Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С С Степанов 2 страница




Реформа просвещения, проведённая Э. к., позволила Польше за короткий период времени достигнуть успехов не только в образовании, но и в сферах науки и обществ, жизни. Однако консервативные представители шляхты и духовенства сопротивлялись всем прогрессивным мероприятиям комиссии. Деятельность Э. к. была прекращена в 1795 (вместе с 3-м разделом Польши).

Лит.: Mizia Т., О Komisji Edukacji Narodowej, Warsz., 1972; Suchodolski В., Komisja Edukacji Narodowej na tle roli oswiaty w dziejowym rozwoju Polski, Warsz., 1972.

B. M. Шетэля.

 

ЭКЗАМЕНЫ (от лат. examen - взвешивание, испытание), одна из традиц. форм проверки знаний учащихся. Впервые появились в Китае ок. 200 до н. э. - 200 н. э. и применялись для отбора чиновников. В Европе Э. были введены в ср.-век. ун-тах при испытании на степень бакалавра и магистра. В 19 в. система Э. использовалась во всех европ. странах.

В России первыми уч. заведениями, где проводились Э., были школа Э. Глюка (осн. в 1705) в Москве и Акаде-мич. гимназия (осн. в 1726) в Петербурге. С 1786 в нар. уч-щах были установлены полугодовые (зимние и летние) публичные испытания. Устав 1828 отменил публичность испытаний. В 1837 «Правилами для испытания в уездных уч-щах и гимназиях» введены экзаменац. билеты и пятибалльная система оценки знаний учащихся. С сер. 19 в. система шк. Э. в России подвергалась критике со стороны ряда педагогов, к-рые указывали на сухость, формализм, необъективность экзаменац. практики, приучавшей учащихся к меха-нич. зубрёжке. Н. И. Пирогов, оставаясь сторонником Э., осуждал излишнюю официальность обстановки их проведения. Л. Н. Толстой был решительным противником Э. и считал их «остатком ср.-век. суеверий». В то же время К. Д. Ушинский высказывался за серьёзные и строгие Э.

В первые годы сов. власти Э. в уч. заведениях всех ступеней отменены «Положением об единой трудовой школе в РСФСР» (1918). Вопрос о восстановлении Э. был выдвинут в нач. 30-х гг. В 1932 была утверждена система ежегод-

ных проверочных испытаний в школе. В 1932 обязат. приёмные испытания для поступающих в вузы. С 1944 начали проводиться выпускные Э. за весь курс обучения во всех типах общеобразо-ват. нач., семилетней и ср. школы. До 1956/57 уч. г. система итоговой проверки знаний учащихся строилась на сочетании переводных Э. (в 4—6-х и 8- 9-х кл.; по программам уч. года) с выпускными (в 7-х и 10-х кл.; за курсы неполной средней и ср. школы). В целях разгрузки учащихся с 1956/57 уч. г. в РСФСР и нек-рых др. союзных республиках были установлены только выпускные Э. за неполную среднюю и за ср. школу; во всех остальных классах учащиеся аттестовывались на основе годовых оценок.

В Рос. Федерации в нач. 90-х гг. введена система Э., учитывающая переход школы на вариативное обучение в соответствии с федеральными, региональными и шк. образоват. стандартами.

Практика Э. в целом определяется Уставом школы и инструкциями региональных органов управления образованием. В проведении Э. в школах отд. регионов имеются нек-рые различия, однако требования к учащимся, критерии оценки знаний по общеобразоват. предметам едины для всей системы ср. школы, включая ср. ПТУ и ср. спец. уч. заведения.

Э. дают возможность пед. коллективу глубоко и неформально проверить и оценить знания и умения учащихся и т. о. определить итоги своей уч.-воспитат. деятельности. При правильной организации уч. процесса подготовка к Э. способствует сознательной и творческой проработке уч. материала, его повторению, дополнит, систематизации и закреплению.

