КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Значение контроля для государстваВ современных условиях создание прочной финансовой основы существования государства и общества в целом, успешное осуществление реформ в сфере налогообложения, своевременное и полное формирование бюджетов всех уровней невозможны без создания системы эффективного налогового контроля, призванного обеспечить финансовые интересы государства при одновременном соблюдении прав организаций и физических лиц. Поэтому вопросы, связанные с изучением организации налогового контроля в нашем государстве, анализом эффективности работы контролирующих налоговых органов, а также определением путей совершенствования налогового контроля являются весьма важными. Современный уровень развития общественных отношений в сфере налогообложения, а также постоянное совершенствование налогового регулирования предполагают необходимость научного анализа происходящих правовых преобразований и осмысления тех организационно-правовых механизмов, которые используются государством для реализации своих интересов при осуществлении налоговых изъятий. И в этом аспекте наиболее значимым является организация и функционирование налогового контроля, в большей степени в рамках которого изо дня в день происходит реализация государственных интересов в налоговой сфере. Естественно, это вызывает повышенный интерес к изучению функционирования механизма налогового контроля. Место налогового контроля в общей системе финансового контроля можно определить следующим образом: налоговый контроль - это государственный контроль, осуществляемый специальными контрольными органами. В рамках финансового контроля выделяют такой его вид, как налоговый контроль. Его существование обусловлено наличием объективной категории налогов и налоговых отношений, которые являются частью финансовых отношений. 40..ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Налогообложение юридических лиц Налоговая система — важнейший элемент рыночных отношений, и от нее во многомзависит успех экономических преобразований в стране. В нашем обществе, ксожалению, усилиями и органов власти, и экономической науки, и практики задолгие годы создано негативное отношение к налогам. Поэтому любое решение вэтой области должно приниматься с учетом возможных социальных и политическихпоследствий. Для этих целей в значительной мере может быть использованогромный практический и теоретический опыт экономически развитых стран вэтой области, но с учетом экономических, социальных и политических условийразвития Украины.Существенное отличие западных налоговых систем – обычно третьестепенное(после подоходного налога и акцизов) место налогов на доходы юридических лиц(обычно называемые доходами корпораций). Это связано с политикой привлеченияинвестиций в частый бизнес, решением проблем занятости и других.Основные характеристики налога на прибыль - его ставка и льготы. Ставкаопределяет долю налогооблагаемой прибыли (в %), изымаемой в пользугосбюджета. Мы уже рассмотрели те количественные критерии, к которым должнастремиться эта ставка (с учетом льгот и других способов обложения прибыли)для оптимального сочетания фискальной и производственно - стимулирующейфункций налога. Вот пример важнейшего пункта рекомендаций но унификацииналога на прибыль в рамках стран ЕС: "Ввести минимальную ставкукорпорационного налога в 30% и максимальную ставку в 40% (включая и местныеналоги на предпринимательский доход"). Ряд льгот направлен на помощькомпаниям для сохранения их экономической устойчивости (льготы по отчислениямв резервные и родственные фонды компаний и пр.). Используются также льготысоциального характера (например, на отчисления в благотворительные фонды).Устойчивый характер носят налоговые льготы, направленные на стимулированиеинвестиционной и научно-технической деятельности предпринимательства внациональном и региональном масштабах и по отдельным сферам деятельности(включая льготы по зарубежным инвестициям).Методы ускоренной амортизации используются практически во всех развитыхстранах, хотя и в меньших размерах. Общая особенность - интенсивноеиспользование этих методов для стимулирования инвестиций, связанных свнедрением техники и технологии экологического типа, с экономией впотреблении энергии, воды и т.