Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Англия и Уэльс 2 страница




В тех местностях, где властям не удалось добиться открытия политехн. ин-тов, в 70-х гг. появились колледжи высш. образования (colledge of higher educa-

tion). Они возникли путём слияния пед. колледжей с местными (технол., последующего образования и др.) и начали готовить специалистов высш. квалификации по пед. и др. специальностям. По закону 1988 к категории высш. уч. заведений отнесены учреждения, к-рые дают подготовку на уровне, превышающем требования экзаменов на свидетельство т. н. повышенного уровня. Прочие уч. заведения относятся к системе последующего образования.

Педагогическое образование. Организованное обучение учителей (для школ взаимного обучения) было начато в 1805—10. Первым уч. заведением, дающим систематич. пед. подготовку, стал пед. колледж, осн. Дж. Кей-Шатлуортом и Э. Тафнеллом в 1840 в Баттерси. После 3-летнего курса выпускники в течение двух лет проходили практику по системе пед. ученичества, осн. на идее взаимного обучения. Аналогично готовились учителя из числа ст. школьников: подростки в возрасте от 14 лет учили детей под надзором гл. учителя, одновременно продолжая собств. образование; после 2—3 лет ученичества они сдавали экзамен, дававший право стать учителем без диплома или поступить в двухгодичный учительский колледж. Частные учительские колледжи закрытого типа учреждались, как правило, Брит, или Нац. об-вами и готовили педагогов для нач. школ. В 1890 открылись учительские колледжи при ун-тах и университетских колледжах (16 — к 1900). Учителей для жен. школ выпускали 2 жен. колледжа при ун-тах. В 1944 учительские колледжи (срок обучения 2 года) были включены в нац. систему образования, стали готовить учителей нач. и ср. современных школ. В сер. 60-х гг. они преобразованы в 3-летние пед. колледжи, получившие статус высш. уч. заведения. С 70-х гг. для желающих получить степень бакалавра педагогики введён 4-й год обучения. С сер. 70-х гг. происходит реорганизация системы пед. образования. Число пед. колледжей сокращается: объединяются мелкие колледжи, нек-рые вливаются в политехн. ин-ты. Значит, кол-во пед. колледжей превращено в многопрофильные колледжи высш. образования, где к пед. деятельности готовится лишь часть студентов, остальные получают образование по др. профилям. Современные пед. уч. заведения готовят воспитателей дошк. учреждений, учителей нач. школ и мл. классов ср. школ. Преподавателей трудового обучения, физкультуры, предметов техн. и эстетич. циклов готовят специали-зиров. колледжи и пед. отделения политехн. ин-тов. Учителей ст. классов ср. школ выпускают пед. отделения ун-тов (срок обучения 1 год), предназначенные для студентов, прошедших основной 3-летний курс обучения по избранной специальности. Во 2-й пол. 80-х гг. насчитывалось св. 100 уч. заведений неуниверситетского типа (в т. ч. 23 политехн. ин-та), дававших пед. подготовку, и св. 30 пед. отделений в ун-тах (всего ок. 25 тыс. студентов). По закону 1988 предусмотрено значит, увеличение уч. времени на практико-пед. подготовку будущих учителей.

Педагогическая наука. В ср.-век. Британии пед. мысль развивалась в рамках теологич. и филос. воззрений. Сведения по ранней истории образования и воспитания содержатся в

