Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внешние займы и внешний долг РФ




 

В объем государственного внешнего долга РФ включается:

• объем обязательств по государственным гарантиям, предос-

тавленным РФ;

• объем основного долга по полученным РФ кредитам прави-

тельств иностранных государств, кредитных организаций, фирм

и международных финансовых организаций {ст. 98 БК РФ).

В соответствии с БК РФ предельный объем государственных

внешних заимствований РФ не должен превышать годового объема

платежей по обслуживанию и погашению государственного внеш-

него долга РФ (ст. 106 БК РФ).

В Законе о федеральном бюджете РФ на 2006 г. предельный

размер государственного внешнего долга на 1 января 2007 г. уста-

новлен в размере 79,2 млрд долл. США.

Целевые иностранные кредиты Программой государственных внеш-

них заимствований на 2006 г. предусмотрены целевые иностранные

заимствования в объеме 1112 млн долл., в том числе кредиты меж-

дународных финансовых организаций — 959 млн долл., кредиты

правительств иностранных государств, банков и фирм — около

153 млн долл.

Целевой иностранный кредит (заимствование) — форма финан-

сирования проектов, включенных и Программу государствен-

ных внешних заимствований РФ, которая предусматривает пре-

доставление средств в иностранной валюте на возвратной и

возмездных основах путем оплаты товаров, работ и услуг в со-

ответствии с целями этих проектов.

Целевые иностранные кредиты включают связанные кредиты

правительств иностранных государств, банков и фирм, а также не-

финансовые кредиты международных финансовых организаций.

Связанные кредиты правительств иностранных государств, бан-

ков и фирм — форма привлечения средств на возвратной и воз-

мездной основах для закупок товаров, работ и услуг за счет средств

правительств иностранных государств, банков и фирм в основном в

стране-кредиторе.

Нефинансовые кредиты международных финансовых организа-

ций — форма привлечения средств на возвратной и возмездной ос-

новах для закупок преимущественно на конкурсной основе товаров,

работ и услуг в целях осуществления инвестиционных проектов или

проектов структурных реформ при участии и за счет международ-

ных финансовых организаций.

В соответствии с программой государственных внешних заимст-

вований РФ на 2006 г. кредиты международных финансовых орга-

низаций представлены кредитами Мирового банка реконструкции и

развития (МБРР) и Европейского банка реконструкции и развития

(ЕБРР).

МБРР предоставляет кредиты на такие проекты, как:

• техническое содействие реформе бюджетной системы на ре-

гиональном уровне;

• модернизация казначейской системы РФ;

• модернизация налоговой службы;

Ф развитие финансовых учреждений;

• развитие рынка капитала;

• модернизация информационной системы таможенных орга-

нов;

• управление окружающей средой;

• поддержка реформы в электроэнергетическом секторе;

• правовая реформа и др.

ЕБРР предоставляет кредиты на такие проекты, как:

• модернизация железнодорожного транспорта России;

• завершение строительства комплекса защитных сооружений

г. Санкт-Петербурга от наводнений и др.

Внешний долг РФ В конце 90-х годов XX в. Россия вошла в пятер-

ку стран с максимальной внешней задолженностью наряду с Брази-

лией, Мексикой, Индией и Аргентиной. Ее внешний долг превысил

155 млрд долл., но в дальнейшем благодаря политике по сокраще-

нию внешнего государственного долга он имел постоянную тенден-

цию к сокращению. Состояние внешнего долга в 2005 г. представ-

лено в табл. 7.2.

Как видно из таблицы, наибольший удельный вес во внешнем

государственном долге РФ занимают еврооблигации. Выпуски евро-

облигаций были произведены по двум основаниям: для привлече-

ния дополнительных ресурсов и для реструктуризации ранее сде-

ланных долгов. В результате на мировом финансовом рынке нахо-

дятся еврооблигации РФ со сроками погашения до 2030 г. Несмот-

ря на исключительные сложности с мобилизацией средств после

кризиса в августе 1998 г., РФ не задержала ни одной выплаты по

этим облигациям.

Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 1996 г. № 1320

Министерство финансов РФ получило задание осуществить от

имени РФ выпуск внешнего облигационного займа в ноябре-

декабре 1996 г. Выпуск российских еврооблигаций состоялся 27 но-

ября 1996 г. на общую сумму 1 млрд долл. Это был первый облига-

ционный заем России, размещенный ею на международных рынках

капиталов. За ним последовали другие займы.

После распада СССР было объявлено, что Россия в обмен на

отказ бывших республик от причитающейся им доли активов при-

нимает на себя все их долги. Такое непростое решение позволило

нашему государству сохранить свои позиции на международных

финансовых рынках и обеспечить доверие к ним потенциальных

западных инвесторов.

После принятия на себя Россией всего внешнего долга СССР

составлявшего на 1 января 1992 г. 96,6 млрд долл., остро стал во-

прос о методах его регулирования. Конечное решение проблемы

внешнего долга России заключалось в выплате кредиторам во вто-

рой половине 90-х годов ежегодно по 15-18 млрд долл. Но выпол-

нение такой задачи могло поставить под угрозу судьбу экономики

страны. Поэтому основным методом регулирования внешнего долга

стала его реструктуризация на максимально приемлемых для Рос-

сии условиях. Такой процесс означал составление нового графика

выплаты долга, нежели это вытекало из первоначальных схем кре-

дитных соглашений.

Долги СССР в своей основной массе складывались из двух со-

ставляющих: долги странам-кредиторам по полученным государст-

венным кредитам, объединенным в Парижский клуб, и долги бан-

кам-кредиторам, объединенным в Лондонский клуб.

Межбанковские кредиты, предоставленные Внешэкономбанку в

советское время, а также векселя, использовавшиеся во внешнетор-

говых расчетах и предназначенные для учета, занимали второе ме-

сто по объему в долгах СССР. Интересы этой группы кредиторов

представляет Лондонский клуб, объединяющий более 600 коммерче-

ских банков.

В октябре 1997 г. было подписано Соглашение Внешэконом-

банка с Лондонским клубом кредиторов о глобальной реструктури-

зации долга СССР Клубу на общую сумму 32,3 млрд долл., включая

проценты, сроком на 25 лет (отсрочка на 25 лет касается основного

долга — 24 млрд долл) с семилетним льготным периодом. Однако

уже 2 декабря 1999 г. Россия отложила текущие выплаты более по-

лумиллиарда долларов банкам - членам клуба. Начался новый ра-

унд переговоров с западными банками. Соглашение было достигну-

то в феврале 2000 г. На его основе списанию подлежит 36,5% долга

бывшего СССР, Остальную задолженность РФ обменивает на новые 30-летние облигации, в том числе 6,8 млрд накопленных; про-

центы оформляются новыми еврооблигациями со списанием 33%

номинала, 2,8 млрд реструктурированы в отдельную категорию де-

сятилетних бумаг. Первый платеж по этой категории производится

сразу после утверждения плана реструктуризации.

Постановлением Правительства ≪Об урегулировании задолжен-

ности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банка-

ми и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский

клуб кредиторов≫ от 23 июня 2000 г. № 478 утверждены ≪Генераль-

ные условия эмиссии и обращения облигаций внешних облигаци-

онных займов РФ с окончательными датами погашения в 2010 и

2030 годах, выпускаемых с целью урегулирования задолженности

бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и

финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб

кредиторов≫.

Второе место в структуре внешнего государственного долга РФ

занимает задолженность странам — участницам Парижского клуба.

Он объединяет около двух десятков государств. В основном это

крупнейшие мировые кредиторы. Двойственное положение РФ за-

ключается в том, что Россия выступает в качестве должника одних

стран и кредитора других одновременно.

Впервые долг СССР странам — участницам Парижского клуба

кредиторов был выделен в отдельную категорию при подписании

соглашения с Парижским клубом 2 апреля 1993 г. в соответствии с

Декларацией Правительства РФ от той же даты. Обтцая сумма вы-

веренных долговых обязательств на 1 января 1991 г. составляла око-

ло 30,5'млрд долл., а сумма капитализированных процентов (начис-

ленных по состоянию на 1 января 1991 г., но не уплаченных быв-

шим СССР — 5,3 млрд долл. (всего 35,8 млрд долл.).

С 1993 по 1996 г. с Парижским клубом ежегодно заключались

соглашения по реструктуризации платежей по погашению и обслу-

живанию задолженности Указанные соглашения предусматривали

полную или частичную капитализацию начисленных за соответст-

вующий период процентов. Приниипиальное соглашение о долго-

срочной реструктуризации с Парижским клубом стран-кредиторов

было достигнуто в 1996 г. Однако после августовского кризиса 1998 г.

проблема погашения задолженности возникла вновь. Несмотря на

обращение руководителей РФ с просьбой о пересмотре условий

погашения долга страны — кредиторы Парижского клуба в отличие

от Лондонского клуба на реструктуризацию бывшего долга СССР

не согласились.

Значительное увеличение доходной базы федерального бюджета

РФ, приведшее сначала к его сбалансированию, а позднее к воз-

никновению профицита, позволило не только своевременно гасить

внешние обязательства РФ, но и начать досрочное погашение наи-

более дорогостоящей внешней задолженности. В 2005 г. за счет

средств Стабилизационного фонда была погашена вся задолжен-

ность МВФ, а также досрочно часть долга Парижскому клубу в

сумме 17 млрд долл. По подсчетам Министерства финансов РФ,

досрочное погашение позволило сэкономить на уплате процентов

2 млрд долл. Неудивительно, что три ведущих рейтинговых агентст-

ва повысили кредитные рейтинги РФ.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 639; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.