КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Внешние займы и внешний долг РФ
В объем государственного внешнего долга РФ включается: • объем обязательств по государственным гарантиям, предос- тавленным РФ; • объем основного долга по полученным РФ кредитам прави- тельств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций {ст. 98 БК РФ). В соответствии с БК РФ предельный объем государственных внешних заимствований РФ не должен превышать годового объема платежей по обслуживанию и погашению государственного внеш- него долга РФ (ст. 106 БК РФ). В Законе о федеральном бюджете РФ на 2006 г. предельный размер государственного внешнего долга на 1 января 2007 г. уста- новлен в размере 79,2 млрд долл. США. Целевые иностранные кредиты Программой государственных внеш- них заимствований на 2006 г. предусмотрены целевые иностранные заимствования в объеме 1112 млн долл., в том числе кредиты меж- дународных финансовых организаций — 959 млн долл., кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм — около 153 млн долл. Целевой иностранный кредит (заимствование) — форма финан- сирования проектов, включенных и Программу государствен- ных внешних заимствований РФ, которая предусматривает пре- доставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездных основах путем оплаты товаров, работ и услуг в со- ответствии с целями этих проектов. Целевые иностранные кредиты включают связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, а также не- финансовые кредиты международных финансовых организаций. Связанные кредиты правительств иностранных государств, бан- ков и фирм — форма привлечения средств на возвратной и воз- мездной основах для закупок товаров, работ и услуг за счет средств
правительств иностранных государств, банков и фирм в основном в стране-кредиторе. Нефинансовые кредиты международных финансовых организа- ций — форма привлечения средств на возвратной и возмездной ос- новах для закупок преимущественно на конкурсной основе товаров, работ и услуг в целях осуществления инвестиционных проектов или проектов структурных реформ при участии и за счет международ- ных финансовых организаций. В соответствии с программой государственных внешних заимст- вований РФ на 2006 г. кредиты международных финансовых орга- низаций представлены кредитами Мирового банка реконструкции и развития (МБРР) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). МБРР предоставляет кредиты на такие проекты, как: • техническое содействие реформе бюджетной системы на ре- гиональном уровне; • модернизация казначейской системы РФ; • модернизация налоговой службы; Ф развитие финансовых учреждений; • развитие рынка капитала; • модернизация информационной системы таможенных орга- нов; • управление окружающей средой; • поддержка реформы в электроэнергетическом секторе; • правовая реформа и др. ЕБРР предоставляет кредиты на такие проекты, как: • модернизация железнодорожного транспорта России; • завершение строительства комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга от наводнений и др. Внешний долг РФ В конце 90-х годов XX в. Россия вошла в пятер- ку стран с максимальной внешней задолженностью наряду с Брази- лией, Мексикой, Индией и Аргентиной. Ее внешний долг превысил 155 млрд долл., но в дальнейшем благодаря политике по сокраще- нию внешнего государственного долга он имел постоянную тенден- цию к сокращению. Состояние внешнего долга в 2005 г. представ- лено в табл. 7.2. Как видно из таблицы, наибольший удельный вес во внешнем
государственном долге РФ занимают еврооблигации. Выпуски евро- облигаций были произведены по двум основаниям: для привлече- ния дополнительных ресурсов и для реструктуризации ранее сде- ланных долгов. В результате на мировом финансовом рынке нахо- дятся еврооблигации РФ со сроками погашения до 2030 г. Несмот- ря на исключительные сложности с мобилизацией средств после кризиса в августе 1998 г., РФ не задержала ни одной выплаты по этим облигациям. Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 1996 г. № 1320 Министерство финансов РФ получило задание осуществить от имени РФ выпуск внешнего облигационного займа в ноябре- декабре 1996 г. Выпуск российских еврооблигаций состоялся 27 но- ября 1996 г. на общую сумму 1 млрд долл. Это был первый облига- ционный заем России, размещенный ею на международных рынках капиталов. За ним последовали другие займы. После распада СССР было объявлено, что Россия в обмен на отказ бывших республик от причитающейся им доли активов при- нимает на себя все их долги. Такое непростое решение позволило нашему государству сохранить свои позиции на международных финансовых рынках и обеспечить доверие к ним потенциальных западных инвесторов. После принятия на себя Россией всего внешнего долга СССР составлявшего на 1 января 1992 г. 