«Церковной истории народа англов» Беды Достопочтенного (7—8 вв.). Существенное влияние на педагогику оказали идеи Алкуина (8 в.), разрабатывавшего систему ср.-век. образования и организовавшего упорядоченное преподавание при дворе Карла Великого. Необходимость образования достаточно широких слоев населения получила обоснование в трудах и практич. деятельности Альфреда Великого (9 в.). Развитию пед. мысли содействовало возникновение первых англ, ун-тов. Представители Оксфордской школы Роберт Гроссетест (кон. 12—13 вв.) и его ученик Роджер Бэкон (13 в.) включали в круг предметов познания и преподавания природу, подчёркивая необходимость опытного её изучения с непременным привлечением матем. методов. В 16 в. появилось первое пед. сочинение на англ. яз. — «Школьный учитель» Р. Ашама. Педагогика эпохи Возрождения связана в В. с деятельностью Оксфордского кружка гуманистов (с Дж. Колетом во главе), утверждавших принципы гуманистич. системы шк. образования. К ним был близок Т. Мор, идея к-рого о всеобщем постоянном образовании, осуществляемом гос-вом, намного опередила пед. мысль эпохи. В развитии образования огромную роль сыграл Ф. Бэкон. Отвергая схоластич. систему образования, он заложил основы совр. науки. В 17 в. Т. Гоббс придавал большое значение доказательности, методичности и последовательности в обучении, С. Харт-либ стремился реформировать брит, систему образования, добился приглашения в Англию Я. А. Каменского. По настоянию Хартлиба Дж. Мильтон написал «Трактат об образовании». Программу социальных преобразований, в т. ч. в области обучения и воспитания юношества, пропагандировал Дж. Уинстэнли. Идеи трудовой школы выдвигались в проектах Дж. Беллерса и У. Петти. Педагогика эпохи Просвещения развивалась преим. под влиянием пед. идей Дж. Локка, оказавшего значит, воздействие и на педагогов др. стран. Локк подчёркивал утилитарный характер воспитания и образования и выдвигал 2 концепции воспитания: одну — для бурж.-дворянской молодёжи, другую — для детей трудящихся. Проблемы нравств. воспитания (достоинство, внутр. независимость человека) поднимались в трудах А. Э. Шефтсбери (нач. 18 в.). Оформление ассоциативной психологии в соч. Д. Гартли (сер. 18 в.) послужило дальнейшему развитию теории обучения. С 1760-х гг. представители радикального крыла англ. Просвещения (Т. Дей, Дж. Пристли, Р. и М. Эджуорты, Т. Пер-сивал) распространяли идеи естеств. воспитания Ж. Ж. Руссо; высокая оценка его теоретич. положений сочеталась с критикой методов воспитания (У. Годвин). В кон. 18 — нач. 19 вв. выдвигались идеи обязат. нач. образования низших классов (А. Смит), ориентации на реальные знания, практичность и непосредств. ' пользу в воспитании (И. Бентам, Джеймс Милль).

В нач. 19 в. разрабатывались 2 модели обучения — в массовой элементарной школе для детей трудящихся (Э. Белл, Дж. Ланкастер) и в привилегиров. школах для детей имущих классов (Т. Ар-нолд), где культивировался дух кастовой (классовой) солидарности. Интересы пролетариата в области образования нашли выражение в сочинениях и пед. деятельности Р. Оуэна и его последователей. Чартисты (У. Ловетт, Дж. Гарни, Э. Джонс) считали просвещение условием «социальной эмансипации рабочих». Прогрессивные пед. идеи (внимание к личности ребёнка, создание дошк. учреждений, пед. уч. заведений и др.) высказывал в худож. произведениях и журнальных статьях Ч. Диккенс. Оппозицию утилитаристской, а затем и утилитарно ориентированной позитивистской педагогике составили англ. романтики (С. Колридж, У. Вордсворт, Т. Кар-лейль), подчёркивавшие важность воспитания нравств. чувств. Их признанной заслугой является настойчивое требование всеобщего образования, организованного и финансируемого гос-вом. Поздний романтик Дж. Рескин огромное значение придавал воспитанию иск-вом, развернув соответствующую пропаганду, продолженную Д. Моррисом.

