Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественная эфф-сть монополии и принципы гос.регулирования




Кол-во пр-лей. 2)Цены на ресурсы(самый важный фактор). 3) Внедрение новых технологий. 4) Натоги и дотации. Рост налогов приводит к увеличению издержек,а след-но к уменьш. S. Увеличение дотаций приводит к увелич. S.и наоборот. 5)Ожидание. Если пр-ль ожидает увелич.Р на ресурсы в будущем,то он выпускает больший объем прод-ии. Если ожидает появление новой технологии,позводляющей удешевить,то он затормохит пр-вос использванием устар.техно-ии и наоборот. 6) Цены на взаимозамен.и взаимодоп. товары.

27. Рыночное равновесие- это сит-ия когда, условия пр-ля и потреб-ля согласуются по цене и кол-ву,что закрепляется в сделке или акте о купле-продаже. Реальный рынок-это миллиарды сделок.происходящих ежесекундно. Графически р.р.выражается в совпадении кривых S и D. График:

Точка равновесия Е – выражает равновесную цену и равновесное кол-во. Р.р.-сит-ия нестабильная и слабопрогнозируемая. Сдвиг р.р.происходит в 2-х случаях.

1. Отклонение рыночных цен от цен равновесия.

1)Р1>Ре: Q s>Qd, U=Q2-Q1 График….

2)P2<Pe: Qs<Qd, D=Q4-Q3

 

 

2. Изменение S и D под воздействием неценовых факторов. Происходит как правило одновременно как в одном, так и в разных нап-иях и на разные величины.

28. 16 ситуаций!!!

29. Микроэкономика.

1. Производство- важнейшай стадия хоз д-сти,кот определяется параметрами данной эк системы и сама воздействует на изменение этих параметров. В основе любого пр0ва лежит системы ф.п.-система эк.ресурсов,кот используются в процессе хоз д-сти. В соврем. эк благ пр-ся по средствам различных технологий и один из основных видов предпренимательского выбора-это выбор оптимальных технологий, позволяющий max-ть хоз рез-тат. В эк.науке для решения залачи выбора технологии используется аппарат произв-ых ф-ий, выражающий зависимость объема выпуска от совокупности примен.ф-ов.

2. Использование модели п.ф. позволяет выбрать наиболее эффективную комбинацию ф.п., когда одинаковые фин.затраты позволяют добиться max объема выпуска прод-ии. Наиболее популярна ф-ия Кобба-Дугласа Y=A*La*Kb*My Y- максим.объем выпуска прод-ии, А-коэф-ты масштабности пр-ва, L-затраты трудовых ресурсов, К-капитал, М-сырье и мат-лы a,b,y-коэф-ты эластичности по каждому из ф.,кот показ-ют, какой прирост Y соот-ет 1%ому увеличению каждого из факторов.

В основе модели ПФ лежит экономич. принцип неполной взаимозаменяемости факторов, т.е.в комбинации факторов при данной технологии рост одного из факторов будет соотв-ть отказу от др.факторов, в опред пропорции но не до конца.

График…

Модель ПФ исключает сит-ии: 1) полной взаимозаменяемости; 2) жесткой дополняемости ф.п.,кот присутствует в современных наукоемких технол-иях в обл.ядерной физики, биологич.синтеза, тонких химич.технологий, кот предполагают неизменность пропорций применяемых ф.п. При анализе ПФ рассматриваются различные сит-ии д-сти фирмы с точки зрения фактора времени. Действия этого фактора в эк.предполагает возможность изменения парам.пр-ва за опред.период, кот различна в разных отраслях.

3 периода д-сти фирмы: Мгновенный -сит-я когда изменение комбинаций ф.п.невозможно (все ф.п.постоянны). Короткий- сит-ия,когда возможно изменение элем.труда, оборотного и финн.капитала. Длительный -сит-ия,когда возможно изме-ие всех применяемых ФП и самой технологии (все ф.п.переменны).

 

 

3. В коротком периоде, когда возможно изм-ие только некот.ф.п.в любом пр-ом процессе имеет место закономерность постепенного снижения отдачи от каждого доп.примен-ого фактора. Предложил Джеймс Кларк, сделавший след.выводы. При увеличении 1 ф.п.и неизменности всех остальных объем выпуска прод-ии на 1ом этапе приостает на все большую величину (это значит,что отдача от каждого доп.применяемого фактора растет>0)

На 2ом этапе при дальнейшем наращивании перем.фактора общий объем выпуска увеличивается, но на все меньшую величину (пред.отдача >0,но снижается). На 3ем этапе наращивание переем.фактора до уровня N приводит к неизменности общего объема выпуска (пред.отдача=0), а в дальнейшем, приведет к снижению общего объема выпуска. Т.о. закон убывающей отдачи устанавливает предел роста общего объема выпуска, и границу целесообразности такого наращивания. Действие з.у.о.проявляется в динамике след.категорий. Общий продукт TP -общий объем выпуска,находящийся под влиянием изменения ф.п.(перем). Средний продукт AP -общий продукт на ед-цу применяемого переем.ф.п. AP=Q/L. Предельный продукт MP -дополнительный продукт,связанный с приростом ф.п.на ед. Графическая интерпритация.

График…

 

Самый эффективный отрезок наращивания между MPmax и AP max.

 

4. В длит.периоде при одновременном изм-ии нескольких ф.п.необходимо выбрать их оптимальную комбинацию,позволяющую max-ть выпуск. Эта задача может быть решена с помощью модели ПФ с 2мя переем.факторами. Изокванта -это ПФ,выражающая, совокупность различных комбинаций ф.п.,позволяющих при данной технологии произвести одинаковый объем. Графически выражается кривой с отриц.наклоном.

Свойства: 1)имеет отрицат.наклон. Эк.смысл:обратная зависимость.

График..

 

2)выпукла к началу координат. При переборе комбинаций ф.п.при движении по изокванте при наращивании фактора L на пред.малую величину, отказ от фактора К происходит все в меньшей пропорции,т.к.наращивание L ведет к снижению отдачи. След-но,чтобы добиться в каждой точке одинак.объема выпуска надо экономить на отказе фактора К в соотв-ии с з-ном убывающей пред.полезности. Соотношение в кот.происходит отказ К при наращивании L на ед.наз-ся предельной нормой технологич замещения.

MRTS lk=-dK/dL; MRTS kl=-dL/dK;

Т.о. MRTS убывает при движении по изокванте.

График

 

 

5. Изокоста-модель ПФ, выражающая совокупность различных комбинаций ф.п.

График:

 

TC-доход фирмы(суммарные издержки)

W-цена труда

r-цена капитала

L-затраты труда

K-затраты капитала

TC=WL+rK

 

6. Издержки фирмы.

1.По х-ру создания издержек: а)явные(бух.издержки-отражаемые на считах бух.учета); б)неявные(земля,здание,сооружения,машины,оборудование, транспорт, технологии, деньги и финн.инструменты) а+б=экономические изд.фирмы, концепции прибыли (бух.прибыль Profбух=TR-TCбух.; экономич.прибыль Profэк=TR-TCбух.+неявн).

2. По сфере образования изд. а)внутренние;б)внешние; а+б=общественные.

3.По стадиям хоз д-сти. а) изд.пр-ва; б) изд.обращения(трансформационные);

в) трансакционные.

Явные изд-затраты фирм в денежном выражении на фактич.приобретаемые ресурсы, кот до начала хоз д-сти не находились в собств-сти фирмы.

Неявные- А.С.ф.п.,кот могут быть использованы на многовариантной основе и находятся в собств-сти фирмы.

Внутренние -изд,кот несет непосредственно фирма, производящая благо.

Внешние -изд.общества по нейтрализации внешних отриц.эффектов, спровождающих

пр-во данного блага.

Изд.обращения -изд.фирмы, связанные с продвижением прод-ии на рынок и осуществлением реализационной стратегии фирмы.

Трансакац.изд -изд.,связанные с реализацией соц-эк.институтов применительно к д-сти фирмы.

 

 

7. Издержки пр-ва. 1)мгновенный период (все изд=const) 2 ) короткий: а) постоянные;

б) переменные; в)общие. 3) длительный (все издержки переменные).

Постоянные FC- затраты на ф.п.изменение кот в коротком периоде времени невозможно. (аренда земли,зданий или сооруж.,машин и оборудования,лицензий,патентов, оплата труда управл.персонала, плата за кредит). FC-не зависят от объема выпуска.

Переменные VC -затраты на факторы изменяемые в кратко срочном периоде (плата за сырье и мат-лы, комплектующие и п/ф, топливо, эл.эн., ручного инструмента, труда основного персонала). Общие издержки. TC=FC+VC.

Средние ATC=TC/Q -общие издержки на ед.выпуска.

Предельные изд. MC=dTC\dQ- доп.издержки, связанные с приростом выпуска прод-ии на единицу.

Средние постоянные: AFC=FC\Q. Средние переменные: AVC=VC/Q.

Линия AFC имеет отриц.наклон, т.к. пост.изд.при увелич объема выпуска из расчета на ед.прод-ии снижаются. Линии AVC,ATC,MC имеют отрицат наклон, т.е.сначала снижаются, минимизируются, а затем растут, т.к. MC и AVC это категории обратные MP и AP.

График:

 

8. ЭМП- это пропорция уведичения объема выпуска относит.пропорции роста ф.п.,при расширении масштабов д-сти фирмы.

На фирмах разной отраслевой принадлежности могут сущ-ть различные варианты ЭМП. От варианта ЭМП зависит формирование стратегии фирмы в долгосрочном периоде.

 

9. Стратегия с.к.ф. Признаки с.к.ф. 1) С.к.ф.- это фирма свободно входящая на рынок и выходящая из него. 2)Прод-ия, выпускаемя с.к.ф.-аналог прод-ии других с.к.ф.в данной отрасли,т.к.не поддается диффер-ии ни по одному из признаков. 3)Доля с.к.ф.ничтожно мала в общем объеме выпуска отрасли, след-но не может оказывать влияние на форм-ие рын.цены в отрасли, а напротив, в своей д-сти ориентируется на эту цену. Т.к.отклонения в сторону увелич.(нереализованная прод-ия)или сниж.(прямое снижение TR) влечет за собой убытки. С этим св-вом связана специфика спроса н а прод-ию отдельно взятой с.к.ф.

График (2)

Отраслевой D на р.с.к.выражается классич.линией с отрицат.наклоном. Отраслевая цена опред.традиционным соотношением D и S на биржевом рынке. D на прод-ию отдельно взятой с.к.ф.выражается горизонт линией // оси Q,проходящей на уровне отраслевой цены, отклонения от кот,для фирмы лзначает,что: при увелич Р-остановку или отсутсвие спроса на прод-ию, при сниж. Р-прямые убытки,кот не могут быть компенсированы ростом спроса. D отдельной с.к.ф.эластичен,т.е.спрос на каждую n-ую ед.прод-ии полностья определяется ценой пр-ля, а значит отраслевой ценой.

Категории для анализа с.к.ф. 1) Валовый доход TR –валовая выручка от реализации

прод-ии с.к.ф TR=P*Q.

Средний доход AR=TR/Q- валовый доход на ед.продаж. AR=P.

Предельный доход MR=dTR/dQ=AR=P - доп.доход,получаемый с.к.ф.при увелич объема продаж на ед.

 

10. Стратегия с.к.ф. исключает продвижение прод-ии на рынок:дифф-ию,рекламу т.е.отсут-ет реализационная и рекламная политика. 2 элемента: 1)Минимизация издержек при внедрении ресурсосберегающих технологий и рачительном способе хоз-ия. 2) Грам.эк политика по выбору оптимального выпуска в зависимости от конъюнктуры отрасли.

Метод TR-TC.

1) Prof=TR-TC>0

Оптим объем выпуска –это Q при кот. Разница м/у TR и TC – max.

 

2) PR=TR-TC<0

Q: TR-TC-min; TR=TC, Pr=0

 

3) –Prmin при TC>TR>VC, (TR-TC)min

4) TC>TR<=VC

Метод MR-MC-при росте объема выпуска можно опр-ть эффек-сть для фирмы с точки зрения фин.рез-та с каждой ед.выпуска. Каждая ед. выпуска для кот. MR>MC присоедин.к фин.рез-ту фирмы эту положит.разницу, след-но положит.влияет на финн.рез-тат фирмы. Оптимальный объем при кот максим-ся финн.рез-тат достигается при объеме при кот. MR=MC.

1) Pr max при P>ATC Q: MR=MC (всегда);

2) Pr=0 при P=ATCmin

3) –Prmim при ATC>P>AVC

4) ATC,AVC>P при любом Q

 

 

11. Кривая предложения фирмы. При изменении рын.конъюнктуры любая фирма будет менять оптимальный объем выпуска в зависимости от уровня Р.

При увелич.Р, оптим.объем выпуска увеличивается, при сниж.Р, уменьшается.

Это отображается на кривой предложения фирмы, кот представляет собой участок кривой MC, начинающийся с точки B при Р=min AVC и объеме,при кот MR=MC.

График:

 

12. Монополия- это т.р.о.при кот.одна фирма аккумулирует 100% объема продаж и спроса. Т.к.монополия в своем отрасли единственный пр-ль уникальной прод-ии, то ее спрос ограничен только отраслевым спросом. След-но, основываясь на з-нах рынка, такая фирма строит свою политику на основе манипул.предложения при заданном спросе. Т.е.изменяя объем выпуска она может устанавливать монопольную цену, позволяющую max-ть прибыль в каждой конкретной сит-ии. След-но д-сть монополий с одной стороны объективно необходима общ-ву, а с другой, ее воздействие на общество(+или-) определяется во всех странах эффективностью гос.регулирования.

Признаки ч.м. 1) Уникальность производимой прод-ии. 2) Непреодолимость входных и выходных барьеров из отрасли. Вид монополии определяется входными барьерами.

Экономическая монополия (Газпром,Транснефть,РЖД,РАУ ЕС). Только значит.масштабы пр-ва позволяют этим кампаниям достаточно снизить уровень издержек, чтобы успешно конкурировать на внутреннем и мировом рынке. Барьер: необходимость высоких масштабов пр-ва,всвязи с действием положит.эф.масштаба.

Естественные ( ОАО Алроса,основание на владение редкими ресурсами). Барьер: владение редкими невоспроизводимыми ресурсами.

Административные ( метро, энергосбыт, почта). Сущ-ют сферы, имеющие особо важную стратегич.роль, либо высоковажную соц роль. Связан с обеспечением населения жизненно важными т и у. Барьер: административный запрет на занятие данным видом

д-сти для прочих кампаний со стороны гос-ва.

Технологические ( Дженерал-моторс,ОПЕЛЬ). Имеют ключевое значение для развития НТП. Эффективное патентное законод-во привлеч.значит.инвестиций. Барьер: патенты и лицензии выдававш на пр-во в данной отрасли.

Экономическая стратегия монополий состоит из 3-х элементов: 1) Диктуй цену (политика ценообразования).2) Выбор оптимального объема выпуска (MR=MC). 3)Активное использование методов нечестной конк-ии. 4) Орг-ция общ-ых связей.

Диктат цен. Т.к.спрос на прод-ию монополии-это отраслевой спрос то на моноп.рынке действует классич.з-н спроса. Чтобы больше продать,нужно снизить цену. След-но при опред-ии объема выпуска монополия всегда будет исходить их целесообразности наращивания Q и P. В отличии от соверш.рынка на несов.рынке ф-ия общего дохода, получаемого фирмой опред-ся 2мя факторами Q и P. Общий доход,получаемый монп-ей будет расти до тех пор,пока PR в рез-те увелич.объема продаж превышает убыток в рез-те уменьш.цены n-ой ед. График:

 

 

Линия MR круче линии D,т.к.доход, получаемый от продажи каждой послед.ед выпуска ха счет снижения цены будет снижаться быстрее,чем доход от продажи всего объема

произв-ой прод-ии, а значит линия MR достигает 0, быстрее. Т.к. монополия сам-но определяет P и Q продаж, то она будет работать только при таком Q и снижать P до такого уровня когда n-ая ед.выпуска положит.влияет на общий доход монополии. След-но участок д-сти монополии-это уч-ок спроса при кот.MR>0.(эластичный участок). Т.о. правило «диктуй цену» приводит к работе на ограниченном уч-ке объема выпуска, и позволяет удеживать P на высоком уровне.Такая политика приводит к негативным последствиям д-сти монополий для всего общ-ва. В общ-ве наблюдается недопроизв-во, в то же время сохраняется высокий ур.цен.

Определение оптим.объема выпуска. График:

 

Оптимизация объема выпуска монополий происходит по правилу MR=MC в пределах эластичного участка,при это Р устанавл-ся монополией, значит выше той цены,кот сложилась на конкур.рынке.max Pr оценивается площадью пр-ка PmACMN

Prmax=Qe(Pm-AC). При этом площадь тр-ка MNT подразумевает те убытки,кот несет

общ-во в рез-те д-сти монополии.

Критерий/+/-/меры гос.рег-ия. 1) Уровень издержек/ ч.м.обладает всеми фин.ресурсами для осущ-ия долгосрочной стратегии/отсутствие мотивации для долговременных вложений огранич.только эластичн.уч спроса.понятие Х-неэффективности,означ.превышение фактич.издержек пр-ва в монополизир.отраслях по сравнению с издержками для пр-ва аналогичной прод-ии в конкур.отраслях/ В м/у народной практике предусматривается: 1) ограничений ур.конц-ий капитала в отрасли. Индекс ХХ.: Индекс Лернера,регулир.ур издержек прибыли в монополизированных отраслях: 2) Развитие НТП/ фин.возможности по привлечению инвестиц.ресурсов и осуществлению долгосрочных проектов…/…/создание системы льгот и требований:система квотирования и тарификации(квоты на обязат.переработку сырья; квоты на экспорт сырья и прод-ии обрабат.пром-сти;экспортные и импортные тарифы по сырью и прод-ии обрабат пром-сти).

3)Конкуренция/ -/создаются искусственные барьеры для входа в отрасль др.предприятий. это приводит к ослаблению диверсификации,торможению в разв-ии кач-ва и сервиса и снижению конкурентноспособности.

4)Распределение средств м/у отраслями/ занимаясь пиаром…/работая на эластичн.уч спроса и поддерживая высокий ур.монопольных цен одновременно преграждая доступ к исп.ресурсов др.структурами монополия доходы себе. Особенно усиливается негативное влияние монополий в сит-ии инфляции,когда рост уен на ресурсы приводит к N-кратному росту Р на всю пр-ую прод-ию в отрасли. При этом усиливается соц.диф-ия, т.е.происходит перераспределение доходов от меньшинства к большинству./ 3 элем по рег-ию цен и доходов: 1)фиксацие цен с отклонением в пределах коридора; 2) индексация доходов населения в зависимости от темпа роста цен.; 3)Ножницы цен-это предельно допустимая норма разницы м/у ценами на мировом и внутр рынке,кот не подлежит уменьшению.

 

14. М.к.-это т.р.о.при кот много различных фирм с незначительными входными барьерами в отрасль, использующих традиц.виды ресурсов на основе диф-ии прод-ии и диверсификации пр-ва конкурируют м/у собой за за выгодные условия пр-ва и сбыта. Признаки фирмы м.к.: 1)Незначительные преодолимые входные барьеры. 2)Дифф-ия прод-ии и возможность широкого исп.методов ценовой и неценовой конк-ии в эк стратегии. Приоритет транформационным издержкам при формировании структуры пр-ва. В долгосрочной перспективе возможно появление отрицат.эф.масштаба, т.е.+ наклон линии LATZ. Отсюда главное звено эк политики фирмы-работа над кач-вом, сервисом, реализацией, рекламой, т.е при достижении фин.рез-та фирма делает ставку не на объем выпуска, а на возможное увеличение цены за счет попул-сти торговой марки. В общем модеь макимиз-ии фин.рез-та фирмы может быть разделена на 3 участка. 1) КАК СК. График: Установление наценки, а след-но и получение большей прибыли чем у конкурентов невозможно.

2)Зрелось. В процессе дифф-ии прод-ии фирма приобретает популярность, авторитет, увелич.долю>1% и для нее будет действовать з-н спроса, когда продаеш тем больше. Чем больше снижаешь цену. При это линия MR проходит ниже линии D и для средней фирмы в отрасли делит линию Q пополам. Это значит, что монопольная влась,т.е.возможность получения сверх прибыли за счет наценки над средней отраслевой ценой больше у той фирмы, линия D и MR у кот круче, чем у среднеотраслевой фирмы.

3)Общественная эфф-сть фирмы м.к. +: Дифф-ия приводит к улучшения кач-ва конкурентноспособности, а след-но к повыш.ур жизни. При этом отсутствует Х-неэфф-сть и сущ-ет мощная мотивация для развития НТП. -: Т.к.д-сть фирмы м.к.происходит на различных этапах, такая кампания не успевает приводить структуру пр-ва в соотв-ии с потреб выпуска. След-но фирма м.к.всегда имеет избыточные прозв-ые мощности приспособленные к 1 и 3 этапов. За счет этого уровень пост издержек фирмы м.к.больше чем у с.к. Это отражается в цене и на благосостоянии потребителей.

 

 

 

 

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 201; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.