Подготовка к Э. планируется руководителями школы и начинается заблаговременно как на занятиях с учащимися, так и в метод, объединениях учителей по уч. предметам, на классных собраниях. Кабинеты и др. помещения школ, где будут находиться экзаменующиеся, должны быть подготовлены для проведения Э. На консультациях учащиеся знакомятся с расположением уч. пособий, схем, таблиц и т. п., необходимых для ответа на устных Э. Заранее готовятся бланки протоколов и др. экза-менац. документация, тексты билетов, примеров, задач и т. п., проштампованная бумага для письменных работ, письменные принадлежности. В период Э. в школе организуется дежурство с целью поддержания необходимого порядка.

При проведении письменных Э. допускается незначит. увеличение их установленной продолжительности с учётом организац. периода и индивид, особенностей выполнения таких работ отд. учащимися. Письменные работы проверяются, обсуждаются и оцениваются в присутствии всех членов экзаме-нац. комиссии. На работы, оценённые высшим или низшим баллом, даётся

письменная рецензия. Спец. инструкции регламентируют порядок вынесения оценок за письменные работы, а также время и условия их хранения.

Устный экзамен допускается проводить в присутствии всего класса; при необходимости можно распределить учащихся на неск. групп. Как правило, опрос ведёт преподаватель-предметник; члены экзаменац. комиссии могут задавать дополнит, вопросы с разрешения председателя комиссии.

Объективной оценке знаний способствует анализ экзаменац. ответа с разл. точек зрения: широты общего кругозора учащегося, знания фактич. материала, логики его изложения, умения самостоятельно мыслить, доказательность аргументации и т. п. После обсуждения членами комиссии экзаменац. (и итоговые) оценки проставляются в протоколе, к-рый заверяется всеми подписями. Для учащихся Э. завершаются классным собранием с разбором их результатов.

Педагоги школы подводят итоги Э. на пед. совете. Анализ Э. предполагает характеристику качества выполнения уч. программ по отд. предметам, вынесенным на Э., разбор ответов и оценку развития уч. навыков учащихся, уровня подготовки учителей к Э., методики его проведения. Выявляются соотношения экзаменац. и итоговых оценок, их динамика. На основе анализа Э. руководители школы определяют пути совершенствования учебно-воспитательного процесса.

В ПТУ вступит. Э., как правило, не проводятся. Исключение составляют лишь нек-рые уч-ща худож., полиграф, профиля. На 2-м курсе ПТУ проводятся Э. по общеобразоват. предметам: физике, химии, геометрии, истории; на третьем - выпускные Э. по литературе (сочинение), алгебре, обществоведению. Выпускники ПТУ сдают квалификационные Э. по профессии.

Вступительные Э.в вузы и ср. спец. уч. заведения проводятся по ежегодно утверждаемым Правилам. Э. - лишь одна из форм вступит, испытаний; к другим относятся собеседование, тестирование. Обязательными считаются Э. по языку, на к-ром ведётся обучение, лит-ре и профильным дисциплинам (одна из них устанавливается самим уч. заведением). Студенты вузов и учащиеся ср. спец. уч. заведений сдают Э. по окончании каждого семестра и курса. Выпускники сдают государственные Э.

Лит.: Перовский Е. И., Экзамены в сов. школе, М., 1948; Подготовка и проведение экзаменов в школе, К., 1980 (на укр. яз.); Г о р-д о и Д. И., Экзамены в ср. школе, М., 1986.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ. Теория и практика воспитания. Экзистенциализм [от позднелат. ex (s)istentia - существование], или философия существования, как направление философии возник накануне 1-й мировой войны в России (Л. Шестов, Н. А. Бердяев), после 1-й мировой войны в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер) и в период 2-й мировой войны во Франции (Ж. П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель и др.). В 40—50-х гг. получил распространение и в др. европ. странах; в 60-х гг. - в США. Своими предшественниками экзистенциалисты считают С. Кьеркего-ра, Ф. М. Достоевского, Ф. Ницше. Э. как филос. направление носит неоднородный характер. Однако существует ряд общих позиций, характерных для всех экзистенциалистских доктрин. Прежде всего - это убеждение, что исходной точкой всякого знания является анализ конкретного бытия человеческой личности. Это бытие (экзистенция) - единств, подлинная действительность. Экзистенция предшествует эссенции (существование предшествует сущности). Т. е, человек вначале появляется на свет, существует, действует и лишь потом определяет свою сущность, стремясь к своей индивидуальной цели (хочет быть таким, а не иным). Т. о., существовать - значит создавать себя, выбирать себя среди разнообразных форм и содержаний. Э. рассматривает экзистенцию как цепь неогранич. и непредвиденных актов сознания. Существование человека - драма свободы; в каждой из неповторимых фаз процесса самосозидания оно придаёт новый смысл всем моментам, предшествующим этой фазе. Поэтому от любого решения, от любого акта воли и выбора зависит та сущность, к-рую формирует бытие отд. личности. Это не значит, однако, что Э. считает человека существом, не связанным со средой, в особенности с др. людьми. Существование человека, согласно Э., вплетено в окружающую среду. Ведущие представители Э. выражают эту мысль с помощью разл. понятий: совместное бытие (Хайдеггер), коммуникация (Ясперс), другой человек (Марсель), ситуация (Сартр), но их объединяет понимание взаимоотношений между людьми как взаимоотношение двух человек - Меня и Другого. Поэтому взаимоотношения между группами людей, между личностью и группой, между изолиров. личностью и личностью как членом группы признаются ими абстрактными и производными. Конкретное «Я» живёт всегда среди др. людей, существует в глазах других, в отношениях с другими. Человек одинок в своих чувствах, а стремясь излить их на др. человека, делает его своей жертвой: другое «Я» самоутверждается, низводя Меня к роли предмета, превращая Меня в вещь. Э. отрицает рационалистич. противопоставление мыслящего субъекта мыслимому объекту. По мнению экзистенциалистов, нет одной истины, истин много, истиной является «субъективность», а следовательно, её находят, углубляясь в себя, исследуя структуру своих собств. переживаний. Единств, действительность живой личности - это её собств. этич. действительность. Настоящая деятельность для неё - не внеш. активность, а внутр. решение.

П. П. Гайденко.

Э. не создал цельной пед. доктрины, к-рая имела бы воплощение в шк. практике, но оказывает заметное влияние на развитие заруб, пед. мысли. Пед. проблематика находит отражение в соч. наиб, известных философов-экзистенциалистов, а также в худ. лит-ре экзистенциалистского направления (произведения Камю, Сартра, С. де Бовуар и др.). Неоднородность Э. как фил ос. течения проявляется и в пед. суждениях представителей Э. Их объединяет, однако, общность взглядов по ряду важных пед. проблем. При определении сущности процесса воспитания, его целей, задач и возможностей теоретики экзистенциалистской педагогики исходят из свойственного Э. понимания мира, существования и природы человека. Назначение человека, напр., Ясперс видит в требовании - «стать самим собой», в процессе жизни «определить своё самобытие» и через него «осуществить себя» в окружающем мире.

Э. допускает т. н. партнёрские коммуникативные связи. Это встреча экзистенций двух личностей, к-рая не только не мешает, но способствует подлинному осуществлению сущности человека. Поэтому экзистенциалистская педагогика допускает лишь «партнёрские» отношения между воспитателем и воспи-туемым. Призвание педагогики Э. состоит в том, чтобы спасти одинокого человека в «самом человеке», в его внутреннем «Я» путём «обновления его экзистенции».

Педагогика Э. пропагандирует взгляд на человека как на существо, никогда не достигающее совершенства. По Ясперсу, человек, подвергаясь лишь внеш. изменениям, не меняет своей сущности. Экзистенция не подвержена глубокой деформации, а претерпевает мгновенные воздействия и быстропреходящие изменения. На этом основании отвергаются вос-питат. предпосылки, покоившиеся на постепенном совершенствовании человека. О. Ф. Больнов, критикуя прежнюю педагогику («педагогику постоянных процессов»), утверждает, что результаты воспитания нельзя планировать. Воспитание - не прямолинейный, а скачкообразный процесс. Многочисленные непостоянные факторы нарушают плановую и целенаправленную деятельность воспитателя. Сам факт существования экзистенции человека не терпит никакого планирования. Функция воспитания, согласно Э., ограничена и состоит в том, чтобы способствовать полному проявлению сущности человека, облегчить его самобытие. Идеалом является установление равновесия между внутр. состоянием человека и внеш. средой. Нарушение равновесия может иметь пагубные последствия. Поэтому в задачу экзистенциалистской педагогики входит нахождение путей и средств для решения конфликтов, возникающих между человеком и обществом, между объективными и субъективными нормами, идеалами и действительностью.