С сер. 19 в. педагогика развивалась под воздействием позитивистской философии (Дж. С. Милль, А. Бэи, Г. Спенсер). Наиб, популярны были пед. идеи Спенсера, утверждавшие практич. подход к целям и содержанию образования, к-рый сочетался с разносторонностью предлагаемой уч. программы. Существенное влияние на воспитание и обучение имело развитие естеств. наук, особенно эволюц. учение Ч. Дарвина. Содержание и методы шк. естеств.-науч. образования разрабатывали Т. Гексли и Г. Армстронг. Важность разумного сочетания гуманитарного и естеств.-науч. образования подчёркивали Б. Рассел и А. Уайт-хед; они же способствовали становлению аналитич. направления англ. пед. мысли. Влиятельным течением в кон. 19 — нач. 20 вв. было «новое воспитание», идеи к-рого разделяли как сторонники (С. Ред-ди, Дж. Бэдли, Т. П. Нанн), так и противники (Рассел, А. Нил, С. Айзеке) авторитарного направления в педагогике. Распространение получила педоцент-ристская концепция воспитания (Дж. Адаме, Д. Адамсон, Рассел, Айзеке).

В 20—30-е гг. 20 в. пед. мысль развивалась под воздействием работ амер. теоретиков; получили распространение прагматистская педагогика Дж. Дьюи, новые подходы к шк. обучению (Дальтон-план и созданный на его основе Говард-план). На пед. практику значит, влияние оказала тестология (см. Тесты). Разработку теории умственных тестов (изобретённых Ф. Гальтоном) продолжил Ч. Спирмен, автор концепции об «общих» способностях (30-е гг.). Идею генетически фиксиров. интеллекта отстаивал С. Берт, однако его эксперим. результаты были подвергнуты принципиальной критике.

С нач. 50-х гг. развиваются исследования по сравнит, педагогике. В этой отрасли признание получили исследования Б. Холмса, Р. Кауэн, М. Мак-Лин и др. Во 2-й пол. 20 в. значит, место в структуре пед. наук стали занимать социологич. иссл. Сторонники социоцентристской пед. концепции (У. Уолл, О. Бэнкс, Б. Бернстайн и др.) анализируют воздействие социальных факторов на воспитание и образование и обратное воздействие шк. практики на социальное развитие. В 60—70-е гг. значительным было влияние совр. педоцентризма (неопедоцентризма, «гуманизма») на нач. школу (Ч. Джеймс, Л. Стэнхаус, Р. Моррис, X. Энтуистл). Пед. принципы педоцентризма были подвергнуты критике

(Б. Саймон, М. Моррис), и к нач. 90-х гг. роль этих теорий уменьшилась. С сер. 60-х гг. заметное место в англ, педагогике занимают взгляды аналитиков — педагогов, опирающихся на философию линг-вистич. анализа — англ, разновидности неопозитивизма (Р. Питере, П. Хёрст, Р. Диерден, Дж. Уилсон, Дж. Уайт). Представители этого направления сосредоточивают своё внимание на логич. и концептуальном анализе методологич. проблем педагогик и.

В 70—80-х гг. в центр пед. дискуссий выдвинулись проблемы гос. политики в области образования, особенно широко обсуждавшиеся в связи с изменениями в шк. законодательстве 1984—88. Значит, внимание уделялось перспективам развития личности в уч. заведениях и в условиях совр. социального окружения, а также учёту образоват. интересов разл. групп населения В. Мн. публикации посвящались вопросам содержания общего образования, призванного обеспечить как расширение познаний учащихся (включая, напр., овладение навыками пользования разл. знаковыми системами), так и объективное понимание ими совр. природы и общества.

Педагогические научные учреждения. Нац. центр пед. исследований (осн. в 1947, г. Слау) проводит теоретич. фундаментальные исследования, в частности по пед. психологии, координирует науч. работу в области педагогики и пед. психологии. Издаёт журналы «Educational Research» («Пед. исследования»), «New Research in Education» («Новые пед. исследования»). Шк. совет по разработке уч. программ и проведению экзаменов (осн. в 1964 при Департаменте образования и науки, Лондон) до 1983 был гл. координатором прикладных пед. исследований, организатором работы над проектами уч. программ. В 1983 был реорганизован в 2 подразделения Департамента образования и науки — по уч. программам и по экзаменам. В Ин-те педагогики Лондонского ун-та (осн. в 1932) работу ведут 12 науч. отделений, в т. ч. пед. психологии, уч. программ, социологич. исследований, философии педагогики, сравнит, педагогики. Пед. отделение Оксфордского ун-та (осн. в 1948) проводит исследования по проблемам нравств. воспитания, организации системы нар. образования, сравнит, анализу систем нар. образования (преим. стран ЕЭС). Науч. работу в области педагогики и пед. психологии ведут также школы педагогики Ливерпулского и Лестерского ун-тов, пед. отделения Бристольского, Лидсского и Ланкастерского ун-тов. Новое направление исследований — компьютеризация обучения (ф-т матем. статистики Эксетерского ун-та, пед. отделение Ланкастерского ун-та, Ин-т пед. технологии Открытого ун-та). Ун-ты издают учёные записки: Лондонский — «Обзор образования в Лондоне» («London Educalional Review») и «Исследования в области педагогики» («Studies in Education»); Лидсский — «Науч. исследования» («Researches and Studies»); Хачлский — «Аспекты образования» («As-pects of Education»); Бирмингемский — «Пед. обозрение» («Educational Review»); Даремский — «Даремский журнал по вопросам науч. исследования» («Durham Research Review») и др. Пед. исследованиями занимаются также отдел исследований и информации Департамента образования и науки, пед. отделение Совета исследований по обществ, наукам, Британский совет пед. технологии, Нац. ин т образования взрослых Англии и Уэльса, Нац. бюро детей (все в Лондоне), Британская ассоциация пед. исследований (Ливерпул), Центр прикладных иг-следований в области педагогики при ун те Вост. Англии (Норидж)

Педагогическая периодика. Издается св. 70 пед. журналов и неск. газет. Крупнейшие периодич. из дания «The British Journal of Educatio-nal Studies» («Британский журнал пед. исследований») и «The British Journal of Educational Psychology» («Британский журнал пед психологии»). В Лондон скоы ин те педагогики выходит «Journal of Philosophy of Education» («Журнал философии педагогики»). Департамент образования и науки издает журн. «Trends in Education» («Тенденции в образовании»). Для шк. администраторов выпускается журн. «Education» («Образование»), для преподавателей — журн. «The Teacher» («Учитель»), метод, жур нал по нач. образованию «Teacher's World» («Мир учителя»), а также ряд журналов по частным методикам, для учителей ручного труда — журн. «Ргас-tical Education» («Практич. воспитание»). Среди новых пед журначов — «Educational Computmg» («Компьютеризация в образовании»). Вопросам сравнит, исследований посвящены журналы «Comparative Education» («Сравнит, педагогика») и «The Compare» («Сравнение») Издается журн. «Moral Education» («Нравств. воспитание»). Проблемы взаимосвязи ср. и высш. образования освещаются в журналах «Universities Ouar-terly» («Ежеквартальник ун-тов») и «Higher Education Journal» («Журнал высш. школы»).

Коммунистич. партия В. издает журн. «Education for Tomorrow» («Образование для будущего»), Лестерский ун-т — журн. «Forum for the Discussion of New Trends in Education» («Форум для обсуждения новых тенденций в образовании») под ред. Саймона и Р. Педли.

Пед. приложение к газ «Тайме» — «Times Educational Supplement» — популярный еженедельник, посвященный широкому кругу вопросов шк. жизни.

Шотландия. Первые упоминания о школах относятся к 6 в., более подробные, свидетельствующие о распространении в Шотландии школ религ. характера, — к 12 в. Светское образование развивалось после принятия закона 1496 о создании грамматич. школ для детей крупных землевладель цев. В эпоху Реформации (16 в.) Дж. Нокс, последователь Кальвина, пытался создать целостную систему нар. образования в Шотландии, не получившую, однако, практич воплощения. Возникшая в результате Реформации пресвитерианская церковь до 2-й пол. 19 в. удерживала власть над школой. Под ее опекой была создана система приходских школ, узаконенная парламентом в 1696; в результате уровень образования шотландцев стал довольно высоким для своего времени. В 16 в. было 4 ун-та: в Эдинбурге, Абердине, Глазго, Сент-Андрусе. К моменту окончат, присоединения к Англии (нач. 18 в.) Шотландия имела уже сложившуюся систему гос. школ. С 1870-х гг. началось сближение систем нар. образования Шотландии и Англии. В 1872 был принят акт по нар. образованию, в соответствии с к-рым

центр, органом управления школой стал Шотл. департамент просвещения, устанавливался возраст обязат. обучения (5—13 лет), местным органам нар. образования вменялось в обязанность открывать гос. ср. школы, создавались вечерние школы для подростков. Законом 1901 возраст обязат. обучения был прод лен до 14 лет, в 1945 — до 15, в 1969 — до 16 лет.

Руководство совр. уч. заведениями осуществляет Департамент образования, к-рый разрабатывает единые программы экзаменов за ср. школу, а в ряде случаев — программы школы по годам обучения. Шк. система строится по образцу английской, однако в шотл. нач. школе срок обучения 7 лет, а в средней — 6. Осн. тип ср. школы — объединенная школа. Частные школы играют незначит. роль (2% уч-ся).

Во 2 и пол. 80 х гг. имелось св. 560 дошк. учреждений (св. 38 тыс. детей), 2,4 тыс. нач. школ (св. 430 тыс. уч ся), св. 440 ср. школ (св. 340 тыс. уч-ся). Ср. проф. образование осуществляется в дневных (49) и вечерних (111) колледжах на базе неполной ср. школы. Высш. проф. образование дают центр, ин-ты (15) на базе полной ср. школы (аналогичны англ, политехн. ин-там). Общее число уч ся дневных колледжей и центр, ин-тов системы проф. образования св. 86 тыс. Подготовка учителей осуществляется в пяти 3-летних пед. колледжах (св. 3 тыс. студентов). Мужчины-учителя получают, как правило, университетское образование

Имеется 8 ун-тов (48,3 тыс. студентов), крупнейшие — Эдинбургский (осн. в 1583, 10,1 тыс. студентов), Абердин-ский (1495; 5,7 тыс. студентов), ун-т г. Глазго (1451, св. 10 тыс. студентов).

Н. и, работа в области педагогики координируется Шотт. советом пед. исследований. Ученые педагоги — Дж. Нис-бет (Абердин) и Н. Энтуистл (Эдинбург) занимаются проблемами методологии и методов пед. исследований. Теоретич. основы организации нар. образования и вопросы оснащения уч. процесса изучает К. Ричмонд (Глазго). Крупным н.-и, учреждением является Шотл. ин-т педагогики (Эдинбург), издающий «Scottish Educational Journal» («Шотландский пед. журнал»).

Северная Ирландия. В ср. века просвещение в Сев. Ирландии развивалось в тех же формах, чго и в Англии. В период Реформации элементарное образование осуществлялось в приходских школах, открывавшихся преим. протестантскими религ. орг-ция-ми, а в кон. 17—18 вв. и отд. лицами. Ср. образование давали грамматич. школы, «английские» школы и частные обще-образоват. академии. Нар. образование в Ольстере, как и в др. частях Ирландии, впервые стало субсидироваться гос-вом в 30 х гг. 19 в.; тогда же брит, парламент для создания единого управления образованием учредил Совет семи уполномоченных нац. образования. В 1892 был принят акт об образовании в Ирландии, в соответствии с к-рым вводилось обязат. обучение детей от 6 до 14 лет. В 90-х гг. быт создан Департамент с.-х. и техн. образования. В 1921 с вхождением Сев. Ирландии в состав Соединенного королевства центр, органом стал Департамент образования Сев. Ирландии. В 1923 был принят закон, установивший пре-емств. систему школ. Законом 1947 соз-

дана система шк. образования по образцу английской. В 1976 был принят законопроект, предусматривающий постепенный переход к объединенным школам. Совр. ср. звено образования состоит из 7 летней грамматической и 5 летней промежуточной школы. Переход на систему объединенных школ затруднен в связи с преобладанием мелких школ.

