Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общества педагогические и просветительские в России. 12 страница




НОВОКРЕЩЕНСКИЕ ШКОЛЫ, см. Миссионерские школы.

НОВОМЕТОДНЫЕ ШКОЛЫ, д ж а д и -дистские школы, мусульманские нач иср уч заведения, возникшие в России в 80-х гг 19 — нач 20 вв Создавались в Приуралье, Сибири, Крыму, нек-рое распространение получили в Ср Азии и Азербайджане Программа и методы обучения в Н III сформировались под влиянием джадидизма — культурного движения, выдвигавшего задачи реформы ислама, своеобразного приспособления его к новым социальным потребностям и противостоявшего русификаторским тенденциям в сфере образования Джадидисты выработали принципы реформы мектебов и медресе, предусматривавшие введение преподавания на родном языке, включение в уч курсы ряда нетрадиционных для них дисциплин — рус языка, арифметики, нач сведений по географии, гражд и полит истории, естествознанию В Н III применялся звуковой метод обучения грамоте

В Крыму в 1883—1914 И Гаспринским издавалась газ «Терджиман» («Переводчик»), в Оренбурге выходили газ «Ва-кыт» («Время», 1906—17, ред Ф Г Каримов), журн «Шуро» («Совет», 1908—18, ред -издатель P Фахретди-нов) Издания джадидистов поднимали вопросы жен образования, доступности обучения для всех сословий, публиковали лит произведения и переводы

В регионах России с мусульм населением тип образования, сочетавший устойчивые пед традиции с новейшими методами обучения и ориентацией на практич потребности учащихся, воспринимался как более органичный по сравнению с официальной системой просвещения нерусских народностей, введенной в 1870 (у ее истоков стоял Н И Ильмин-ский) Распространению Н III способствовал позитивный практич опыт в обучении детей чтению и письму по новой системе M Мехти-заде

НОВОРУССКИЙ Михаил Васильевич [28 9(10 10) 1861, Новая Русса, ныне в Маревском р-не Новгородской обл, — 21 9 1925, Ленинград], популяризатор науч знаний, писатель, деятель рев движения Окончил на казенный счет Петерб духовную академию (1886) Кандидат богословия (дисс «Основы нравственности в эмпирич философии») Оставлен при академии, готовил магистерскую дисс о психол и пед взглядах Ф Бенеке Работая в Петерб союзе сту-денч землячеств, познакомился с А И Ульяновым и др народовольцами За причастность к подготовке покушения на имп Александра III арестован в марте 1887 Особым присутствием Синода приговорен к смертной казни, к-рая была заменена бессрочной каторгой В Шлис-сельбургской крепости обратился к изучению естеств наук, социологии, занимался ремесл. трудом, в т. ч. изготовлением наглядных пособий по заказам Подвижного музея, организованного Н. А. Рубакинеш. Составил опись книг тюремной б-ки (рукопись, 3 тыс. назв.). Освобождён в окт. 1905. Воспоминания Н. о годах заключения (журн. «Былое», 1906) принесли автору лит. известность. Отд. издания их вышли за границей на швед. (1907) и нем. (1908) языках. На рус. языке кн. «Записки шлиссельбуржца» опубл. в 1920 и 1933 со вступит, ст. Н. А. Морозова.

С 1907 жил в Петербурге. По рекомендации Н. А. Морозова П. Ф. Лесгафт пригласил Н. в свою Вольную высш. школу. В 1909—17 заведовал Подвижным музеем при Пост, комиссии по техн. образованию Русского технического общества. Участвовал в подготовке ряда изданий науч.-популярного характера: «Детской энциклопедии» И. Д. Сытина (1913—14), одной из первых рус. книг по музейной педагогике «Музеи и их образо-ват. значение» (сер. «Пед. академия в очерках и монографиях»). Как лектор выступал в Лиговском нар доме С. В. Паниной.

Публиковал науч.-популярные статьи в журн. «Современный мир» (1906—11), «Образование» (1908—09), «Мир» (1906—12) и др., а также в дет. периодике. Составил и издал кн. «Земля и её жизнь. Всем доступное изложение науки о земле» (1907, 19224). Автор произв. «Большая книга картин из мира животных для наглядного обучения в семье и школе» (1908), «Приключения мальчика меньше пальчика. Из жизни насекомых» (1911, 19202) и др., отмеченных стремлением сделать рассказ о природе занимательным и полезным для юного читателя. Кн. Н. «Основы современного мировоззрения» (1910) сочетала науч. сведения с религ. представлениями.

Н. помещал также статьи в пед. журн. «Свободное воспитание» (1911—12), «Русская школа» (1913—16). Написал пособие «Устройство и оборудование школы» (1912; отмечено мед. РТО), к-рое позже выходило под др. названиями, в т. ч. и в 1919. Выступал с лекциями на пед. курсах, устраивавшихся земствами и Нар. ун-том А. Л. Шанявского.

В июне 1917 подписал воззвание «старых революционеров» против «разжигания классовой резни» и в поддержку Временного пр-ва. Был персонально приглашён участвовать в Гос. совещании в Москве в авг. 1917.

С июля 1917 директор С.-х. музея в Петрограде. В состав его включил загородные демонстрац. участки с живыми растениями. Одновременно с апр. 1918 товарищ пред. Совета по делам учёных учреждений Наркомата земледелия. Организовал при нём и возглавил культ.-просвет, отдел, задачей к-рого стала пропаганда с.-х. знаний. Редактировал все издания отдела, был автором мн. книг, выпущенных с целью помощи хоз. восстановлению страны: «Почва» (1922), «Известь в природе и технике» (1924).

Продолжал преподават. деятельность, в т. ч. на Высших пед. курсах при Петрогр. с.-х. ин-те (проф. с 1924). Одним из первых в России высказал идею использования кино в уч. целях. Опубликовал мемуарные очерки об А. И. Ульянове и В. Г. Короленко. Посмертно издана автобиография, кн. Н. «Тюремные Робинзоны» (1926, 19282) для читателя-подростка, повествующая о победе человеческого духа над экстремальными обстоятельствами.

Соч.: Итоги 15-летней деятельности Подвижного музея..., СПБ, 1909; Путеводитель по Шлиссельбургу, М. — П., 1923; Экскурсия в сельское хозяйство. Л., 1925.

Лит.: Фигнер В. H., M. В. Новорусский, Поли, собр. соч., т. 4, М., 1932; Смирнов В., Шлиссельбургский Робинзон, Л., 1990. О. А. Сайкин.

НОВОСИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, осн. в 1959 как органич. часть Новосиб. науч. центра Сиб. отделения АН СССР. Осн. принцип организации уч. процесса — интеграция уч. и н.-и, работы студентов (в 1962 создан н.-и, сектор; в 1987 преобразован в н.-и, часть).

Система обучения с нач. 90-х гг. разделена на 2 части: 1—4-е курсы — бакалав-риат, 5—6-е — магистратура. В ун-те преподают науч. сотрудники Сиб. отделения; студенты 4—6-х курсов включаются в исследоват. работу академич. НИИ. Становление и развитие ун-та связаны с деятельностью академиков М. А. Лаврентьева, С. Л. Соболева, И. Н. Векуа, С. Т. Беляева, В. А. Коптюга, А. П. Деревянко, В. Е. Накорякова, Ю. Л. Ершова и др. Ун-т работает в контакте с общеобразоват. школой. В 1963 Лаврентьевым организована специализи-ров. школа-интернат физ.-мат. и хим.-биол. профиля (в нач. 90-х гг. через систему шк. районных и областных олимпиад в ун-т принимается до 500 учащихся ст. классов со всей азиатской части России). В 1986 на базе этой школы-интерната организован специализиров. уч.-науч. центр ун-та. При ун-те действует заочная школа для старшеклассников с отделениями: физ.-мат. (1968), хим. (1976), биол. (1977), экономическим (1980). В 1991 на базе политехникума организован Высш. колледж информатики ун-та. Работают ФПК вузовских преподавателей математики и физики (с 1967).

В составе ун-та (1994): 7 ф-тов — физ., механико-матем., естеств. наук, геолого-геогр., гуманитарный, экон., философский; св. 70 кафедр; Бурятский филиал (с

1992), НИИ матем.-информац. основ обучения (с 1991), Технопарк, ВЦ; изд-во; ряд лабораторий; Центр новых информац. технологий в сфере образования и науки высш. школы России (с 1992); б-ка (св. 500 тыс. тт.).

В ун-те обучается ок. 4 тыс. студентов, работает ок. 800 профессоров и преподавателей, в т. ч. св. 50 акад. и ч.-к. РАН, 4 члена РАО, члены Академии техн. наук и др. академий Рос. Федерации. Издаёт науч. и уч.-метод, лит-ру. С 1963 выпустил св. 17 тыс. специалистов.

А. А. Никитин.

НОГМОВ, Н о г. м а Шора Бекмурзович [1794, по др. данным, 1800 или 1801, аул Кошево (ныне не существует), близ Пятигорска, — 10(22).6.1844, С.-Петербург], первый кабард. учёный и просветитель. Окончив медресе (1818), отказался от духовного звания. Служил в рус. армии (штабс-капитан, 1844). Преподавал рус. и тур. языки в аманатской школе в Нальчике (1828—29). Выступил одним из инициаторов создания нац. кабард. школы. Просвещение связывал с тесным сближением кабард. и рус. народов. Считал необходимым изучение учащимися родного и рус. языков. Впервые разработал кабард. алфавит. В 1840 составил рукопись учебника «Нач. правила аты-хейской грамматики» (с алфавитом на рус. графич. основе), а в 1843 её исправленный вариант — «Нач. правила кабард. грамматики» (алфавит на араб, основе; кабард. слова и фразы снабжены рус. транскрипцией; не окончен). Автор рукописных «Краткого букваря кабард. языка» (не сохранился) и кабард.-рус. словаря. Гл. труд Н. «История ады-хейского народа» (1-е отд. изд. на рус. яз. — 1861) — первое произв. кабард. литры, получившее междунар. известность. Переводил произв. рус. и др. писателей на кабард. язык.

С о ч.: Филол. труды, подготовил к печати Г. Ф. Турчанинов, т. 1—2, Нальчик, 1956—58; История адыхейского народа, сост. по преданиям кабардинцев, (вступит, ст. Т. X. Кумыко-ва), Нальчик, 1982.

Лит.: Ш. Б. Ногмов (1844—1944), Нальчик, 1944; К а с у м о в А. X., Новые док-ты к биографии Ш. Б. Ногмова, «УЗ Каб.-Балк. НИИ», 1960, т. 17; Т p с с к о в И., Этюды о Ш. Ног-мове, [Нальчик, 1974]. А. С. Кишев.

НОЙКОВ Пётр Михайлов (27.4.1869, Ямбол, — 18.8.1921, Панагюриште), болг. педагог, создатель науч. школы. Учился в Лейпцигском ун-те, где в 1898 защитил докторскую дисс., посвящённую пед. идеям Ж. Ж. Руссо. В 1899—1900 учитель 1-й муж. гимназии в Софии. Доцент (1900), проф. (1905), зав. кафедрой педагогики (1910—20), декан ист.-филол. ф-та (1911—12, 1914—15) Софийского ун-та. Автор первого университетского курса, систематизировавшего достижения в области теории и практики образования в Болгарии. Подготовил св. 30 ориг. уч. курсов по широкому кругу проблем общей теории образования, дидактики, методики, истории педагогики, сравнит, педагогики, возрастной психологии и др.

H последовательно отстаивал идею нац характера образования и его институтов Согласно H, образование включает в себя два компонента универсальный и национальный, причем последний определяется конкретным ист развитием каждой нации Соединение универсальных идеалов с нац особенностями обусловлено, по H, необходимостью воспитывать у молодых людей чувство принадлежности к своему народу

В центре исследований H — проблемы активного обучения По H, активность охватывает интеллект, волю и эмоции, к-рые могут продуктивно взаимодействовать Активность — это и процесс создания новых идей и образов В этих рассуждениях заметно влияние В Вундта (его лекции H посещал в Лейпцигском ун-те) и его теории апперцепции

Для осуществления своих идей H разработал подробный у ч план, предусматривавший тесную связь между теоретич подготовкой педагогов и шк практикой Предполагалось открыть при ун-те 2 ср школы (для мальчиков и девочек), где студенты проходили бы практику Эта идея была частично реализована в 1923, когда при показательной ср школе в Софии открылся пед ин-т

С о ч Учение за активного образование, Пловдив, 1906, Педагогията на Л H Толстой, в сб Годишник Соф ун-та, ист -филол ф-т, 1910, в 5 (за 1908—1909), № 1, Поглед верху развитието на българското образование до Паисия, София, 1925, Поглед верху развитието на българското образование от Паисия до края на XIX въек, София, 1926

Лит Андреева Р, Профессор док тор Петер Михайлов Нойков Живот и научна дейност, София, 1937, Атанасов Ж, Петр Нойков, «Перспективы», 1991,] * 3

Г А Касеин

НОКС (Кnох) Джон (1505 или ок 1514, близ Хаддингтона, — 24 11 1572, Эдинбург), деятель Реформации, основатель шотл пресвитерианской церкви, педагог Образование получил в шотл ун-те Св Эндрю (по др сведениям, в ун-те Глазго) В 30-х гг священник, частный учитель В 40-х гг примкнул к протестантам, с 1554 в эмиграции (Швейцария) Вернувшись в 1559 в Шотландию, развернул пропаганду кальвинизма, к-рый в 1560 был объявлен гос религией Основы организации реформиров церкви H изложил в «Книге дисциплины» (1560), в к-рой также наметил план создания нац системы образования По плану предполагалось осуществление всеобщего образования, обеспеченного созданием единых шк систем В мелких населенных пунктах H намечал устроить приходские школы, в каждом городе — по одной грамматич школе, а в каждом крупном городе — колледжи общего образования (arts Colleges) Обучением в ун-тах, по мысли H, должны быть охвачены все, кто проявил способность к высш образованию Проект H предусматривал тесную связь между отд ступенями школы (от начальной до ун-та), перевод учащихся из одной ступени в другую должен был осуществляться на основании отзывов учителей и переводных экзаменов H считал необходимым взаимодействие школы и церкви по плану в школах вводилось обязат религ обучение, церковь должна была финансировать шк систему, оплачивать обучение детей из бедных семей Для введения реформы требовались значит средства, к-рые H предлагал конфисковать у като-лич церкви Дворянство, рассчитывавшее на те же средства, воспротивилось реформе В результате шотл парламент не одобрил «Книгу дисциплины» и проектируемую H шк систему Тем не менее пед идеи H оказали существенное влияние на развитие шотл школы, благодаря к-рому в Шотландии сложилась более демокр система образования, чем в Англии

С о ч The history of the Reformation m Scotland, v l—2, L, 1949, Brief Exhortation to England The book of disciphne, L, 1960

Лит B r o w n P H, John Knox, A bio-graphy, v 1—2, L, 1895, S i m o n J, Education and society m Tudor England, Camb, 1966