п.Важным направлением налоговых льгот является уменьшение налогооблагаемойприбыли на часть инвестиционных расходов, а также затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). Размеры исроки подобных льгот различаются в отдельных странах.Важная форма налоговых льгот - уменьшение самого налога на прибыль. Наиболеераспространен, особенно в прошлом, так называемый налоговый инвестиционныйкредит, то есть вычет HI налога на прибыль части инвестиционных расходовкомпании (часто с условием использовать этот кредит для последующихинвестиций). Правда, сегодня эта налоговая льгота предоставляется реже. В СШАона была отменена в 1986 г.; нет ее в Германии и Норвегии. Но в ряде другихразвитых стран налоговый инвестиционный кредит сохраняется. Например, вАнглии компаниям разрешено использовать около 10% корпорационного налога длязаранее оговоренных законом инвестиций. Во Франции инвестиционный кредитиспользуется с тем, чтобы стимулировать создание новых предприятий, в томчисле и для ускорения развития экономически отсталых регионов. Особаяразновидность налогового инвестиционного кредита - так называемые скидки наистощение недр, заметно уменьшающие налогообложение прибыли отдельныхотраслей добывающей промышленности. Подобная льгота сыграла важную роль вразвитии добывающей промышленности США; используется она и сейчас. Скидкаобусловливается требованием реинвестировать полученные средства в те жеотрасли и течение двух лет (нефть и газ) или пяти лет (твердые минералы). Вряде стран распространена еще одна форма налогового кредита, связанная суменьшением корпорационного налога на часть расходов на НИОКР. Срединалоговых льгот, используемых во многих странах - полное освобождение отналогов или отсрочка их оплаты (что при длительной отсрочке в условиях ростацен может быть равнозначно полному или хотя бы частичному освобождению отналога). В Финляндии периодическое освобождение от налога, наряду синвестиционным кредитом, используется для стимулирования судостроения исудоходства. В Бельгии десятилетнее освобождение от налога (правда, не всегдаполное) применяется для стимулирования малых венчурных фирм. Здесь же нашесть лет освобождаются от корпорационного налога те компании, которыедобиваются роста производительности труда при одновременном увеличениизанятости и улучшении использования производственных мощностей.Среди распространенных налоговых льгот - уменьшение ставок налога на прибыльдля среднего и мелкого предпринимательства. Специфика указанной льготы в том,что она редко открыто объявляется налоговой льготой. Обычно пониженные ставкиналога на прибыль вводятся в виде самостоятельного направления налоговойполитики, что отчасти служит обходным маневром против политики уменьшенияналоговых льгот. В США, например, на федеральном уровне, наряду с высшейставкой корпорационного налога, для средних и мелких корпораций используютсядве более низкие ставки. В Англии выделяется специальная пониженная ставкакорпорационного налога на мелкое предпринимательство. Пониженные ставкиналога на прибыль для мелкого и отчасти среднего предпринимательстваиспользуются и во многих других развитых странах. Анализ льгот поналогообложению прибыли показывает наличие больших различий между странами.Но при всем этом разнообразии четко прослеживается одна закономерность:снижение налоговых льгот с 1980-х годов не привело к принципиальномудемонтажу их системы. Продолжает сохраняться система льгот, обеспечивающаяпрежде всего эффективное функционирование механизмов налоговогостимулирования научно-технического развития (независимо от вида льгот,используемых той или иной страной. Значение льгот в налогообложении прибыливесомо для большинства стран и в количественном отношении. Об этомсвидетельствуют оценки, полученные японскими экспертами для начала 1990-хгодов. По этим оценкам, льготы уменьшают общую станку налога на прибыль в СШАдо 32%;, в Англии - до 24,6% (то есть на 20% и 25% соответственно). Общаяставка налога на нераспределенную прибыль в Германии при вычете из нее тойчасти промыслового налога при вычете налоговых льгот она снижаетсяпримерно на 16%. В Италии льготы уменьшают общую ставку налога на прибыльпримерно до 43%. В целом поиски оптимального сочетания фискальной ипроизводственно - стимулирующей