Во 2 и пол 80 х гг. имелось 86 дошк. учреждений (4,5 тыс. детей), св. 980 нач. школ (182 тыс. уч ся). Работало св. 250 ср. школ (св. 152 тыс. уч-ся). Система последующего образования представлена 38 учреждениями (св. 1,1 тыс. уч ся). Образование взрослых осуществляется при ун-тах, политехн. ин те, а также при Ассоциации образования рабочих.

Подготовка учителей ведется в двух 3-летних пед. колледжах, в техн. колледже в Лондондерри и в ун-тах (всего ок. 1,2 тыс. студентов). Пед. исследования координируются Советом пед исследований Сев. Ирландии.

Университетское образование осуществляется в Королевском ун те в Белфасте (осн. в 1845; 8 тыс. студентов) и в Ольстерском ун те в Колрейне (образован в 1984 из Нового ун-та Ольстера, осн. в 1965, и Ольстерского политехн ин-та, осн. в 1971), где насчитывается 15 тыс. студентов.

Лит Аранский В С Лапчинская В П, Система вар. образования в Англии, M 1961 Лапчинская В П, Ср общеобразоват школа совр Англии, M, 1977, БарбаригаА А Федорова Н В Британские ун ты, M, 1979, Бар барига А А. Среднее и среднее спец образование в совр Англии, К — Одесса, 1985, С а и м о и Б Общество и образование, пер с англ, M, 19_89, Barnard H, A short history of English education From 1760 to 1944 L 1947, С u r t i s S, History of education in Great Bntam L 1957, S i m o n B, Studies m the history of education, [v 1—4], L 1960—74, Educational research in Brita m ed by H J Butcher and H B. Pont v. 1—3, L, [1968—72], Lawson J. Sil-v e r H, A social history of education in England L -N Y, [1973], E v ans K, The development and structure of the English edu-cational system [L 1975], The educational System of Scotland Edinburgh, 1977, Rieh m o n d W K, Education in Britain since 1944, L, 1978, Directory of technical and fur-ther education, L, 198018, Bowen J, A history of western education v. 1—3, L, 1972—81, Richmond WK, The litera ture of education A critical bibliography 1945—1970, L, [1972], Maclure J S Educational documents England and Wales 1816 to the present day, L 19855, Holmes B, McLean M, The curriculum A com-parative perspective, L, 1989

В II Лапчинская

 

ВЕНГРИЯ (Magyarorszäg), Венгерская Республика, гос-во в Центр. Европе. Пл. 93 тыс. км2. Нас. ок. 10,4 млн. чел. (1989), св. 96% — венгры. Офиц. язык — венгерский. Столица — Будапешт.

Первая школа возникла (ок. 996) в монастыре бенедиктинского ордена на горе Св. Мартина (венг. Паннонхаль-ма). В И в. в архиепископствах и епископатах было организовано 10 соборных школ. В них готовили священников и обучали на лат. яз. детей знати семи свободным иск-вам. Королем Иштваном был издан указ, согласно к-рому каждые 10 населенных пунктов обязаны построить церковь, при к-рой действовала приходская школа. С 12 в. открывались цеховые и торговые школы, ставшие позднее городскими. В кон. 12 в. при Вес-премском соборе появилась первая духов-

ная семинария. В последующие столетия в соответствии с указаниями церк. советов (синодов) число школ возросло, сложилась 3-ступенчатая структура обучения в них. 1-я ступень — чтение и пение, к-рые дополнялись толкованием лат. текстов и знакомством с литургич. ритуалами; 2-я — грамматика и письмо, математика с основами астрономии и геометрии; 3-я — знания по философии, теологии, юриспруденции. Дети из высш. слоев получали необходимые знания, в т. ч. военные, в рамках домашнего обучения.

С 14 в. начал формироваться слой светской интеллигенции. С этим процессом связана организация в 1367 первого ун-та в г. Печ, в 1395 — ун-та в Старой Буде (оба просуществовали недолго).

Большое воздействие на развитие шк. обучения оказала эпоха Возрождения. В это время произошло разделение ступеней образования на начальное, среднее и высшее. С 15 в. создавались гор. школы, в программы к-рых было введено изучение произведений греч. и лат. классики. Венг. гуманизм достиг своего расцвета в период правления короля Матья-ша Хуньяди (2-я пол. 15 в.). В г. Пожонь (ныне Братислава, Словакия) в 1465 был открыт ун-т по образцу болонского, к-рый, как и его предшественники, просуществовал недолго.

В 1-й пол. 16 в. задунайская часть В. подпала под османское иго, на 150 лет задержавшее развитие нац. просвещения. В зап. и сев. частях королевства укрепились Габсбурги. На формирование шк. систем в этих землях влияла борьба между сторонниками и противниками Реформации. Со 2-й пол. 16 в. мн. католич. школы в городах и поселениях гор. типа стали протестантскими. Реформация способствовала расцвету лат. школы, в к-рой утверждался гуманистич. тип образования, а также усилению роли венг. яз., на к-ром впервые появились печатные книги религ. и светского содержания. Протестантские ср. школы в гг. Шарошпа-так, Дебрецен, Пап и др. стали центрами учёности; вокруг них сосредоточивались гор. и сел. школы.

Орден иезуитов, стремясь вытеснить протестантизм из сферы просвещения, создал широкую сеть своих гимназий (где в курс обучения были введены математика, естеств. науки, нац. и общая история), а также т. н. малые сел. школы с обучением на родном языке. В 1635 в Надьсомбате (ныне Трнава, Словакия) осн. иезуитский ун-т (наряду с филол. и теологич. ф-тами в 1642 открылся юридический). К кон. 16 в. и у протестантов, и у католиков окончательно сформировалось ядро шк. системы — католич. или протестантская коллегия, гл. ступенью в к-рой стала гимназия. Программа предусматривала курсы грамматики, поэтики и риторики, а на ст. ступени — философии и теологии. В католич. гимназии эта ступень образования была более дифференцированной и более широкой по содержанию. Средняя школа этого типа просуществовала в Венгрии до 19 в.

В зависимом от Османской империи Трансильванском княжестве, где сосуществовало неск. религий, Реформация и Контрреформация также оказали влияние на шк. обучение. Значит, развитие школ происходило в 1-й пол. 17 в., когда был издан закон о свободном обучении детей крепостных крестьян. Школа

в Дьюлафехерваре (ныне Алба-Юлия, Румыния) преобразована (1622) в академию [с 1662 в Надьэнеде (ныне Аюд, Румыния)], куда были приглашены знаменитые учёные, в т. ч. иностранные. Здесь вёл пед. деятельность венг. просветитель Я. Апацаи-Чере.

В 18 в. положение в сфере образования было тесно связано с нац.-освободит, движением и полит, тенденциями к централизации империи Габсбургов. В сер. 18 в. светская власть осознала просвещение задачей гос-ва и стремилась поставить его под гос. управление. Этой цели служил первый, изданный в 1777 королевский указ «Рацио эдукационис» («Всеобщий кодекс воспитания»), к-рый модернизировал организацию (были созданы, в частности, уч. округа) и содержание образования. Хотя в указе не предписывалась обязательность обучения, но констатировалось, что обучение следует распространять «на всех граждан». Основу шк. системы составляла нац. нар. школа (сельская и городская), где обучение велось на родном языке. На её основе было возможно получение ср. образования в гимназиях 2 типов — грамматич. школе (3 года обучения) и высш. классах (2 года). Высш. образование давали королевские академии и ун-ты. Образцовые школы, к-рые были организованы в каждом уч. округе, готовили учителей. Указ 1777 отвергал релнг. нетерпимость, предписывал учащимся независимо от их религ. убеждений получать гражд. воспитание. Процесс обучения строился на принципе полезности. В ср. школе лат. яз. сохранил за собой ведущее место, но изучался и немецкий, к-рый был языком адм. управления, а также служил средством общения между людьми разл. национальностей (преподавался уже в нач. школе). Венг. яз. не был обязат. предметом в ср. школе. Уч. программа нач. и ср. школы включала предметы т. н. реального цикла: математику, естествознание, а также географию и историю, в т. ч. венгерскую. В указе содержались предписания по регламентации внутр. распорядка в школе и воспитания. Указ не был признан протестантским населением В.

