Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часы: виды и чинопоследование




УТРЕНЯ

Утреня получила свое название от времени совершения. С утром соединены многие священные воспоминания, например, мы благодарим Бога за сохранение нас во время прошедшей ночи и дарование нам нового дня жизни.

Затем каемся в своих согрешениях и просим Господа, чтобы Он озарил нас как естественным, так и истинным и благодатным Своим светом, дабы нам «бодренным сердцем и трезвенною мыслию всю настоящего жития нощь прейти» в ожидании пришествия светлого и явленного дня Сына Божия – Иисуса Христа.

На утреннем богослужении мы также чествуем святых угодни­ков Божиих или отмечаем какие-либо священные события.

Утренний свет, впервые озаривший устрояемую Творцом вселенную, был первым утром мира.

В Ветхом Завете ежедневно ранним утром совершались все­сожжения и молитвы (Исх. 30, 7).

В Новом Завете – в царстве благодари – с утром соедине­ны многие священные воспоминания, например, два важнейших события из жизни Спасителя совершились ранним утром, т.е. до рассвета, а именно: Рождество Христово и Воскресение. Самый свет утренний напоминал первым христианам об Иисусе Христе, Который назвал Себя Светом миру.

Православная Церковь призывает вас к утреннему богослу­жению с первых дней своих. Например, в Апостольских Постанов­лениях говорится: «По-утру благодарите Бога за то, что Он осветил нас, удаливши ночь и приведши день...»

В Апостольское время утреннее молитвословие начиналось до рассвета и продолжалось до наступления дня, поэтому-то и наша утреня предваряется пением или чтением перед шестопсалмием ангельской песни: «Слава в Вышних Богу...», а в конце утрени бывает возглашение: «Слава Тебе, показавшему нам свет».

Существует три вида утрени:

1. Вседневная, т.е. служба святому, имеющему шестеричный знак или не имеющему никакого знака. Устав обычной утрени на­ходится в Служебнике, Часослове, в 9 гл. и других местах Типи­кона.

2. С великим славословием, т.е. когда великое славословие поется, а не читается.

3. Полиелейная, имеющая знаки: крест, крест в круге и крест в полукруге.

Устав праздничной утрени находится в некоторых изданиях Служебника, часослова, Следованной Псалтири, Октоиха, во 2, 3, 4 гл. и других местах Типикона.

Православная утреня имеет четыре части, чему соответствует Древнее деление ночи на четыре стражи. Части эти следующие:

1. Начальные псалмы – шестопсалмие с великой ектеньей и тропари на «Бог Господь».

2. Кафизмы, на праздничной утрени – полиелей с Еванге­лием.

3. Канон.

4. Хвалитные стихиры со славословием и ектениями. К этому присоединяется заключительная часть, начинающаяся возгласом «Премудрость», и отпуст.

ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ ВСЕДНЕВНОЙ УТРЕНИ

Священник, облачившись в епитрахиль и фелонь отверзает завесу царских врат и, взяв кадило, произносит возглас: «Благословен Бог наш...». Если в служении участвует диакон, то завесу отверзает он. Завеса бывает открыта до самого отпуста (Типикон, 23 гл.).

Чтец: «Аминь». «Приидите, поклонимся» (когда на утрене поется «Аллилуиа» (вместо «Бог Гос­подь») и вообще в те дни, когда на полунощнице читается молитва «Господи и Владыко живота моего...», то после возгласа священника чтец читает не «Приидите поклонимся», а «Царю Небесный...», «Трисвятое», «Отче наш...», «Господи, помилуй (12 раз), «Слава и ныне» и затем «Приидите поклонимся» – см. Часослов, Типикон, 9 гл., понедельник первой седмицы Вели­кого поста и др.) (трижды) и далее читает псалмы: «Услышит тя Господь в день печали...» (Пс. 19-й), «Господи, силою Твоею...» (Пс. 20-й). Затем «Слава, и ныне», «Трисвятое», «Отче наш...» и тропари: «Спаси, Господи, люди Твоя...», «Слава»...«Вознесыйся на крест волею...», «И ныне» – «Предстательство христиан непостыдное...»

Во время чтения псалмов и тропарей священник совершает каждение: «Иерей, став пред св. трапезою и сию покадив, глаголет: «Бла­гословен Бог наш» (отверзаяй прежде и завесу) и кадит св. тра­пезу крестообразно и весь жертвенник; и исходит северною стра­ною и кадит св. иконы, и предстоятеля, и вся, яко обычай» (Типикон, 9 и 22 гл.). После каждения священник входит в алтарь «южною страною», т.е. дверью, и кадит престол.

По окончании чтения священник произносит сокращенную су­губую ектению: «Помилуй нас, Боже...» (Ектению произносит в алтаре пред престолом с кадилом в руках, см. Типикон, 9 гл.). После возгласа: «Яко милостив...» священник в алтаре пред престолом, начертывая кадилом крест, возглашает: «Слава Свя­тей, и Единосущной...»

От недели Фоминой до отдания праздника Пасхи во все эти дни утреня начинается возгласам: «Слава Святей...» Хор: «Аминь» и затем поет: «Христос Воскресе...» (трижды, косно). В неко­торых храмах, но не везде священник в это время совершает каждение алтаря и всего храма. После этого читается шестопсалмие, обязательно среди церкви.

Шестопсалмием называется шесть избранных псалмов, именно: 3, 37, 62, 87, 102 и 142. Оно предваряется следующими литурги­ческими текстами: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (3-жды). Затем дважды произносится стих из 50 псалма: «Госпо­ди, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою». После этого следует чтение первых трех псалмов шестопсалмии (т.е. 3,37 и 62).

Эти три псалма сопровождаются славословием: «Слава, и ны­не». «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (триж­ды), «Господи, помилуй» (трижды) и «Слава, и ныне». После этого читаются остальные три псалма шестопсалмия (т.е. 87, 102 и 142). Они заключаются текстами: «Слава, и ныне» и «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды).

Во время чтения трех последних псалмов священник выходит на солею и пред царскими вратами с непокрытой толовой читает тайно утренние молитвы. (Молитвы эти находятся в Служебнике, всего их 12).

После шестопсалмия следует великая ектения: «Миром Госпо­ду помолимся». После великой ектений диакон произносит «Бог Господь...» со стихами. Хор поет: «Бог Господь»... (4-жды) на глас следующего за ним тропаря.

В дни Великого поста, а также в дни поминовения умер­ших вместо «Бог Господь» поется «Аллилуиа».

После «Бог Господь» поются тропари. Они поются в следую­щем порядке:

1. Если служба святому, имеющему шестеричный знак (или без знака), не совпадает с субботней службой, а также с попразднством и предпразднством, то поется тропарь святому (2-жды), а на «Слава, и ныне» – Богородичен (по гласу тропаря) из 4-го приложения Минеи..

2. Если в Минее находятся тропари двум святым, то тропарь первому святому поется дважды, на «Слава» – тропарь другому святому – (один раз) и на «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы».

3. Если служба святому совпадает с субботой, то тогда Бо­городичен поется воскресный по гласу «Славы».

4. Если же служба святому совпадает с предпразднством или попразднством, то тогда Богородичен совсем не поется, а поют­ся тропари таким образом: дважды поется тропарь празднику. «Слава» – святому, «И ныне» – празднику.

После пения тропарей следует стихословие 2-х или 3-х рядовых кафизм (Типикон, 17 гл.). После каждой кафизмы, если память святого (шестеричного или вовсе без знака) совпадает с субботою, предпразднством и попразднством, полагает­ся малая ектения. Если служба святому не совпадает с этими днями, то ектения между кафизмами не полагается и чтец закан­чивает кафизму: «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды), (после кафизм полагается, по Уставу, «чтение во Еванге­лии толковом» – см. Типикон, 2,3,4,9 и др.гл.; из каких книг бывает это чтение и какому порядку оно следует, то указывает­ся в 10-й гл. Типикона. На практике эти чтения опускаются), «Господи, помилуй» (трижды). Далее читается седален (седален есть текст, следовавший за кафизмой, при чте­нии или пении которого раньше, как и во время кафизм, дозво­лялось садиться).

Седальны соответственно указаниям Типикона берутся или из Октоиха, или из Минеи, или из Триоди.

Бывают случаи, что на одной и той же утрене, при совпаде­нии праздников, полагаются седальны после кафизмы двум празд­нествам. В этом случае одни седальны читаются или поются пос­ле кафизм, а другие (тоже положенные после кафизм) читаются после полиелея, или после 3 песни канона (см. Типикон, 9, 24 февр.; 23 апр.; 8 мая и др.).

После седальна последней кафизмы читается 50 псалом. За 50 псалмом следует канон.

Канон состоит из 9 песней. Первый стих каждой песни назы­вается «ирмосом», т.е. «связью» – образцом для других стихов, за ним следующих, которые называют «тропарями». Число тропа­рей бывает различно. Глава 11-я Типико­на содержит правила, как соединять между собою различные ка­ноны.

Соединением между тропарями и соответствующей песнью являются ирмосы. Для пения ирмоса иногда оба лика сходились на средину храма. Отсюда этот ирмос и получил название «ка­тавасия» – «схождение».

В самые великие праздники катавасия состоит из начального ирмоса. В другие праздники, в том числе и в воскресенья, ка­тавасией служат ирмосы другого «сродного или близкого» празд­ника; в будни катавасией служит ирмос последнего канона, и она поется после 3, 6, 8 и 9 песен. В Великий пост катавасия иногда заменяет собой ирмос, т.е. ирмос поется только в каче­ство катавасии. В Типиконе, в 19 гл. имеется специальное ука­зание о порядке пения катавасий на весь год.

После 3, 6 и 9-й песни канона полагаются малые ектении с соответствующими возгласами священника. Кроме того, эти же песни (т.е. 3, 6 и 9-я) сопровождаются: 3-я – ипакои и седальном, 6-я – кондаком и икосом; 9-я – светильном или экзалостиларием (после 3-й песни, малой ектении и седальна, по Уставу, положено чтение Златоустова «Маргарита» и Симеона Метафраста, а после 6-й песни, малой ектений и кондака с икосом по­ложено чтение «Пролога» или «Синаксария». Но на практике эти чтения совершенно не употреб­ляются.).

Во время чтения 8-й песни канона диакон кадит сначала весь алтарь, затем кадит иконостас и по окончании пения ка­тавасии становится пред образом Божией Матери и возглашает:

«Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим» (Типикон, 2 гл.) Хор поет: «Величит душа моя Господа...» Диакон продол­жает совершать каждение (кадит хор, молящихся и весь храм).

В двунадесятые праздники, их отдания, а также некоторые другие дни поются особые припевы, начинающиеся словами: «Ве­личай, душе моя...» Об этом подробно изложено в 20-й гл. Ти­пикона: «О еже, когда поется Честнейшая и когда не поется».

После 9-й песни, если совершается вседневная служба поет­ся «Достойно есть...», а затем – малая ектения.

Малая ектения произносится священником в алтаре, а диако­ном перед царскими вратами.

После ектений положен светилен или экзапостиларий.

В Типиконе есть 16-я глава: «О светильнах на утрене…». В этой главе указывается, в каком поряд­ке поются светильны Октоиха и Минеи. Так, в седмичные дни, кроме субботы, поется вначале светилен Октоиха, а потом на «Слава» – светилен Минеи, на «И ныне» – «Богородичен», а в среду и пятницу – Крестобогородичен Октоиха. В субботу же вначале поется светилен Минеи, а потом на «Слава» поется све­тилен Октоиха, на «И ныне» – Богородичен.

Но светилен Октоиха опускается, если совершается праздно­вание святого с великим славословием, полиелеем, всенощным бдением, и тогда поется светилен только из Минеи или Триоди.

Когда на утрене поется полиелей, тогда светилен или экзапостиларии имеют отношение к читаемому на утрене Евангелию. Таковы, например, экзапостиларии воскресные (Октоиха), число которых, как и утренних воскресных Евангелий, одиннадцать.

Вслед за светильном – экзапостиларием читаются «хвалитные» псалмы: «Хвалите Господа с не­бес...» (148 Пс.), «Воспойте Господеви песнь нову...» (149 Пс.) и «Хвалите Бога...» (150 Пс.).

К этим псалмам прибавляется вседневное славословие. Есть различие в славословии, которое поется и которое читается на утрене. Славословие, которое поется, оканчивается пением ан­гельской песни: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмерт­ный, помилуй нас». Славословие, которое читается, оканчивается словами молитвы: «Сподоби, Господи, в день сей...» (см. Часос­лов и Следованная Псалтирь).

Далее диакон или священник произносит просительную ектению: «Исполним утреннюю молитву нашу Господеви»... «Главы наша...»

После возгласа священника хор поет стихиры на стиховне. Стихиры на стиховне поются из Октоиха особые на каждый седмичный день (Типиком, 9 гл.). В субботу на стиховне поются те стихиры, которые положены в Октоихе на хвалитех.

После пения этих стихир чтец читает: «Благо есть исповедатися Господеви...», «Трисвятое», «Отче наш....». После воз­гласа священника поется тропарь с Богородичным, называемый отпустительным, устав пения которого во многом одинаков с уставом пения отпустительных тропарей на вечерне. Оба эти устава излагаются вместе в 52 гл. Типикона.

Во все седмичные дни поется тропарь дневного святого из Месячной Минеи (один раз).

Если же случится два святых, из которых каждому положен тропарь из Минеи, то вначале поется тропарь первого святого, а на «Слава» поется тропарь другого святого.

Если в Месячной Минее не положено тропаря святому, то поется тропарь из Общей Минеи – по чину, или лику святого.

Если в седмичные дни случится предпразднство или попразднство, то после тропаря святому поется тропарь предпразднства или попразднства. Если же в Минее не положено тропаря святому, то поется один тропарь предпразднства или попразднства (Типи­кон, 52 гл.).

После тропарей произносится сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже...» Затем: «Премудрость». Хор: «Благослови». Свя­щенник: «Сый благословен Христос Бог наш...» Хор: «Аминь. Утверди, Боже...» и далее чтец читает первый час.

Утреннее богослужение символизирует рождение Спасителя, явления Его миру как Бога и Избавителя от уз смертных. «Утро» для людей наступило с пришествием на землю Спасителя. Но это благодатное утро, застало, человека во грехах. И Сам Спаситель начал Свое служение роду человеческому с проповеди покаяния. Вот почему на утрене, после евангельского гимна «Слава в выш­них Богу.,.» сразу же следует исполненные покаянной скорби и сокрушения псалмы шестопсалмия.

 

Часы бывают двух типов: с псалмами (трехпсалмные часы) и без псалмов (пасхальные). Тип трехпсалмных часов в свою очередь разделяется на три подтипа: 1) вседневные, 2) вели­копостные, 3) царские (великие) – под сочельники. Царские часы тоже «трипсалмные», но состав этих псалмов не тот же са­мый, что в часах обычных. Царские часы гораздо обширнее и значительнее, на них поются особые тропари, возглашаются прокимны, читаются отрывки из Ветхого Завета, Апостол, Евангелие. Кроме того, часы бывают пасхальные – «беспсалмные», и внеш­нее их отличие от обычных в том, что они не читаются, а поются. Пасхальные часы не различаются между собой: первый час ничем не отличается от третьего, шестого или девятого.

Междочасия же, хотя и представляют собою типы Часов, но теперь самостоятельного значения они не имеют и в числе суточных служб не входят. В древности они несомненно входили в круг древних Часов.

Круг суточного богослужения Церковь начинается вечером ввиду того, что церковный день у нас, христиане как и у евреев, на­чинается с вечера, так как течение времени, по учению Священ­ного Писания, началось с вечера. В состав вечернего богослуже­ния Православной Церкви входят: девятый час, вечерня и повече­рие.

ДЕВЯТЫЙ ЧАС

Девятый Час по Церковному счислению соответствует треть­ему часу пополудни (По восточному счислению день начинается с нашего седьмого часа утра, потому 1 час по восточному счислению соответст­вует нашему 7 часу)

Девятый час посвящен воспоминанию самой смерти Спасителя на кресте, так как именно около этого часа Христос сделал Свой предпоследний возглас на кресте: «Боже, Боже Мой, вскую Мя еси оставил», за которым последовало тотчас напоение Спа­сителя уксусом и (через неуказанный промежуток времени) после­довал возглас, приводимый только у св. ев. Луки: «Отче, в руце Твои предаю дух Мой» (23,46), с которым Господь предал дух Свой.

Так как девятый час принадлежит еще предшествующему цер­ковному дню, то тропарь и кондак на нем читаются истекающего дня.

Девятый час обыкновенно совершается перед вечернею.

В период же всего Великого поста совершаются вместе 3-й и 6-й часы, а затем следует 9-й час, после которого поются Изобразительные и Вечерня.

В навечериях Рождества Христова и Богоявления 9-й час совершается вместе со всеми прочими часами. Вместе с 3 и 6 часами (и отдельно от вечерни) 9 час совершается в среду и пяток Сырные, если в эти дни случится предпразднество Срете­ния или храмовой праздник.

Девятый час иногда совершается в храме, иногда в притворе, как об этом ясно говорится в 1 и 9 гл. Типикона. В дни поста 9 час положено совершать в храме (Типикон, исследование 14-го ноября и понедельник 1-й седмицы Великого поста).

Порядок девятого часа следующий: священник без фелони, но в епитрахили, при закрытых царских вратах и задернутой завесе выходит на солею и дает возглас: «Благословен Бог наш». Чтец: «Аминь». «Слава Тебе. Боже ваш, слава тебе», «Царю Не­бесный»..., Трисвятое по «Отче наш...». Священник, стоящий на солее, произносит возглас: «Яко Твое есть царство...». После возгласа «Яко Твое есть Царство...» священник южными дверями уходит в алтарь. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава и ныне», «Приидите поклонимся» (трижды) и затем читаем три псалма девятого часа:

1. «Коль возлюблена селения Твоя, Господи» (Пс. 83);

2. «Благословил еси, Господи, землю Твою» (Пс. 84);

3. «Приклони, Господи, ухо Твое» (Пс. 85).

После псалмов: «Слава и ныне»... Аллилуиа» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава»тропарь святому из Ми­неи, «И ныне» – Богородичен часа: «Иже нас ради рождейся от Девы....», Трисвятое по «Отче наш...» После возгласа священни­ка: «Яко Твое есть Царство…» чтец читает кондак святому из Месячной Минеи... «Господи, помилуй» (40 раз), «Иже на всякое время...», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава и ныне». «Честнейшую Херувим..», «Именем Господним благослови, отче». Священник: «Боже, ущедри ны...». Чтец молитву часа: «Владыко Господи Иисусе Христе Боже наш...»

На этом и заканчивается порядок совершения девятого часа. Итак, в последовании девятого часа Св. Церковь напомина­ет нам о часе крестной смерти Спасителя нашего Иисуса Христа. Об этом особенно ярко говорится в великопостном тропаре девя­того часа: «Иже в девятой час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас». В псалмах этого часа пророчески изображаются плоды крестной смерти Сына Божия, как-то: оставление грехов кающимся грешни­кам, примирение человека с Богом и милосердие Божие к грешнику.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1130; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.