Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные категории детей с особенностями психофизического развития




 

В международной практике постепенно формируется убеждение, что человек имеет право на индивидуальность, самобытность, признание и учет обществом его особенностей, в том числе ограниченных возможностей жизнедеятельности. Общество обязано предложить такому человеку медицинскую, социальную, психологическую и педагогическую помощь. Уровень цивилизации любого общества во многом оценивается по его отношению к инвалидам, людям с ограниченными возможностями в развитии. Основной целью всесторонней помощи лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности является создание оптимальных условий для обучения, воспитания, успешной коррекции и компенсации нарушенных функций, социальной реабилитации и интеграции в общество.

По официальным данным, приведенным в «Концепции обучения и воспитания, подготовки к жизни детей с недостатками умственного и физического развития в РБ», в 1992 г. насчитывалось 315,8 тысяч детей с особенностями психического и физического развития, что составляло 12,2 % от общего количества детей. Среди них дети: с явными и стойкими нарушения слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие) – 15 тыс. человек; с тяжелыми нарушениями зрения (незрячие, слабослышащие) – 106, 2 тыс.; с умственной отсталостью – 26,7 тыс.; с тяжелыми нарушениями речи – 137,4 тыс.; с задержкой психического развития – 11,9 тыс.; с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 18,9 тыс.; с нарушением эмоционально-волевой сферы (аутизм, психопатоподобное состояние) – данные не указаны; с комбинированными дефектами – данные не указаны. В 1996 году в республике был проведен единовременный учет детей и подростков с особенностями психического и физического развития по специально разработанным карточкам. С этого времени показатели ежегодно дополняются и уточняются. В настоящее время обнаруживается тенденция к некоторому увеличению количества детей с нарушениями в развитии. Дадим краткую характеристику возможных нарушений в развитии.

Все нарушения в развитии в зависимости от времени возникновения могут быть разделены на врожденные и приобретенные. Врожденные нарушения связаны с заболеваниями матери во время беременности или с наследственными генетическими поражениями. Приобретенные нарушения связаны с родовыми или послеродовыми поражениями организма ребенка. По характеру расстройств выделяют органические (поражение материальной структуры мозга) и функциональные (дезинтеграция различных мозговых структур) нарушения.

Причинами возникновения нарушений могут быть не только биологические, но и социальные факторы. Различные формы нарушений развития индивида (онтогенеза) обозначают термином «дизонтогенез». Исследователи выделяют различные варианты дизонтогенеза:

· стойкое (психическое) недоразвитие: характеризуется выраженной незрелостью мозговых структур в результате раннего поражения;

· задержанное развитие: вызывается замедленным темпом формирования познавательной деятельностии эмоциональной сферы с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах;

· поврежденное развитие: имеет своей причиной врожденные и приобретенные нарушения, но их патологическое воздействие на мозг оказывается на более поздних этапах (после 2-3 лет);

· дефицитарное развитие: является результатом тяжелых нарушений отдельных анализаторных систем (зрение, слух, речь, опорно-двигательный аппарат);

· искаженное развитие возникает в результате сложного сочетания общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций (например, детский аутизм);

· дисгармоничное развитие: характеризуется врожденной или рано приобретенной стойкой диспропорциональностью психического развития в эмоциональной сфере (например, психопатия и патологическое формирование личности).

Каковы особенности развития детей с физическими и психическими нарушениями?

1. Дети с нарушениями слуха – это дети неслышащие (глухие) с полным выпадением слуха или с остаточным слухом; слабослышащие (тугоухие) с частичной слуховой недостаточностью; позднооглохшие (потерявшие слух после овладения речью). Глухота вызывает более медленное и более своеобразное развитие речи. Нарушение слуха и речевое недоразвитие влияют на развитие всех познавательных процессов ребенка, воли, эмоций, чувств, характера и других свойств личности. Между собой неслышащие люди общаются с помощью мимико-жестикуляторной речи, а средством общения их со слышащими являются естественные жесты.

2. Дети с нарушениями зрения – это дети незрячие (слепые) с полным отсутствием зрительных ощущений или с сохранившимся светоощущением, или с остаточным зрением; слабовидящие; с косоглазием и др. нарушениями зрения. Обучение незрячих детей осуществляется на основе системы Брайля посредством осязания.

Чем раньше возник дефект зрения, тем большее негативное влияние он оказывает на формировании психики ребенка, на развитие познавательных процессов (уменьшается количество получаемой информации, изменяется ее качество). Физическое развитие характеризуется нарушением точности движений, их интенсивности, специфической ходьбой. Затрудняется общение, нарушается игровая деятельность. Особое значение для слепых и слабовидящих людей имеет осязание как ведущий фактор компенсаторного развития: именно через осязание происходит познание ими окружающего мира. Большое значение имеют также слуховое восприятие и речь.

3. Дети с нарушениями (недоразвитием, утратой) функций опорно-двигательного аппарата. Значительнуючасть таких детей составляют дети, страдающие детским церебральным параличом (ДЦП). Это заболевание возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. Оно проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. Другие категории детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, как правило, не имеют нарушений познавательной деятельности.

Требуется специальная работа по социальной адаптации детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в двух направлениях: приспособление к ребенку окружающей среды (специальные технические средства передвижения, предметы обихода, пандусы и т.п.) и приспособление самого ребенка к обычным условиям окружающей среды.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 837; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.