Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технология развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова




 

В процессе исследований, проводимых научным коллективом под руководством психологов Д. Б. Эльконина (1904—1984) и В. В. Давыдова (1930—1998) с начала 60-х гг. прошлого века, было установлено, что традиционное начальное образование не обеспечивает полноценного развития большинства младших школьников. Это означает, что оно не создает необходимых «зон ближайшего развития», а лишь тренирует и закрепляет те психические функции, которые в своей основе возникли и начали развиваться еще в дошкольном возрасте (чувственное наблюдение, эмпирическое мышление, утилитарная память и т. п.). Исходя из этого, В. В. Давыдов и Д. Б. Эльконин предложили перестроить содержание учебных предметов и логику (способы) его изложения в учебном процессе.

Известно, что традиционное обучение преимущественно происходит по таким правилам: от единичного, конкретного, частного к целому, абстрактному, общему; от случая, факта к системе; от явления к сущности. Развивающееся в ходе такого обучения мышление ребенка В. В. Давыдов назвал эмпирическим. Он поставил вопрос о возможности концептуальной разработки новой системы обучения с направлением, обратным традиционному: от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от системного к единичному. В процессе такого обучения будет развиваться теоретическое мышление ребенка, а само обучение будет развивающим.

У детей преддошкольного возраста имеются зачатки теоретического мышления, которые служат естественной основой формирования теоретических знаний в начальной школе. В основе теоретического мышления лежит содержательное обобщение — постижение предмета не через его наглядное, внешнее сходство с другими, а через его скрытые конкретные взаимосвязи, через противоречивый путь его внутреннего развития. Ребенок, анализируя некоторую развивающуюся систему предметов, может обнаружить ее генетически исходное, существенное или всеобщее основание. Выделение и фиксация этого основания есть содержательное обобщение данной системы. Опираясь на это обобщение, ребенок способен затем мысленно проследить происхождение частных и единичных особенностей системы. Формой существования теоретического знания в теории В. В. Давыдова являются способы умственной деятельности, обобщенные способы действий.

В. В. Давыдов по-иному интерпретировал существующие дидактические принципы:

 принцип преемственности трансформируется у него в принцип качественного различия стадий обучения, каждая из которых соотносится с разными этапами психического развития;

 принцип доступности — в принцип развивающего обучения;

 принцип сознательности имеет новое содержание как принцип деятельности;

принцип наглядности фиксируется как принцип предметности (реализуя этот принцип, обучающийся должен выявить предмет и представить его в виде модели).

Названные принципы дополняются также другими принципами, например: дедукции на основе содержательных обобщений; содержательного анализа (способ обнаружения генетически исходной основы некоторого целостного объекта, направленный на поиск и вычленение существенного отношения среди привходящих и частных его особенностей); содержательного абстрагирования (выделение исходного общего отношения в данном материале и формулирование его в знаково-символической форме); теоретического содержательного обобщения; восхождения от абстрактного к конкретному (использование содержательного обобщения как понятия высокого уровня для последующего выведения других, более частных «конкретных» абстракций); содержательной рефлексии (поиск и рассмотрение существенных оснований своих собственных мыслительных действий).

В основе технологии развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова лежит теория формирования учебной деятельности и ее субъекта в процессе усвоения теоретических знаний посредством анализа, планирования и рефлексии. Согласно результатам исследований Д. Б. Эльконина, основным критерием умственного развития ребенка является наличие правильно организованной структуры учебной деятельности с ее компонентами: постановкой задачи, выбором средств, самоконтролем и самопроверкой, а также правильное соотношение предметных и символических планов в учебной деятельности.

В соответствии с теорией В. В. Давыдова, для формирования полноценной учебной деятельности у младших школьников необходимо, чтобы они систематически решали учебные задачи. При этом они находят общий способ подхода ко многим частным задачам, которые в последующем выполняются с ходу и правильно. Развитие ученика как субъекта учебной деятельности происходит в самом процессе становления учебной деятельности. Младший школьник первоначально выполняет ее вместе с другими учениками и с помощью учителя, то есть учебная деятельность выполняется коллективным субъектом. Именно в этих ситуациях возникают «зоны ближайшего развития». Постепенно каждый ученик становится индивидуальным субъектом учебной деятельности. Как субъекта учебной деятельности младшего школьника характеризуют также желание и умение учиться, рефлексивные умения.

Общий алгоритм обучения в системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова представлен на рисунке 38.

 

 

Особенностями урока в данной системе развивающего обучения являются коллективная мыследеятельность, диалог, дискуссия, деловое общение детей. На первом этапе обучения основным является метод учебных задач, на втором — проблемное обучение. Качество и объем работы оцениваются с точки зрения субъективных возможностей учащихся. Оценка отражает персональное развитие ученика, совершенство его учебной деятельности.

Технология развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова внедрена в практику начального обучения, но не является массовой образовательной практикой.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Раскройте сущность личностно ориентированного подхода в педагогике как конкретно научного принципа.

2. Охарактеризуйте принципы обучения, характерные для личностно ориентированных технологий обучения.

3. Дайте сравнительную характеристику традиционного и личностно ориентированного урока по целям, содержанию образования, методам организации, мотивации и контроля (самоконтроля) учебно-познавательной деятельности.

4. Раскройте основные идеи педагогики сотрудничества.

5. Покажите пути реализации на уроке принципа «обучающего воспитания», исходя из педагогического опыта учителя-новатора Е. Н. Ильина.

6. В чем заключается сущность перспективно-опережающего обучения младших школьников в опыте С. Н. Лысенковой? Какие методические находки способствуют его реализации?

7. Охарактеризуйте целевые ориентации, основные концептуальные положения и методические особенности гуманно-личностной технологии Ш. А. Амонашвили.

8. Какие подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития существуют в психологии и педагогике?

9. Раскройте сущность развивающего обучения и условия его реализации.

10. Осуществите сравнительный анализ технологий развивающего обучения Л. В. Занкова и В. В. Давыдова — Д. Б. Эльконина. Для этого раскройте целевые ориентации, принципы, теоретические и методические аспекты этих технологий.

11. Почему технологии личностно ориентированного и развивающего обучения, несмотря на их эффективность, остаются недостаточно востребованными в современных учреждениях образования?

12. В процессе работы с рекомендуемой литературой по этой и другим темам пособия создайте «банк педагогических технологий». Представьте его в форме таблицы, отобразив в ней с учетом классификации педагогических технологий следующую информацию: названия педагогических технологий; их краткая характеристика и источники, в которых эти технологии представлены.

 

Рекомендуемая литература

1. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Пеленг, 1996. — 144 с.

2. Жук О. Л. Педагогика. — Минск: БГУ, 2003. — Гл. 13, 14.

3. Запрудский Н. И. Современные школьные технологии: пособие для учителей. — Минск: «Сэр-Вит», 2004. — С. 20—37.

4. Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов педагогических специальностей / [под общ. ред. В. С. Кукушина]. — Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002. — С. 65—74; 237—246.

5. Педагогический поиск / сост. И. Н. Баженова. — М.: Педагогика, 1988. — С. 9—101; 205—271.

6. Подласый И. П. Педагогика. — М.: Высшее образование, 2007. — С. 347—351; 356—362; 372—381.

7. Прокопьев И. И., Михалкович Н. В. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика: учеб. пособие. — Минск: ТетраСистемс, 2002. — С. 422—429; 433—449.

8. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998. — С. 39—44; 180—200.

9. Сериков В. В. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / [под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой]. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — Гл. 5.

10. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика / [под ред. В. А. Сластенина]. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — С. 185—213.

11. Снопкова Е. И. Педагогические системы и технологии: учеб. пособие. — Могилев: УО «МГУ им. А. А. Кулешова», 2010. — С. 66—88; 95—102.

12. Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. — М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 9384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.