Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Внешнее и внутреннее строение круглых червей на примере аскариды 1 страница




 

Задание 1. Запишите систематическое положение объекта

 

Подцарство многоклеточные ____________________________________________ _

Надраздел эуметазои ___________________________________________________

Раздел билатеральные, или двустороннесимметричные ______________________

Тип круглые, или первичнополостные черви _________________________________

Класс собственно круглые черви, или нематоды ___________________________

Представитель аскарида _ _______________________________________________

 

Задание 2. Изучите по методическим указаниям и зарисуйте схемы строения аскариды и её жизненный цикл

                   
   
     
 
   
     
 
 
 

 

 


Рис.18. Вскрытая самка аскариды


1. – 3 губы

2. – глотка (пищевод)

3. – фагоцитарная клетка

4. – кишечник

5. – боковой валик гиподермы

6. – брюшной валик гиподермы с нервным стволом

 

7. – яичник

8. – яйцевод

9. – матка

10. – влагалище


 

 

Рис 19. Схема поперечного среза аскариды

 


1. – кутикула

2. – гиподерма

3. – мышцы

4. – спинной валик гиподермы

с нервным стволом

5. – боковой валик гиподермы с

выделительными каналами

6. – брюшной валик гиподермы

с нервным стволом

7. – первичная полость тела

8. – кишечник

9. – матка

10. – яичник

11. – яйцевод

 

 


 

Рис.20. Схема жизненного цикла аскариды человеческой ___________________________

 

Задание 3. Заполните таблицы

 

Нематоды – паразиты человека

 

Вид Аскарида Острица Трихинелла Нитчатка Банкрофта Ришта
Размер              
Тип жизнен-ного цикла                
В какой среде разви-вается яйцо              
Вид Аскарида Острица Трихинелла Нитчатка Банкрофта Ришта
Основ-ной хозяин, поража-емый орган                    
Чем пи-таются          
Проме-жуточ-ный хозяин            
Пути зараже-ния                
Меры борьбы                    
Вид повреж-дений                  
Заболе-вание            
             

Нематоды – паразиты растений

 

Вид червя размеры Хозяин, поражаемый орган Пути заражения Меры борьбы Вид повреждения
Нематода пшенич- ная            
Карто- фельная нематода            

 

Занятие 8

Тема: Внешнее и внутреннее строение кольчатых червей на примере дождевого червя

 

Задание 1. Запишите систематическое положение объекта

 

Раздел ______ _ __ _______ _________________________________________________

Надтип ________________________________________________________________

Тип ___________________________________________________________________

Класс __ _______________________________________________________________

Представитель _ _________________________________________________________

 

Задание 2. Изучите по методическим указаниям и зарисуйте схемы строения дождевого червя

 

 

Рис.21. Внешнее строение дождевого червя


1 – простомиум

2 – рот

3 – мужские половые отверстия

4 – женские половые отверстия

5 – поясок

 


 

Рис.22. Вскрытый дождевой червь

 


1 – простомиум

2 – церебральные ганглии

3 – глотка

4 – пищевод

5 – кольцневое сердце

6 – спинной кровеносный сосуд

7 – семенные мешки

8 – семенник

9 – семенные воронки

10 – семяпроводы

11 – диссепименты

12 – метанефридии

13 – дорсосубневральные сосуды

14 – средняя кишка

15 – желудок

16 – зоб

17 – яйцевод

18 – яйцевые воронки

19- яичник

20 – семяприёмник

I – XX – сегменты тела


 


Рис.23. Поперечный срез дождевого червя


1 – эпителий

2 – кольцевая мускулатура

3 – продольная мускулатура

4 – спинной кровеносный сосуд

5 – тифлозоль

6 – кишечник

7 – хлорогенная ткань

8 – метанефридий

9 – щетинки

10 – брюшная нервная цепочка

11 – целомический эпителий

12 – брюшной кровеносный сосуд

13 – мезентерий

14 - целом


Задание 3. Заполните таблицу

 

Сравнительная характеристика классов кольчатых червей

 

  признаки Многощетинковые, или полихеты _________________ _ Малощетинковые, или олигохеты ____________________ Пиявки ____________________  
Тип движения        
Наличие параподий      
Органы чувств и нервная система        
Органы выделения        
Полость тела        
Кровеносная система      
Половая система      
Развитие        

 

 

Занятие 9

Тема: Контрольная работа

Контрольные вопросы:

 

1. Как организован кожно-мускульный мешок плоских червей? _________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие функции в теле плоских червей выполняет паренхима? ________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Назовите все возможные приспособления плоских червей к паразитическому образу жизни. __________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Что такое рабдиты? Какую функцию они выполняют? _______________________

____________________________________________________________________________

5. Каким образом пищеварение планарии нашло отражение в фагоцитарной теории, созданной И.И. Мечниковым?____________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Чем отличается пищеварение сосальщиков от пищеварения ленточных червей?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Кто считается окончательным и кто – промежуточным хозяином в цикле развития паразитических животных? ______________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Каким клетками представлена мезодерма у плоских червей; почему их называют паренхиматозными червями? ____________________________________________

____________________________________________________________________________

9. Каковы признаки дегенерации у паразитических червей? ____________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Почему плоских червей называют гермафродитными животными? ____________