В свете экзистенциалистских представлений о свободе личности задача педагогики усматривается в раскрытии и развитии индивид, возможностей человека в ситуации «выбора», конфликта с ближайшим окружением (малой группой), в противостоянии «массовости». Воспитание растворяется в процессе жизни и интерпретируется как «антропологическое явление» - нек-рое вспомогательное средство человеч. бытия. Такой подход неизбежно приводит к принижению значимости в реальной жизни организованных образоват. процессов. Педагогика «существования» признаёт в образовании «озарение экзистенции», но его цели сводит к формированию навыков самосознания и осмысления своего положения в ближайшем человеч. окружении во имя преодоления возникающих противоречий и жизненных трудностей. Решающее и первостепенное значение придаётся самовоспитанию; оно в определённой мере противопоставляется систематич. и науч. образованию, с к-рым теоретики Э. связывают искусств, и неоправданное вмешательство во внутр. мир индивида.

Во 2-й пол. 20 в. Э. оказал известное влияние на формирование отд. концепций философии образования, педагогической антропологии и др. В ст. «О границах пед. планирования» (1952) Ясперс критиковал традиц. педагогику за то, что она, используя психологию в качестве инструмента прогнозирования достижений, ставит своей конечной целью приобретение знаний учащимися и повышение их академии, успеваемости. Он утверждал, что «науки - лишь элемент воспитания», а его «выдающиеся результаты появляются и тогда, когда отсутствуют наука, дидактика и психология». Гл. качеством педагога предстаёт способность формировать у ученика или воспитанника экзистенциальное мышление. По существу «снятым» оказывается вопрос о специальной науч. подготовке учителя. Экзистенциалистская педагогика лишает образование самостоят, задач, целиком подчиняя его целям воспитания.

Центральной для педагогики выступает этическая проблема - нравств. позиция и поведение человека. Именно в этой области особенно заметны усилия педагогов-экзистенциалистов создать «новую» теорию нравственного воспитания. Характерным для построений Э. категориям эгоизма, страха, утраченной веры Больнов, напр., противопоставляет такие личностные и характерологические черты, как упорство, терпимость, надежду, благодарность, к-рые, по его мнению, необходимы для формирования «нового доверия к жизни». Провозглашается необходимость создания «теории непостоянных воспитат. форм». Это означает не ликвидацию классич. педагогики «постоянных воспитательных форм», а её обогащение новыми пед. понятиями, новыми воспитат. формами. К числу таких относятся «воззвание к

совести», «наставление», «рефлексия», «включение в действие» и др. Эти формы призваны воздействовать только на экзистенциальную сферу, наряду с ними могут быть использованы «постоянные формы» пед. воздействия. В основе этих утверждений лежит представление о «многослойное™» человеческой природы, позволяющее использовать разл. пед. формы и методы воздействия применительно к разным «слоям» человека (бытие, сознание, разум, экзистенция).

Лит.: Хайдеггер М., Разговор на просёлочной дороге, М., 1991; его же, Время и бытие, М., 1993; Сартр Ж. П., Экзистенциализм - это гуманизм, [1946], в кн.: Сумерки богов, М., 1989; его же, Слова, М.,1966; Гайденко П. П., Экзистенциализм и проблема культуры, М., 1963; Шварц Т., От Шопенгауэра к Хайдеггеру, М., 1964; Соловьев Э. Ю., Экзистенциализм и науч. познание, М., 1966; Совр. экзистенциализм, М., 1966; Вульфсон Б. Л., Экзистенциализм и педагогика, в кн.: Общие основы педагогики под ред. В. Е. Гмурмана и Ф. Ф. Королева, М., 1967; Яркина Т. Ф., Кри-тич. анализ состояния и тенденций развития бурж. педагогики в ФРГ, М., 1979 (гл. 2); Т а в-р и з я и Г. М., Г. Марсель: между христ. экзистенциализмом и новым орфизмом, М., 1982; Кл eller G. F., Existentialism in education, N. Y., 1958; Morris V. C, Existentialism and education, N. Y., [1966]; Vandenberg D., Being and education: An essay in existential phenomenology, Englewood Ckffs, N. Y., [1971]; G r e e n e M, Teacher äs stranger: educational philosophy for the modern age, Belmont (Calif.), 1973. Б. Л. Вульфсон, А. Ф. Михайлов.

ЭКОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА. Термин «экология» (от греч. öikos - дом, жилище и lögos - наука) введён в 1866 Э. Геккелем, считавшим предметом исследования экологии связь живых существ со средой. Первоначально экология оставалась в сфере биол. наук и развивала идеи Ч. Дарвина о многообразных взаимосвязях растений и животных со средой.

В совр. науке понятие «экология» не ограничивается только биол. рамками. Выделяют социальную, техн., мед. экологию и др., к-рые вместе с экологией природных систем составляют совр. комплексную экологию, призванную обеспечить равновесно-динамич. состояние природы, а также оптимальное взаимодействие природы и общества при условии рационального использования природных ресурсов и регулирования природных процессов на основе знания объективных законов и закономерностей развития природы. Элементами окружающей человека среды и его жизни считаются социально-экон., технико-технол., природные, культурные, информац. условия. Состояние окружающей среды во многом обусловливает здоровье человека. Проблемы социальной экологии учёные рассматривают как проблемы отношения человека к человеку, человека к природе. Разл. аспекты экологич. знаний направлены на оптимизацию деятельности человека по использованию природы, достижение гармонии отношений между обществом и приро-

дои. Решению этой задачи благоприятствует процесс экологизации всех областей науки, произ-ва, иск-ва, морали, права и образования.

Становление и теоретич. осмысление экология, проблем в науке, их актуальность и значимость для х-ва определили развитие пед. аспекта этих проблем, формирование нового направления в пед. теории и шк. практике. Связанное с раскрытием в уч.-воспитат. процессе эколо-гич. проблем (сохранение окружающей природной среды), это направление определяется целым рядом терминов («природоохранит. просвещение», «при-родоохранит. образование», «экологич. образование», «экологич. воспитание»).

Социальная экология исходит из целостности социально-природной среды как пространства жизнедеятельности человека и основывается на след, принципиальных положениях: единство системы «природа - общество - человек»; человек - часть природы, его развитие является фактором изменения природы; человеческая история - часть истории природы, ее преобразование составляет основу самой человеческой жизни; единство истории природы и истории общества проявляется в процессе труда; первичность законов природы по отношению к социальным; подчинение технико-экон. прогресса необходимости сохранения динамич. устойчивости био-экологич. связей; развитие новой экологич. культуры, отражающей уровень ответственности личности по отношению к природе; устойчивое социально-экон. развитие сообщества людей.

Экологическая культура. Необходимое условие формирования экологич. культуры - осознание социальной обусловленности взаимоотношений человека с природой. Экологич. культура определяется реальным вкладом в преодоление негативных влияний на природу, пресечением действий, приносящих ущерб природе, соблюдением законов об её охране. Экологич. культура личности предполагает наличие у человека определённых знаний, убеждений, моральных установок, готовности к деятельности, согласующихся с требованием бережного отношения к природе.

Понятие «экологич. культура» касается всех сфер материальной и духовной жизни нашего общества, каждого человека и выражается в тех видах науч. и практич. деятельности, к-рые обеспечивают сохранение и обогащение окружающей среды, создают благоприятные условия для жизни и развития человека. Формирование экологич. культуры должно стать составной частью деятельности всей системы непрерывного образования. Это возможно при условии, если в содержание образования будут входить след, ведущие элементы: система знаний о взаимодействии общества и природы; ценностные экологич. ориентации; система норм и правил отношения к природе, умения и навыки по её изучению и охране.

