Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 26. Психологические аспекты достоверности в познавательной деятельности следователя 1 страница




В процессе расследования по уголовному делу следователь проверяет доказательства и устанавливает согласуемость всей совокупности этих доказательств, т.е, проводит критический анализ сведений о фактической стороне дела. Факт — это объективно существующая реальность, а достоверность факта это свойство определенных знания о самом факте. Следует заметить, что достоверными и недостоверными могут быть не только факты, а сведения об этих фактах.

Следовательно, достоверность знаний о факте должна быть подтверждена проверкой его информационных источников и установлением согласуемости доказательств, иными словами, заключения следователя должны в полной мере соответствовать всем имеющимся в деле фактам, их целостной совокупности.

Все сформулированные выводы следователя обязательно должны быть фактически обоснованными. Это означает, что они основываются на правильной квалификации преступного деяния, с допустимостью и относимостью доказательств, их взаимосвязью и непротиворечивостью. Именно поэтому закон обязывает следователя исследовать все обстоятельства уголовного дела всесторонне, полно и объективно с учетом смягчающих и отягчающих вину обстоятельств. Только таким путем следователь приходит к достоверным знаниям о расследуемом событии. Достоверность представляет полную доказанность конкретного факта. Это значит: правильно установлено событие преступления, виновность конкретного лица в его совершении и мотивы совершения преступления.

Раздел 6. Психология расследования преступлений

Вопрос 27. Этапы расследования и структура познавательной деятельности следователя

Вся познавательная следственная деятельность может быть разделена на этапы:

до возбуждения уголовного дела — проводится в соответствии с требованиями ст. 109 УПК РФ (обязательность рассмотрения заявлений к сообщений о преступлении с принятием одного из решений: о возбуждении уголовного дела, об отказе возбуждении уголовного дела, о передаче заявления или сообщения по последственности),

осуществление следственных действий после возбуждения уголовного дела.

Процесс расследования любого преступления подразделяется на:

подготовительный (в соответствии со ст. 109 У ПК РФ);

первоначальный, в процессе которого факты, выявленные в ходе соответствующей проверки материала или заявления, получают свое процессуальное закрепление;

основной — создается соответствующая база для всестороннего полного и объективного исследования собранных по делу доказательств;

заключительный подводит итог всей познавательной деятельности следователя путем составления обвинительного заключения и его последующего утверждения прокурором для передачи уголовного дела в суд.

Bonpoc28. Эвристика в следственно-поисковой деятельности

Эвристический поиск представляет собой выбор оптимального направления при сужении зоны поиска, это выбор минимального числа средств для достижения максимального познавательного результата.

Эвристика (от греческого heurisko — нахожу) основывается на определенных правилах:

необходимо при расследовании уголовного дела провести сравнение различных вариантов решении, чтобы выбрать наилучший;

чем особеннее происшедшее событие, тем больше его информативная значимость;

вся поступающая о преступлении информация должна быть соответствующим образом оценена и классифицирована.

На основании сказанного выше можно сделать вывод о том, что продуктивность эвристического мышления зависит от отсеивания не относящейся к делу информации.

При расследовании неочевидных преступлений наибольшая эвристическая проблема состоит в установлении личности скрывшегося преступника. В таких случаях необходимо:

искать информацию о преступнике на месте совершения преступления;

анализировать полученную оперативную информацию;

искать информацию в аналогичных нераскрытых уголовных делах;

искать информацию в аналогичных способах совершения преступлений по специальным учетам;

выявлять возможных очевидцев преступления путем проведения сплошного опроса населения того района, где было совершено преступление;

необходимо не просто собирать, но и анализировать всю информацию о поведении лиц, подозреваемых в совершении преступления.

Вопрос 29. Типология следственных ситуаций

При расследовании преступлений следственные работники должны создавать информационную модель, т.е, специально создаваемую систему, которая смогла бы отображать элементы проблемной ситуации и находить информацию для решения поставленных задач.

Вся деятельность следователя строится на построении версий, которые выдвигаются на основе предположений о мотиве преступления.

Выдвигаемые версии подразделяются на:

специфические и типовые (отражают наиболее типичную возможность обусловленности какого-то события какой-то причиной);

частные и общие (включающие в себя несколько частных версий);

последующие

В следственной практике возникают ситуации, когда преступления совершаются липами с различными психическими отклонениями. В таких случаях следователь должен проанализировать неадекватность преступных действий (извращение, садизм и т.п.), а зачастую при совершении корыстных преступлений — избирательное завладение малоценным имуществом потерпевшего или повышенную ориентацию на сексуально значимые предметы.

Вопрос 30. Знаковая природа информационной базы расследования

Как было замечено ранее, следы преступления — это информационные знаки, которые свидетельствуют о личностных особенностях преступника, мотивах и целях его преступного поведения.

Имеющиеся на месте преступления следы преступления должны использоваться следователем для возможного моделирования физических и функциональных особенностей разыскиваемого лица. Когда известно направление поиска скрывшегося преступника, необходимо с особой тщательностью анализировать показания очевидцев, чтобы установить поведенческие особенности преступника. Это означает, что следует выявлять вес возможные объекты, которые подлежат оперативно-розыскной деятельности, анализировать вес возможности, которыми мог воспользоваться преступник для события своих следов и т.п.

Серьезная информация может быть получена следователем при анализировании связей преступника с потерпевшим.

Вопрос 31. Выявление мотивов преступления

Устанавливая мотивы и цели преступления, следователь должен опираться на то, что:

поведение человека реализуется не только в простых, но и в сложных действиях, которые имеют различную структурную организацию;

мотивация, побуждающая лицо к совершению конкретного действия; так при выяснении вопроса, на что направлено поведение индивида при совершении преступления, выявляется цель такого преступного деяния, а при установлении, почему лицо избрало данное преступное поведение, можно проанализировать мотив его поведения. Именно мотивация является показателем индивидуального образа поведения лица, совершившего преступление.

Вопрос 32. Информационное содержание способа деяния и поведенческих особенностей преступника

Каждый человек с учетом своей индивидуальности наделен определенными навыками, привычками, умением, мастерством, познаниями. Такие качества человеческого поведения находят свое отражение в способе совершения конкретным лицом преступления. В следственной практике используется знание следователя о чертах характера лица, совершившего преступление, а в криминалистике основываются на таком понятии: каков способ совершения преступления, таковым должен быть и способ его раскрытия. Преступное поведение должно всегда конкретизироваться следователем:

при расследовании убийств подлежат обязательному выявлению такие вопросы: место и время совершения преступления, кто потерпевший, кому выгодна его смерть, образ жизни потерпевшего, его связи, кто совершал убийство аналогичным способом и некоторые другие вопросы.

при расследовании грабежей и разбоев необходимо выяснить, где и когда было совершено преступление, количество участвующих в нем лиц, сведения о них, их приметы, особенности совершения преступления, характер насильственных действий и т. п.

при расследовании кроме подлежат выяснению следующие вопросы: время и место совершения, способ, последовательность совершения преступных действий, знание преступником мест хранения ценностей потерпевших, приметы похищенных вещей.

места реализации похищенного имущества и т. д. '-'-Следует заметить, что для каждого вида преступления существует определенный комплекс преступных действий, которые теснейшим образом связаны обстоятельствами, способствующими совершению того или иного преступления.

Вопрос 33. Взаимосвязь следственной и оперативно-розыскной деятельности

При работе над неочевидными преступлениями следователь тесно связан с инспекторами уголовного розыска, основой служебной деятельности которых является оперативно-розыскная деятельность, направленная на обнаружение лиц, совершающих преступления в условиях неочевидности. Для установления лиц, скрывшихся с места преступления, в оперативно-розыскной деятельности прибегают к различным уловкам и ухищрениям, что позволяет как можно быстрее установить преступников. Для этой цели оперативные работники применяют негласные средства сбора информации, опираясь на специальные учеты и оперативную технику.

При работе над преступлением, совершенным в условиях неочевидности, следователь через оперативные службы может получить информацию об объектах — возможных носителях доказательственной информации, ориентировочные данные об обстоятельствах, которые определяют тактические приемы собирания доказательств, а также сведения о подозреваемых в совершении конкретного преступления.

Раздел 7. Психология коммуникативной деятельности следователя, обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего и свидетелей

Вопрос 34. Коммуникативная деятельность следователя

В процессе расследования уголовного дела следователь взаимодействует со многими участниками уголовного процесса, его профессиональная деятельность создает предпосылки для информационного общения, отчего могут возникать самые различные ситуации, а именно:

допрашиваемый располагает искомой информацией, но ее скрывает,

допрашиваемый располагает нужной для следователя информацией, но ее умышленно искажает,

допрашиваемый добросовестно заблуждается в передаче информации, касающейся преступления;

допрашиваемый не располагает нужной информацией.

Для получения необходимой информации, которая в дальнейшем будет основой для полного, объективного и всестороннего расследования по уголовному делу, следователь должен осуществлял” соответствующую коммуникативную деятельность, управляя рефлексивно следственными действиями с учетом индивидуального психического состояния всех участников уголовного процесса.

Вопрос 35. Психология обвиняемого

В соответствии с действующим законодательством, обвиняемым признается лицо, в отношении которого в установленном законом порядке вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого. Другими словами, необходимо наличие достаточных доказательств, позволяющих вынести постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого к уголовной ответственности. После ознакомления обвиняемого с постановлением о его привлечении к уголовной ответственности следователь должен обратить особое внимание на поведенческие установки обвиняемого, его поведение в конфликтных ситуациях и т.п. У обвиняемого могут возникнуть две тактики его поведения, которые будут связаны или со стремлением избежать наказания, или же с осознанием неизбежности такового. Здесь уместно сказать о защитной доминанте обвиняемого, которая определяет направленность его психической деятельности, повышенную чувствительность к тому, что охраняется сложившимися защитными позициями.

Зачастую обвиняемые пытаются отрицать свою вину, формулируя при этом механизм психологической зашиты, уменьшая свою вину или вовсе ее отрицая. Поэтому изложение обвиняемым фактических обстоятельств дела должно глубоко анализироваться следователем, который обязан понимать, чему сам обвиняемый придает более важное значение, чего вообще пытается избежать и т.п. Психологически важно пытаться ослабить или же находить наиболее слабые места в оборонительной позиции обвиняемого.

Bonpoc 36. Психология потерпевшего и свидетеля

В соответствии со ст.53 УПК РФ, потерпевшим признается лицо, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный ущерб. Исходя из сказанного, можно сказать, что потерпевший по уголовному делу — лицо, заинтересованное в его исходе. В конфликтных ситуациях, связанных с преступлением, сужается его сознание и ограничиваются его адаптивные возможности. В его памяти зачастую могут запомниться более четко действия обвиняемого на стадии подготовки к преступлению и т.п. Именно поэтому следователь должен учитывать психическое состояние потерпевшего в зависимости от характера преступления. Часто потерпевший участвует во многих следственных действиях (опознание, очная ставка, следственный эксперимент), что приводит к нарушению его социальной адалтированности. Следователь должен четко улавливать настроение потерпевшего, с тем чтобы получить от него правдивые и объективные показания.

В отличие от потерпевшего, свидетель не имеет интереса в исходе дела, его показания носят оценочный характер и зависят от его психологического и интеллектуального развития. Следователь должен относиться с долей определенной осторожности к свидетельским показаниям, оценивая их в совокупности с другими доказательствами.

Вопрос 37.. Психологический контакт в следственной деятельности

Следует заметить, что профессиональным качеством любого следователя является его умение установить психологический контакт со всеми участниками уголовного процесса. При проведении любого следственного действия следователь должен оценить психическое состояние допрашиваемого лица, используя при этом коммуникативные действия нейтрального содержания. Психическое поведение следователя при производстве следственных действий должно стронться с учетом психического состояния допрашиваемого, который может быть либо резко возбужден и отрицательно настроен по отношению к преступнику, либо, наоборот, находиться в состоянии депрессии и быть подавленным. В такой ситуации следователь должен быть подчеркнуто внимателен, он не может быть небрежным и наигранно веселым, только установление между сторонами соответствующего контакта может содействовать повышению уровня психической активности допрашиваемых лиц.

Именно поэтому задачей следователя является установление у допрашиваемого лица положительных, социальных, связей, такие связи усиливают и побуждают к гражданским мотивам в поведении допрашиваемого. Это не означает, что следователь должен заигрывать с допрашиваемым, последний должен увидеть в процессе допроса профессионала, принципиального и грамотного специалиста, в совершенстве знающего свое дело. Вся система коммуникативных контактов должна состоять из положительных качеств личности и грамотного разъяснения следователем процессуальных прав и обязанностей допрашиваемого лица.

Особенного внимания требуют обвиняемые, в отношении которых избрана такая мера пресечения, как содержание под стражей, поэтому при первой встрече в следственном изоляторе следователь должен избежать конфликтного взаимодействия с таким обвиняемым. Необходимо заметить, что при производстве допроса или других следственных действий следователь может столкнуться с упорным нежеланием обвиняемого давать показания, тогда следователь должен прибегнуть к такому правомерному приему, как психическое

принуждение, суть которого заключается в том, что следователь воздействует на противодействие обвиняемого созданием такси ситуации, при которой обнаруживается скрываемая обвиняемым информация даже против его воли. Такнапример, тактически целенаправленная систематизация задаваемых следователем вопросов может выявить против воли допрашиваемого факта и обстоятельства, которые могли быть известны только ему, что и дает установить истину по делу.

Психическое принуждение, таким образом, не является каким-то приемом насилия следователя в отношении допрашиваемого лица, т.к. его целью является преодоление отрицательных установок на противодействие, и убеждение допрашиваемого в необходимости дачи правдивых показаний. Следовательно, психическое принуждение — это основа тактического мастерства следователя. Ведь приемы правомерного психического воздействия создают необходимые психологические условия, которые облегчают противодействующему допрашиваемому лицу переход от лживых показаний к правдивым.

Особо стоит подчеркнуть, что все способы психического воздействия на проходящих по уголовному делу лиц должны быть только правомерными, использование противоправных приемов психического насилия являются уголовно наказуемым. Это значит, что не должно быть нарушено ни одно из следующих требований:

психический прием не может основываться на неосведомленности обвиняемого или других участников уголовного процесса в правовых вопросах;

проводящиеся следственные действия не должны унижать чести и достоинства участников процесса;

нельзя насильственным путем влиять на позицию обвиняемого и побуждать его к признанию несуществующей вины и оговору невиновных;

гарантия прав личности, которая в дальнейшем будет и гарантией достижения истины по делу.

Вопрос 38. Приемы правомерного психического воздействия на лиц, которые своим поведением противодействуют следствию

Наука судебная психология знает соответствующие приемы правомерного воздействия следователя при противодействии со стороны допрашиваемых лиц:

ознакомление такого лица со всеми имеющимися по делу доказательствами и убеждение в бесполезности противодействия;

создание у обвиняемого субъективных представлений о доказательствах, содержание которых ему было неизвестно;

исправление ошибочных представлений о неосведомленности следователя по какому-то вопросу, имеющему значение для дела;

предъявление доказательств по мере их значимости с внезапным предъявлением особо значимых, изобличающих в совершении преступления;

совершение следователем действий, которые допускают их многозначное толкование обвиняемым;

использование фактора внезапности при производстве следственных действий;

демонстрирование возможностей следователя для объективного установления скрываемых обстоятельств вне зависимости от показаний обвиняемого.

Учитывая все приемы, следователь должен соответствующим образом строить тактику допроса.

Раздел 8. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе

Вопрос 39. Судебно-психологическая экспертиза, ее компетенция

Судебно-психологнческая экспертиза является разновидностью источника доказательств по уголовному делу. В соответствии с законом эксперт дает заключение на основании произведенных исследований в соответствии с его специальными знаниями и несет за данное им заключение личную ответственность.

Судсбно-психологическая экспертиза проводится в тех случаях, когда необходимо исследовать какие-то психическое проявления личности, не выходящие за пределы нормы, одним словом, исследовать такие отклонения, которые не носят патологического характера. Эксперт-психолог вправе отказаться от проведения экспертизы, если поставленные перед экспертизой вопросы не соответствуют его профессиональной специализации.

Вопрос 40. Задачи и методы судебно-психологической экспертизы

Задачей судебно-психологической экспертизы является научно обоснованная диагностика непатологических психических аномалий индивида.

Методом экспертизы является метод текстов, которые должны быть пригодными (валидными) и высоконадежными.

Наиболее распространенными являются следующие тесты:

оценка интеллекта, при помощи которых выявляется степень интеллекта и умения им пользоваться у испытуемого;

личностный опросник, который выявляет психосоматические и неврологические нарушения, а также психопатические типы поведения испытуемого;

метод беседы.

Заключение судебно-психологической экспертизы, как и любое заключение, состоит из:

вводной части, где указывается место и время составления заключения, сведения об эксперте, процессуальное основание назначения экспертизы;

исследовательской части, которая носит описательный характер;

заключительной части, дающей ответы на поставленные следствием вопросы,

которые и являются выводами эксперта.

При вознихговении достаточных оснований следователь может назначить повторную или дополнительную судебио-психологическую экспертизу.

Вопрос 41. Обязательное назначение судебно-психологической экспертизы

Законом предусмотрены следующие случаи обязательного назначения судебно-психологической экспертизы:

для установления умственной отсталости несовершеннолетнего обвиняемого перед экспертом будут поставлены вопросы:

- есть ли у данного лица отклонения от нормального для данного возраста уровня психического развития и в чем они выражаются;

- можно ли на основе данных психологии сделать вывод о том, что имеющиеся у конкретного липа отклонения в психическом развитии препятствовали осознанию значения своих общественных опасных действий;

- в какой степени данное лицо могло руководить своими действиями.

для выявления способности лица правильно воспринимать существенные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания. Судебно-психологическая экспертиза может установить индивидуальные особенности психики.

для установления беспомощного состояния потерпевшей при совершении в отношении нее изнасилования. При этом состояние беспомощности может быть выражено различных проявлениях:

- общая физическая слабость;

- алкогольное или наркотическое опьянение;

- неспособность правильно оценить ситуацию;

- малолетний возраст и т. д.

для установления состояния аффекта при совершении преступления, который связан с понижением способности человека сознательно руководить своими действиями.

Вопрос 42. Необязательное назначение судебно-психологической экспертизы

Судебно-нсихологическая экспертиза может быть назначена при наличии необязательных поводов для нее:

для установления авторства письменного документа по определенным психологическим особенностям (выбор слов, правильность и организованность текста я т.п.);

для установления непатмогического психического состояния лица, расположенного к суиииду, происходящего в результате длительной депрессии или длительном накоплении отрицательных эмоций,

при расследовании происшествий, связанных с использованием техники, т.к. при расследовании аварий следователь при помощи эксперта должен отличить ошибки от халатности, преступной самонадеянности или небрежности.

При некоторых дорожно-транспортных происшествиях может быть назначена инженерно-психологическая экспертиза, с помощью которой следователь может анализировать поведение водителя во время ДТП.

Вопрос 43. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза

Комплексная психолого-психологическая экспертиза проводится одновременно двумя экспертами, которые в своем заключении могут ответить на следующие вопросы следствия:

определить, имеются ли у лица такие особенности умственной деятельности, которые могут препятствовать его осознанию противоправных дейсгвий и такими действиями руководить при совершении преступления;

определить степень влияния особенностей личности исследуемого на реализацию противоправного поведения;

диагностировать состояние аффекта у психопатической личности во время

совершения правонарушения.

Заключение комплексной экспертизы помогает следствию, а в дальнейшем и суду установить мотивы совершения конкретного преступления.

Раздел 9. Психология допроса и очной ставки

Вопрос 44. Допрос — источник доказательств

При производстве допроса в распоряжении следователя находится огромное количество разрозненной информации, которую необходимо обобщить и систематизировать для того, чтобы восстановить картину преступления. Следователь всегда должен помнить о том, что каждый человек воспринимает информацию осознанно и подсознательно, а передать ее может только осознанно, а также и то, что одни и те же слова могут передаваться, различными людьми по-разному, в зависимости от их психических и интеллектуальных особенностей. Главнейшей задачей, которая стоит перед следователем при производстве допроса, является выявление объективной чувственной первоосновы по субъективным свидетельским показаниям, что возможно только при активном взаимодействии следователя с допрашиваемым и оказания последнему мнемической помощи, суть которой состоит в содействии восстановления в памяти допрашиваемого забытого им материала.Такая помощь оказывается следователем на основе оживления их смысловых и пространственно-временных связей и ассоциаций.

Припоминание осуществляется следующим образом:

автоматическое, когда быстро припоминают тс, что хорошо помнят;

конативное, на которое необходимо определенное напряжение или усиление:

рефлективное, когда для припоминания необходимо размышление.

В целях мобилизации памяти допрашиваемого следователь применяет один из следующих мнемических приемов:

возможность свободного рассказа;

его повторение с различных стадий повествования (с середины или конца события);

предъявление вещественных доказательств, которые наводятся в определенной связи с забытым фактом;

допрос на месте происшествия;

ознакомление допрашиваемого с показаниями других лиц и т.п.

Следователь может оказать помощь в припоминании забытого при помощи сопоставления и активизации осмысленного припоминания событий, при этом необходимо учитывать, что к непреднамеренно сложным показаниям обычно склонны лица эмоциональные и легковозбудимые.

Оказывая допрашиваемому мнемическую помощь, следователь должен учитывать тип памяти этого лица, способность к смысловым ассоциациям и образности восприятия, а также его возрастные особенности. Ведь очевидно, чем меньше возраст ребенка, тем больше ему могут быть непонятны какие-то явления. Следователь должен помнить и о том, что в зависимости от типа высшей нервной деятельности у допрашиваемого лица могут быть определенные затруднения в припоминании. Так, если лицо находится в перевозбужденном состоянии, то проведение допроса следует прервать или вовсе отложить.

При оценке показаний допрашиваемого и определение их истинности следует обращать внимание на:

логическую связь сообщаемых сведений и их непротиворечивость или же, наоборот, противоречивость;

соответствие или несоответствие сообщаемых сведений другим доказательствам;

общие психофизические особенности допрашиваемого.

Для правильной оценхм показаний о продолжительности сложных событий следователь должен разделить их на эпизоды или части, при этом выявить продолжительность каждого ю них с дальнейшем определением общей продолжительности всего события.

Что же касается показаний, связанных с установлением размера, цвета, формы, то следователь должен точно установить место расположения очевидца определенных событий и физические условия восприятия этих событий.

Bonpoc 45. Психологическая подготовка следователя к допросу

При подготовке к проведению допроса следователь должен определить его цель и задачи с учетом конкретных обстоятельств, т.е, с оздать информационную базу допроса, знакомясь предварительно с личностью допрашиваемого, его социальным положением и его психическими возможностями. Для этой цели, кроме материала дела, следователь может запросить на интересующих его лиц характеристики и допросить близких родственников допрашиваемого лица для установления его образа жизни, связей и привычек. Готовясь к производству допроса, следователь может составить его план, содержащий ряд вопросов, на которые нужно получить ответы:

обстоятельства или условия совершения преступления;

мотивы преступления; 4 способ совершения преступления;

способ его сокрытия;

отношение обвиняемого к содеянному.

Правильная постановка вопросов может создать у обвиняемого впечатление о соответствующей осведомленности следователя по расследуемому делу.

По розним категориям дел планы допроса могут меняться:

при расследовании убийств в первую очередь выявляются свидетели, которым что-либо известно об обстоятельствах убийства, внешности преступника и его взаимоотношениях с потерпевшим;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.086 сек.