Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В 10-20 гг. XX века появляется третья форма позитивизма — неопозитивизм или аналитическая философия, имеющая несколько направлений. 3 страница




 

 

Вопрос 27 Покой, движение и развитие в материальном мире.

Важнейший атрибут материи — движение. Как философская катего-рия движение означает любое изменение материального объекта, начиная от его перемещения в пространстве и вплоть до качественного изменения со временем. Как таковое, движение предполагает взаимодействие матери-альных объектов друг с другом, так что их изменения коррелируют между собой.

В качестве одного из моментов движения должен рассматриваться покой,т.е. временное и относительное равновесие материальной системы. Покой — результат динамического равновесия внутренних и внешних тенденций изменения определенного объекта. Хотя в одних отношениях объекты покоятся, в других они непременно вовлечены в движение (как, скажем, мебель, здание вместе с Землей). А через больший или меньший промежуток времени даже в названном аспекте покой сменится движением (мебель развалится, здания обветшают и будут снесены, перестроены и т.д., вплоть до гибели всей планеты Земли).

Таким образом, движение абсолютно, а покой относителен. Эта аксиома метафизики, между прочим, привносит здравую дозу скептицизма в житей-ское мировосприятие.

Развитие — определённый вид движения. Можно сказать, что всякое развитие есть уже тем самым движение, но далеко не всякое движение позволительно признать развитием. Разница признаков того и другого представлена в виде таблицы:

 

----------------------------------------------------------------------------------------------

Признаки движения:! Признаки развития:

----------------------------------------------------------------------------------------------

обратимость к исходным состо-! поступательность от одних ста-

яниям процесса, приобретающая! дий к следующим, пройденным

цикличный, маятниковый харак-! безвозвратно;

тер;

 

разнонаправленность, доходя-! однонаправленность к некоей

щая до хаотичности неуправля-! подчиненность определенной

мой массы изменений;! тенденции (прогрессу, регрессу,

! стагнации);

 

постоянство структуры и функ-! качественные перемены

ций движущегося объекта; про-! структуры и (или) состава эле-

исходящие с ним изменения не! ментов развивающегося объекта;

аккуумулируются;

 

стохастичность, т.е. открытость! закономерный, упорядоченный

любым случайностям, нет связи! характер изменений в соответ-

между прошыми и будущими со-! в соответствии с определенной

стояниями системы, которые! матрицей результата (цели). предсксказать нельзя.

__________________________________________________________

 

Таким образом, развитием стоит считать в целом необратимое, определенным образом ориентированное к некоему результату (цели), закономерно упорядоченное изменение качества того или иного объекта.

Стратегическими направлениями развития принято считать три — восходящее (прогресс), нисходящее (регресс) и, так сказать, одноплоско-стное (стагнация). Применительно к живой природе трудно решить вопрос о критериях прогресса. Многие авторы полагают, что эволюция в конечном счете ведет организмы и целые виды путем усложнения, морфо-физиологического прогресса (ароморфозы). Так что человек — более развитый, продвинутый организм, чем, допустим, лягушка и тем более бактерия. Другие же исследователи находят это проявлением субъективизма, уже названного выше антропного допущения, которые вроде бы носят вненаучный характер. Ведь по признаку выживаемости видов простейшие ничуть не хуже приспособлены к условиям своего существования, чем человек, а моментами даже лучше.

На мой вгляд, надо согласиться с первой точкой зрения, допускающей понятие прогресса в естествознании. Высшие существа гораздо лучше приспособлены к среде — в том смысле, что могут адекватно реагировать на более широкий круг ее разнообразных изменений, причем не только настоящих, но и будущих. Даже если наш вид по каким-то катастрофическим причинам вымрет раньше простейших, этот факт не отменит прогрессивного направления предшествующей эволюции.

Другой вопрос, хорош прогресс или плох — такая формулировка действительно вне компетенции науки. Особенно если мы переносим данный вопрос в область общественного развития. Здесь за прогресс в технике, технологии, общем уровне жизни приходится платить достаточно дорогую цену (экологическими угрозами, усложнением жизни и т.д.). “Все прогрессы реакционны, если рушится человек...” — воскликнул поэт (Андрей Вознесенский). Нередко “прогрессом” кощунственно называли новые витки ужасного регресса (вроде нацистского рейха, социализма и т.п.). Однако и в этом случае вряд ли можно согласиться с утопией остановки или даже попятного направления общественного развития, иллюзией конца истории, на чем настаивают некоторые философы. Не всякий прогресс — благо; за всякий прогресс приходится чем-то платить; но и любая остановка в решении проблем человечества чревата их необратимым обострением. Решить проблемы прогресса способен только дальнейший, скорректированный прогресс.

Проблематично соотносятся движение (к новому) и покой (любовь к старому, стабильному) в личной жизни каждого человека. Одни натуры более авантюристичны и открыты обновлению самих себя и внешних условий своего существования. Их девиз: “Лучше пожалеть о том, что пошёл куда-то, чем о том, что остался дома”. Другие предпочитают отгораживаться от мира и его вызовов скорлупой давних привычек и насквозь знакомых обстоятельств. Примером могут служить путешествия. Если подол-гу сидеть на одном месте — мировосприятие человека блекнет, если же всё время странствовать — душа черствеет.

В фильме Лукино Висконти “Леопард” (Франция–Италия, 1963) Алан Делон играет роль Танкреди Фальконьери, любимого племенника старого аристократа князя Салина (Берт Ланкастер). Молодой человек олицетворяет собой новую эпоху, смену человеческих отношений и жизненных ценностей. В отличие от дяди, племяннику удаётся приспосабливаться к любым обстоятельствам. Во время спора с дядей он про-износит ключевую фразу фильма: “Если мы хотим, чтобы всё осталось по-прежнему, надо, чтобы всё изменилось”. Равняясь на объективные обстоятельства, он женится не на влюблённой в него дочери обедневшего князя, а на богатой дочери влиятельного политика (её играет Клаудиа Кардинале). Похожий выбор между старым и новым приходится совершать едва ли не каждому из нас.

В особых оговорках нуждаются попытки реформаторов и тем более революционеров быстро изменять к лучшему (с их точки зрения) устрой-ство целого общества. Нередко такие попытки приводили, повторяю, к обратному результату — жуткому упадку культуры, заметному снижению уровня жизни большинства населения. Так, в результате Октябрьской революции 1917–30 гг. в России не только потребовалось ни за что, ни про что насильственно умертвить несколько миллионов соотечественников, но и на много десятилетий приучить выживших к товарному дефициту, очередям за предметами первой необходимости, заметному оскудению ассортимента, падению качества продукции и производительности труда, повсеместной нехватке благоустроенного жилья, ограничению возможно-стей здравоохранения и социального обеспечения; снижению уровня образования, особенно гуманитарного; т.п. печальным последствиям. Авторы всех этих регрессивных изменений декларировали и, может быть, частично сами верили в лучшие, прямо-таки радужные цели социальной справедливости и всеобщего благоденствия.

Демократические реформы 1990-х гг. в России позволили в сжатые сроки преодолеть многие из пороков советского строя: заложить основы рыночных отношений, наполнить прилавки множеством товаров, открыть границы страны для туризма и прочих культурных обменов. Вместе с тем, распад СССР оказался оплачен дорогой ценой: сотни тысяч соотечествен-ников в странах «ближнего зарубежья были брошены на произвол судьбы; вспыхнули локальные войны; в нашу страну проник терроризм; а само российское общество оказалось расколото на богатых и бедных, относительно процветающие мегаполисы и прозябающую провинцию. Благодаря объективным сложностям и бездарным ошибкам политиков развитие нашей страны пошло по гораздо более сложному и трудному пути, нежели у наших соседей по Восточной Европы или же в Китае. Однако я бы расценил новейшую историю России именно как развитие, т.е. закономер-ное, давно назревавшее изменение всех сторон его жизни.

Сказанное не означает, что обществу вообще противопоказаны реформы, в том числе весьма радикальные. Как и отдельный человек, чтобы сохранить всё самое для себя ценное, обязан меняться с годами, нередко весьма круто, так и социум время от времени нуждается в переменах своей структуры и функций. Однако эти перемены обязаны щадить ныне живущие поколения людей, а не приносить их в жертву будущим.

Пространство и время —всеобщие формы бытия (атрибуты) материального мира.