Экологическое образование и воспитание. Экологич. образование как элемент общего образования связано с овладением учащимися науч. основами взаимодействия природы и общества (человека). Его цель - формирование системы науч. знаний, взглядов и убеждений, направленных на воспитание моральной ответственности личности за состояние окружающей среды, осознание необходимости постоянной заботы о ней во всех видах деятельности. Междисциплинарный состав экологич. знаний определяет характер её влияния на всю систему образования и затрагивает все области и стороны обучения и воспитания. Содержание экологич. образования реализуется через межпредметные связи и основывается на системе науч. идей, закладываемых в соответствующие уч. предметы: развитие и целостность природы в сфере жизни; взаимосвязь истории общества и природы; изменение природы в процессе труда; влияние среды на здоровье человека; природа как фактор нравственно-эстетич. развития личности; оптимизация взаимодействия в системе «природа - общество - человек».

Реализация содержания экологич. образования, его методов и форм опирается на принципиальное положение - единство познават. и практич. деятельности по изучению и улучшению преобразованной природы.

Экологич. знания имеют сложный состав. Обществ, науки раскрывают цели, к-рые преследует человек, используя природу, дают характеристику ценностей, на к-рые человек опирается или должен опираться в своей деятельности, выявляют те социальные последствия, к к-рым приводит тот или иной способ природопользования. Естеств. науки показывают, какие законы действуют в природе, выявляя пределы возможного вмешательства человека в ход естеств. процессов. В то же время естеств. науки открывают для человека новые принципы взаимодействия с природой. Опираясь на техн. науки, человек создаёт и совершенствует средства воздействия на природу. Изучая основы наук, ученик должен понять природные и социальные причины, к-рые диктуют определённые нормы и правила поведения в окружающей среде. Соблюдение их - общественно необходимо, т. к. позволяет сохранить природу для будущих поколений. Воспитание ответственности тесно связано с правовым просвещением школьников. Формирование навыков и умений в деятельности по охране природы должно стать органичной составной частью уч.-воспитат. процесса.

В классич. педагогике обоснованы и развиты положения о месте и значении общения ребёнка с природой и системе его образования, о содержании науч. знаний о природе и способах их раскрытия, о формировании мировоззрения в процессе познания природы, о нравств.-эстетич. развитии школьника под воздействием

природы. Значение природы в воспитании гуманных чувств ребёнка подчёркивали Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. Дистервег. Впервые Руссо, а затем А. Гумбольдт и др. педагоги говорили о воспитании у детей «чувства природы» как ощущения её облагораживающего влияния на человека. Против узкого практицизма и утилитаризма, а также формально-словесного изучения природы и бездушного к ней отношения выступали мн. рус. обществ, деятели, к-рые ратовали за введение в школе полноценных знаний о природе, подчёркивали их влияние на формирование моральных качеств личности. К. Д. Ушинский, призывая расширить общение ребёнка с природой, сетовал: «странно, что воспитат. влияние природы... так мало оценено в педагогике». Его идеи о воспитат. ценности общения ребёнка с природой развивали и обогащали А. Я. Герд, А. П. Павлов, Б. Е. Райков и др. педагоги-естественники, создавшие ряд ориг. пособий по методике естествознания, в к-рых обосновывалась организация уч. деятельности школьников с учётом взаимосвязи науч. знаний и чувственного восприятия природных объектов и явлений.

Проблема изучения природы и формирования отношения к ней в 20—40-х гг. были в основном предметом методики естествознания; создана обширная метод, лит-ра. Особое место уделялось организации деятельности школьников по «преобразованию» природы, участию их в общественно полезном труде, в с. х-ве. Однако уч. и практич. работа учащихся, предусмотренная программой, испытывала значит, влияние идеи «покорения» природы, стремления «бороться с её силами», использования её богатств как «неисчерпаемой кладовой».

В 60-х гг. усилился природоохранит. аспект шк. образования, к-рый выступает в тесной связи со всей общенац. системой охраны природы.

Совр. понимание охраны природы связано с решением широкого круга проблем: уяснением роли и места человека в природе, познанием механизмов взаимодействия природных систем, выявлением взаимосвязей системы «природа - общество - человек».