В II Лапчинская

НОЛЬ (Nohl) Герман (7 10 1879, Берлин, — 26 9 1960, Геттинген), нем философ и теоретик педагогики Учился в Берлинском ун-те, в частности у Ф Паулесена и В Дильтея Преподавал в Йенском унте (с 1908) В 1920—37 и 1945—19 проф Геттингенского ун-та Наряду с Э Шпран-гером и Т Литтом ведущий представитель т и университетской педагогики Один из инициаторов и теоретик движения реформаторской педагогики в Веймарской республике (кн «Педагогическое движение в Германии и его теория», «Die Pädagogische Bewegung in Deutschland und ihre Theorie», в кн «Handbuch der Pädagogik», Bd l, 1933, 19707) Разделял идеи «философии жизни» Дильтея, стремился перенести их в педагогику, трактуя ее как науку о развитии человеческого духа Философия и эстетика служили для H предпосылками развития пед теории и осмысления пед деятельности H выступал вместе с тем за «автономию педагогики» С позиций феноменологии H обосновывал пед процесс, пед общение как средство познания ребенка, привлекая внимание к воспитат проблемам Признавая необходимость систематизации филос, психол, социологич и др знаний о человеке, H подчеркивал важность развития собственно пед учения о человеке Эти позиции отражены в «Пед энциклопедии» («Handbuch der Pädagogik») в 5 тт, изданной совм с Л Паллатом в 1928—33 Решающим считал биол природу человека, т и жизненный слой личности, в к-ром видел основу всех ее душевных свойств Задачу педагогики он усматривал в определении возможностей и степени вмешательства с целью внесения коррективов для ликвидации отклонений от предопределенных свыше «ритма жизни», характера человека и т д Образование понимал как «преобразование объективного содержания культуры в субъективное восприятие посредством стихий-

ной духовной деятельности педагога» Большое значение придавал жизненному опыту ребенка и считал главным для воспитателя умение его анализировать Сила человека, по Н, в богатстве жизненного опыта, к-рый должен быть в школе упорядочен, систематизирован, понятийно расчленен К решению этих задач сводится проблема обучения Концепции Н оказали большое влияние на развитие педагогики в ФРГ

С о ч Charakter und Schicksal, Fr /M, 19494, Die sittlichen Grunderfahrungen, Fr /M, 19493, Erziehersgestalten, Gott, 1958

Лит Blochmann E, H Nohl m der pädagogischen Bewegung seiner Zeit, Gott, [1969] T Ф Яркина

НОРВЕГИЯ (Norge), Королевство Норвегия, гос-во в Сев Европе Пл 324 тыс км2 Нас 4,3 млн чел (1994), 97,5% — норвежцы Офиц яз — норвежский Столица — Осло

Грамотность населения Н — 100% В 1993 среди населения в возрасте 16 лет и старше неполное ср образование имели 42,9%, полное среднее — 41,4%, высшее —15,7%

Первые кафедральные школы появились (12 в) в Осло, Бергене, Тронхейме Вместе с монастырскими (с 14 в) они оставались немногочисл и слабыми очагами просвещения Большинство норв священников получало образование за границей Эта практика закрепилась в условиях унии Н со Швецией и Данией (с кон 14 в) и еще более — с превращением Н в дат провинцию (1537—1814) В период Реформации (с 1537) монастырские школы были упразднены, появились приходские, создававшиеся по лютеранским церк уставам В городах нек-рые церк общины создали гимназии, появились и цеховые школы Во всех уч заведениях использовался дат яз

С 20-х гг 18 в предпринимались попытки ввести обязат обучение детей Выполнение указа дат короля Кристиана VI (1739) о создании школ в сел местности столкнулось в Н с реальными трудностями, связанными с особенностями расселения норвежцев (оси тип сел поселения — семейный двор или хутор), нехваткой педагогов (их подготовка началась лишь в сер 18 в в частных школах) и финанс средств Под влиянием просвет идей росло нац самосознание норвежцев В 1811 основан ун-т в Христиании (Осло) Конституция 1814 провозгласила лютеранство офиц религией Религ обучение стало обязательным во всех норв школах Нац движение в Н имело значит влияние и в условиях шведско-норв унии (1814—1905) В 1827 принят общий шк закон, по к-рому наряду со стационарными нач школами стали создаваться передвижные сельские (давая уроки грамоты, учитель переезжал из одной семьи в другую) Законы 1848 и 1860 упорядочили работу гор школ Для гор детей установлено обязат обучение в возрасте 7—13 лет Руководство гор школами отнесено к компетенции муниципального самоуправления

(введено после 1827). В 1869 созданы промежуточные школы (6 лет обучения), на основе курса к-рых стали действовать гимназии (3 года) с классич. или естест-венно-науч. профилем. Появились также разл. дополнительные школы. Значит, отклик в Н. получили идеи Н. С. Грунд-твига о высших нар. школах. В сер. 19 в. на основе норв. диалектов разработана новонорв. письменность; язык на её основе постепенно завоевал равные права с гос. и книжным, носившими заметное дат. влияние.

Законом 1889 введено обязат. обучение детей в возрасте 7—14 лет. Основой системы образования стала народная школа (7 лет обучения). Продолжение образования было возможно (после годичного курса в дополнит, школах) в реальных уч. заведениях — сельских (2 года) и городских (3 года) или в гимназиях (3—5 лет в зависимости от предшествующей подготовки). В кон. 19 в. Н. достигла фактически полной грамотности населения.

После провозглашения независимости (1905) языком обучения стал норвежский. Экон. кризисы 20-х — нач. 30-х гг. задержали развитие нац. системы образования. Законы 1935 и 1936 были направлены на её совершенствование на принципах единой школы, взаимодействия гос., муниципальных и частных уч. заведений. Страна была разделена на уч. округа во главе с гос. инспектором. Началось введение уч. планов, единых для гор. и сел. начальных школ, увеличилось число профилей обучения в гимназиях. Получили развитие частные дошк. учреждения. Расширена система подготовки педагогов в гос. Высшей пед. школе (осн. в 1922).

После 2-й мировой войны осн. внимание пр-ва уделялось развитию системы проф. образования, в т. ч. высшего, и взаимодействию общеобразоват. (преим. государственной) и проф. школы.

Современная система образования сформировалась в результате реформ кон. 60—70-х гг. С 1969 обязательным считается обучение в возрасте от 7 до 16 лет. Вместо нар. школы введена базовая школа с 9-летним курсом обучения. В систему также входят учреждения т. н. продолженного образования: гимназии и др. ср. общеобразоват. школы, проф. и высшие уч. заведения. С 1974 в систему образования включены дет. сады (в их программы введены элементы нач. обучения); для детей, не посещавших дет. сады, установлена обязат. предшкольная подготовка.

Управление образованием осуществляется на уровнях: законодательном (стортинг), гос. исполнит, власти (Мин-во культов и образования и Мин-во культуры и науки определяют общее содержание и структуру образования), областном (региональные проблемы образования) и муниципальном (организация школ, их гос. финансирование и др.). Дет. сады находятся в ведении Мин-ва по делам потребителей.

Практически все уч. заведения — государственные: 99% учащихся осн. школы и 96% учащихся ср. школы посещают гос. уч. заведения. Обучение бесплатно. Общее образование. Деятельность осн. школы (grunnskole) регламентируется законом 1974. В Н. достигнут полный охват школой этого типа детей соответствующего возраста. Осн. школа состоит из 2 ступеней: начальной (1—6-е кл.) и молодёжной (7—9-е кл.). Обязат. уч. дисциплины на обеих ступенях: религия, норв. язык, математика, англ, язык (с 4-го кл.), история страны, обществоведение, природоведение, музыка, иск-во, физкультура, домашнее х-во. В ст. классах математика и родной язык изучаются как в базовом, так и в расширенном объёме. На молодёжной ступени в содержание образования включаются дисциплины по выбору:

2-й иностр. язык и нек-рые уч. предметы практич. характера (машинопись, делопроизводство и т. п.). В 9-м кл. проводятся экзамены по двум предметам, ежегодно определяемым Мин-вом культов и образования. Выпускники осн. школы, успешно освоившие программы по 2 иностр. языкам и расширенным курсам родного языка и математики, принимаются на соответствующие отделения полных ср. уч. заведений. В 1993/94 уч. г. насчитывалось св. 4 тыс. оси, школ, в к-рых училось св. 711 тыс. учащихся.

В соответствии с законом 1974 общеобразоват. полные ср. уч. заведения -

3-летние гимназии, проф. школы и т. п. включены в систему т. н. продолженного образования, работа к-рого координируется спец. Советом. В гимназии на 1-м году обучения учащиеся выбирают одну уч. дисциплину в качестве основной, а также неск. связанных с ней дополнительных. На 2-м и 3-м году обучение ведётся по трём направлениям: естеств.-науч., обществ.-науч. и языковому. Число уч. дисциплин и характер их изучения подлежат определённой регламентации в соответствии с принятыми общегос. стандартами. Обучение в гимназии завершается сдачей т. н. студенческих экзаменов, к-рые дают право поступления в вуз.

В профессиональных учебных заведениях, находящихся гл. обр. в ведении Совета по продолженному образованию, введён (с 1974) 2-летний курс, состоящий из общеобразоват. и спец. дисциплин. Ряд проф.-тех. школ имеет годичные отделения для подготовки рабочих массовых профессий. Уч. планы этих отделений также включают общеобразоват. дисциплины. Выпускники проф.-тех. школ получают проф. специальности; желающие могут перейти учиться на 2-й курс гимназии или продолжить обучение в проф. уч. заведениях следующей ступени.

В системе образования взрослых существуют традиц. высш. нар. школы, основанные в 60-х гг. 19 в. Обучение в них ведётся по ряду предметов как общеобразоват., так и практич. циклов. Обычный курс обучения рассчи-

тан на 6 мес. Ряд школ имеет летние 2-месячные курсы. Ежегодно в этой системе занимается ок. 20% занятого населения страны.

Высшее образование. В 1993/94 уч. г. в стране было 14 вузов (в т. ч. 4 ун-та), в к-рых училось св. 59 тыс. студентов. Крупнейшие из них: Ун-т в Осло (7 ф-тов: теологии, юрид., мед., гуманитарный, естеств. наук, обществ, наук, стоматологич.; 22 тыс. студентов и св. 1,6 тыс. преподавателей в 1993), Ун-т в Бергене (осн. в 1948; 5 ф-тов: гуманитарный, естеств. наук и математики, мед., обществ, наук, стоматологич.; св. 8,4 тыс. студентов), Ун-т в Тронхейме, организованный в 1968 на базе Высш. пед. школы (осн. в 1922), и Высш. техн. школа (1900; имеет ф-ты, отделения и ин-ты; ок. 8 тыс. студентов), Ун-т в Тромсе (1968; состоит из ин-тов, готовящих специалистов по медицине, биологии, математике и физике, филологии, обществ, наукам, рыбному промыслу). Имеются также вузы неуниверситетского профиля (коммерч., пед., с.-х., архитектурный, теологич. и др.).

С 1969 в стране создаются региональные высш. школы (Distrikthgskole), готовящие специалистов по разл. профессиям (управление, обработка информации, здравоохранение, социальное обеспечение и т. д.) с учётом местных потребностей. Правила приёма аналогичны вузовским. В ряде школ ведётся подготовка по программам первых 2 курсов ун-тов. Нек-рые -региональные вузы развернули переподготовку и повышение квалификации специалистов.

Педагогическое образование. Воспитатели дошк. учреждений получают подготовку на 2—3-летних спец. отделениях высш. пед. школ на базе осн. школы; учителя нач. кл. — на 3-летних отделениях высш. пед. школ на базе гимназии; учителя-предметники — в ун-тах и высш. пед. школах (учителя 7- 9-х кл. учатся 4,5—5 лет, учителя гимназии — 6—7 лет; пед. практика продолжается в течение полугода). Учителя-предметники преподают, как правило, две дисциплины. Для получения должности учителя трудового обучения необходимы стаж практич. деятельности не менее 2 лет на базе проф.-тех. школы и пед. подготовка в высш. школе.

Педагогическая наука и периодика. Иссл. в области пед. и психол. наук ведутся в Ин-те проблем образования (Institute for educational Research), созданном в 1936 при Ун-те в Осло, а также в соответствующей секции Норв. иссле-доват. совета в области естеств. и гуманитарных наук, созд. в 1949 (исследования в области психологии, педагогики и проблем образования взрослых).

Науч.-пед. периодика издаётся: в Осло — «Pedagogisk forskning» («Пед. ежегодник»), «Den Högre skolen» («Высшая школа»), «Norsk skoleblad» («Норвежская шк. газета»); в Тронхейме — «Norsk pedagogisk tidskrift» («Норвежский пед. журнал»).

Лит.: S a n d v e n J., Educational research in Norway in the twentienh Century, [Wash., 1963]; Hove O., The System of education in Norway, Oslo, 1968; M у h r e R., Pedagogisk idehistorie fra 1850 til i dag, Oslo, 1976; L a n g s l e t L., Uro i skolen, [Oslo], 1977; Те l h äug A., Pedagogjkk og politikk, Oslo, 1978.

Л. Г. Можаева.

НОРМАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ, уч. заведения, готовящие учителей для школ разл. ступеней. Как тип пед. уч. заведения впервые созданы в Австрии во 2-й пол. 18 в. по инициативе Фельбигера. В кон. 18 в. Н. ш. появились во Франции, а в 19 в. получили распространение и в англосаксонских странах, где позднее стали называться учительскими или пед. колледжами. Действуют во Франции, Бельгии, Люксембурге, франц. р-нах Швейцарии и Канады, в большинстве стран Лат. Америки, в ряде африканских.

Во Франции до нач. 90-х гг. 20 в. существовало 2 типа Н. ш. -начальные, готовящие учителей нач. школ, и высшие, предназначенные для подготовки преподавателей ср. уч. заведений. По закону 1879 в каждом департаменте открывались 2 нач. Н. ш. (мужская и женская), куда принимались по конкурсу лица с неполным ср.. образованием. С 60-х гг. 20 в. практиковался приём учащихся, окончивших полную ср. школу. Учащиеся жили, как правило, в интернатах и находились на гос. обеспечении. Распорядок работы нач. Н. ш., сроки обучения, уч. планы и программы менялись, но гл. внимание неизменно уделялось конкретной проф. подготовке будущего учителя, дисциплинам психологопед, цикла, пед. практике, частным методикам. С нач. 90-х гг. в связи с созданием во Франции Университетских ин-тов по подготовке учителей началась ликвидация нач. Н. ш.

В высшие Н. ш. (во Франции их 5) принимаются на основании жёстких конкурсных экзаменов лица, окончившие подготовит, классы. Срок обучения — 3- —4 года. Студенты готовятся к сдаче экзаменов на звание агреже по осн. предметам гуманитарного и естеств.-матем. циклов. Наибольшей известностью пользуется осн. в 1795 Парижская высшая нормальная школа, где лекционные курсы ведут крупнейшие учёные страны.

В Бельгии Н. ш. организованы аналогично франц. начальным. Преподавателей неполной ср. школы выпускают 2-летние Н. ш., куда принимаются лица с полным ср. образованием. В таких Н. ш. имеются ф-ты родного языка и лит-ры, иностр. яз., математики и физики, географии и естествознания, физич. и худож. воспитания.

В странах Лат. Америки в Н. ш. принимаются выпускники нач. школ. Срок обучения — 5—6 лет (3 года — общеобразоват., 2—3 года — проф. подготовка). В нек-рых странах Лат. Америки существуют специальные Н. ш. для подготовки учителей сел. школ или преподавателей проф.-тех. уч. заведений. Б. Л. Вульфсон.

 

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ, одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. В понимании Н. в. в истории культуры сложилось 4 основные традиции: патерналист-с к а я (Н. в. как обязат. почитание старших); религиозн о-ц e p к о в-н а я (Н. в. как поддержание авторитета веры); просветительская (Н. в. как результат освоения науч. знаний, подверженных суду разума); к о м-мунитарная (Н. в. как процесс формирования чувства коллективизма). Многообразные концепции, в к-рых воплощались (не всегда, разумеется, в чистом виде) эти традиции, имели, как правило, филос. статус — ограничивались постановкой вопроса о принципиальной возможности и общем направлении Н. в. В тех случаях, когда в них (как, напр., у Платона, Ж. Ж. Руссо) содержались развёрнутые нравств. -воспитат. программы и конкретные методики, они оказывались утопическими.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.3 сек.