Кроме движения и развития, материальные объекты немыслимы вне таких своих универсальных качеств, как пространство и время. Они обладают не менее удивительными свойствами, чем материя как таковая. С одной стороны, мы отчётливо ощущаем близость и отдалённость отдельных предметов, их сравнительные размеры; правую, левую, переднюю и заднюю стороны света; его перспективные линии; временные интервалы разной величины; т.п. характеристики нашего бытия. Однако нельзя увидеть, вообще ощутить пространство в отдельности от различных предметов; времени — от происходящих с нами событий. Если отдельные локусы пространственного размещения предметов, различные временные отрезки нашей жизни явно конечны, то пространство и время в целом столь же явственно неограничены, без конца и начала.

И. Кант свёл эти парные категории к формам субъективного восприятия действительности человеком, причем восприятия доопытного (априорного) для каждого индивида. Готфрид Вильгельм Лейбниц предложил понимать пространство и время чисто функционально — как отношения между отдельными явлениями природы, не как самостоятельные ее начала.

Как видно, данные понятия носят многоаспектный, междисципли-нарный характер. Они изучаются не только философией, но и в какой-то степени всеми остальными отраслями естествознания и обществоведения. Геометрия специально рассматривает свойства пространства как такового, отвлекаясь от наличия в его структуре отдельных объектов. Физические науки, в особенности квантовая механика и астрофизика, исследуют взамодействие пространства и времени с явлениями микро-, макро- и мегамиров. Химические и биологические дисциплины трактуют зависимо-сть свойств веществ, их соединений, живых организмов и биоценозов от пространственной архитектоники и временной динамики атомов, молекул и органических “цепей”. Социально-историческое познание интересуют географические параметры и временные темпы общественных процессов. Психология обращает внимание на внутреннее восприятие, переживание людьми своего места в пространстве и времени. И т.д. На долю философии, как всегда, остаются общие определения, интегральные оценки соответствующих измерений бытия.

Пространство можно определить как взаимное расположение и одновременное сосуществование материальных предметов; структурированность объективного мира. Универсальными показателями пространства считаются:

протяженность (и, сооответственно, метричность) материи, что позволяет определять расстояния между рядоположенными объектами, их частями; выяснить их взаимодействие;

симметричность макромира, где имеются три равноправные измерения пространства, создающие его объемность; что касается пространственного устройства микро- и мегамиров, то они, скорее всего, в этом отношении неоднородны (исчезающе малые пространственные интервалы там порождают догадки ученых о “зернах” или же “кван-тах” пространства, между которыми оно “сворачивается” в “черные дыры”, замкнутые области Вселенной, где пространство, получается, отсутствует; а точнее говоря, проявляют асимметрию свойств, когда векторы “правого и левого”, “верха и низа” и т.п. не полностью идентичны по своим качествам);

безграничность, которая должна пониматься не количественно (отдельные участки мироздания как раз предельны), а качественно, — в смысле безусловности и открытого разнообразия уровней пространственной организации материи.

Таким образом, пространство — вовсе не пассивная и инертная среда для протекающих в нем материальных процессов, но активная сила, на эти процессы влияющая. Пространство складывается из раз-нокачественных и в свою очередь многоуровневых миров, каждый из которых ограничен по сравнению с другими; бесконечна их совокупность. Пока самый большой пространственный интервал, известный науке, — расстояние до отдалённых галактик, видимых в телескопы: 10 в 27 степени световых лет, что равно 5 миллиардам световых лет (световой год — расстояние, пробегаемое в течение года светом, движущимся со скоростью 300 000 км в секунду). Самые же малые пространственные интервалы в природе, измеренные на сегодняшний день, — диаметр атомного ядра: 10 в минус 12 степени см и диаметр сердцевины нуклона: 10 в минус 13 степени см.

Время в самом широком смысле этого понятия представляет собой последовательное существование сменяющих друг друга состояний некоторого материального процесса; необратимая последовательность и длительность отдельных событий при существовании материальных систем.

