Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Архитектура дворца Пэкстона




· Первый набросок. Архитектор Джозеф Пэкстон приступл к работе над проектом Хрустального дворца, когда узнал, что Выставочный комитет отверг все 233 проекта, представленные на конкурс в апреле 1850 года. Свой первый набросок он сделал 11 июня 1850 года, после посещения места будущего строительства. К 24 июня были готовы чертежи для строительной компании. Проект был одобрен Выставочным комитетом 26 июля. Уже 30 июля начались подготовительные работы, а 26 сентября и само строительство. Возведение здание завершилось 1 февраля 1851 года, к открытия выставки.

· Каркас. Для сборки каркаса были изготовлены стандартные элементы из чугуна, сварочного железа и дерева. Опорные колонны размещались по периметру здания с интервалом 7,3 метра. Пэкстон разработал оригинальную конструкцию крыши и перекрытий, состоявшую из профилированных деревянных элементов, собранных в фермы с помощью литых скоб и кованых затяжек. С каждого участка крыши размером 7,3 на 7,3 метра дождевая вода стекала по деревянным желобам в пустотелые чугунные колонны.

· Стол и скатерть. Пэкстон, объясняя суть придуманных им конструкций, сравнивал жесткий внутренний каркас со столом, а кровлю из стекол, заключенных в деревянные переплеты, – с ажурной скатертью.

· Цилиндрический свод. Цилиндрический свод полностью перекрывал центральный трансепт. Под сводом высились огромные вязы Гайд-парка – павильон возовдили прямо над ними. В здании, восстановленном в Сайденхеме, деревянные арки свода заменили на металлические.

· Смета. Заказчик предложил заключить контракт на «возвратной» основе: хотя сметные расходы оценивались в 150 тысяч фунтов, он выплачивает только 80 тысяч, а конструкция после демонтажа переходит в собственность исполнителя.

· Логистика. Развитие сети железных дорог ускоряло транспортировку готовых деталей и строительных материалов, что значительно сокращало сроки строительства.

· Вентиляция. Механически управляемые вентиляционные решетки позволяли регулировать поток воздуха. В жаркую погоду съемные полотняные тенты на стеклянной крыше смачивались водой.

· Остекление. Для остекления крыши и верхних ярусов стен были использованы огромные для того времени стеклянные листы 120х25 см, вставленные в деревянные рамы.

· Метод строительства. Метод строительства из сборных конструкций возник в викторианскую эпоху. Он основывался на новейшем достижении промышленности – массовом производстве деталей, из которых на строительной площадке монтировалось здание.

· Декор. Декоративные элементы использовались лишь для внешнего оформления. Арки и круглые окна, остроконечные башенки и решетки под кровлей подчеркивали ритм и симметрию фасадов.

· Внутренняя арматура. Арматура внутри здания была окрашена в те же цвета, что и фермы. Изящный внутренний каркас и покрытие из стекла пропускали в здание максимум естественного света, экономя средства на искусственное освещение.

· Международный дворец индустрии. Принц Альберт, супруг королевы Виктории, был вдохновителем и организатором Всемирной выставки 1851 года. Он называл ее «истинным мерилом и ярким свидетельством вершины развития всего человечества». В экспозиции был представлен весь спектр новых промышленных изделий и технологий. За первые пять месяцев ее посетило более 6 миллионов человек.


2. Проекты индустриального города Гарнье.

Местонахождение: Франция

Создание: 1904

Архитектор: Тони Гарнье

 

Индустриальный город - концепция, разработанная французским градостроителем Тони Гарнье (1869-1948 гг.). В отличие от Сориа, Гарнье не считал, что структуру города определяют транспортные линии. Он не опирался, как Говард, и на проблему роста городов и их загрязнения промышленными предприятиями. Структура города, по Гарнье, должна соответствовать прежде всего социальному и техническому прогрессу.