Во 2-й пол. 18 в. значительно расширилась сфера высш. образования. В Надь-сомбатском ун-те, взятом гос-вом под свой контроль, был открыт мед. ф-т; ун-т переведён в Буду. Были организованы, в т. ч. на базе прежних проф. уч. заведений, гос. академия, первая с.-х. академия «Гергикон» (1797; Кестхей и др.). Для Трансильвании в 1781 был издан спец. королевский указ (Norma Regia). В конце века были созданы совм. школы для учащихся, придерживавшихся разл. вероисповеданий.

В 1806 издан 2-й указ «Рацио эдукационис»: программа нач. школы расширена, введена плата за обучение в ср. школе. Развернулось обществ, движение за развитие нац. системы образования, в результате к-рого в 1844 был принят закон о преподавании на венг. яз. в ср. школе, расширено издание на родном языке уч. лит-ры. После подавления Революции 1848—49 повысилась роль австр. администрации в шк. деле и усилилось влияние римско-католич. церкви на содержание шк. обучения. Осн. внимание уделялось ср. школе. Были созданы 8-летние гимназии и 6-летние реальные училища, в них введено предметное обучение.

В 1868 принят закон об обязат. обучении детей 6—12 лет, нар. школа объявлена бесплатной (фактически с 1908). Над школами установлен гос. контроль, но в соответствии с планом гражд. воспитания, выдвинутым И. Этвёшем (1867), поддерживалась частная инициатива в создании школ. Частные школы должны были учитывать гос. требования к содержанию и организации уч. процесса. Дети 12—15 лет посещали 3-летнюю повторительную школу (ок. 10 ч в неделю). В конце века эти школы преобразованы в уч. заведения с с.-х. уклоном. Созданы промежуточные гор. 6-летние гражд. школы. В 1883 издан закон о ср. школе, по к-рому срок обучения в гражд. школе снижен до 4 лет, утверждены 2 типа 8-летних ср. школ: гимназия (окончание давало право поступления в ун-т) и реальное уч-ще (окончание давало право поступления в отраслевой вуз). В 1884 издан закон о школах проф. (ремесл.) ученичества. В 90-х гг. начали открываться повышенные пром. и торговые школы. Основаны новые ун-ты (в т. ч. в Дебрецене), академии (сельскохозяйственная и иск-в). Политехникум был преобразован в Политехн. ун-т (1872).

После провозглашения В. республикой (1918) принято решение о коренной реформе шк. системы: нач. 8-летнее обучение провозглашено основой для последующего общего (5 лет) и профессионального (4 года) образования, предполагалась дальнейшая специализация в высш. школе. В период существования Венг. сов. республики (1919) были национализированы церк.-приходские школы, отменено обязат. изучение закона Божьего.

В 1920—45 фактически сохранилась исторически сложившаяся система образования, утверждённая в 1868. Параллельно с нар. школой существовали гражд. школа и мл. классы гимназии. Закон об обязат. обучении не выполнялся, ок. 10% детей, обязанных учиться, не было записано в школу. В 1940 был принят закон о постепенном превращении нар. школ в 8-летние. Однако, несмотря на это, развитие нар. образования отставало от потребностей страны. Большинство школ (65%) были церк.-приходскими, значит, часть однокомплектными. К 12-летнему возрасту 6-й кл. заканчивало лишь 20% уч-ся. Муж. нар. уч-ща перешли на 4-годичноа обучение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.