с повышенной моральной ответственностью, с гиперсоциальной ориентацией;

— в эмоционально отвергающем отношении возможны варианты: властно-авторитарное, либо властно-подавляющее, либо безучастно-равнодушное, либо конфликтное;

— в жестко агрессивном отношении возможны варианты — пренебрегающее, принижающе-уничижающее отношение; либо с садистскими тенденциями, либо с проявлениями насилия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.