В отличие от пространства, время:

· однонаправленно и потому по сути необратимо; оно “течет” от прошлого через настоящее к будущему и в той же самой степени “надвигается” из будущего, чтобы миновать настоящее и превратиться в прошлое; так называемая “машина времени” (см.: А.К. Дойл “Сквозь пелену”; М. Твен “Янки при дворе короля Артура”; Г. Уэллс “Машина времени”; М. Пруст “В поисках утраченного времени”; М.А. Булгаков “Иван Васильевич”; А. Грин “Клубный арап”; братья Стругацкие “Понедельник начинается в субботу”, “Сказки о тройке”; т.п. произведения художественной фантастики) – не более, чем художественный приём;

· размеренно — так, что физико-математическое (во многом ус-ловное — календарное, эталонное) время, причем опять-таки в масштабах макромира, монотонно, не знает перерывов, измеряется в одинаковых единицах отсчета; тогда как астрофизическое и квантово-механическое, тем более биологическое и социальное времена могут менять ритм, ускоряться или замедляться, даже прерываться — прежде всего в связи с изменением пространственных размеров материальных систем; эта взаимосвязь образует пространственно-временной континуум.

Чаще всего “квантуется”, меняет ритм психологическое время, т.е. субъективное восприятие внешнего хода событий человеком.

Понятие движения. Движение и развитие. Основные формы движения, их соотношение и взаимосвязь.

Важнейший атрибут материи — движение. Как философская категория движение означает любое изменение материального объекта, начиная от его перемещения в пространстве и вплоть до качественного изменения со временем. Как таковое, движение предполагает взаимодействие материальных объектов друг с другом, так что их изменения коррелируют между собой.

В качестве одного из моментов движения должен рассматриваться покой,т.е. временное и относительное равновесие материальной системы. Покой — результат динамического равновесия внутренних и внешних тенденций изменения определенного объекта. Хотя в одних отношениях объекты покоятся, в других они непременно вовлечены в движение (как, скажем, мебель, здание вместе с Землей). А через больший или меньший промежуток времени даже в названном аспекте покой сменится движением (мебель развалится, здания обветшают и будут снесены, перестроены и т.д., вплоть до гибели всей планеты Земли).

Таким образом, движение абсолютно, а покой относителен. Эта аксиома метафизики, между прочим, привносит здравую дозу скептицизма в житей-ское мировосприятие.

Развитие — определённый вид движения. Можно сказать, что всякое развитие есть уже тем самым движение, но далеко не всякое движение позволительно признать развитием.

Признаки движения: 1. обратимость к исходным состояниям процесса, приобретающая цикличный, маятниковый характер; 2. разнонаправленность, доходящая до хаотичности неуправлямой массы изменений; 3. постоянство структуры и функций движущегося объекта; про исходящие с ним изменения не аккуумулируются; 4. сто хастичность, т.е. открытость любым случайностям, нет связи между прошыми и будущими состояниями системы, которые предсксказать нельзя. В мире все находится в движении, от атомов до вселенной. Все пребывает в вечном стремлении к иному состоянию, и не по принуждению, а по собственной природе. Движение - это способ существования материи. Движение заключено в самой природе материи. Одни формы движутся превращаясь в другие и ни один вид не берется ниоткуда.

Существует несколько качественно различных форм движения материи: механическое, физическое (атом), химическое (молекула), биологическое (белок), социальное (общество)... Качественное разнообразие одного уровня не может быть объяснено качественным разнообразием другого. Точное описание движения частиц воздуха не может объяснить смысл человеческой речи. Однако необходимо иметь в виду и общие закономерности, свойственные всем уровням, а также их взаимодействие. Эта связь выражается в том, что высшее включает низшее. (ДНК - химическое соединение) Однако высшие формы не включены в низшие (нет жизни в химических соединениях). Это не только формы движения, но и типы структурной организации материи. Физически - различны виды взаимодействия, электромагнитное, сильное, слабое (атомные), гравитационное, тепловые процессы, звук, колебания, химическое, биологическое, общественное.

Движение есть единство изменчивости и устойчивости, беспокойства и покоя. В потоке не прекращающегося движения всегда присутствуют дискретные моменты покоя., проявляющиеся прежде всего в сохранении внутренней природы каждого данного движения, в виде равновесия движений и их относительно устойчивой формы, т.е. относительного покоя.

 

Признаки развития: 1. поступательность от одних стадий к следующим, пройденным безвозвратно; 2. однонаправленность подчиненность определенной тенденции (прогрессу, регрессу, стагнации); 3. качественные перемены структуры и (или) состава элементов развивающегося объекта; 4. закономерный, упорядоченный характер изменений в соответствии с определенной матрицей результата (цели).

Таким образом, развитием стоит считать в целом необратимое, определенным образом ориентированное к некоему результату (цели), закономерно упорядоченное изменение качества того или иного объекта.