функций в налоге на прибыль привели кдостаточно умеренному его значению в общих налоговых поступлениях, особеннопо сравнению с такими решающими налогами, как индивидуальный подоходный налоги косвенные налоги на потребление. Для правильного понимания показателейтаблицы необходимо определить, насколько точно данные по налогу на прибыльотражают поступление (или непоступление) всех налоговых изъятий из прибыли. Сэтой целью требуется прежде всего установить возможности укрытия прибыли отналогов. Существует множество способов подобных укрытий: использованиеналоговых льгот к той части прибыли, которая не подпадает под эти льготы;завышение издержек производства; манипуляция с формами собственности;использование страновых различий в налогообложении, особенно огромныхналоговых льгот в так называемых оффшорных зонах и др. Однако в результатесмягчения фискальной направленности налогообложения прибыли и развитияналоговых служб сегодня укрытие прибыли от налогов не превышает 10-15% налогана прибыль, то есть составляет относительно умеренную величину (особенно сучетом того, что суммарное укрытие от всех налогов оценивается в 15-20%)Однако практически во всех развитых странах действует, как правило, либоодин, либо большее число поимущественных налогов. Наиболее значимые из них -налог на чистое богатство предпринимательства (движимое и недвижимоеимущество компаний) и налог лишь на недвижимое имущество. Правда, усилениенынешнего налогообложения прибыли компаний с помощью поимущественных налоговне надо переоценивать. По косвенным оценкам, эти налоги увеличивают изъятияпо сравнению с собственно налогами на прибыль примерно в 1,1-1,3 раза.Очевидно, что учет такой умеренной повышательной корректировки (в среднемсоответствующей уменьшению налогообложения прибыли с помощью различных льгот)не меняет кардинальных выводов. Налогообложение прибыли составляетнезначительную часть в выполнении фискальной функции во всех развитыхстранах. Практика последних десятилетий свидетельствует, что налоговаяполитика, при которой в распоряжении компаний остается 60-70% их прибыли (а вотдельных странах, например в Италии - не менее 50%), стала устойчивым идейственным стимулом научно-технической и инвестиционной деятельности.Единственное исключение представляет Япония. Здесь главенство фискальногоначала в налогообложении прибыли проявляется и в высоких ставкахсоответствующих налогов, относительно малом значении налоговых льгот исущественной доле налоговых поступлений от прибыли (около 1/5). Причина - виспользовании Японией более активной промышленной политики, включая иадминистративные методы, что нейтрализует отрицательное влияние чрезмерногоналогообложения прибыли. Альтернативными источниками налоговых поступленийслужат косвенные налоги на потребление и индивидуальный подоходный налог, чтостало возможным в условиях устойчивого роста жизненного уровня населения впоследние десятилетия.Обычно компании платят также поимущественный и поземельный налоги, визвестной мере они являются и плательщиками косвенных налогов – НДС иакцизов. Налогообложение физических лиц Подоходный налог с граждан является основным источником поступлений в бюджетв большинстве развитых стран, составляя в структуре его доходов около 30%(В Германии – до 40%). Граждане облагаются обычно по прогрессивной шкале(обычно 3-5 ставок) от 10 до 50% дохода. Однако существует целый ряд льгот(семейное положение, возраст, сфера деятельности ит.п.), основная из которых– необлагаемый минимум, который составляет значительную сумму: в США – более4 000$, в Германии – 5616 Евро в год. В Великобритании доход облагается взависимости от его происхождения по т.н. шедулам (доходы от бизнеса, ценныхбумаг, пенсий, от имущества ит.п.).Кроме подоходного налога, существует также ряд отчислений: в социальные фонды(в пределах от нескольких до 15-20 процентов от фонда заработной платы), впенсионные фонды, церковные налоги. Кроме того, для большинства странхарактерен такой вид налога, как поимущественный. Обычно его ставкасоставляет от долей до нескольких процентов от стоимости имущества, асобранные средства направляются в местные бюджеты.Ещё один налог, составляющий значительную долю поступлений в госбюджет –налог на добавленную стоимость, в итоге уплачиваемый конечным потребителемпри покупке товара.