Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что Кант называет «вещью в себе»?




Кант полагал, что существует мир вещей в себе. Существуют вещи безотносительно к сознанию, сами по себе, и существует сознание человека. Между этими двумя мирами - пропасть. Человеческое сознание не в состоянии постичь вещи как они существуют сами по себе. Позиция онтологического дуализма. Одновременно - гносеологический агностицизм. Два способа выражения одной и той же позиции.

Вещи в себе могут только воздействовать на наши органы чувств и результатом этого воздействия являются феномены или наши ощущения, восприятия. У впечатлений есть две стороны. Есть содержание и есть форма чувственного опыта. Это обретает принципиальное значение. Содержание нашего чувственного опыта апостериорно. Содержание до опыта и помимо опыта не может существовать. Но когда мы имеем дело с содержанием нашего опыта, не знаем, что мы имеем дело с вещами. Это - те модификации нашего сознания, которые воздействуют на нас. Я ощущаю те изменения, которые в моей чувственности произвел контакт со столом. Я воспринимаю только модификации сознания (не кантовский термин). Я внутри себя все время нахожусь. Все содержание чувственного опыта апостериорно. Вещь в себе познать не могу, познаю только изменения моей психики. Дуализм мира вещей в себе и мира феноменов сохраняется. У чувственного опыта есть форма. Эта форма априорна. Это пространство и время. Эти формы даны и содержатся в моем сознании до всякого опыта, они врождены мне. Чтобы создать впечатление, что утверждение Канта о врожденности пространства и времени не является лишенным оснований, потребуется опереться на результаты исследований выдающегося психолога 20 века Пиаже. Пиаже исследовал детское психическое восприятие мира: пространство восприятия не является евклидовым, это скорее всего пространство Лобачевского. Мы имеем зрительные восприятия. На сетчатку нашего глаза в каждый момент времени падают фотоны света сразу со всех сторон. Что мы видим? Одни объекты дальше, другие ближе, одни слева, другие справа. Это значит, что мы, если бы не имели способности упорядочивать наши зрительные ощущения, накладывать форму трехмерности на весь хаос ощущений, не видели бы. В нашем восприятии имеется то, что называется «перцептуальным пространством» (современное понятие). Структура или форма, которую мы накладываем на хаос наших ощущений, -- форма чувственного созерцания. Заранее сознание строим так, чтобы все было упорядочено. Наши восприятия кажутся упорядоченными. Эта форма - пространство. Содержание апостериорно, а пространство как форма чувственного созерцания априорно.

Кроме перцептуального пространства, полагал Кант, ничего нет, реального пространства нет. Каковы вещи в себе, нам знать не дано. Имеем дело с миром нашего сознания. В модификациях сознания есть апостериорное содержание, определяющееся воздействием предметов на меня, и есть форма. Понятие опыта предполагает наличие двух этих сторон. Этот порядок и есть априорные формы, они врождены нам.

Но если мы задаем сами, спонтанно, бессознательно, форму нашего созерцания, за спиной нашего сознания наша способность чувственного созерцания создает эти формы, -- это продукт спонтанной деятельности нашего Я, мы получаем пространственно оформленные данные чувственного созерцания. Это мир феноменальный, мир нашего восприятия. Мы не можем не признать тех пространственных соотношений, которые изучает геометрия - мы сами задали их как форму созерцания - они априорны и необходимы. Эти же положения геометрии и арифметики всеобщи - каждый субъект продуцирует эти формы и соглашается, что они подчиняются этим соотношениям. Вне нет никакого пространства и времени. Субъективно-идеалистическая трактовка. Они в нас. Поскольку пространство и время априорны, постольку возможны всеобщность и необходимость основоположений арифметики и геометрии. Следовательно, арифметика и геометрия как чистые науки возможны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1682; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.