Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы 1 страница




Нетрудно видеть, что здесь имеет место обратно пропорциональная (или отрицательная) связь: чем выше цены, тем меньше зрителей. Это обуславливает нисходящий характер кривой. В других случаях мы встретим прямо пропорциональные (или положительные) зависимости, которые на графике выглядят уже восходящими линиями (например, с ростом сбыта продукции доходы предприятия тоже растут).

Нетрудно видеть, что здесь имеет место обратно пропорциональная (или отрицательная) связь: чем выше цены, тем меньше зрителей. Это обуславливает нисходящий характер кривой. В других случаях мы встретим прямо пропорциональные (или положительные) зависимости, которые на графике выглядят уже восходящими линиями (например, с ростом сбыта продукции доходы предприятия тоже растут).

 

2. Основные направления экономической науки в настоящее время: неоклассика, кейнсианство, институционализм, марксизм. Что между ними общего, в чем различие.

 

Неоклассическая экономическая теория – это экономическая теория, согласно которой: 1. непредвиденные изменения уровня цен способны породить макроэкономическую нестабильность только в краткосрочном периоде; 2. в долгосрочном периоде экономика всегда сохраняет стабильность при производстве внутреннего продукта, обеспечивающем полную занятость ресурсов вследствие гибкости цен и заработной платы.

К основным чертам неоклассической теории относят:

а) Система свободного предпринимательства, обеспечивающая справедливое распределение доходов (наличие рыночной системы);

б) Государство должно осуществлять не фискально-бюджетную, а кредитно-денежную политику, оно должно не только следить за соблюдением хозяйственного законодательства, но и активно его совершенствовать (государственное регулирование не отвергается, просто несколько меняется его форма);

в) Разгосударствление жизни путем приватизации государственной собственности и дерегулирования;

 

Кейнсианство — макроэкономическое течение, сложившееся как реакция экономической теории на Великую депрессию в США. Основополагающей работой была Общая теория занятости, процента и денег[1] Джона Мейнарда Кейнса, опубликованная в 1936 году.

Кейнсианство использует те же механизмы, что классическая и неоклассическая школы, но различается по ряду гипотез и приходит к совсем иным выводам и императивам.

Суть кейнсианства:Рыночной экономике не свойственно равновесие, обеспечивающее полную занятость. Причина тому — склонность сберегать часть доходов, что приводит к тому, что совокупный спрос меньше совокупного предложения. Преодолеть склонность к сбережению невозможно. Поэтому государство должно регулировать экономику воздействием на совокупный спрос: увеличение денежной массы, снижение ставок процента (стимуляция инвестиционной деятельности). Недостаток спроса компенсируется за счёт общественных работ и бюджетного финансирования. По данной схеме развитые страны успешно строили экономику в течение 25 лет. Лишь в начале 1970-х начали проявляться проблемы макроэкономической политики, обострившиеся в связи с нефтяным кризисом 1973 г. Кейнс выстраивал следующую цепочку: падение общего покупательского спроса вызывает сокращение производства товаров и услуг. Сокращение производства ведет к разорению мелких товаропроизводителей, к увольнениям наемных работников большими предприятиями, и крупномасштабной безработице. Безработица влечет снижение доходов населения, то есть покупателей. А это, в свою очередь, форсирует дальнейшее падение покупательского спроса на товары и услуги. Возникает замкнутый круг, удерживающий экономику в состоянии хронической депрессии. Кейнс предлагал следующий выход: если массовый потребитель не способен оживить совокупный спрос в масштабах национальной экономики, это должно сделать государство. Если государство предъявит (и оплатит) предприятиям некий крупный заказ, это приведет к дополнительному найму рабочей силы со стороны этих фирм. Получая заработную плату, бывшие безработные увеличат свои расходы на потребительские товары, и, соответственно, повысят совокупный экономический спрос. Это, в свою очередь, повлечет рост совокупного предложения товаров и услуг, и общее оздоровление экономики. При этом начальный государственный заказ, предъявленный предприятиям, может быть грандиозным и в той или иной степени даже малополезным.