В 1917 г. он опубликовал большой труд под названием "Индустриальный город". Подобно городу-саду Говарда город Гарнье был рассчитан на 35 тыс. человек. Этот небольшой город был связан с промышленным комплексом, включавшим железные рудники, доменные печи, кузнечные и прокатные цеха, судостроительный, автомобильный и авиационный заводы, завод по производству сельскохозяйственных машин, многие вспомогательные объекты. В проекте индустриального города была использована появившаяся в конце XIX в. идея гидроэлектростанции.

Проект индустриального города Т. Гарнье (1917 г.): гидроэлектростанция; ткацкие фабрики; рудники; металлургические заводы, автомобильный завод и т.д.; завод огнеупорных материалов; полигон испытаний автомобилей; обработка отходов; бойни; товарная станция металлургических заводов; пассажирская станция; старый город; главный железнодорожный вокзал; жилые районы; общегородской центр; начальные школы; профессиональные училища; больницы и санатории; здания общественного назначения и парк; кладбище.

 


 

3. Всемирные промышленные выставки 19 века.

В 1851 году в Гайд-парке Лондона состоялась Первая всемирная промышленная выставка, именуемая «великой», в которой приняли участие 32 страны. За время работы выставки, с мая по октябрь месяцы, ее посетили свыше 6 млн. человек. Специально для выставки было сооружено грандиозное архитектурное сооружение из стекла и металла «Хрустальный дворец». Павильон размерами 564×125 м был собран из унифицированных элементов за рекордный для того времени срок — 6 месяцев. Хрустальный дворец, как отмечает известный теоретик архитектуры З. Гидион, явился реализацией нового архитектурного замысла, прототипа которому не существовало в архитектуре. По признанию современников, Хрустальный дворец — это революция в архитектуре, которая положила начало развитию нового стиля.

После лондонской Всемирные промышленные выставки проходили одна за другой во многих столицах мира: в Нью-Йорке, Вене, Сиднее. С 1855 г крупнейшим выставочным центром становится Париж. Здесь на Марсовом поле возводится «Дворец промышленности» с «Галереей машин», грандиозные по тем временам сооружения. Кульминационной стала выставка 1989 года, посвященная 100-летию Французской буржуазной революции. К ее открытию сооружается знаменитая башня инженера Густава Эйфеля. Эйфелева башня стала олицетворением промышленной революции XIX века и постоянно действующим экспонатом. Она достигла большей популярности, чем какой бы то ни было другой архитектурный памятник, стала главным символом столицы Франции, поворотным пунктом в истории современной архитектуры.

Всемирные промышленные выставки сыграли значительную роль в становлении и развитии дизайна. На этих выставках технические изделия подобно произведениям искусства впервые были представлены на всеобщее обозрение как экспонаты. Здесь выявились основные недостатки эстетики форм первых промышленных изделий. В угоду запросам обывателя, а также вследствие инерции мышления самих художников, первые промышленные изделия имитировали старые формы ручной работы с обильным украшением декором. Однако собранные на выставке вместе в таком большом количестве они продемонстрировали безнадежно дурной вкус. В результате чего необходимость поиска нового формообразования, основанного на иных эстетических принципах, отвечающего особенностям технологии машинного производства, стала очевидной. Обсуждение этих проблем имело большой общественный резонанс и стало первым серьезным осознанием социально-эстетических аспектов предметной среды. Началось исследование принципов образования эстетически действенных форм в сфере промышленного производства.

Формирование эстетических теорий материальной культуры на рубеже Х1Х-ХХ веков происходит в период зарождения нового вида художественной деятельности — дизайна и сопровождается повышением интереса в определенных художественных кругах к общей теории художественных форм. В это время возникает большое количество специальных журналов, которые выступили с общей платформой объединения усилий для комплексного исследования различных видов искусства, включая и художественную деятельность по преобразованию материальной среды: «Pan»(1895), «Dekorative Kunst» (1897), «Deutsche Kunst und Dekoration» (1897), «Kunst und Handwerk» (1898), «Innendekoration» (1890).

 


 

Билет 14.

1. Павильон Сецессион в Вене.

Выставочный павильон Венского сецессиона — Дом сецессиона, часто называемый «Сецессионом», был построен в 1897—1898 гг. Йозефом Мария Ольбрихом. Это один из наиболее значимых архитектурных памятников австрийского модерна, известного также как Сецессион.