____________________________________________________________________________

11. Как объяснить большую плодовитость паразитических червей? _______________

____________________________________________________________________________

12. Какие существуют меры борьбы с паразитическими червями? ________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Перечислите меры предупреждения заражения плоскими гельминтами.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Изучите рисунки и сделайте к ним подписи

Строение и жизненный цикл бычьего цепня


А – __________________

Б – __________________

___________________

В – __________________

Г – __________________

Д – __________________

Е – _______________


Строение и жизненный цикл свиного цепня

 


А – __________________

Б – __________________

В – __________________

Г – __________________

Д – __________________

Е – __________________ _____________________

1__________________

2 – __________________

3 – __________________

4 – __________________

5 – __________________

___________________

6 – ___________________


 

15. Установите соответствие между видом паразитического плоского червя и органами фиксации, присутствующими у него.

 

Вид Органы фиксации
1. Печёночный сосальщик А. Две присоски
2. Кошачий сосальщик Б. Четыре присоски
3. Бычий цепень В. Венчик из крючьев
4. Свиной цепень Г. Присасывательные щели (ботрии)
5. Карликовый цепень  
6. Эхинококк  
7. Широкий лентец  

 

1 - _____, 3 – _________, 5 – ________, 7 – _______

2 – _____, 4 – _________, 6 – ________,

 

16. Установите соответствие между видом паразитического плоского червя и его локализацией в организме человека

 

Вид Локализация в организме человека
1. Кошачий сосальщик А. Тонкий кишечник
2. Ланцетовидный сосальщик Б. Печень
3. Бычий цепень В. Лёгкие
4. Свиной цепень Г. Головной мозг
5. Карликовый цепень  
6. Эхинококк  
7. Широкий лентец  

 

1 – _____ 3 – _______ 5 – ________ 7 – ________

2 – _____ 4 – _______ 6 – ________

 

17. Изучите рисунки и сделайте к ним подписи

 

А – __________________________________________________________________________

Б – _________________________________________________________________________

В – _________________________________________________________________________

2 – __________________________________________________________________________

3 – __________________________________________________________________________

4 – __________________________________________________________________________

5 – __________________________________________________________________________

6 –__________________________________________________________________________

7 – __________________________________________________________________________

8 – __________________________________________________________________________

9 – __________________________________________________________________________

10 – _________________________________________________________________________

11 – _________________________________________________________________________

 

18. Назовите принципиальные отличия строения круглых червей от плоских и ресничных. ____________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

19. Как доказать, что нематоды находятся в состоянии биологического прогресса?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

20. Почему паразитические черви не расщепляются пищеварительными соками хозяина? _______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

21. Чем заполнена полость тела у круглых червей? ______________________________

_____________________________________________________________________________

22. Почему коловратка необходима для нормального функционирования рыбоводческих хозяйств? ________________________________________________

_____________________________________________________________________________

23. Для чего в зонах распространения нематод-паразитов интенсивно используют минеральные удобрения вместо органических? _____________________________

____________________________________________________________________________

24. Установите соответствие между видом паразитической нематоды и её локализацией в организме человека

Вид Основная локализация в организме человека
1. Аскарида человеческая (половозрелые самцы и самки) А. Верхние отделы тонкого кишечника
2. Острица (половозрелые самцы и самки) Б. Нижние отделы тонкого кишечника
3. Власоглав (половозрелые самцы и самки) В. Толстый кишечник
4. Трихинелла (личинки) Г. Подкожная жировая клетчатка
5. Ришта (половозрелые самки) Д. Скелетная мускулатура

 

1 – _____ 3 – ______5 – ______

2 – _____ 4 – _____

 

25. В чём проявляется сегментированность тела кольчатых червей? _______________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

26. Что такое целом и какова его связь с внутренними органами кольчатых червей?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

27. Опишите строение кровеносной и выделительной систем у кольчатых червей.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

28. Изучите рисунок и сделайте к нему подписи

 

Строение малощетинкового червя

       
 
 
 

1 – _______________________________

2 – _______________________________

 

3 – _______________________________

 

4 – _______________________________

5 – _______________________________

 

6 - ________________________________

 
 


29. Как размножаются кольчатые черви? _____________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

30. Каковы особенности малощетинковых червей по сравнению с многощетинковыми?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

31. С чем связана высокая способность к регенерации у дождевого червя? _________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

32. Дайте определения терминам:

 

Мезодерма – _________________________________________________________________

Трёхслойные животные – ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Гельминты – _________________________________________________________________

Гельминтозы – _______________________________________________________________

Мюллеровская личинка – ______________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Первичная полость тела, или схозоцель – __________________________________________

_____________________________________________________________________________

Геогельминты – ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Биогельминты - _______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Вторичная полость тела (целом) – ________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кровеносная система замкнутого типа – _________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Метанефридии – _____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Параподии – _________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Трохофора – _________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Планктон – __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Бентос – _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Тегумент - ___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Тема: Морфология и систематика моллюсков

 

Задание 1. Запишите систематическое положение объекта

 

Тип моллюски _________________________________________________________

Подтип раковинные _____________________________________________________

Класс двустворчатые ___________________________________________________

Представитель беззубка обыкновенная ____________________________________

 

Задание 2. Изучите по методическим указаниям и зарисуйте строение моллюсков




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.127 сек.