Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 6. Философия как наука: проблемное поле, структура, методы и основные функции философии. ?




Вопрос 5. Сравнительный анализ содержательных и функциональных особенностей философии и искусства.


Взаимодействие искусства и философии имеет свои закономерности. Не случайно искусство, как и философию, можно назвать самосознанием культуры: это как бы художественный взгляд “изнутри” в рамках какой-либо эпохи или типа культуры. Известный философ М. Мамардашвили считал, что благодаря искусству, происходит накопление и передача человеческой чувственности. Но нельзя не учитывать и рациональные моменты в художественном творчестве. Любой художник, обдумывая и создавая свои произведения, в той или иной форме доносит до нас не только свои чувства, но и свои представления о мире, которые могут либо отражать мировоззренческие взгляды эпохи, либо противостоять им в периоды кризисов. Именно с этой позиции следует рассматривать соотношение философии и искусства.
Художественным зеркалом ХХ века считается модернизм. О кризисе искусства заговорили многие мыслители: немецкий философ О. Шпенглер (а еще раньше - Г. Гегель),голландский культуролог Й. Хейзинга, испанский культуролог Х. Ортега-и-Гассет, американский социолог П. Сорокин. Пессимизм и тяжелые предчувствия пронизывают произведения А. Камю и Ж. Сартра, С. Дали и Э. Ионеско, А. Шенберга и К. Пендерецкого, В любом справочном пособии можно прочитать, что мировоззренческой основой модернизма являются иррационализм, психоанализ и экзистенциализм. Однако, взаимосвязь философии и искусства значительно глубже: культура современной эпохи такова, что вместиться в рамки реалистического искусства она не может. Это и есть то опосредованное философское познание действительности, которое дает нам искусство.

 

Философия как наука, определяя основные направления западной и отечественной философии, наряду с философией истории, логикой, методологией, культурологией, создает свой срез осмысления науки. Как направление современной философии она представлена множеством концепций, предлагающих ту или иную модель развития науки и эпистемологии. Вместе с тем она сосредоточена главным образом на выявлении роли и значимости науки, характеристик когнитивной, теоретической деятельности.
Философия науки испытывает влияние философско-мировоззренческих концепций и теоретических разработок, проводимых в рамках западной философии. Исходя из этого, основными характеристиками философии науки, на наш взгляд, являются следующие.
Философия науки имеет статус в большей степени исторического социокультурного знания, хотя ориентирована и на изучение естествознания или социально-гуманитарных наук. Философию науки интересует научный поиск, «алгоритм открытия», динамика развития научного знания, методы исследовательской деятельности. Она выявляет изменчивость и глубину методологических установок и расширяет границы самой рациональности.
Философия науки означает любовь к мудрости науки. Если основная цель науки — получение истины, то философия науки становится одной из важнейших для человечества областей применения его интеллекта. В ее рамках ведется обсуждение вопроса о том, как возможно достижение истины.
В определении центральной проблемы философии науки существуют некоторые разночтения. По мнению известного философа науки Ф. Франка, центральной проблемой философии науки является вопрос о том, как мы переходим от утверждений здравого смысла к общим научным принципам. К. Поппер считал, что центральная проблема философского знания, по крайней мере с эпохи Реформации, состояла в том, как оценить притязания конкурирующих теорий или верований. Однако круг проблем философии науки широк. Все проблемы философии науки можно разделить на три подвида. К первым относятся проблемы, вектор направленности которых отталкивается от специфики философского знания. Поскольку философия стремится к универсальному постижению мира и познанию его общих принципов, эти интенции наследует и философия науки. Она рассматривает науку в ее глубинной сущности и подлинных основах. Здесь в полной мере используется концептуальный аппарат философии. При этом предполагается наличие определенной мировоззренческой позиции.
Вторая группа проблем возникает внутри самой науки и нуждается в компетентном арбитре, в роли которого оказывается философия. Это в основном проблемы познавательной деятельности: теория отражения, когнитивные процессы и собственно «философские подсказки» решения парадоксальных проблем.
К третьей группе относят проблемы взаимодействия науки и философии с учетом их фундаментальных различий и неразрывных связей во всех возможных плоскостях. Особенно заметно влияние философии в эпохи так называемых научных революций. Это в частности: эпоха возникновения античной математики и астрономии; коперниканский переворот — рождение гелиоцентрической системы Коперника; эпоха становления классической научной картины мира. В таком разрезе философия науки включает в себя эпистемологию, методологию и социологию научного познания, хотя такие ее границы следует рассматривать не как окончательные, а как имеющие тенденцию к уточнению и изменению.
Типология представлений о природе философии науки предполагает различение той или иной ее ориентации, к примеру, онтологически ориентированной (А. Уайтхед) или методологически ориентированной философии науки (критический рационализм К. Поппера).
С точки зрения дескриптивного подхода философия науки есть описание разнообразных ситуаций, имеющих место в науке: от гипотез «ad hoc» (для данного, конкретного случая) до исследования по типу «case studies», ориентирующегося на анализ реального события в науке или истории конкретного открытия в том или ином социокультурном контексте. Преимущество такого подхода состоит в его доступности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1046; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.