Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вахтовые, пасленовые, синюховые, норичниковые,




ЗАНЯТИЕ № 15

ТЕМА «Подкласс Ламииды, семейства мареновые, кутровые,

подорожниковые, яснотковые»

Целевые задачи:

Знать:

- основные морфологические признаки растений семействмареновые, кутровые, вахтовые, пасленовые, синюховые, норичниковые, подорожниковые, яснотковые;

- русские и латинские названия изучаемых растений и семейств.

Уметь:

- работать с определителями растений;

- определять по морфологическим признакам принадлежность растений к изучаемым семействам;

- определять по гербарным образцам представителей изучаемых семейств, проводить их морфологическое описание.

Задания для подготовки к занятию

Задание № 1. Изучить признаки семейств, используя рекомендуемую литературу.

Задание № 2. Повторить из раздела «Морфология растений» вопросы:

· Какие цветки называются актиноморфными, зиго­морфными?

· Какая завязь называется нижней?

· Как вы понимаете плод ценокарпный орешек, ценокарпная коробочка, ценокарпная семянка?

· Что подразумевается под стаминодием?

· Как отличить простой волосок от железистого?

· Каковы типы листорасположения?

· Каковы типы сечений стеблей?

· Какие корни называются контактильными?

Задание № 3. Выучить латинские названия растений: марена красильная (Rubia tinctorum), барвинок малый (Vinca minor), вахта трехлистная (Menyanthes trifoliata), белена черная (Hyoscyamus niger), красавка (Atropa belladonna), дурман обыкновенный (Datura stramonium), синюха голубая (Polemonium caeruleum), наперстянка пурпуровая (Digitalis purpureа), подорожник большой (Plantago major), душица обыкновенная (Origanum vulgare), мята перечная (Mentha piperita), чабрец (Thymus serpyllum).

Задание № 4. Используя литературу, определить к каким семействам они относятся. Выписать и выучить латинские названия семейств.

Литература

- Яковлев, Г.П., Челомбитько, В.А., Дорофеев, В.И. Ботаника: учебник для вузов/ Под ред. Р.В. Камелина. - 3-е изд., испр. и доп. - СПб.: СпецЛит, 2008. – 687с.

- Барабанов, Е.И., Зайчиков С.Г. Ботаника: учебник для студ. высш. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 448с.

- Лекционный материал.

 

ЗАДАНИЕ № 1. Изучить по гербарным образцам марену красильную (Rubia tinctorum L.).. Заполнить рабочую тетрадь. В протокол внести жизненную форму растения; типы побега по расположению в пространстве, листорасположение; описание листьев.

 

ЗАДАНИЕ № 2. Изучить по гербарным образцам барвинок малый (Vinca minor L.). Заполнить рабочую тетрадь. В протокол внести жизненную форму растения; типы цветоносного стебля по расположению в пространстве, листорасположение; описание листьев.

ЗАДАНИЕ № 3. Изучить по гербарным образцам вахту трехлистную (Menyanthes trifoliatаL.). Заполнить рабочую тетрадь. В протокол внести жизненную форму растения; описание листьев; тип гинецея и соцветия. Зарисовать лист, корневище с контрактильными корнями.

ЗАДАНИЕ № 4. Изучить по гербарным образцам белену черную (Hyoscyamus nigerL.), красавку (Atropa belladonnaL. s. l.), дурман обыкновенный (Datura stramoniium L.). Заполнить рабочую тетрадь. В протокол внести жизненные формы растений; описание листьев; тип плода. Записать формулу цветка растений.

ЗАДАНИЕ № 5. Изучить по гербарным образцам синюху голубую (Polemonium caeruleum L.). Заполнить рабочую тетрадь. В протокол внести жизненную форму растения; описание подземных органов; тип стебля по расположению в пространстве, листорасположение; описание листьев; тип соцветия.

ЗАДАНИЕ № 6. Изучить по гербарным образцам наперстянку пурпуровую (Digitalis purpurea L.). Заполнить рабочую тетрадь. В протокол внести жизненную форму растения; тип побега по расположению в пространстве; описание листьев и соцветия.

ЗАДАНИЕ № 7. Изучить по гербарным образцам подорожник большой (Plantago major L.). Заполнить рабочую тетрадь. В протокол внести жизненную форму растения; типы корневой системы, побега, листорасположение; описание листьев, типы соцветия и плода.

 

ЗАДАНИЕ № 8. Изучить по гербарным образцам мяту перечную (Mentha piperita L.), душицу обыкновенную (Origanum vulgare L.), чабрец (Thymus serpyllum L.). Заполнить рабочую тетрадь. В протокол внести жизненные формы растений; типы побегов по расположению в пространстве, поперечному сечению, листорасположение; описание листьев, типы соцветий и плода. Зарисовать листорасположение растений семейства, побег чабреца. Записать формулу двугубого цветка.

Задание № 9. Сдать преподавателю морфологическое описание, на­звание изученных видов и их семейственную принадлежность.

Задания для проверки усвоения материала

Задание 1. Ответить на вопросы:

· Каковы особенности цветков семейства жимолостных, пасленовых, губоцветных?

· Каковы жизненные формы изученных растений?

· Для каких изученных растений семейства пасленовые характерен плод коробочка?

· Какое из изученных растений имеет соцветие колос?

· Чем представлены подземные органы валерианы лекарственной, синюхи голубой?

· Какое растение является источником широко применяемого в медицине алкалоида атропина?

· Какие из изученных растений имеют плод ценобий?

· Для какого из изученных растений характерны признаки: мочковатая корневая розетка, листья в прикорневой розетке, дуговое жилкование?

· Какое листорасположение характерно для семейства губоцветных?

· Что объединяет растения семейства губоцветные, пасленовые в химическом отношении?

· В каких образованиях идет накопление эфирного масла в растениях семейства губоцветные?

Задание 2. Ответить на тестовые задания в сборнике «Ботаника в тестовых заданиях».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.