Стратегическими направлениями развития принято считать три — восходящее (прогресс), нисходящее (регресс) и, так сказать, одноплоскостное (стагнация). Применительно к живой природе трудно решить вопрос о критериях прогресса. Многие авторы полагают, что эволюция в конечном счете ведет организмы и целые виды путем усложнения, морфо-физиологического прогресса (ароморфозы). Так что человек — более развитый, продвинутый организм, чем, допустим, лягушка и тем более бактерия. Но с другой стороны по признаку выживаемости видов простейшие ничуть не хуже приспособлены к условиям своего существования, чем человек, а моментами даже лучше.

Другой вопрос, хорош прогресс или плох — такая формулировка действительно вне компетенции науки. Особенно если мы переносим данный вопрос в область общественного развития. Здесь за прогресс в технике, технологии, общем уровне жизни приходится платить достаточно дорогую цену (экологическими угрозами, усложнением жизни и т.д.).

 

Вопрос №28. Диалектика как учение об универсальных связях и развитии. Понятие закона. Отношение, связь, взаимодействие.

 

Понятие «диалектика» впервые в древнегреческую философию ввел Сократ. Для постижения истины он разработал искусство спора или диалог, направленный на взаимно заинтересованное обсуждение проблем с целью достижения истины путем противопоставления и противоборства мнений.

В философии 20 века понятие «диалектика» употребляется в трех основных значениях:

Диалектика это:

1) совокупность объективных закономерностей и процессов, действующих в материальном мире в ходе его движения и развития;

2) это процесс, изучаемый логикой.

3) один из общих методов познания, который используется не для получения конкретных знаний, а для определения подходов к изучению бытия.

Для отражения общих противоречивых сторон и свойств качеств бытия в философии разработан понятийный аппарат, состоящий из 1) принципов диалектики, 2) законов диалектики, 3) полярных категорий диалектики.

Принципы диалектики выражают общие подходы к миру и отражают общие закономерности бытия. К принципам диалектики относятся:

Принцип развития бытия - в любой отрезок времени мир и любая его составляющая находятся в состоянии постоянного изменения, которое идет от простого к сложному.

Принцип взаимосвязи - отражает всемирную связь явлений, а не их локальное взаимодействие.

Принцип системности - отражает внутреннюю организованность и структурность предметов, что позволяет классифицировать многие явления.

Принцип детерминизма, выражающий закономерные причинно- следственные связи существования и развития объектов.

Познание мира убеждает нас в том, что в мире всюду имеется некоторая правильность, порядок: планеты движется строго по своим причудливым путям, осень сменяется зимой, молодое старится и уходит из жизни, ему на смену нарождается новое. Все в мире, начиная от движения элементарных частиц и кончая гигантскими космическими системами, подчинено определенному порядку. У вселенной есть свой «кодекс законов», все введено в их рамки. Закон всегда выражает связь между предметами, элементами внутри предмета, между свойствами предметов и в рамках данного предмета. Но не всякая связь есть закон: связь может быть необходимой и случайной.

Закон – это необходимые, устойчивые, повторяющиеся, существенные связи и отношения вещей. Он указывает на определенный порядок, последовательность, тенденцию развития явлений.

Классификация законов:

1.Динамические.

Динамический закон – это такая форма причинной связи, при которой начальное состояние системы однозначно определяет ее последующее состояние.

2.Статистические.

Статистическая закономерность характеризует массу явлений как целое. А не каждую часть этого целого

3.По уровню общности познания действительности.

3.1. Частные (физика, биология, медицина).

3.2. Общие – выражают различные формы связей в различных формах движения материи (кибернетика, биохимия)

3.3. Универсальные, всеобщие – часть диалектики, законы Гегеля.

(Основными законами диалектики являются: переход количественных изменений в качественные и обратно; единство и борьба противоположностей; отрицание отрицания.)

Категории диалектики – наиболее общие понятия, в которых закрепляются базовые для науки знания.

Категории диалектики выражают связи бытия, могут рассматриваться как совокупность общих закономерностей мира и принципов его познания.

Для диалектики характерно наличие полярных категорий, отражающих организованность и целостность явлений.

Тождество и различие.