Одним из важнейших факторов гармонизации взаимодействия общества и природы является формирование у учащихся и молодёжи глубокого понимания многогранного значения природы для жизни, здоровья, физич. и духовного совершенствования. Ведущее место в реализации этой задачи занимает школа. Характерные черты положит, опыта школ в этом направлении: общественно полезная направленность работы учащихся по охране объектов и комплексов природы и воспроизводству её богатств; обусловленность характера деятельности местными природными условиями и социально-экон. потребностями (крае-ведч. принцип); взаимосвязь практич. работы с накоплением и расширением

знаний о природе; многообразие видов деятельности и форм её организации в рамках внеклассных и внешк. занятий; развитие творческой активности и самостоятельности учащихся при выполнении общественно полезных дел, осознание их обществ, ценности и значимости.

Теоретич. и прикладные аспекты умственного и нравств.-эстетич. воспитания средствами природы развивал В. А. Сухомлинский, к-рый дал яркие примеры пед. руководства рациональным и эмоциональным восприятием природы мл. школьниками, оценивая её как «вечный источник мысли» и добрых чувств детей. Он стремился показать роль природы в воспитании стремления «...к интеллектуальной насыщенности трудовой жизни. Возможности для такой жизни во взаимодействии с природой неисчерпаемы. Природа, труд, мысль - это предметы специального исследования» (Школа и природа, СП, 1970, № 5, с. 45). Сухомлинский показал, что заботливое отношение к природе формируется только тогда, когда ребенок обогащает и облагораживает окружающую среду своим трудом.

Острота совр. проблем взаимодействия общества и природы поставила ряд новых задач перед школой и педагогикой. Очевидно, что нельзя ограничиться «просвещением» школьников в области охраны природы. Традиц. термин «охрана природы» лишь частично затрагивает весь комплекс экологич. проблем современности, к-рые потребовали нового осмысления, коренного пересмотра ряда социально-экон. вопросов, науч. поисков и"более полного и последоват. отражения многоаспектности экологии в шк. образовании. Перед школой стоит важная задача - воспитание сознательного отношения к природе, чувства гражд. ответственности за состояние окружающей среды.

Совр. этап развития экологич. образования строится на принципах единства, ист. взаимосвязи природы и общества, социальной обусловленности отношений человека к природе, на стремлении к гармонизации этих отношений. Много-аспектность взаимодействия общества и природы определяет комплексность экологич. образования, его осн. принципы: междисциплинарный подход в формировании экологич. культуры школьников; систематичность и непрерывность изучения уч. материала; единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей природной среды; взаимосвязь глобальных, региональных и краеведч. экологич. проблем. Принципы экологич. образования реализуются в практике школы через усвоение осн. понятий и науч. фактов о природе. На основе этих принципов определяется оптимальное воздействие человека на природу сообразно с её законами; понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества и каждого человека; овладение прикладными зна-

ниями и практич. умениями изучения и оценки состояния окружающей среды; развитие потребности общения с природой, сознат. соблюдение норм поведения в природе; активизация деятельности' по улучшению окружающей природной и преобразованной среды.

Первые представления детей о природе закладываются в семье и дет. саду. Дошкольники получают конкретные представления о растениях и животных, учатся их распознавать и классифицировать; ведут наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, их влиянием на жизнь растений, животных и человека. В дет. саду у детей формируется привычка заботиться о растениях и животных, зимующих птицах. Знания о доступных пониманию детей объектах и явлениях природы используются для воспитания любви к природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, бережного отношения к растениям и животным. В школе важнейшую роль в этом процессе играет изучение природоведения. Определённый настрой при знакомстве с природной и социальной средой дают уроки чтения, обогащающие знания детей о природе, жизни людей, развивающие эмоциональную восприимчивость и понимание жизни природы. Общность задач уч.-воспитат. работы на уроках природоведения, изобразит, иск-ва (рисования), чтения, музыки (пения) позволяет развивать оптимальные взаимосвязи между этими уч. предметами. Специфич. условия обучения в нач. школе позволяют осуществить взаимосвязи уч. предметов так, что уч.-воспитат. воздействие, начатое на одном уровне, продолжается на других. Природо-ведч. знания, полученные учащимися нач. классов, широко используются на уроках труда.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.