Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторические формы диалектики. Идея развития в философии




Идея развития в философии.

Развитие - состояние изм-я, в кот. есть необратимость, поступат-ть движ-я, в кот. фиксируется появление новых св-в. Это кач. изменение . Процесс развития - это всегда переход одного кач-ва в др., направл. формир-е новых систем, новых типов орг-ции, кот. рождаются из предшеств. им систем. Разновидности процессов развития: 1) процессы качеств. превращений. 2) процессы перехода от одного уровня к др.

Прогресс - вещь совершенствуется. Регресс – возм-ти по сравн. с др. системами понижается. Одноуровневое развитие – циклич. изм-я при сохран. основных хар-к; это способ адаптации.

Модели развития: рационалист. (возможность развития систем); эволюционизм (развитие - всеобщее св-во бытия, постепенная эволюция; поступат. движение к усложнению систем); энерджентная (это скачкообразные изменения; скачок – рез-т творч. активности, присущей самой системе); диалектическая (это разрешение внутр. противоречий).

Античность: не знает линейного времени, идея круговорота. Гераклит: мир - вечно воспламен. и угасающий огонь, т.о. вечная повторяемость, цикличность всех изм-й.

Бердяев. Принцип развития внесло христ-во, кот. представляет историч.процесс линейным, направл. в будущее.

Кант сформ. проблему истор. развития чел. нравств-ти.

Гегель создал диалектику, предмет кот. - развитие.

 

Д-ка исх. из того, что в познании мира, во-1ых, вещи надо рассм-ть во взаимосвязи их друг с другом, не брать изолированно; и, во-2ых, вещи надо рассм-ть в их изм-и и развитии. Сущность вещи м.б. полностью понята только тогда, когда известна история стан-я этой вещи, отражено развитие этой вещи. Метафизика ближе обыден., повседнев., нефил. сознанию. Мыслить метафизически проще. Диалект. же метод требует глубокой фил., теорет. культуры, постижения историко-фил.опыта. Первонач. термин д-ка раскрывался как «иск-во вести спор». Диалог Сократа строился по принципу диалектики. Уже в античности склад-ся диалект. подход к миру.

В истории фил. выдел-ся след. истор. формы диалектики:

1. Стихийная, наивная д-ка античности (Гераклит). Гераклит не мог доказать, что мир нах-ся в постоян.развитии, однако он высказал ряд гениальных догадок. Принцип связи и изменч-ти: «всё течёт, всё изм-ся», закон о ед-ве и борьбе против-стей: «война есть мать и отец всему». Огонь – образ вечного движ-я, первоонова. Космос- -вечно живой огонь. Разум=Логос правит всем.

2. Идеалистич. д-ка нем.клас. фил. XVIII – 1 пол. XIX в. (И.Кант, Г.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель). Систему д-ки создал Гегель «Логика». Для Гегеля развитие присуще не миру, а идее мира и т.д. Сущ-т д-ка процесса не в мире, а в нашем сознании. Гегель: разраб. основ. законы и категории д-ки с идеалист. т. зр. Природа есть камень д-ки. Основываясь на идеалист.д-ке Гегеля, марксисты создали материалист.д-ку.

3. Д-ка революционных демократов XIX в. (Герцен, Белинский, Чернышевский, Добролюбов и др.).

4. Материалист. д-ка (К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ленин). Основные принципы: развития, всеобщей связи. Принцип развития заключ. в таком подходе к миру, при кот. он рассм-ся как система, наход. в состоянии постоян. развития. Принцип всеобщей связи: в мире нет явлений и процессов, кот. не были бы связаны друг с другом, причем эта связь может носить различный хар-р. Классики марксизма сформулировали учение о законах и категориях. Закон - отраж-е опред. связи между явлениями, объектами, процессами. Связь внутр., существ., повтор., необход. связь между явлениями и объектами матер. мира. Законы м.б. самыми различными. Частные (специф.) законы исп-ся в огранич. сфере деят-ти. Сфера применения законов д-ки практически безгранична. Они находят проявление в природе, общ-ве, чел. сознании. С т.зр. матер. д-ки, развив-ся не понятия, а окр. чел-ка мир. Понятия явл-ся отражением мира, не являясь при этом самостоят..

40. Проблема метода в фил.: диалектика и метафизика. Принципы, законы и категории диалектики. Сущность метафиз. как метода мышления – одностор-ть, абс-тизация к.-то одной ст. живого процесса познания или любого эл-та целого. Термин "метафизика" ввел Андроник Родосский (1 в. до н.э.). Под мет-зикой понималась особая сверхчув.реальность, пребыв. за пределами опыта.

Гегель называет мет-зикой метод, теорию, в кот. процесс развития рассм-ся только колич-но, и т.о. сам процесс развития представ. мир в устойчивом состоянии. Д-ка(по Гегелю) - метод постиж-я противоречий и развития понятий. Гегель впервые противопост. мет-зику и д-ку как два разл. метода. Д-ка помогает чел-ку смотреть на мир как на вечное стан-е и развитие, а корень развития искать во внутр. противоречиях предмета. Д-ка: учение о всеобщей связи; учение о развитии в его наиб. полном и свободном от одностор-ти виде; учение о единстве противоп-стей.

Объектив. д-ка - развитие реал. мира. Субъектив. – диалект.мышление (отраж. диалект. движ-я действит. мира) и теория диалектики, т.е. учение о всеобщих законах развития.

ДИАЛЕКТИКА. Принцип развития заключ. в таком подходе к миру, при кот. он рассм-ся как система, наход. в состоянии постоян. развития. Принцип всеобщей связи: в мире нет явлений и процессов, кот. не были бы связаны друг с другом, причем эта связь м. носить различный хар-р.

ЗАКОНЫ. Закон единства и борьбы противоп-стей (вскрывает проблему источника, причины развития. Сущ-ли теория первоидеи, первотолчка, однако, в конце концов, эти идеи приводили к Богу. В д-ке признается саморазвитие и самодвижение, т.е. каждый объект мира развивается не в силу к.-л. внеш. причин, а в силу наличия в себе противоположных процессов). Закон взаимоперехода колич. и кач.изм-й (вскрывает механизм диалект. развития, т.е. отвечает на вопрос: как, каким образом происх. развитие в природе и в чел.сознании. Развитие происх. путем постепенных колич. изм-й, а затем скачкообразного перехода к новому качеству. Сущ-т 2 типа изм-я: при кот. объекты меняя свои св-ва продолжают сущ-ть; при кот. объекты превращаются из одних в др.). Закон отрицания отрицания (показывает направл-ть развития. Развитие представляет собой процесс бесконечных отрицаний, в рез-те кот. происходит поступат.развитие от простого к сложному, от низшего к высшему).

Категории диалектики. 1ый закон: тождество, различие, противоречие, противоположность. Тождество - совпадение, сх-во одного объекта с др. Сущ-т тождество, кот. всегда вкл. в себя развитие тождества, приводит его в состояние противоп-ти. Отнош-я между ними сост. диалект. противоречие. Диалект. противоречие - это такое отн. противоп. моментов внутри системы, кот. делает ее (систему) самодвиж. и кот. проявл-ся через взаимообусловл-ть этих моментов и одновременно их взаимоотрицание. Единство противоп-стей, как прав., временно, преходяще, а борьба противоп-стей абсолютна в том плане, что возникают все новые противоположности по отношению друг к другу. Мир соткан из противоположностей.

2ой закон: кач-во, кол-во, мера, скачок - форма перехода из 1го кач-ва в др. Кач-во - целостная хар-ка объекта, совокуп-ть его неотъемлемых св-в. Кол-во - степень развития св-в объекта или степень отличия от "эталона". Объект с кач. и колич. признаками образует некоторое единство, т.к. некоторое кач-во может сущ-ть в некоторых колич. границах. Любой конкретный объект и любая конкретная система может сущ-ть в строго опред.границах, т.е. нечто конкретное не м.б. бесконечным. На границах меры вызывают коренное кач. преобраз-е, кот. в д-ке отмечают качеством "скачка".

3ий закон: необх. выяснить саму суть диалект. отрицания. Метафизика: отрицание явл. полным и абсолют. Диалектика: хар-ся преемственностью. Любое отрицание предполагает удержание в самом себе самое главное и ценное, что м.б. в развив. объекте.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.