Идеи Кейнса получили дальнейшее развитие в работах представителей посткейнсианства как «ортодоксальных» кейнсианцев (Д. Хикса, Э. Хансена, А.Лейонхуфвуда и др.), так и левых кейнсианцев (Дж. Робинсон, П. Сраффы и др.). Глава американских последователей Кейнса Э. Хансен положил кейнсианский коэффициент мультипликатора в основу теории экономического цикла. Он сделал вывод, что увеличивая расходы в периоды кризисного спада производства и уменьшая их в периоды «перегрева» экономики, государство способно сглаживать циклические колебания производства и занятости. Кейнсианство ввело в научный оборот макроэкономические агрегатные (совокупные) величины, их количественные взаимосвязи. Тем самым оно дало импульс развитию новых разделов экономической науки, в частности эконометрики.

 

Классический институционализм зародился в начале ХХ века в США. Его основоположником считается Торстейн Веблен. Последователи институционализма стремились расширить рамки экономического анализа, привлекая подходы и методы смежных наук. Представители институционализма считали, что поведение экономического человека формируется главным образом в рамках и под воздействием социальных групп и коллективов. Понятие институционализма включает в себя два аспекта: «институции» — нормы, обычаи поведения в обществе, и «институты» — закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений. Институты — формы и границы деятельности людей. Они представляют собой политические организации, формы предпринимательства, системы кредитных учреждений. Это налоговое и финансовое законодательство, организация хозяйственного обеспечения и многое другое, связанное с хозяйственной практикой. Смысл институционального подхода состоит в том, чтобы не ограничиваться анализом экономических категорий, и процессов в чистом виде, а включить в анализ институты, учитывать внеэкономические факторы.

Отличия институционализма от других экономических школ:

-Привычные для неоклассической школы категории (такие как цена, прибыль, спрос) не игнорируются, а рассматриваются с учетом более полного спектра интересов и отношений.

-В отличие от маржиналистов, которые исследуют экономику «в чистом виде», отбрасывая социальную сторону, институционалисты, напротив исследуют экономику лишь как часть социальной системы.

-С точки зрения классической политической экономии, экономика рассматривается как основа или «базис» для науки, культуры, политики, институционализм же считает эти понятия равноправными и взаимосвязанными.

-Отрицание принципа оптимизации. Хозяйствующие субъекты трактуются не как максимизаторы (или минимизаторы) целевой функции, а как следующие различным «привычкам» — приобретенным правилам поведения — и социальным нормам.

-Интересы общества первичны. Действия отдельно взятых субъектов в значительной мере предопределяются ситуацией в экономике в целом, а не наоборот. В частности, их цели и предпочтения формируются обществом. В маржинализме и классической политэкономии считается, что сначала возникают интересы индивида, и они являются порождающими по отношению к интересам социума.

-Отрицание подхода к экономике как к (механически) равновесной системе и трактовка экономики как эволюционирующей системы, управляемой процессами, носящими кумулятивный характер. ---Старые институционалисты исходили здесь из предложенного Т. Вебленом принципа «кумулятивной причинности», согласно которому экономическое развитие характеризуется причинным взаимодействием различных экономических феноменов, усиливающих друг друга. В то время как маржинализм рассматривает экономику в состоянии статики и динамики, а классики характеризуют какой-либо экономический подход как естественный.

-Благосклонное отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику.

-Отрицание «рационального человека», руководствующегося исключительно полезностью. По мнению институционалистов, действия индивида спрогнозировать невозможно из-за невозможности учесть все факторы (экономические и неэкономические), влияющие на поведение человека. Следует определить, какие именно факторы лежат в основе спроса. Помимо цен это может быть ожидание цены, стремление уберечь фирму от риска и т. п. На экономическую ситуацию влияют не только цены; наряду с ними действуют и должны быть приняты во внимание такие факторы как инфляция, безработица, кризисы, политическая нестабильность и т. п.

-Цены не столь изменчивы, как об этом говорится в трудах классиков. Издержки, спрос, конъюнктура чрезвычайно подвижны, цены же консервативны. Несмотря на происходящие на рынке изменения цены зачастую не меняются.

-С точки зрения институционалистов задача экономической науки не только в том, чтобы составить прогноз, понять систему взаимосвязей, но и дать рекомендации, обосновать рецепты соответствующих изменений в политике, поведении, общественном сознании.

Марксизм — философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века.

Традиционно считается, что большое значение в теории Маркса имеют следующие положения: учение о прибавочной стоимости, материалистическое понимание истории (экономический детерминизм), теория отчуждения и учение о диктатуре пролетариата.

Философия марксизма находит человека в состоянии отчуждения и основной акцент делает на его освобождении. Однако человек трактуется как «совокупность общественных отношений», поэтому философия марксизма является, прежде всего, философией общества, рассматриваемой в его истории.

Движущей силой истории Маркс считает «материальное производство» («базис»), что позволило его сподвижнику Энгельсу заявить, что именно «труд создал человека». Важнейшим фактом антропогенеза стал переход от присваивающего хозяйства к производящему. Производство накладывает определённый отпечаток на общество, вследствие чего выделяют ряд последовательно сменяющих друг друга формаций или способов производства.

Все известные формации обладают известной долей антагонизма, поскольку в зависимости от отношений к средствам производства разделены на классы: рабовладельцы и рабы, феодалы и крестьяне, буржуазия и пролетариат. Классовая борьба создаёт государства, а также различные формы идеологии (включая религию, право и искусство) для того, чтобы один класс мог господствовать над другим. Смена формаций определяется уровнем развития производительных сил, которые постепенно «перерастают» производственные отношения, вступают в конфликт с ними, что и приводит к революциям (социальным и политическим).

Коммунистическая революция, по мысли представителей марксизма, должна окончательно избавить человека от отчуждения и привести общество к коммунистической формации.

Основным трудом Маркса в экономической сфере является «Капитал». Объектом критики Маркса являются меркантилистская, классическая и вульгарная школы. Основная ценность и научная новизна работы Маркса — в комплексном изучении специфического товара Рабочая сила. В результате анализа Маркс выделил и отдельно исследовал прибавочную стоимость как самостоятельное экономическое явление. Это позволило научно объяснить источник и природу прибыли на капитал, а также различные формы экономической эксплуатации.

 

3. Что такое вмененные (скрытые, альтернативные) издержки и почему их нужно учитывать в экономических расчетах.

 

Затраты (издержки или расходы) — размер ресурсов (для упрощения измеренный в денежной форме), использованных в процессе хозяйственной деятельности предприятия на (за) определённый временной этап. Зачастую в повседневной жизни люди путают данные понятия (затраты, издержки и расходы) с закупочной ценой ресурса, хотя и такой случай возможен. Затраты, издержки и расходы исторически в русском языке не разделялись. В советское время экономика была "вражеской" наукой, поэтому существенного дальнейшего развития в этом направлении не было, кроме т.н. "советской экономики".

Внутренние (неявные, скрытые) состоят из неоплаченных затрат фирмы из-за использования принадлежащих ей ресурсов, и нормальной прибыли или факторного дохода предпринимательства.

Альтернативные издержки - издержки упущенной выгоды или издержки альтернативных возможностей (англ. Opportunity cost(s))— экономический термин, обозначающий упущенную выгоду (в частном случае—прибыль, доход) в результате выбора одного из альтернативных вариантов использования ресурсов и, тем самым, отказа от других возможностей. Величина издержек упущенной выгоды связана с полезностью наиболее ценной из альтернатив, которая оказалась нереализованной. Альтернативные издержки характеризуются неотделимостью от принятия решений (действий), субъективностью, ожидаемостью на момент осуществления действия. Альтернативные издержки не являются расходами в бухгалтерском понимании, они всего лишь экономическая конструкция для учёта упущенных альтернатив. Если имеется два варианта инвестиций, А и Б, причем варианты взаимоисключающие, то при оценке доходости варианта А необходимо учитывать неполученый доход от непринятия варианта Б, как стоимость упущенной возможности, и наоборот.

 

4. Понятия потребности, спроса, потребления, производства, распределения, предложения.

 

Спрос — это количество товара, которое покупатели желают купить по данной цене. Полным спросом на товар является совокупность спросов на этот товар по различным ценам.

Потребление — использование продукта в процессе удовлетворения потребностей. В экономике потребление приравнивается к приобретению благ или услуг. Потребление становится возможным вследствие получения дохода или траты сбережений.

Производство — процесс создания разных видов экономического продукта. Понятие производства, характеризует специфически человеческий тип обмена веществ с природой, или более точно — процесс активного преобразования людьми природы с целью создания необходимых материальных условий для своего существования.

Распределение —одна из фаз воспроизводственного цикла (производство-распределение-обмен-потребление)

Предложение — понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести (предложить) какое-либо количество товара за определенный период времени при определенных условиях (определенное количество товара, который продавцы готовы предложить в течение определенного периода времени.).

 

5. Основные предположения о поведении индивидуального потребителя в неоклассической экономической теории (концепция «экономического человека», законы Госсена: первый (изменение предельной полезности одного блага) и второй (условие максимума полезности при потреблении нескольких благ).

 

законы Госсена — математическая разработка главных принципов теории предельной полезности, общих основ теорий субъективной ценности.

По мнению прусского экономиста Г. Госсена поведение человека определяет стремление к максимизации полезности или наслаждения. В связи с этим, Госсен выдвинул два тезиса, названные его последователями «законами».

Первый закон Госсена. При непрерывном акте потребления полезность каждой последующей единицы продукта ниже предыдущей. Полезность первых единиц при повторении акта потребления также ниже, чем при первом акте.

Второй закон Госсена. Упрощённый вариант основан на рассмотрении натурального хозяйства человека, изолированного от общества. При наличии определенного количества различных продуктов индивидуум в течение данного ограниченного периода времени может потребить их в разных комбинациях, одна из которых должна быть наиболее выгодной, приносящей максимум наслаждения, что достигается при установлении равенства предельных полезностей всех продуктов. Следующая степень приближения учитывает условия товарного хозяйства. Цена товаров и количество денег — главные факторы, ограничивающие потребление. Оптимальным будет тот вариант потребления, при котором достигается равенство между предельными полезностями, получающимися от последних денежных единиц, израсходованных на покупку отдельных товаров.

 

Второй закон впоследствии широко использовался математической школой для объяснения явлений капиталистического спроса и ценообразования.

 

6. Основные законы поведения потребителей на рынке одного товара: закон спроса, закон убывающей предельной полезности, эффект дохода, эффект замены (замещения).

 

Спрос — одна из сторон рыночного ценообразования отражает желание приобрести определённый объём товаров по данной цене.

Закон спроса — при прочих равных условиях, повышение цены вызывает понижение величины спроса; понижение цены — повышение величины спроса, то есть отражает обратную зависимость между ценой и количеством товара.

Неценовые факторы, влияющие на спрос: Уровень доходов в обществе; Размеры рынка; Мода, сезонность; Наличие товаров-субститутов (заменителей); Инфляционные ожидания.

 

Предельная полезность (нем. Grenznutzen, англ. Marginal utility) — это полезность, которую человек получает от использования ещё одной дополнительной единицы блага.

Другими словами— это увеличение общей полезности при потреблении одной дополнительной единицы блага (производная):

где U — функция полезности, а Q — количество потребляемого блага.

В условиях чистой конкуренции определяет рыночную цену товара.

Закон убывающей предельной полезности: Закон убывающей предельной полезности утверждает, что, при постоянном потреблении определённого продукта, его предельная полезность начинает уменьшаться. Отсюда следует необходимость понижения цены для того, чтобы побудить потребителя к увеличению покупок такого продукта. Однако, закон убывающей предельной полезности не всегда действует при малых количествах товара. Например, если человек принимает одну таблетку — он излечивается не полностью. Если две — то он излечивается полностью, и предельная полезность возрастает по сравнению с одной таблеткой. Однако дальнейшее потребление антибиотиков только вредит организму и предельная полезность становиться отрицательной.

 

Эффект дохода (англ. Income Effect) — воздействие изменения реального дохода на спрос потребителя, вызванного изменением цены блага без учёта эффекта замещения.

 

Эффект замещения (англ. Substitution Effect) — изменение соотношения средств, выделяемых на покупку различных товаров в следствии изменения цены одного из товаров, входящих в набор, потребляемый человеком (потребителем).

 

7. Условия ceteris paribus (при прочих равных условиях) и mutatis mutandis (с соответствующими изменениями): эффект Гиффена (парадокс Гиффена), эффект улучшения качества, эффект подражания (присоединения к большинству), эффект сноба, эффект Веблена (демонстративное потребление), эффект ожидаемых цен.

При прочих равных условиях (лат.: Ceteris paribus): Широко распространенная в экономических теориях предпосылка, предполагающая, что рассматриваемые переменные не оказывают на экономику иного влияния, кроме данного, и сами не подвержены влиянию других переменных. Обычно абсолютно нереальное, предположение "при прочих равных условиях" является основой анализа частичного равновесия (partial equilibrium analysis), из которого исходит большинство экономических теорий. С другой стороны, анализ общего равновесия (general equilibrium analysis) исключает предпосылку "при прочих равных условиях", однако не позволяет прийти к каким-либо полезным выводам.

 

Условие mutatis mutandis («с соответствующими изменениями» — лат.) — ситуация, при которой изменение цены полностью или частично отменяет действие правила ceteris paribus. В ситуации mutatis mutandis изменение цены воздействует не только на величину спроса, но и на сам спрос, что приводит к соответствующему сдвигу линии спроса.

 

Парадоксом Гиффена называются ситуации, при которых закон спроса прекращает себя явно проявлять, а линия спроса получает положительный наклон (рис. 2.4).

Парадокс Гиффена представляет собой единственное (хотя, по мнению некоторых экономистов, спорное) исключение из закона спроса.

 

Цена как показатель качества (эффект улучшения качества): повышение цены покупатели ошибочно связывают с (мнимым) улучшением качества

продукта. Однако такая ситуация не может длиться достаточно долго, так как покупатель убедится, что «новый» товар не отличается от старого. Поэтому практика подобного повышения цены может быть успешной лишь при непрерывной смене моделей и при значительном их разнообразии.

 

Под эффектом присоединения к большинству понимается эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупают другие. При этом кривая спроса здесь более эластична, чем в том случае, когда этот вид нефункционального спроса отсутствует.

 

Под эффектом сноба понимается эффект изменения спроса группы людей из-за того, что другие люди потребляют данный товар. При этом реакция сноба направлена в противоположную сторону по отношению к общепринятой. Кривая спроса становится менее эластичной.

 

Под эффектом Веблена понимается эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену. Эффект Веблена похож на эффект сноба, но принципиально отличается тем, что эффект сноба зависит от потребления остальных, а эффект Веблена зависит прежде всего от цены.

 

Эффект ожидаемых цен: Произошло снижение цен. Нетрудно предположить, что покупатель может ожидать дальнейшего их понижения и сократить текущий спрос. Напротив, если покупатель будет ожидать повышения цен, то текущий объем спроса возрастет. Таким образом, может создаться впечатление, что в данном случае существует прямая зависимость между ценой и величиной спроса, а линия спроса имеет не традиционный отрицательный, а положительный наклон.

Но такое умозаключение неверно. Ведь в данном случае сопоставляются текущие и ожидаемые цены. Так, если ожидается снижение цен, то покупатель воспринимает текущую цену как относительно высокую по отношению к будущей цене и сокращает спрос, т. е. общий закон спроса отнюдь не нарушается.

 

8. Как можно использовать значения показателей эластичности при принятии экономических решений на микро- и на макроуровне.

Эластичность это мера чувствительностиодной переменной к изменению другой, или число, которое показывает процентное изменение одной переменной в результате изменения другой переменной.

На микроуровне: Правильно определив эластичность своей продукции, фирма может с большой точностью определить возможные прибыли или убытки.

На макроуровне: Правящая элита государстваспособна привести свою страну к экономическому процветанию или краху также во многом по причине формирования экономической политики, которая ориентирует национальное производство благ с преобладанием той или иной эластичности.

 

9. Функция предложения и факторы, влияющие на нее.

 

Функция предложения — определяет предложение в зависимости от влияющих на него факторов.

Законом предложения называется прямая связь между ценой и кол-вом предлагаемой продукции.

Кривая предложения — показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.

Если влияет ценовой фактор, изменяется величина предложения (движение вверх, вниз по кривой).

Факторы, влияющие на предложение (неценовые)

1. Цены факторов (ресурсов) производства

2. Технология производства

3. Ценовые и дефицитные ожидания производителей

4. Размер налогов и субсидий

5. Количество производителей

 

10. Виды равновесия на рынке одного товара. Условия существования, единственности, устойчивости равновесия в конкурентной экономике.

 

Равновесие бывает устойчивым и неустойчивым.

Если после нарушения равновесия рынок приходит в состояние равновесия и устанавливаются прежние равновесные цена и объем, то равновесие называют устойчивым.

Если после нарушения равновесия устанавливается новое равновесие и изменяется уровень цен и объем спроса и предложения, то равновесие называют неустойчивым.

Виды устойчивости:

1. Абсолютная;

2. Относительная;

3. Локальная (колебания цен происходит, но в определенных пределах);

4. Глобальная (Устанавливается при любых колебаниях).

Функции равновесной цены:

1. Распределительная;

2. Информационная;

3. Стимулирующая;

4. Сбалансирующая

Рыночное равновесие — ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению; объём продукта и его цену называют равновесными.

Рыночное равновесие характеризуется равновесной ценой и равновесным объёмом.

Равновесная цена (equilibrium price) — цена, при которой объем спроса на рынке равен объему предложения. На графике спроса и предложения она определяется в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения.

 

Равновесный объём (equilibrium quantity) — объем спроса и предложения товара при равновесной цене.

11. Влияние налогов и дотаций на поведение покупателей, поставщиков и рыночное равновесие.

 

Эффект налогообложения товарной продукции. Другим примером вмешательства государства в рыночную деятельность является налогообложение товарной продукции. Подобные, так называемые косвенные, налоги(прямыми налогами облагается доход экономического субъекта) включают в себя налоги на добавленную стоимость (НДС), акцизы на сигареты, бензин и алкогольные напитки. Налоги на единицу продаваемого товара называются специфическими налогами (например, налог на литр покупаемого бензина). Налоги на цену, или добавленную стоимость, на каждой стадии производства называются адвалорными налогами.Наиболее типичным примером является НДС. При специфическом налоге имеет место параллельный сдвиг кривой предложения, ибо величина налога едина для любого уровня цен. При адвалорном налоге линия предложения повернется против часовой стрелки

Эффект налога заключается в повышении цены и снижении объема продаж Вместе с тем цена не поднимается на полную величину налога, так как кривая спроса имеет отрицательный наклон. Бремя налогов распределяется между потребителями и производителями.

 

Дотацию (субсидию) можно рассматривать как «налог наоборот». Дотация (как и налог) устанавливается либо как определенный процент к цене товара, либо в абсолютной сумме (в рублях) в расчете на единицу товара.

 

12. Эластичность. Определение понятия, способы расчета, Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене и по доходу.

 

Эластичность это мера чувствительностиодной переменной к изменению другой, или число, которое показывает процентное изменение одной переменной в результате изменения другой переменной.

 

Ценовая эластичность запрашиваемого количества блага, или, иначе говоря, прямая

эластичность спроса по цене {г\ — греческая буква «эта»), определяется как

процентное изменение объема спроса, поделенное на процентное изменение цены,

причем объем спроса является зависимой переменной величиной.

Изобразим это в формализованном виде:

Эластичность спроса по цене, ценовая эластичность спроса (price elasticity of demand) — относительное изменение объема спроса при изменении цены на 1 %.

Для измерения процентного изменения величины спроса используется формула средней точки Аллена.

 

Различают точечную и дуговую эластичность.

Точечная эластичность — может быть определена, если провести касательную кривой спроса. Значение точек эластичности обратно пропорционально тангенсу угла наклона касательной.

Дуговая эластичность — это показатель средней реакции спроса на изменение цены выраженной кривой спроса на некотором отрезке D1D2.

На эластичность влияют сроки хранения и особенности производства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.