КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Концепция биотической регуляции Горшкова и концепция равновесного природопользования Олдака
В концепции В. В. Горшкова основная роль отводиться биотической регуляции окружающей среды. Биота Земли рассматривается как единственный механизм поддержания пригодных для жизни условий окружающей среды. В этой концепции главным свойством жизни считаться способность видов к поддержания тех условий окружающей среды, какие пригодные для существования биоты на любом эко системном уровне. Биотическая регуляция окружающей среды возможна в результате взаимодействия промеж организмами и средой. Работу по обеспечению поддержания окружающей среды, исполняют виды с оптимальной количеством. Именно они образуют сообщества и складывают земную биоту, они предотвращают популяционные взрывы, разрушительные сообщества. Согласно оценкам (Горшков, 1995), допустимый относительный порог использования человеком чистой первичной продукции биоты составляет около 1%, тогда как к настоящему времени он достиг примерно 10%. Важный факт состоит в том, что в условиях невозмущенной допороговой природы среды глобальный биогеохимический круговорот биогенов замкнут с высокой степенью точности порядка 0.01%. За последнее столетие эта замкнутость уменьшилась на один порядок величины, причем на всей суше в направлении, соответствующем положительным, а не отрицательным обратным связям. Это (при сохранении подобной тенденции) грозит глобальной экологической катастрофой, которая выразится в разрушении существующей биосферы через несколько столетий. Таким образом, фундаментальное значение приобретает динамика биосферы. Согласно П.Г. Олдаку (1983 г.), экстенсивное природопользование имеет место, когда рост производства и людских поселений осуществляется за счет возрастающих нагрузок на природные комплексы, причем эта нагрузка растет быстрее, нежели увеличивается масштаб производства; равновесное природопользование — когда общество контролирует все стороны своего развития, чтобы совокупная антропогенная нагрузка на среду не превышала самовосстановительного потенциала природных экосистем. Связь общественного производства с природной средой следует рассматривать исходя из 3 важнейших факторов экономического роста:1.трудовые ресурсы — главный фактор экономического роста, его источником является население — важная производственная сила;2.созданные людьми средства производства: орудия труда, технологии, на которых основаны промышленность, транспорт, сельское хозяйство, строительство;3.природные ресурсы. Взаимоотношения общества и природы складывались и складываются так, что все факторы экономического роста — трудовые ресурсы, средства производства, природные ресурсы — в комплексе используются обществом для развития производства. Производственная деятельность, нарушает естественное течение природных процессов.
12. Современная государственная экологическая политика: основные элементы и пути их реализации. Экологическая политика — это система мероприятий, связанных с влиянием общества на природу. Экологическая политика — это определенная организацией совокупность намерений и принципов относительно экологических показателей её деятельности, которая создает основу для разработки конкретных целей и задач. В толковом словаре по охране природы приводится такое определение: «Политика экологическая — это совокупность способов достижения поставленных экологической стратегией целей и задач». При этом экологическая стратегия определена как совокупность конкретных целей и задач, рассчитанных на реальные возможности и термины их достижения, в сфере охраны окружающей природной среды и использование природных ресурсов.
Главной целью Концепции совершенствования государственной экологической политики является создание необходимых условий для реструктуризации и снижения антропогенного воздействия на окружающую среду до экологически допустимого уровня, поддержания жизнеобеспечивающих функций биосферы, охраны и воспроизводства природных ресурсов. Достижение этой цели потребует решения следующих важнейших задач: а) в сфере природопользования: обоснование и проведение внешней и внутренней политики в сфере обеспечения экологической безопасности, отвечающей национальным интересам России; совершенствование системы управления природопользованием, включая осуществление обоснованного разграничения полномочий в области государственного управления природопользованием между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; развитие института государственной собственности на природные ресурсы с учетом возможного разграничения прав собственности между Российской Федерацией и ее субъектами; реформирование и развитие системы учета и экономической оценки природных ресурсов, систем лимитов и лицензирования природопользования; проведение постепенного реформирования налоговой системы, направленного на увеличение доли ресурсных платежей в доходной части бюджетов при снижении ставок по другим видам налогов; совершенствование экономических, финансовых механизмов воспроизводства природных ресурсов, развитие рынка работ и услуг в области природопользования; развитие систем мониторинга состояния природных ресурсов и контроля за использованием и охраной природных ресурсов; проведение научных исследований, развитие новых методов и технологий в области охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, а также стимулирование внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий.
б) в сфере охраны окружающей среды: формирование более эффективной структуры государственного управления охраной окружающей среды и осуществление обоснованного разграничения полномочий в области государственного управления охраной окружающей среды между федеральными органами управления, органами управления субъектов Российской Федерации и местными органами самоуправления;
совершенствование экономических, финансовых механизмов охраны окружающей среды, развитие рынка работ и услуг в области охраны окружающей среды; стимулирование развития и внедрения эффективных систем управления природоохранной деятельностью на предприятиях, в том числе в соответствии с международными стандартами серии ИСО 14000; повышение эффективности государственной экологической экспертизы, введение в практику процедур ОВОС, развитие систем государственного экологического контроля и мониторинга состояния окружающей среды, создание Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ); формирование эффективной системы непрерывного экологического образования, формирование экологической культуры и экологического мировоззрения; обеспечение лицензирования всех экологически опасных (в том числе - потенциально) видов деятельности; последовательный переход на систему международных стандартов технологических процессов и производимой продукции; широкое распространение достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей природной среды, по экологической проблематике в целом, в том числе посредством государственной поддержки издания экологической литературы, средств массовой информации; поддержка общественных экологических движений и привлечение неправительственных организаций к решению экологических проблем, к осуществлению экологического контроля и мониторинга.
13. Экологическое право — особое комплексное образование, представляющее собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. В системе экологического права России принято выделять: общую, особенную и специальную части. Общая часть - положения, обслуживающие институты особенной части. Особенная часть - институты, имеющие целевое назначение в силу специфики объекта (предмета использования или охраны) Специальная часть - экология и космос, международное экологическое право, сравнительное экологическое право.
Общая часть содержит, в том числе, такие институты как: § право собственности на природные объекты; § право природопользования; § государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды; § эколого-правовая ответственность Особенная часть включает: § Эколого-правовой режим природных объектов: землепользования, недропользования, водопользования, лесопользования, пользования животным миром § Эколого-правовая охрана (защита) отдельных компонентов природной среды: атмосферного воздуха, защита природных объектов, в том числе ООПТ § Эколого-правовой режим и охрана природно-антропогенных систем: эколого-правовой режим использования и охраны объектов с/х, эколого-правовой режим населенных пунктов, рекреационных и лечебно-оздоровительных зон; правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления и т.д. Специальная часть экологического права посвящается основным чертам международной правовой охраны окружающей природной среды, сравнительно-правовому анализу отечественного и зарубежного экологического права. 14. Основные принципы международного экологического сотрудничества 3. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 3—14 июня 1992 г.). В Рио-де-Жанейро встретились 114 глав государств, представители 1600 неправительственных организаций.». На конференции были одобрены пять основных документов: Декларация РИО об окружающей среде и развитии; Повестка дня — XXI в.; Заявление о принципах управления, сохранении и устойчивого развития всех типов лесов; Рамочная конвенция по проблеме изменений климата; Конвенция по биологическому разнообразию.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2012; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |