Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные законы экологии как науки и законы Б. Коммонера




Эколо́гия — наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

Законы экологии

• Закон минимума (закон Либиха)

• Закон толерантности (закон Шелфорда)

• Закон биогенной миграции атомов (закон Вернадского)

• Закон внутренней динамики равновесия

• Закон оптимальности

• Закон однонаправленности потока енерии

• Закон ровного определения условий жизни

• Закон развития окружающей среды

• Закон совокупного действия природных факторов

• Закон снижения плодородности земли

• Закон физико-химического единства живого вещества (сформулированный Вернадским)

Теоретические основы современной экологии внес американский эколог Б. Коммонер, сформулировавший 4 основных закона экологии:

1.“Все связано со всем” – означает, что живая динамика сложных разветвленных экологических цепочек, в конце-концов, образует единую взаимосвязанную систему.

2.“Ничто не исчезает в никуда” – неформальная перефраза физического закона сохранения материи. Тут Коммонер ставит одну из сложнейших проблем ассимиляции биосферой отходов человеческой цивилизации.

3. “Природа знает лучше” – закон имеет двойной смысл: призыв к сближению человека с природой и призыв к крайне осторожному использованию природных экосистем.

4. “Ничто не дается даром” – этот закон объединяет предыдущие три закона. По словам Коммонера “глобальная экосистема – это одно целое, в рамках которого ничего не может быть выиграно или утеряно, система, которая не может быть объектом всеобщего улучшения. Все, что было взято из нее человеческой деятельностью, должно быть возмещено. Расплаты невозможно избежать, можно только отложить ее на потом.”

Таким образом мы видим, что понятие экология имеет довольно широкое значение. Как наука она изучает сложные взаимосвязи в природе, взаимоотношения живого с органическими и неорганическим компонентами окружающей среды, а также происходящие в ней процессы. Экология также затрагивает вопросы охраны окружающей среды и проблемы, которые возникают в следствие все большего вмешательства и влияния на нее человеческой деятельности.

 

3.Глобальные проблемы современности: их происхождение, современное состояние и возможные пути разрешения.

Глоб. Пр. – это такие проблемы, кот. затрагивают интересы всех стан и народов и требуют для своего решения совместных усилий всех государств мира. Но проявление этих пр-м реально осознано и понятно малой частью народа. Это понятие появ. В к.1960-нач.70-х гг. К концу 20 нач. 21в мы выдел.порядка 12-15 гл. пр-м.Они имеют разное происхождение, но все по своим причинам они объективны, сформир. По мере формиров. Общ-ва.

1)Последствие гл. военного конфликта: разрушения зданий, сёл,большое кол-во чел.жертв. Поиски путей предотвращения мировых конфликтов начались практически сразу после окончания Второй мировой войны и победы над нацизмом. Тогда было принято решение и о создании ООН — международнАЯ организациЯ, главной целью которой было развитие межгосударственного сотрудничества и в случае конфликта между странами оказание помощи противостоящим сторонам в урегулировании спорных вопросов мирным путем.Но произошедший вскоре раздел мира на две системы — капиталистическую и социалистическую, а также начало «холодной» войны и гонки вооружений не раз приводили мир на грань ядерной катастрофы. Особенно реальной угроза начала третьей мировой войны была в период Карибского кризиса 1962 г., вызванного размещением советских ядерных ракет на Кубе. В последующие десятилетия ведущими ядерными державами мира был подписан ряд соглашений об ограничении ядерных вооружений, а некоторые из ядерных держав взяли на себя обязательства прекратить ядерные испытания. Ученые при помощи научных моделей доказали, что главным последствием ядерной войны будет экологическая катастрофа, в результате которой произойдет изменение климата на Земле. Последнее может привести к генетическим изменениям в человеческой природе и, возможно, к полному вымиранию человечества. На сегодня вероятность конфликта между ведущими державами мира гораздо меньше, чем ранее. Однако существует возможность попадания ядерного оружия в руки тоталитарных реакционных режимов или в руки отдельных террористов.2)Демографическая пр-ма: Она связана с непрерывным увеличением численности проживающего на территории планеты населения. По состоянию на 1990 г. его количество равнялось 5,3 млрд человек. Однако очевидно, что ресурсы Земли (прежде всего продовольственные) ограничены, и уже сегодня ряду стран пришлось столкнуться с проблемой ограничения рождаемости.Закон Мальтуса: числен. Нас-я возр. В геометричекой прогрессии,а ресуры в арифметич. Прог-ии.Точки зрения:1.Наилучший вариант,чтобы на Земле проживало 2-2,5 млн.чел.2.10-12млрд. чел.,на этом рост человечества может остановится.1820г.-появ. 1млрд.чел.1920 появ. 2 млрд.чел.На начало 70-х г.% прироста 2,3.Сейчас-1,1-1,3%.3.Высокий уровень образования,выс. уровень обеспеч. населения,выс. ур. мед. обеспечения.Считается,что между богатыми и бедными должен быть разрыв 4-6%.Китайцам удалось сократить % прироста в 3 раза.3)Продовольственная проблема: Для решения данной проблемы, необходимы совместные усилия:1. стран голодающих; 2. стран, стремящихся достичь полного и гармоничного рациона питания, и 3. стран, достигших изобилия продовольствия и вынужденных даже «бороться» как с излишками пищевых продуктов, так и с избыточным их потреблением и связанными с этим болезнями. Как и многие другие глобальные проблемы, продовольственная значительно сдерживает дальнейшее развитие цивилизации. 4) Проблема преодоления экологического кризиса и его последствий. Эта проблема является наиболее актуальной. В процессе своей хозяйственной деятельности человек долгое время занимал по отношению к природе позицию потребителя, нещадно эксплуатируя ее, полагая, что природные запасы являются неисчерпаемыми. Одним из негативных результатов человеческой деятельности стало истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды. В результате опасные для жизни и здоровья человека вещества выбрасывались в атмосферу, разрушая ее, попадали в почву. Загрязнению подверглись не только воздух и суша, но и воды Мирового океана. Это приводит как к уничтожению (вымиранию) целых видов животных и растений, так и к ухудшению генофонда всего человечества. Решить проблему преодоления экологического кризиса человечество может только сообща. В 1982 г. ООН приняла специальный документ — Всемирную хартию охраны природы, а затем создала специальную комиссию по окружающей среде и развитию. Кроме ООН большую роль в деле разработки и обеспечения экологической безопасности человечества играет такая неправительственная организация, как Римский клуб. Что же касается правительств ведущих держав мира, то они стараются бороться с загрязнением окружающей среды путем принятия специального экологического законодательства.5) Проблема безграмотности: Неграмотность — это явление социально-экономического происхождения, это следствие кризисных явлений в стране. Решение этой проблемы необходимо искать, прежде всего, в улучшении экономического положения России. Весьма актуальным является обращение к опыту ликвидации неграмотности, накопленному в первые десятилетия советской власти. В такие переломные моменты истории наиболее значимыми для общества становились задачи не только удержания, но и повышения уровня просвещения населения, его культуры, то есть, что может возродить и модернизировать экономику и социально-политическую жизнь страны. Ликвидация неграмотности — первооснова процесса приобщения народа к знаниям, культурного и экономического прогресса общества. Уже в ближайшее время число неграмотных европейцев может серьезно возрасти. Почти 25% школьников в странах ЕС имеют серьезные проблемы с письмом и чтением, а в 2000 г. их число не превышало 18%. Для того чтобы переломить ситуацию, в образование необходимо вкладывать деньги, найти которые в условиях нынешнего кризиса практически невозможно. Всего же в мире, по данным ProLiteracy, читать и писать не умеют 774 млн человек, две трети из которых женщины.

 

4.Социальная экология: объект, предмет и метод исследования.

Социальная экология — научная дисциплина, рассматривающая взаимоотношения в системе «общество-природа», изучающая взаимодействие и взаимосвязи человеческого общества с природной средой (Николай Реймерс).

Социальная экология в настоящее время формируется как частная самостоятельная наука со специфическим предметом исследования, а именно:

-состав и особенности интересов социальных слоёв и групп, эксплуатирующих природные ресурсы;

-восприятие разными социальными слоями и группами экологических проблем и мер по регулированию природопользования;

-учёт и использование в практике природоохранных мероприятий особенностей и интересов социальных слоёв и групп

Таким образом, социальная экология — наука об интересах социальных групп в сфере природопользования.

Основной задачей социальной экологии является изучение механизмов воздействия человека на окружающую среду и тех преобразований в ней, которые выступают результатом человеческой деятельности.

Проблемы социальной экологии в основном сводятся к трем основным группам:

планетарного масштаба – глобальный прогноз на население и ресурсы в условиях интенсивного промышленного развития (глобальная экология) и определение путей дальнейшего развития цивилизации;

регионального масштаба – изучение состояния отдельных экосистем на уровне регионов и районов (региональная экология);

микромасштаба – изучение основных характеристик и параметров городских условий жизни (экология города или социология города).

 

5)Современная глобальная экологическая проблема: научные и политические подходы к ее разрешению.

Глобальные проблемы современного мира это такие проблемы которые в той или иной степени затрагивают интересы всех стран а так же каждого человека в отдельности. Но проявление проблем реально осознано незначительной частью населения. Понятие глобальная проблема появилось в конце 1960ых начале 1970 годов. К концу 20 начала 21 века мы выделяем около 15-20 гл проблем. Они имеют разные происхождения но все они объективны по содержанию.

· На первом месте стоит проблема «войны и мира» т.к. это годы вооружений и противостояний. Последствия военных конфликтов - разрушения населений и человеческие жертвы. Так же есть понятие проблемы экологического последствия ядерного конфликта.Они опасны потому что будет нарушена устойчивость эко системы.

· Демографическая проблема (возростание численности населения)нехватка ресурсов, территории и т.д.

· Проблема продовольствия. Заключается в том что население постоянно недополучают норму для человека

· Проблема безграмотности

· И конечно же глобальная экологическая проблема. Знаключается в том что природа начинает терять свою уникальную способность к самовосстановлению.

3 направления к решению проблемы: - алармисское –технологи оптимисты – технологи

6. Основные работы Римского клуба. Характеристика доклада «Пределы роста».

РИМСКИЙ КЛУБ – международная неправительственная организация, деятельность которой направлена на стимулирование изучения глобальных проблем. Основана в 1968 итальянским менеджером и общественным деятелем А.Печчеи. Работы: «Пределы роста», «Человечество на перепутье», «Пересмотр международного порядка», «Человеческие качества», «За пределами роста», «Первая глобальная революция», «Скандал и позор: бедность и недоразвитость», «Информационное общество и демографическая революция», «Пределы приватизации» и др. Пределы роста — доклад опубликованный в 1972 г. Содержит результаты моделирования роста человеческой популяции и исчерпания ресурсов. В написании доклада принимали участие Донелла Медоуз, Денниc Медоуз, Рандерс и Беренс. В основу доклада легли данные, полученные в результате компьютерного моделирования роста потребления ресурсов.Модель была построена на пяти параметрах — численность населения Земли, индустриализация, производство продуктов питания, истощение природных ресурсов и загрязнение окружающей среды. Каждый из них имеет свою динамику развития и влияет на остальные параметры. Основной целью создания модели было определить, какие из закономерностей поведения будут наиболее характерными для мировой системы при её приближении к пределам роста. Согласно стандартной модели, если не произойдет никаких качественных изменений, то в нач. 21 в. начнется резкий спад среднедушевого промышленного производства, затем – и численности населения планеты. Даже если количество ресурсов удвоится, то глобальный кризис лишь отодвинется до примерно середины 21 в. Единственным выходом из катастрофической ситуации виделся переход к планируемому развитию по модели глобального равновесия, т. е. сознательная консервация промышленного производства и численности населения.

 

 

7. Основные положения работы Б.Коммонера «Замыкающийся круг».

Современная экология имеет собственные законы, правила, эмпирические (гpеч. empeiria – опыт, основанные на опыте) обобщения. Основные проблемы взаимодействия общества и природы в какой-то мере отражают четыре положения, которые сформулировал американский биолог Барри Коммонер в книге "Замыкающийся круг". Он назвал их "законами экологии", именно в кавычках [35].

Первый «закон» экологии: все связано со всем

 

Этот закон отражает существование тесных связей в биосфере между живыми организмами и физико-химическими свойствами окружающей природной среды. Любое изменение в качестве физико-химического состояния природной среды передается как внутри экосистемы, так и между ними, влияет на их развитие и биосферы в целом.

 

В качестве примера можно привести ситуацию, сложившуюся в экосистеме Азовского моря. Всего полвека назад продуктивность Азовского моря была в 1,5 раза выше, чем Северного, в 8 раз – Балтийского и в 25 раз – Черного. Кроме того, в Азовском море вылавливали ценные осетровые породы рыб. Но в связи с использованием стока Дона и Кубани для орошения и других хозяйственных нужд возросла соленость воды. Это привело к нашествию черноморских медуз, которых раньше здесь вообще не было. Это нарушило экологическое равновесие Азовского моря. Медузы поедали планктон, которым раньше питалась мелкая рыба, бывшая, в свою очередь, пищей для гораздо более крупных рыб. Уловы ценных пород упали с обычных 90000 т до 5700 т. [52].

Второй «закон» экологии: все должно куда- то деваться

 

Действие этого закона - одна из главных причин экологического кризиса.

Огромные количества веществ извлекаются из недр Земли, преобразуются в новые соединения, которые рассеиваются в окружающей природной среде, включаясь в биохимические круговороты. Некоторые их них, химически активные, способны вступать в реакцию с белками, замещать биогенные элементы, влиять на развитие живых организмов. Они очень опасны. Б. Коммонер рассматривает это на примере ртути, содержащейся в использованной батарейке или транзисторе, которая проходит свой путь в окружающей среде: «мусорный контейнер – мусоросжигательная фабрика – атмосфера – водоем – метилирующие ртуть бактерии – зоопланктон – рыба – человек». До конца доходит небольшое количество ртути, но все же доходит, накапливается и оказывает свое воздействие.

Не менее опасны многие сотни органических соединений – ксенобиотиков, которые рассеяны в биосфере, включились в глобальный круговорот, накапливаются во все новых поколениях рыб, птиц, зверей, людей. Например, ДДТ, его содержание в микроводорослях и бактериях в 20 – 100 раз больше, чем в воде, в теле рыб – в 5 - 12 тыс. раз, в теле водоплавающих птиц, питающихся рыбой, – в 30 - 100 тыс. раз. В начале 80-х г. жители разных стран Земли содержали в своем теле от 2 до 5 мг ДДТ на каждый кг веса тела

Третий «закон» экологии: природа знает лучше

 

Этот закон базируется на результатах возникновения и развития жизни на Земле, на естественном отборе в процессе эволюции жизни. Главный критерий этого отбора – вписанность в биотический круговорот. У любого вещества, выработанного организмами, должен существовать разлагающий его фермент. Человек же вопреки этому закону создал вещества, материалы, изделия, которые не подвержены биологическим повреждениям, биокоррозии и не могут быть обезврежены природой (например, полиэтилен, ДДТ и др.).

 

Таким образом, человечество, воздействуя на биосферу как мощная "геологическая сила" вызывает в ней необратимые процессы, которые могут перерасти в глобальный кризис. Выход один – найти приемлемый для природы и достойный для человечества компромисс. Б. Коммонер в своей лекции "Экология и социальные действия" внес дополнение в формулировку закона: "Природа знает лучше, что делать, а люди должны решить, как сделать это возможно лучше" [по 8].Четвертый «закон» экологии: ничто не дается даром

Б. Коммонер пишет: "Глобальная экосистема представляет собой единое целое, в рамках которой ничто не может




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1859; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.