Большую часть расходов на строительство взяли на себя сами художники, город бесплатно предоставил земельный участок. Для города возведение здания связывалось с обустройством реки Вены и новым обликом площади Карлсплац (нем. Karlsplatz). Но эти планы, как и план разбить аллею между церковью Карлскирхе (нем. Karlskirche) и Домом сецессиона, не были реализованы.

Формально благодаря своему золотому куполу (из позолоченной бронзы), получившему в народе название «капустный кочан», новое здание дополняет церковь Карлскирхе.

Под куполом красуется выполненный золотом девиз Сецессиона: «Времени — его искусство, искусству — его свободу» (нем. Der Zeit Ihre Kunst. Der Kunst Ihre Freiheit), автором которого является Людвиг Хевези. Левее входной двери разместился второй девиз «Ver Sacrum» (рус. Bесна Cвященная), который отражал надежды на новый расцвет искусства.

Здание опирается на восьмиметровые бетонные колонны, которые доходят в глубину до протекающего здесь под землей ручья Оттакрингер (нем. Ottakringer Bach), впадающего недалеко от этого места в реку Вену.

 


 

2. Ансамбль госпиталя в Гринвиче.

Гринвичский госпиталь связан с именами английских архитекторов Иниго Джонса и Кристофера Рена.

Самый красивый вид на Гринвичский госпиталь открывается с противоположного берега Темзы. Колоннады двух зданий, увенчанных куполами, видны издалека. Кажется, что это корабли, плывущие навстречу друг другу. В пространстве между ними видна Вилла королевы. Композиция ансамбля Гринвичского госпиталя:

Оба корпуса, стоящие на террасе у самой реки, оформлены колоннами классического ордера. Окончательно здания были достроены в первой трети XVIII в. Здания стоят друг против друга, главным украшением их фасадов являются стройные колонны, стоящие сплошной стеной.

Другие корпуса госпиталя скрыты за этими зданиями. Пройдя между рядами колонн, посетитель неожиданно видит перед собой широкую зеленую поляну, на которой и стоит

По поводу общей композиции ансамбля в архитекторских кругах было немало споров. Тем не менее Гринвичский госпиталь — это

единственный в Лондоне классический архитектурный ансамбль, подчиненный единому замыслу и обладающий поистине королевской монументальностью.

В нескольких зданиях Гринвичского госпиталя разместился Национальный морской музей. У одного из гринвичских причалов стоит своеобразный плавучий музей — последний сохранившийся деревянный чайный клипер XIX в. «Катти Сарк».

 

 


3. Северный модерн (Швейцария, Финляндия).

Северный модерн получил широкое распространение в Финляндии, Швеции, Латвии, и в российском Санкт-Петербурге. В конце 19 – начале 20 века подъём культурного самосознания т.н. буржуазии в скандинавских и прибалтийских странах получил своё архитектурное выражение в строительстве доходных многоквартирных домов (нового для конца 19 века вида получения дохода) в новом стиле. Этот новый стиль сочетал в себе плавность линий, продуманную гармонию материалов, этнографический фасадный декор на темы природы и фольклора родного края. Основное и существенное отличие северного модерна от его европейского собрата – это отсутствие избыточной декоративности и многоцветности. Северный модерн – это, прежде всего, линии, графичность фасада и декора.

В Швеции северный модерн стал проявлением противодействия индустриализации. Индустриальное общество складывалось в Швеции медленно и с трудом по причине низкой плотности населения. Народ видел в этом иностранное, опасное влияние, разрушающее сложившийся веками быт и разрывающее отношения с природой, крайне важные и основанные на традициях, которым более тысячи лет. При этом, в Швеции конца 19 века очень интенсивно развивалась наука. Результатом стал всплеск нового архитектурного течения, которое ставило целью использовать природные, ремесленнические материалы, полученные не с заводов, а вышедшие из рук ремесленников, передававших умения через поколения – даже если строительство будет дороже.

Помимо того, ставилась задача объединить разрозненные городские постройки. Отсутствие единой стилистики выражалось в том, что театры строились в стиле барокко, государственные учреждения – в строгом северном классицизме, а церкви – в скупом средневеково-готическом стиле. При этом, как замечали шведские архитекторы, во всех этих стилях не было ничего по-настоящему шведского. Шведский северный модерн похож на британское течение «Искусств и ремёсел» своей приверженностью традиционным технологиям. Также точкой соприкосновения является убеждённость в том, что архитектура должна стать логичным продолжением ландшафта и показывать мирное сосуществование человека и природы.

Пример неороманского ричардсонского стиля - церковь Святой Троицы в Бостоне, США

Но противодействие неизбежной индустриализации не могло продолжаться вечно. На смену северному модерну в 10х годах 20 века в Швеции пришло течение модернизма, чей лидер, И. Грюневальд, выступал с резкой критикой северного модерна как «увеличенных копий либо средневековых замков, либо деревенских избушек» и требовал соединения архитектуры и инженерии. Но всё же, в большинстве городских застроек Швеции, и особенно – в Стокгольме, северный модерн оставил свой колоритный отпечаток, непохожий на последовавшую индустриальную архитектуру.

Для Финляндии северный модерн стал не столько символом противодействия индустриализму, сколько символом обретения национальной идентичности. В начале 20го века Финляндия, входившая в состав Российской империи, переживала подъём экономического и интеллектуального развития. Многочисленные средневековые постройки напоминали финнам о том периоде, когда их страна была частью Швеции, и не могли стать отправной точкой для национального архитектурного стиля. В конце 19 века среди интеллигенции началась мода на карельские избы – большое их количество было построено для летнего и постоянного проживания. Но внимание архитекторов достаточно быстро переключилось с дач на городские здания.

Элементы декора - Страховое общество Pohjola, Хельсинки

Поиск натурального строительного материала был недолгим. Огромные залежи серого гранита, которыми богата Финляндия, определили цвет большинства строений в стиле финского северного модерна. С выбором стиля было несколько сложнее: на территории Финляндии не сохранилось каменных сооружений, которые объединялись бы типичным архитектурным стилем. Нужно было искать что-то новое. Архитектор Онни Тонквист (позднее сменивший фамилию на Тор’янне) предложил смелое решение для здания Национального финского театра, определившее отличительную стилистику финского северного модерна. При создании фасадов он ориентировался не столько на популярный немецкий Югендстиль (одно из направлений модерна), сколько на американский стиль конца 19 века под названием «Нероманский Ричардсонский». Этот стиль, предложенный архитектором Г.Г. Ричардсоном, являлся вариацией на тему романского стиля 11-12 веков, характерного для Италии, Испании, юга Франции. Характеристиками этого стиля являются массивные романские арки и колонны, цилиндрические башни с коническими навершиями, обильная рустовка. Тонквист использовал эти элементы для создания более лёгкого и уплощённого фасада, чем в американских версиях, оставив симметрию, свойственную романскому стилю, но не модерну. Декор фасада отражает содержание Калевалы – карело-финского фольклорного поэтического эпоса.

"Дом с совами" - самый известный петербуржский дом в стиле северного модерна

Почему европейский архитектор выбрал американский стиль для создания на его основе национального стиля народа с многовековой историей? Для финнов Америка в начале 20го века была символом свободы, эмиграция туда для многих означала начало новой и стремительной жизни. Финляндия в тот период ещё не обладала государственной автономией, что не устраивало финнов.

Громкое архитектурное заявление финнов в новом стиле прозвучало на Всемирной выставке 1900 года в Париже. Архитекторы Гезелиус, Линдгрен и Сааринен выстроили павильон, получивший в процессе выставки и после неё массу внимания. На волне успеха архитекторы и группой, и по отдельности выполнили массу примечательных зданий, а Элиэль Сааринен, обративший на себя внимание американцев благодаря участию в конкурсе на проект одного из чикагских небоскрёбов, переехал в США с семьёй. Его сын, Ээро Сааринен, стал одним из величайших американских архитекторов 20го века, по популярности уступающий, пожалуй, лишь Фрэнку Ллойду Райту.

Закат финского модерна начался в 10х годах 20го века и был связан с существующими задачами строительства, которые здания в этом стиле решить не могли. Финляндии необходимо было решать проблему быстрого многоквартирного народного жилья. Финский модерн выполнил свою функцию, оставив от своей эпохи крупные, доминантные здания, важные для национальной идентификации финнов.

Наконец, северный модерн в России появился благодаря интересу к происходящему в шведской и финской архитектуре, а также культурному интересу к искусству русского Севера. Больше всего зданий в этом стиле было построено в Санкт-Петербурге. Фасады зданий в стиле русского северного модерна как будто высечены из камня, в этом напоминая финские образцы. Широко применялась рустовка, орнаменты и барельефы на темы русского фольклора. Архитектурный декор массивен. Цвет минималистичен, цветовая гамма по-северному сурова. Влияние шведов и финнов на это архитектурное явление Петербурга определило критику, которая ближе к 1915 году посыпалась на здания в стиле северного модерна. «Чухонский модерн» противопоставлялся имперской неоклассике. Но всё же десятилетие расцвета этого направления оставило в Санкт-Петербурге здания, знакомые сейчас любому горожанину и составляющие часть архитектурного наследия города.

Так северный модерн, характерный для Балтийского региона и Скандинавии, по-разному приходил и уходил из стран, где оставил свой самый заметный след: Латвии, Швеции, Финляндии, России.

 


 

Билет 15.

1. Собор инвалидов в Париже.

От набережной Сены и моста Александра III к Дому инвалидов ведёт эспланада Инвалидов — огромная площадь 500 на 250 м, созданная в начале XVIII века Робером де Котом, с огромными газонами и рядами деревьев. Благодаря эспланаде открывается великолепный вид на протяженный (196 м) фасад Дома инвалидов, величественный и строгий. Перед ним ряд старинных французских и трофейных пушек из коллекции Музея армии. Портал украшает барельеф с Людовиком XIV на коне. Центральный двор из пяти дворов — парадный, вокруг — двухэтажные аркады. Прямо напротив главного входа — Собор Святого Людовика (cathédrale Saint-Louis-des-Invalides), пример архитектуры классицизма.

Фасад собора — образец изящества и симметрии, в плане которого сочетаются квадрат и круг. Центральная часть фасада выступает вперед и акцентирована дорическими колоннами в первом ярусе и коринфскими во втором, а также венчающим портик фронтоном и статуями Людовика IX Святого и Карла Великого работы Кусту и Куазево. Колоннаду двойного ордера венчает высокий барабан в окружении парных колонн на первом этаже и больших окон на втором, откуда, поддерживаемый консолями, устремляется ввысь изящный купол диаметром в 27 метров с декором из военных трофеев. Барабан купола имеет два ряда окон, а всё сооружение венчает грациозный купольный фонарь со шпилем. Высота собора 107 метров.

Использованная конструкция купола создаёт проблему освещения купольной росписи, для решения которой Жюль Ардуэн-Мансар использовал конструкцию, состоящую из двух куполов, вложенных друг в друга. Внутренний купол освещается нижним рядом окон, а в его центре сделано отверстие, через которое видна центральная часть внешнего купола, на которую падает свет из невидимых изнутри окон второго ряда.

В 1989 году купол был заново позолочен, на что ушло 12 килограммов золота. Огромная подкупольная фреска художника Шарля де ла Фосо также была недавно отреставрирована.


2. Ансамбль дворца Шенбрунн.

Шёнбрунн (нем. Schloß Schönbrunn) — основная летняя резиденция австрийских императоров династии Габсбургов, одна из крупнейших построек австрийского барокко (архитектор — Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах). Основной зимней резиденцией Габсбургов-Лотарингских служил Хофбург.

Шёнбрунн расположен в западной части Вены в районе Хитцинг. В декабре 1996 года, на 20-й сессии Мирового комитета наследия, Шёнбрунн был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. В список были включены как сам дворец, так и парк с его многочисленными фонтанами и статуями, глориеттой и псевдоримскими развалинами, а также Шёнбруннский зоопарк — самый старый в мире

 

 

 


 

3. Промышленная архитектура конца 19 - начало 20 веков.

В начале 20 века модерн постепенно переходит в свою позднюю, конструктивную стадию. Роль декоративного убранства на фасадах зданий позднего модерна снижается до минимума и главное внимание сосредоточивается теперь уже на выразительности основных конструктивных элементов — на пропорциях фасадных плоскостей, окон, простенков, столбов. Качественные изменения в модерне переплетаются с дальнейшими успехами строительной техники и усиливающимся использованием новых строительных материалов, чему в значительной мере способствовала ранее деятельность Лабруста, Пэкстона, Бальтарда, Эйфеля и других строителей. В архитектуре обнаруживается стремление к простоте и экономии архитектурных средств, к выявлению в композиции зданий их назначения и особенностей используемых строительных материалов. В это время, в начале 20 века, как уже отмечено, в строительную практику начинает широко внедряться железобетон, оказавший большое стимулирующее воздействие на творческую мысль архитекторов.

В рассматриваемый период, продолжавшийся до первой мировой войны 1914—1918 годов, когда определялись принципиальные основы новой современной архитектуры, работал помимо названных ранее мастеров старшего поколения ряд выдающихся архитекторов — французы Тони Гарнье (р. 1868) и Огюст Перре (1874—1954), голландец Хендрик Берлаге (1856—1934), австриец Адольф Лоос (1870—1933), немец Петер Беренс (1868—1940) и американец Франк Ллойд Райт (1869—1959). Все эти мастера продолжали работать и после первой мировой войны, но время их творческого формирования падает именно на предвоенные годы. Каждый из них по-своему преодолевал воздействие модерна и боролся за простую и выразительную архитектуру, связанную с современной техникой и современными индустриальными конструкциями.

Тони Гарнье. Творчество Тони Гарнье целиком связано с его родным городом Лионом. В период с 1901 по 1917 год им был разработан проект «Промышленного города», рассчитанный на 35 тысяч человек и задуманный как идеальный город современного типа — с малоэтажными домами, полукоттеджами, с обилием зелени между ними, с многочисленными общественными сооружениями и обособленной промышленной территорией. Сооружения этого города задуманы в железобетоне, что было очень прогрессивно и вместе с тем характерно для рассматриваемого времени. Проект Т. Гарнье не был осуществлен, за исключением отдельных сооружений — рынка для продажи скота (1913), больницы (1915), стадиона (1916) и некоторых других. Гарнье имел приверженность к греческой классике, но это увлечение, так же как и элементы модерна, мало ощутимо в его творчестве. Сильной его стороной является использование новых материалов, главным образом железобетона, которому он придает смелые очертания и пропорции.

Огюст Перре. Железобетон как материал увлекает и ОпостаПерре. В 1903 году им был построен в Париже первый целиком железобетонный жилой дом. Этот опыт был настоящим новаторством. Сооружения Перре конструктивно легки, логичны. Стремясь использовать в полной мере архитектурно-конструктивные возможности железобетона, Перре, по признанию одного исследователя, «сделал то же в области железобетонного строительства, что Анри Лабруст для железных конструкций». Творчество Перре оказало в дальнейшем определяющее влияние на французскую архитектуру. Стилистически произведения Перре, осуществленные до первой мировой войны, выполнены в формах позднего — конструктивного — модерна. В этом отношении особенно характерен театр Елисейских полей в Париже, построенный в 1913 году.

Хендрик Берлаге. Хендрик Берлаге являлся крупнейшим представителем голландской архитектуры периода до первой мировой войны. Главное его произведение — биржа в Амстердаме (1903), — построенная из кирпича, в местных традициях, логичностью и естественностью планировки и оборудования оказало огромное влияние на европейскую архитектуру. В целом амстердамская биржа представляет собой по характеру архитектуры сооружение, переходное от модерна к новым формам.

Австрийский архитектор Адольф Лоос — ученик О. Вагнера, пошел еще дальше своего учителя по пути борьбы с декоративизмом. В построенных им в Вене жилых домах ощущаются результаты настойчивой борьбы за простоту и целесообразность архитектуры.

Петер Беренс. Крупный немецкий архитектор Петер Беренс сосредоточил свое внимание на архитектуре промышленных сооружений, которые ранее вообще не рассматривались как объекты архитектурной деятельности. Беренс возглавил строительные работы крупного индустриального объединения АЭГ, для которого проектирует Турбинную фабрику в Берлине (1909), здание электростанции и другие сооружения. Беренс, подобно названным выше архитекторам, являлся представителем позднего модерна, хотя и допускал в своих произведениях некоторые особенности ранней стадии этого стиля. Архитектором было построено в Санкт-Петербурге в 1910 году бывшее здание Германского посольства на Исаакиевской площади. Классицистическое окружение этого здания повлияло на его облик. В решении фасадов, одетых красным гранитом, применены измененные в пропорциях, сильно стилизованные полуколонны.

Франк Ллойд Райт. Самым крупным архитектором Соединенных Штатов Америки первой половины 20 века был ученик и последователь Салливэна Франк Ллойд Райт. Провозгласив полный отказ от декоративных стилизаций, Райт мыслил архитектуру как объемно-пространственное искусство, развивающееся в трех измерениях. В то же время он призывал к установлению самой тесной связи с природой и к максимальному использованию в архитектурных композициях особенностей природного окружения. Порицая переуплотненность капиталистических городов и создание сверхвысоких зданий, Райт культивировал постройку загородных домов коттеджно-особнякового типа. Архитектура райтовских частных домов обобщается обычно понятием «стиль прерий».

В области конструктивной разработки зданий Ф.-Л. Райт основывался на принципах современного индустриального производства и широком использовании железобетона.

К числу наиболее известных произведений Райта раннего периода относятся здание компании «Ларкин» в Буффало (1901) и дом Мартин в Иллинойсе (1901). В них ощущается еще несомненная связь с архитектурными формами модерна, проступающими в ряде деталей внешнего и внутреннего убранства сооружений.

Стремясь к четкости и простоте архитектуры, Райт вместе с тем чрезмерно усложнял и мельчил объемное решение зданий. Горизонтально стелющиеся объемы особняков Райта кажутся несколько тяжелыми, излишне массивными. Это является результатом сознательной воли автора, преследовавшего цель «романтизации» архитектуры, установления полного созвучия между ней и окружающей природой.

«Города-сады» Э. Говарда. С конца 19 века пробуждается особый интерес к вопросам градостроительства. Причиной этого явились непреодолимые противоречия, Обнаружившиеся в процессе роста капиталистических городов. К указанному времени относится идея создания городов-садов, разработанная англичанином Э. Говардом в его книге «Завтрашний день» (1898). По мысли Говарда, строительство новых населенных мест следовало вести в форме городов-садов, в которых сочетались бы все положительные особенности и городов и сельских мест и в то же время были бы сняты их недостатки. Говард предложил создать город с населением в 32 тысячи человек и с территорией, равной примерно 400 гектарам. Этот город должен был быть окружен зеленым поясом, в пять раз превышающим размеры самого поселения и используемым для сельскохозяйственных целей. Планировка города-сада носила центричный характер — к большому саду, расположенному в центре города, сходились по радиусам бульвары. Озеленены должны были быть и кольцевые улицы. В центральной части города предполагалось сосредоточить общественные здания. Жилые дома представляли собой двухэтажные коттеджи; всего задумано было создать около 5500 домов.

Идея Говарда была частично осуществлена в 1903 году в виде опытного города Лечуорта, недалеко от Лондона. Однако в капиталистических условиях прогрессивные предложения, подобные «Городу-саду» Говарда и «Промышленному городу» Тони Гарнье, не могли получить должного распространения. Капитализм с характерным для него преобладанием частновладельческих интересов поставил непреодолимые препятствия на пути радикального решения градостроительных проблем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 2045; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.