Вопросы для самопроверки. Резюме В педагогической психологии используются все те методы, которые есть в общей, возрастной и многих других отраслях психологии: наблюдение
В педагогической психологии используются все те методы, которые есть в общей, возрастной и многих других отраслях психологии: наблюдение, устный и письменный опрос, метод анализа продуктов деятельности, контент-анализ, эксперимент и др., но только здесь они применяются с учетом возраста детей и тех психолого-педагогических проблем, в контексте которых возникает необходимость обращения к ним.
Методология - система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Понятие "методология" имеет два основных значения: а) система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.); б) учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.
В общенаучном плане, метод (от греч. methodos - путь исследования, теория, учение) - "способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического и теоретического освоения (познания) действительности" (Большой энциклопедический словарь…, 1998. С. 724).
Методика отвечает конкретным целям и задачам психолого-педагогического исследования, содержит в себе описание объекта и процедур изучения, способов фиксации и обработки полученных данных. На основе определенного метода может быть создано множество методик.
В современной методологии и логике науки выделяется следующая общая схема уровней методологии: уровень философской методологии; уровень методологии общенаучных принципов исследования; уровень конкретно-научной методологии; уровень методик и техник исследования.
Одной из наиболее признанных и известных классификаций методов психолого-педагогического исследования является классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым. Все методы он разделил на четыре группы: организационные; эмпирические; по способу обработки данных; интерпретационные.
Наблюдение - основной, наиболее распространенный в педагогической психологии (и в педагогической практике в целом) эмпирический метод изучения человека. Под наблюдением понимается целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта.
Беседа - широко распространенный в педагогической психологии эмпирический метод получения сведений (информации) об ученике в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы. Это специфичный для педагогической психологии метод исследования поведения учащегося. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы.
Тест (англ. test - проба, испытание, проверка) - в психологии - "фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий" (Бурлачук Л.Ф., 2000. С. 325). Тест - основной инструмент психодиагностического обследования, с помощью которого осуществляется психологический диагноз.
Эксперимент - один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Он отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта.
Формирующий эксперимент - применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Синонимы формирующего эксперимента: преобразующий; созидательный; воспитывающий; обучающий; метод активного формирования психики.
Экспериментальное обучение - один из современных методов исследования психолого-дидактических проблем. Различают два вида экспериментального обучения: индивидуальный обучающий эксперимент, уже прочно вошедший в науку; коллективное экспериментальное обучение, которое широко стало использоваться в психологии и педагогике лишь в 60-х гг. XX в.
Словарь терминов
Анкетирование
Беседа
Валидность
Гипотеза
Естественный эксперимент
Задача
Индукция
Интервью
Каузальная гипотеза
Корреляция
Лабораторный эксперимент
Метод
Методика
Методология
Наблюдение
Надежность
Независимая переменная
Переменная
Принцип
Проблема
Тест
Формирующий эксперимент
Эксперимент
В чем суть методологических основ психологического исследования и их реализации в педагогической психологии?
Какова взаимосвязь методологии, методов и методик исследования в педагогической психологии?
Назовите основные этапы психолого-педагогического исследования.
Приведите классификацию методов психолого-педагогического исследования по разным основаниям.
Дайте характеристику основным специальным методам педагогической психологии.
В чем особенности применения метода наблюдения в психолого-педагогических исследованиях?
Выделите достоинства и недостатки применения метода беседы в психолого-педагогических исследованиях.
В чем специфика использования метода изучения "продуктов деятельности" в педагогической психологии?
Дайте общую характеристику метода эксперимента и сформулируйте основные требования к его применению в педагогической психологии.
Назовите основные виды эксперимента в педагогической психологии и дайте их сравнительную характеристику.
В чем суть формирующего эксперимента в педагогической психологии?
Список литературы
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.
Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982. Кн.1, 2.
Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.; Воронеж, 1996.
Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. СПб., 2000.
Большой энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1998.
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 2000.
Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: теория и методы. М., 2002.
Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии. М., 1997.
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1999.
Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. СПб., 2000.
Практикум по возрастной и педагогической психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.И. Щербакова. М., 1987.
Практикум по педагогике и психологии высшей школы / Под ред. А.К. Ерофеева. М., 1991.
Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2000.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учеб. пособие для вузов. М., 1995.
Солсо Р., Джонсон Х., Бил К. Экспериментальная психология: Практический курс. СПб., 2001.
Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1998.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление