Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Беседа – это метод получения словесной информации об изучаемом явлении в логической форме как от исследуемой личности, членов изучаемой группы, так и от окружающих людей




Беседа, план проведения, результат

Ведение беседы предполагает постепенное включение респондента в разговор так, чтобы добиться непринужденной атмосферы, поддерживать у собеседника интерес и вести его по намеченному плану.

1.Установить первый контакт, создать благоприятную атмосферу. Назвать себя и организацию, которую представляешь: «Я такой-то, такая-то, из такой-то организации. Мы изучаем условия …. Вы не возражаете, если я задам Вам несколько вопросов? Но прежде всего, я хотела бы убедиться, что разговариваю с Татьяной Семеновной Ивановой – (идентификация обязательна)». У человека может возникнуть желание отказаться: «Почему Я? Кто-то лучше знает…». Необходимо объяснить случайность выбора, стремление получить достоверную информацию от разных людей. Необходимо включить ряд вопросов, не относящихся к плану беседы для «утепления обстановки»: о погоде, как искал дорогу, как ехал и пр.

2.Закрепление контакта и первые вопросы по плану беседы. Первые вопросы – самые простые и наименее значимые (обязанности, описание условий жизни и др.). Ответы необходимо подкреплять: «Это очень важно, то, что Вы сейчас сказали».

3.Переход к основным вопросам. Он сопровождается вводными словами, подчеркивающими их важность. Следуют вопросы о выборе места работы, вуза, специальности. Ответы поощряются кивком головы, одобрительным взглядом, встречным вопросом: «Вы так думаете? Нельзя ли объяснить поподробнее? Да, да, Вы правы, теперь я понимаю, что Вы имели в виду». Никаких сомнений в компетентности ответов респондентов!

4.Если произошел обрыв разговора, принять все необходимые меры для его восстановления. Причины обрыва могут быть самые разные: не располагает нужной информацией, забыл, не понял цели вопроса, не хочет обсуждать эту тему и пр. Надо суметь тактично, ненавязчиво помочь респонденту.

5.Завершение беседы. В ходе беседы спрашивающий подытоживает логические части. Может в заключении вернуться к некоторым вопросам, на которые не получил точные ответы в ходе беседы. Просит респондентов кое-что уточнить.

Когда беседа закончена, подчеркнуть важность данного исследования, поблагодарить участника. Можно пообещать, что респонденту сообщат результат, если его это интересует, или когда и по какому адресу, каким способом он сможет сам узнать, что дало исследование.

Обычно в процессе беседы не ведется протоколирование. Можно использовать технические средства, но получив на это согласие респондента. Если его это обстоятельство смущает или согласие не получено, то прибегать к использованию диктофона, магнитофона не следует. Исследователь в ходе беседы может делать некоторые пометки, которые помогут восстановить ход беседы. При хорошо разработанном плане беседы их может не быть вовсе либо очень немного.

Протокол беседы необходимо оформить сразу же после ее окончания. Максимально использовать слова респондента, излагать от первого лица.

Беседа может быть формализованной и неформализованной. В первом случае она предполагает стандартизированную постановку вопросов и регистрацию ответов на них, что позволяет быстро группировать и обрабатывать полученную информацию. Во втором случае беседа проводится по нежестко стандартизованным вопросам, что дает возможность последовательно ставить дополнительные вопросы, исходя из сложившейся ситуации. В ходе такой беседы, как правило, достигается тесный контакт между исследователем и респондентом, информация обладает наибольшей полнотой и глубиной.

В практике психолого-педагогических исследований разработаны правила применения метода беседы:

1.Беседовать только по вопросам, непосредственно связанным с исследуемой проблемой.

2.Формулировать вопросы четко и ясно, учитывая степень компетентности респондента.

3.Подбирать и ставить вопросы в понятной форме, побуждающей респондентов давать на них развернутые ответы.

4.Избегать некорректных вопросов, учитывать настроение, субъективное состояние собеседника.

5.Вести беседу так, чтобы собеседник видел в исследователе не руководителя, а товарища, проявляющего неподдельный интерес к его жизни, думам и чаяниям.

6.Не проводить беседу второпях, в возбужденном состоянии.

7.Выбирать такое место и время проведения беседы, чтобы никто не мешал ее ходу, поддерживать доброжелательный настрой.

Форма беседы может быть, как никакой другой метод, подвижной и динамичной. Метод беседы требует от исследователя умения общаться, вызывать доверие у собеседника.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 824; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.