96,6 млрд долл., остро стал во- прос о методах его регулирования. Конечное решение проблемы внешнего долга России заключалось в выплате кредиторам во вто- рой половине 90-х годов ежегодно по 15-18 млрд долл. Но выпол- нение такой задачи могло поставить под угрозу судьбу экономики страны. Поэтому основным методом регулирования внешнего долга стала его реструктуризация на максимально приемлемых для Рос- сии условиях. Такой процесс означал составление нового графика выплаты долга, нежели это вытекало из первоначальных схем кре- дитных соглашений. Долги СССР в своей основной массе складывались из двух со- ставляющих: долги странам-кредиторам по полученным государст- венным кредитам, объединенным в Парижский клуб, и долги бан- кам-кредиторам, объединенным в Лондонский клуб. Межбанковские кредиты, предоставленные Внешэкономбанку в советское время, а также векселя, использовавшиеся во внешнетор-
говых расчетах и предназначенные для учета, занимали второе ме- сто по объему в долгах СССР. Интересы этой группы кредиторов представляет Лондонский клуб, объединяющий более 600 коммерче- ских банков. В октябре 1997 г. было подписано Соглашение Внешэконом- банка с Лондонским клубом кредиторов о глобальной реструктури- зации долга СССР Клубу на общую сумму 32,3 млрд долл., включая проценты, сроком на 25 лет (отсрочка на 25 лет касается основного долга — 24 млрд долл) с семилетним льготным периодом. Однако уже 2 декабря 1999 г. Россия отложила текущие выплаты более по- лумиллиарда долларов банкам - членам клуба. Начался новый ра- унд переговоров с западными банками. Соглашение было достигну- то в феврале 2000 г. На его основе списанию подлежит 36,5% долга бывшего СССР, Остальную задолженность РФ обменивает на новые 30-летние облигации, в том числе 6,8 млрд накопленных; про- центы оформляются новыми еврооблигациями со списанием 33% номинала, 2,8 млрд реструктурированы в отдельную категорию де- сятилетних бумаг. Первый платеж по этой категории производится сразу после утверждения плана реструктуризации. Постановлением Правительства ≪Об урегулировании задолжен- ности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банка- ми и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов≫ от 23 июня 2000 г. № 478 утверждены ≪Генераль- ные условия эмиссии и обращения облигаций внешних облигаци- онных займов РФ с окончательными датами погашения в 2010 и 2030 годах, выпускаемых с целью урегулирования задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов≫. Второе место в структуре внешнего государственного долга РФ занимает задолженность странам — участницам Парижского клуба. Он объединяет около двух десятков государств. В основном это крупнейшие мировые кредиторы. Двойственное положение РФ за- ключается в том, что Россия выступает в качестве должника одних
стран и кредитора других одновременно. Впервые долг СССР странам — участницам Парижского клуба кредиторов был выделен в отдельную категорию при подписании соглашения с Парижским клубом 2 апреля 1993 г. в соответствии с Декларацией Правительства РФ от той же даты. Обтцая сумма вы- веренных долговых обязательств на 1 января 1991 г. составляла око- ло 30,5'млрд долл., а сумма капитализированных процентов (начис- ленных по состоянию на 1 января 1991 г., но не уплаченных быв- шим СССР — 5,3 млрд долл. (всего 35,8 млрд долл.). С 1993 по 1996 г. с Парижским клубом ежегодно заключались соглашения по реструктуризации платежей по погашению и обслу- живанию задолженности Указанные соглашения предусматривали полную или частичную капитализацию начисленных за соответст- вующий период процентов. Приниипиальное соглашение о долго- срочной реструктуризации с Парижским клубом стран-кредиторов было достигнуто в 1996 г. Однако после августовского кризиса 1998 г. проблема погашения задолженности возникла вновь. Несмотря на обращение руководителей РФ с просьбой о пересмотре условий погашения долга страны — кредиторы Парижского клуба в отличие от Лондонского клуба на реструктуризацию бывшего долга СССР не согласились. Значительное увеличение доходной базы федерального бюджета РФ, приведшее сначала к его сбалансированию, а позднее к воз- никновению профицита, позволило не только своевременно гасить внешние обязательства РФ, но и начать досрочное погашение наи- более дорогостоящей внешней задолженности. В 2005 г. за счет средств Стабилизационного фонда была погашена вся задолжен- ность МВФ, а также досрочно часть долга Парижскому клубу в сумме 17 млрд долл. По подсчетам Министерства финансов РФ, досрочное погашение позволило сэкономить на уплате процентов 2 млрд долл. Неудивительно, что три ведущих рейтинговых агентст- ва повысили кредитные рейтинги РФ.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 639; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |