Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет, задачи, актуальные проблемы современной педагогической психологии




Третий этап – с 50-60-х гг. ХХ в. – теоретическое осмысление образовательного процесса.

Этот этап знаменуется созданием целого ряда собственно психологических теорий обучения, т.е. разработкой теоретических основ педагогической психологии. Так, в 1954 г. американский психолог Б.Ф. Скиннер выдвинул идею программированного обучения, а в 60-х г.г. – российский психолог Л.Н. Ланда сформулировал теорию его алгоритмизации, в 70 – 80-е годы польский педагог и психолог В. Оконь и российский педагог М.И. Махмутов разработали целостную систему проблемного обучения. В 1957-1958 гг. появились первые публикации выдающегося российского психолога П.Я. Гальперина и затем в начале 70-х годов – его ученицы Н.Ф. Талызиной, в которых излагались основные позиции теории поэтапного формирования умственных действий. В это же время разрабатывается теория развивающего обучения, возникшая в 70-х годах в работах известных российских психологов Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова на основе общей теории учебной деятельности (сформулированной этими же учёными и развиваемой А.К. Марковой, И.И. Ильясовым, Л.И. Айдаровой, В.В. Рубцовым и др.), а также в экспериментальной системе академика Л.В. Занкова.

В 60–70-е гг. возникло принципиально новое направление в педагогической психологии – суггестопедия, суггестология Г.К. Лозанова, основой которого является управление педагогом неосознаваемыми психическими процессами восприятия, памяти учеников с использованием эффекта внушения. На этой основе разработаны методы активизации резервных возможностей личности Г.А. Китайгородской, группового сплочения, групповой динамики в процессе обучения А.В. Петровского, Л А. Карпенко.

Всё многообразие этих теорий имело один общий момент – теоретическое обоснование наиболее адекватной, с точки зрения их авторов, требованиям общества системы обучения. Соответственно формировались и определённые направления обучения.


 

Сложность образовательного процесса, механизмов, организации обучения и воспитания определяет многоаспектность и неоднородность предмета современной педагогической психологии. Предметом педагогической психологии являются факты, механизмы, закономерности обучения и воспитания и вызываемые этими процессами изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека (ребёнка) как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом (И.А. Зимняя, 1997; с.30).

Приведённое определение свидетельствует о сложности и многоаспектности стоящих перед современной педагогической психологией и решаемых актуальных проблем: психологических механизмов управления обучением (Н.Ф. Талызина, Л.Н. Ланда и др.); образовательным процессом в целом (В.С. Лазарев и др.); управления процессом освоения обобщённых способов действия (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов и др.); учебной мотивации (А.К. Маркова, Ю.М. Орлов и др.); индивидуально-психологических факторов, влияющих на успешность обучения, сотрудничество (Г.А. Цукерман и др); личностных особенностей учеников и учителей (В.С. Мерлин, Н.С. Лейтес, А.Н. Леонтьев, В.А. Кан-Калик и др.).

Общей задачей педагогической психологии является выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в разных условиях учебно-воспитательной деятельности. Соответственно частными задачами педагогической психологии являются:

· раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;

· определение механизмов и закономерностей освоения учениками социокультурного опыта;

· определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития ученика и формами, методами обучения и воспитания;

· определение влияния особенностей организации и управления учебной деятельностью на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность ученика;

· изучение психологических основ деятельности учителя;

· определение фактов, механизмов, закономерностей развивающего обучения;

· определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения знаний и др.

Основные разделы педагогической психологии

Предмет каждой отрасли научного знания определяет и её структурную организацию, т.е. те разделы, которые входят в данную науку. Педагогическая психология включает три основных раздела:

1) психологию обучения,

2) психологию воспитания,

3) психологию педагога.

На современном этапе педагогическая психология всё более дифференцируется на психологию высшей школы (высшего образования) и педагогическую психологию школьного обучения.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.