Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сравнительный анализ развития систем образования в мире




Образование как сложная социальная система включает различные компоненты и связи между ними. Она характеризуется целью, содержанием, образовательными стандартами и программами, а также уровневостью, ступенчатостью, организационными формами. Системы образования исследователи (Н.С. Розов, В. А. Ситаров и другие) рассматривают в трех аспектах или измерениях (рис. 3).

Определены факторы развития современных систем образования (рис. 4).

 

Влияние этих факторов на развитие систем образования в различных странах проявляется по-разному, прежде всего вследствие национальной специфики. Вместе с тем выделены (Н. В. Бордовская, А. Н. Джуринский, В. А. Капранова и другие) общие тенденции развития систем образования в конце XX — начале XXI века в ведущих странах мира. Назовем основные из них.

1. Рост заинтересованности общества в более высоком уровне образования населения, связанный с повышением роли образования в жизни общества, превращением науки и образования в реальную производительную силу (например, в Англии, Франции, ФРГ, США и некоторых других странах осуществляется обязательное среднее образование).

2. Формирование целостной гибкой системы непрерывного образования, сочетающей традиционное и альтернативное, государственное и частное образование. Так, развивается сеть государственных средних общеобразовательных и профессиональных школ, а также вузов, которые обеспечивают бесплатное образование (в США 90 % школ государственные). Вместе с тем сохраняется тенденция платности образования в частных учебно-воспитательных учреждениях (например, в Японии обучение детей с 6 до 15 лет в начальной и первой ступени средней школы бесплатное и всеобщее, во второй же ступени средней школы обучение платное). Расширяется частный сектор в образовании.

3. Увеличение финансирования системы образования за счет средств государственного бюджета, с одной стороны, привлечение средств на нужды образования из различных источников — с другой.

4. Поиск компромисса между жесткой централизацией образования и автономией в сфере управления. Централизованная система управления образованием сложилась, например, в Италии, Испании, Франции, Ирландии, Японии, децентрализованная — в США, Канаде, Австралии, Великобритании, ФРГ. Исследователи подчеркивают, что в последние десятилетия XX века наблюдалась тенденция к децентрализации в странах с централизованными системами управления образованием и к централизации в странах с децентрализованными системами управления.

5. Демократизация и гуманизация организации и управления образованием (обеспечение права на образование всем желающим, преемственность образовательных ступеней и уровней; ориентация на развитие отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, их личностного потенциала, сохранение и укрепление их здоровья; развитие в учебных заведениях самоуправленческих начал, предоставление им автономности и самостоятельности и т. д.).

6. Постоянное обновление содержания образования, школьных и вузовских учебных программ (гуманитаризация учебных дисциплин; повышение фундаментальности образования; разделение изучаемых предметов на обязательные и предметы по выбору; сочетание школьных занятий с самостоятельной работой учащихся в учебных кабинетах, лабораториях, библиотеках и т. п.); модернизация учебно-материальной базы.

7. Доступность и открытость образования, переход от элитарного к массовому образованию, развитие рынка образовательных услуг (развитие разнотипных школ с их структурным разнообразием; расширение сети вузов, сопровождающееся ростом студенческого контингента, изменением социальной базы студенчества; отход от традиционной ориентации на среднего учащегося; выявление, поддержка и создание условий для получения элитарного образования одаренными учащимися; развитие дистанционного и медиаобразования).

8. Углубление межгосударственного сотрудничества в образовании, реализация крупных международных образовательных проектов и программ (например, с 1987 года действует программа ЭРАЗМУС, цель которой — повысить мобильность студентов Европейского союза).

9. Развитие и внедрение поликультурного образования, концепция которого лежит в основе государственной политики многих европейских государств.

10. Стандартизация как ориентация систем образования на реализацию унифицированных требований или государственных стандартов (набор обязательных учебных дисциплин в определенном объеме часов, четко сформулированные требования к компетентности и т. п.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2794; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.