Особое распространение в Европе налог на добавленную стоимость получил в 50-х годах XX века. Вряд ли, конечно, можно говорить, что он одинаковоинтенсивно начал применяться во всех Западноевропейских странах. Утверждениеналога на добавленную стоимость вызвало немало споров, однако в итогеналоговое законодательство более сорока стран мира (в том числе 17европейских) прочно закрепило его как один из основных каналов поступлений вдоходную часть бюджета. За счет НДС поступает 80 % суммы косвенных налогов воФранции, более 50 % в Великобритании и Германии. Широкое его использованиесвязано с целым рядом преимуществ, которые стимулируют как государство, так иплательщика. Прежде всего, налогообложение расходов в большей степенивыгодно и государству, и плательщику, чем налогообложение доходов. Во-вторых, поскольку непосредственным объектом налога выступают расходы, значитрезко возрастает заинтересованность в росте доходов. В-третьих, от НДСзначительно сложнее уклониться и, следовательно, с ним связано меньшенарушений.Механизм законодательного закрепления НДС в Западной Европе представляетсобой иллюстрацию оптимального сочетания фискальной и стимулирующей функцииналогов. Несмотря на значительный размер средств, поступающих в бюджет черезрычаги НДС, он остается одним из существенных стимулов, провоцирующихпроизводственную активность.Во-первых, налог на добавленную стоимость «нейтрален» по отношению кпредприятиям-изготовителям, поскольку из выручки от реализации продукциивычитают затраты на производственно-коммерческую деятельность.Во-вторых, величина и уровень НДС дифференцированы, что обеспечиваетнесколько уровней ставок (от 0 до 38 %) и выделяет своеобразные ориентиры,наиболее перспективные, необходимые направления деятельности.В-третьих, использование НДС осуществляется параллельно с применением иныхфинансовых рычагов, таких, как компенсащш, налоговые каникулы. Практика НДСво Франции предполагает установление льготного налогового режима за счетразличного рода компенсаций.В-четвертых, налог на добавленную стоимость засчитывается при уплатеподоходного налога. Так, при заполнении налоговой декларации для уплатыподоходного налога при предъявлении чека о покупке товара, в цену котороговключен НДС, сумма подоходного налога уменьшается. Причем размер этой льготыможет достигать и 100 % перечисляемой суммы, если речь идет о льготируемыхкатегориях плательщиков.В-пятых, государство предоставляет плательщику, содействующему развитиюопределенного вида деятельности, право выбора уплаты налога на добавленнуюстоимость или подоходного налога.Одной из первых стран Западной Европы, где был применен налог на добавленнуюстоимость, явилась Франция. Здесь НДС используется с 1954 года. Взимание егоосуществляется методом частичных платежей, где предприятия выступают лишьсборщиками налога. На каждом этапе он составляет разницу между налогом,взимаемым при продаже и при покупке. При реализации товара предприятиекомпенсирует все свои затраты в связи с этим налогом и добавляет налог навновь созданную на самом предприятии стоимость. Эта часть НДС иперечисляется в бюджет, ложась в итоге на конечного потребителя. Довольноразвернута и система льгот, как непосредственных освобождений, так и иныхформ. Полностью освобождены также три вица деятельности: медицина имедицинское обслуживание; образование (начальное, среднее, высшее ипрофессиональное); деятельность общественного и благотворительногохарактера.Важно учитывать, что налог на добавленную стоимость относится к внутреннимналогам, и при вывозе товаров за границу его величина компенсируетсяпокупателю.С начала девяностых годов налог на добавленную стоимость уже выходит за рамкиотдельных национальных налоговых систем. Более тесное сближение косвенныхрычагов налогообложения в рамках ЕС упиралось в довольно значительныйразброс ставок НДС (от 14 % в Германии или 15 % в Великобритании до 22 % вДании). Поэтому одним из главных досгижений в области формирования единогоевропейского рынка является договоренность об унификации системы косвенногоналогообложения и введении усредненной ставки НДС на уровне 15 %.Итак, налог на добавленную стоимость характеризуется рядом существенныхпреимуществ, на которых мы остановились несколько выше. Несмотря на то, чтоон представляет собой, по сути, разновидность акциза, это все жеуниверсальный финансовый инструмент. С помощью НДС складывается возможностьрегулирования фонда заработной платы, цены.Необходимо учитывать, однако, что использование налога на добавленнуюстоимость вовсе не характеризуется исключительно положительными сторонами.Целый ряд спорных либо отрицательных моментов делает весьма актуальнымидискуссии о сущности этого налогового рычага в настоящее время.Применение НДС в странах с развитой рыночной экономикой, акцент на егорегулирующую, а не фискальную функцию, позволяет акцентировать основноевнимание на сдерживании кризиса перепроизводства (что пока еще нам не грозит)и ускоренном вытеснении с рынка слабых производителей. Применение в этихусловиях ставок НДС на уровне 20-28 % как стимулирует инфляционные процессыв целом, так и негативно воздействует на высокотехнологичные и наукоемкиепроизводства. Поэтому, хотя используемая ставка и делает налог на добавленнуюстоимость одним из главных источников насыщения бюджета, но видимость егонизкой дефицитности слишком обманчива. Именно в связи с этим оптимальнуюставку налога все чаще связывают с уровнем пяти процентов.Уместно вспомнить, что «изобретение» этого налога во Франции в 40-х годахзавершилось его принятием только в середине пятидесятых, только послеликвидации острейшего рыночного дефицита и отмены нормирования продукциимассового спроса.Необходимо, видимо, более тщательно учитывать и отраслевые, итехнологические особенности ряда производств при реализации налога надобавленную стоимость.Акцизы являются однимиз видов косвенных налогов. В современных налоговыхзаконодательствах они обычно занимают следующее место после налога надобавленную стоимость (или налогов, его заменяющих) и по значению, и пообъему поступлений в бюджет. Однако налоговые системы XIX века включалиакцизы как основной канал обеспечения косвенного налогообложения, и нередко«акциз» использовался как синоним ко всей системе косвенных налогов.Акцизы представляют собой косвенные налоги на определенные товары,включаемые в цену товара и оплачиваемые покупателями. Они устанавливаются,как правило, на дефицитную и высокорентабельную продукцию и товары,предназначенные для населения и являющиеся монополией государства. Акцизныйсбор сочетает в себе как фискальную функцию, наполняя государственныйбюджет, так и регулирующую функцию налогов. Последняя корректирует спрос ипредложение, увеличивая цену товара за счет акциза либо уменьшая путемисключения из перечня налогооблагаемых товаров.Акцизный сбор, как и налог на добавленную стоимость, является непрямымналогом, включается в цену товара и в итоге уплачивается потребителем, а непроизводителем товара. Однако, если НДС относится к типу универсальныхакцизов (уплачиваемых по одной ставке со всех товаров, работ, услуг), тоакцизный сбор является специфическим акцизом, т.е. уплачивается понескольким группам ставок, дифференцированным по отдельным видам товаров,ставка нередко устанавливается в виде фиксированной суммы за единицу товара.Механизм акцизных сборов очень похож на налог на добавленную стоимость.Действительно, это косвенные налоги; оба включаются в цену товара; и один, идругой оплачивается потребителем. Однако их разделяет и несколькопринципиальных моментов. Во-первых, акцизный сбор — это налог на товары илипродукцию, тогда как НДС предполагает в качестве объекта обложения оборот отреализации товаров (работ, услуг). Во-вторых, налогом на добавленнуюстоимость облагаются обороты от всех товаров и т.д., при начислении акцизногосбора учитываются только специфические, подакцизные товары(высокорентабельные и монопольные). В-третьих, акцизный сбор очень тесноувязывается со специфическим финансовым инструментом—пошлиной, и часто приввозе товаров на территорию государства используется акциз или таможеннаяпошлина (нередко пошлина включается в систему косвенных налогов).Налог на имущество, получаемое в виде наследства или дарения, в настоящееевремя в украинском налоговом законодательстве рассматриваемый в качествеэлемента подоходного налога, в большинстве стран является самостоятельнымналогом и составляет от долей процента до десятков процентов.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |