Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Под воскресенье (если с ним не совпадает двунадесятый или храмовой праздник) после стиха: «Помилуй мя, Боже…..», полагается стихира воскресная: «Воскрес Иисус от гроба…..»




Слава», «Молитвами Богородицы, Милостиве, счисти множество согрешений наших».

Затем поется опять стих 50 псалма: «Помилуй, мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое!»

Пение на «Слава, и ныне» только что приведенное варьируется в зависимости от праздника.

В Недели, подготовительные к Великому посту, т.е. мытаря и фарисея, блудного сына, мясную, сырную и в Великий пост – до Недели ваий, после прочтения 50-го псалма поется на «Славу» покаянный тропарь: «Покаяние отверзи ми двери, Жизнодавче….». На «И ныне» – второй тропарь: «На спасение стези настави мя, Богородице….». Затем к стиху «Помилуй мя, Боже…..» прибавляется третий покаянный тропарь: «Множество содеянных мною лютых, помышляя окаянный трепещу страшного дне суднаго….».

В великие праздники – (Господние, Богородичные и храмовые – даже если они случатся в воскресенье) вместо воскресной стихиры поется праздничная. В праздники великих святых (с бдением или полиелеем), случившиеся не в воскресные дни, поется также стихира празднику или святому.

После этого читается литийная молитва : «Спаси, Боже, люди Твоя….»

Далее следует «Господи, помилуй» (12 раз) и возглас: «Милостью и щедротами и человеколюбием……». После возгласа начинается пение канона. В воскресные дни по Уставу каноны поются в следующем порядке: сначала из Октоиха – 1) воскресный, 2) Крестовоскресный, 3) Богородицы, 4) святому. Катавасия положена после каждой песни.

Служба св.без знака: Шестеричн. / славосл. Св.:
К:О Вск с ирм. на 4; К:О Крестовск на 3; К:О Б на 3; К:М на 4. К:О Вск с ирм. на 4; К:О Крестовск на 2; К:О Б на 2; К:М на 6.
Катавасия рядовая. По 3-й песни: малая ектения, кондак и икос М; седален М; Слава, и ныне: Б. Святоотеческое чтение (обычно опускается). По 6-й песни: малая ектения, кондак и икос О. Чтение Пролога (обычно опускается). По 8-й песни: Хвалим, благословим, катавасия, Честнейшую По 9-й песни: малая ектения, Свят Господь Бог наш; воскр. эксапостиларий; Слава: светилен М.; И ныне: Б воскр.

На 3-й, 6-й и 9-й песнях канона совершается все так же, как и на вседневной утрени.

После малой ектении и возгласа священника: «Яко Тя хвалят вся силы небесныя….», полагается диаконский возглас: «Свят Господь, Бог наш». Хор: повторяет тот же текст. Затем диакон возглашает 1-й стих: «Яко свят Господь Бог наш….», затем диакон возглашает 2-й стих: «Над всеми людьми Бог наш», а хор: «Свят Господь Бог наш».

Так как указанное стихословие является особым прославлением воскресения Господня и всемогущества Его всепобеждающей силы, то его полагается петь в субботу св. праведного Лазаря и в Великую субботу.

Далее положены светильны, или экзапостиларии. Порядок пения светильнов и экзапостилариев регулируется 16-ой главой Типикона.

После светильна – экзапостилария стихословятся, в некоторых случаях антифонно, псалмы 148, 149 и 150. Перечисленные псалмы называются «хвалитными», так как в них часто повторяется слово «хвалите» и восхваляется Господь, стихословие это соединено с пением стихир. Эти стихиры называются «стихирами на хвалитех» или «стихирами хвалитными». Они, как правило, поются в конце 149 псалма и за каждым стихом 150 псалма.

Если случается воскресенье, владычный праздник или праздник святых с великим славословием, то поется текст на соответствующий глас: «Всякое дыхание да хвалит Господа. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. (Пс.148,149) Тебе подобает песнь Богу».

В другие дни поются (т.е. антифонно стихословятся) псалмы в следующем порядке. Хор: «Хвалите Господа с небес. Тебе подобает песнь Богу. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Тебе подобает песнь Богу». Второй хор: «Хвалите Его солнце и луна» (Пс.148,3). «Воспойте Господеви песнь нову…» (Пс.149).

Здесь начинаются стихиры «на хвалитех». «Сотворите в них суд написан….» (Пс.149,9) «Хвалите Бога во святых Его хвалите…..» (Пс.150).

В этих псалмах прославляется всемогущество и правосудие Божие. Если же поются стихиры на 8, то к этим стихам присоединяются другие стихи.

На «хвалитех» на «Слава» полагаются (если случится воскресенье) стихира евангельская. Затем на «И ныне» поется Богородичен: «Преблагословенна еси, Богородице Дево….» (в воскресенья, кроме тех, с которыми совпадают великие праздники Господни, как то: Рождество Христово, Богоявление, Преображение, Воздвижение креста, Вход Господень во Иерусалим, Пятидесятница). В другие дни – другой Богородичен.

Кроме того, «Преблагословенна еси, Богородице Дево…..» поется еще в Субботу Лазареву (если она совпадает с праздником Благовещения) и в Страстную Субботу у (даже если случится Благовещение).

Перед началом пения Богородична отверзаются царские врата, и по окончании Богородична священник возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам свет». За этим возгласом поется великое славословие: «Слава в вышних Богу…..» А в конце: «Святый, Боже, Святый крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас!» (трижды).

Трисвятое не является частью великого славословия, но представляет примыкающую к нему самостоятельную часть.

За трисвятым, если случится воскресенье, поется тропарь воскресный или праздника. Если случится воскресенье, предпразднство, попразднства, отдание праздника и двунадесятые праздники Богородицы, то поется тоже воскресный тропарь. Но в праздник Господень поется тропарь праздника.

Тропарь воскресный в недели (1-го, 3-го, 5-го и 7-го гласов): «Днесь спасение миру бысть, поем Воскресшему из гроба и Начальнику жизни нашея….»

Тропарь воскресный в недели 2-го, 4-го, 6-го и 8-го гласов: «Воскрес из гроба, и узы растерзал еси ада, разрушил еси осуждение смерти….»

Оба тропаря являются торжественным заключением великого славословия и с ними части утрени, центром которой является радостная, благая весть Евангелия о воскресении.

После пения великого славословия полагается сугубая ектения, начинающаяся словами: «Помилуй нас, Боже…..» Она примыкает к заключительному Трисвятому великого славословия и перечисляет лиц, о помиловании которых Церковь умоляет Господа.

После сугубой ектении произносится просительная ектения: «Исполним утреннюю молитву…..» Затем следует возглас диакона: «Премудрость!» Далее совершается все в таком порядке, как и во время совершения службы святому с великим славословием.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.