Тождество и различие – это отношение объекта к самому себе и к другим, характеризующее устойчивость и изменчивость, равенство и неравенство, сходство и несходство, одинаковость и неодинаковость, повторяемость и неповторяемость, непрерывность и прерывность его свойств, связей, так же тенденций развития.

Единичное, общее, особенное.

Единичное – это объект во всей совокупности присущих ему свойств, отличающих его от других объектов и составляющих его индивидуальную, качественную и количественную определенность.

Общее- это то, что присуще множеству единичных отдельных предметов.

В медицине врач лечит не человека «вообще», а конкретного человека с его неповторимыми чертами, которые крайне важны для сути дела. Вместе с тем врач не может применить ни одного лекарства, если оно не испытано на массе людей и не приобрело общего значения.

Сущность и явление.

Сущность- это главная, внутренняя, относительно устойчивая, общая сторона предмета, которая определяет природу предмета, ее определяет разум. Сущностью живого организма является обмен веществ.

Явление- это внешнее, непосредственное выражение сущности, форма ее проявления. Сущность определяет себя в явлениях, а явление- это проявление сущности.

Содержание и форма.

Содержание - это совокупность элементов и процессов, образующих данный предмет или явление.

Форма- структура, организация содержания предметов, причем она не является чем-то внешним

по отношению к содержанию, а внутренне ему присуща, является способом существования содержания.

Причина и следствие.

Причинное основание - совокупность всех обстоятельств, при которых наступает следствие.

Условие – это явления, необходимые для наступления данного события, но сами по себе его не вызывающие.

Необходимость и случайность.

Необходимостью называют такую однозначно обусловленную связь явлений, при которой наступление события- причины влечет за собой вполне определенное явление –следствие.

Случайность – понятие полярное необходимости. Случайной называют такую связь причины и следствия, при которой причинные основания допускают реализацию любого из множества возможных альтернатив следствия.

Возможность и действительность.

Предпосылка для возникновения нового есть возможность. Действительность есть реализация возможности. Пример: всякий зародыш обладает возможностью превращения во взрослый организм. Взрослый организм развившийся из зародыша - это уже действительность.

Возможности бывают формальные и реальные.

Формальные - те, которые соответствуют закономерности развития, но для реализации которых нет условий. Реальные – те, которые и соответствуют закономерностям, и имеют условия для реализации. Развитие можно представить как последовательность смены состояний явления:

невозможность - формальная возможность- действительность.

Отношение, философская категория, выражающая характер расположения элементов определённой системы и их взаимозависимости; эмоционально-волевая установка личности на что-либо, т. е. выражение её позиции; мысленное сопоставление различных объектов или сторон данного объекта.

Связь, взаимообусловленность существования явлений, разделённых в пространстве и (или) во времени. Понятие С. принадлежит к числу важнейших научных понятий: с выявления устойчивых, необходимых С. начинается человеческое познание, а в основании науки лежит анализ С. причины и следствия – универсальной С. явлений действительности, наличие которой делает возможными законы науки.

Взаимодействие, одна из основных философских категорий, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и изменение состояния или взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. В. представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения, связи.

 

Вопрос №29. Хаос и порядок. Синэргетика как наука о самоорганизации материи.

Хаос – неупорядоченность, неопределенность, несвязанность, отсутствие закономерностей.

Условия перехода порядка в хаос: неуравновешенность системы, наличие фракталов и бифуркаций – наличие порядка в самом хаосе. Операция пекаря – раскладывание и скатывание, нагнетение хаоса за счет растяжений и складываний (12 операций достаточно для возникновения полного хаоса). Фрактал – принцип инвариантности (самоподобие) – все во всем.

Синергетика – процесс саморазвития и осуществления (от менее сложного к более: галактика).

 

Вопрос №30. Упорядоченность бытия. Элементы и структура. Понятие системы.

Будучи характерной чертой материальной действительности, системность фиксирует преобладание в мире организованности, над хаотичными изменениями. Организованность присуща материи в любых ее пространственно- временных масштабах.

Система (от греч. - целое, составленное из частей)

- это комплекс взаимодействующих элементов, или, что одно и тоже: отграниченное множество взаимодействующих элементов;

- упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией;

- это целостная совокупность элементов, в которой все элементы настолько тесно связаны друг с другом, что выступают по отношению к окружающим условиям и другим системам как целое.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.087 сек.