Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение и понятие режима дня в детском саду. 1 страница




Содержание, средства и методы физического воспитания.

Содержание физического воспитания составляет та часть социально-исторического опыта, которая включает знания, умения, навыки, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья человека и двигательную культуру.

Содержание включает знание норм и правил санитарно-гигиенической культуры (культура тела, культура еды, культура жилища и т д.), а также умение выполнять их.

Двигательная культура предполагает овладение выработанными нормативами различных движений и развитие на этой основе таких качеств, как координированность, ловкость, быстрота, выносливость и т. д.

В дошкольной педагогике выделяются группы культурно-гигиенических навыков, которыми должен овладеть ребенок:

а) навыки еды (аккуратно брать, прожевывать пищу, пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой и т. д.);

б) навыки ухода за своим телом (умывание, причесывание и т. п.);

в) навыки соблюдения порядка в помещении, пользования одеждой и ухода за ней (быстро одеваться и раздеваться, содержать вещи в порядке и чистоте и т. д.).

Определены также виды движений, в которых дети овладевают двигательными навыками и умениями:

а) основные движения (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание, упражнения в равновесии); общеразвивающие упражнения, построения и перестроения;

б) подвижные игры (сюжетные, бессюжетные, игры с элементами спорта и др.);

в) спортивные упражнения (плавание, ходьба на лыжах, катание на коньках и пр.);

г) детский туризм (прогулки за пределы участка — летние и зимние).

Основным документом, определяющим содержание работы, является «Программа воспитания в детском саду». В ней указывается содержание культурно-гигиенических навыков, требования к двигательной культуре, а также необходимые знания для детей разных возрастных групп.

В разработку содержания и методов физического воспитания детей дошкольного возраста большой вклад внесли крупные советские ученые Е. А. Аркин, Л. И. Чулицкая, Е. Г. Леви-Гориневская, А. И. Быкова, Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина и др. В настоящее время над этими проблемами работают коллективы специалистов НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, Института гигиены детей и подростков, дошкольного сектора НИИ школ МП РСФСР и ряда кафедр дошкольной педагогики.

В системе физического воспитания работа осуществляется при помощи разнообразных средств:

гигиенических факторов (правильный режим, рациональное питание, гигиеническая обстановка, формирование культурно-гигиенических навыков);

естественных сил природы (для закаливания и укрепления организма);

физических упражнений.

Режим детской жизни — это рациональное, четкое чередование бодрствования, сна, питания, различных видов деятельности, повторяющихся ежедневно в определенной последовательности. Режим должен обеспечивать благоприятные условия для развития, поэтому он изменяется в зависимости от возраста ребенка, состояния его здоровья, особенностей труда взрослых, быта семьи и учреждения, в котором воспитывается ребенок.

Неотъемлемыми чертами режима являются ритмичность и постоянство его основных элементов в течение определенного времени. Ритмичность режима обусловлена ритмичностью природных явлений, ритмичностью деятельности организма, которая проявляется в чередовании бодрствования и сна, изменении температуры тела (повышении к вечеру и понижении к утру), в ритме дыхания, сердечных сокращений, в ритме работы пищеварительного тракта и т. д.

Рациональный режим строится на основе: 1) оптимального соотношения бодрствования и сна, во время которого происходит перераспределение функций между участками коры головного мозга, переработка полученной информации, 2) соотношения умственной и физической нагрузок, учета ритма пищеварения.

Чередование различных по характеру и нагрузке видов деятельности вызывает попеременное возбуждение различных участков коры, и кора в целом предохраняется от переутомления. В настоящее время, когда нервно-эмоциональные нагрузки и поток информации значительно увеличились, это приобретает особое значение.

Многократное повторение одних и тех же действий в течение дня, по возможности в одной и той же обстановке, в определенной последовательности облегчает формирование условнорефлекторных связей, их автоматизацию, тонкие дифференцировки. При этом любая деятельность и переход от одной деятельности к другой осуществляется без особого напряжения, с меньшей затратой энергии. Постоянный режим содействует выработке многих рефлексов «на время». Это облегчает взаимодействие различных систем организма. Особенно быстро приспосабливается к ритмичной работе вегетативная нервная система, обеспечивающая процесс обмена в организме.

Отклонения в режиме сразу сказываются на самочувствии, а тем самым и на поведении ребенка. Это объясняется рядом причин:

1. Растущий организм ребенка дошкольного возраста нуждается в полноценном сне и регулярном питании, так как, кроме выполнения энергетических затрат, израсходованных на ту или иную деятельность, необходима дополнительная энергия, связанная с процессами роста и развития.

2. Нервные клетки коры головного мозга ребенка не могут долго находиться в деятельном состоянии. Генерализация нервных процессов, которая у детей раннего возраста выражена особенно ярко, приводит к быстрому истощению не только непосредственно действующих клеток, но и всей коры в целом. Предел работоспособности нервных клеток головного мозга ребенка значительно ниже, чем у взрослого.

3. Кора головного мозга в этот период активно формируется, создается огромное количество условнорефлекторых связей, и это требует дополнительных нервных затрат.

Ломка режима приводит к разладу в работе многих систем организма, выводит его из состояния нервного равновесия: ребенок чувствует себя уставшим, вялым или возбужденным, становится рассеянным и невнимательным, у него пропадает аппетит, нарушается сон. Все это ослабляет организм в целом, снижается его сопротивляемость к заболеваниям.

Воспитательное значение режима заключается в том, что в процессе часто повторяющихся действий в определенное время ив определенной последовательности ребенок легче овладевает многими, наиболее целесообразными бытовыми, культурно-гигиеническими, трудовыми навыками; эти навыки автоматизируются, и внимание ребенка освобождается для другой, более сложной деятельности. Вместе с тем ребенку предоставляется широкая возможность действовать самому. Это способствует развитию важнейших качеств личности: самостоятельности, активности, инициативы.

Режим помогает воспитанию нравственных качеств и привычек: дети приучаются к организованности, выполнению требований дисциплины. Постепенно воспитывается умение укладываться в отведенное для разных видов деятельности время.

Твердый режим является обязательным условием упорядоченной, четкой работы персонала группы и учреждения в целом, содействует лучшей организации детей.

При составлении режима необходимо учитывать следующее:

1. Возрастные особенности высшей нервной деятельности: изменение предела работоспособности клеток коры головного мозга определяет общее количество часов и продолжительность отрезков сна и бодрствования.

2. Возрастные особенности в работе пищеварительной системы, которые регламентируют количество кормлений в течение суток.

3. Индивидуальные особенности: детям с возбудимой и слабой нервной системой нужно спать больше, отдыхать чаще.

4. Возрастные потребности в движениях: суточное количество локомоций (передвижение при ходьбе и беге, которым измеряется двигательная деятельность) составляет у трехлетних детей 10—19 тыс. шагов, у семилетних — 14—25 тыс. шагов.

5. Время года, климатические условия. В весенне-летний период время ночного сна сокращается, поэтому необходимо увеличивать дневной сон, в осенне-зимний период длительность ночного, а иногда и дневного сна увеличивается.

В дошкольных учреждениях на основе «Программы воспитания в детском саду» и с учетом местных условий устанавливаются разные режимы для различных возрастных групп.

Важным компонентом полноценного физического воспитания детей является рационально организованное питание. Питание — один из основных источников процесса обмена, без которого невозможна жизнь. Для растущего организма питание имеет особо важное значение, так как оно обеспечивает нормальный рост и развитие всех тканей.

Все отклонения от нормы в питании быстро сказываются на жизнедеятельности детского организма, и, чем ребенок младше, тем более бурно реагирует он на малейшее нарушение. Это обязывает детские учреждения и семью организовать рациональное питание. Рациональное питание предусматривает определенный уровень калорийности, сочетание отдельных компонентов питания по химическому составу, разнообразие пищи, правильную кулинарную обработку продуктов питания, твердо установленный режим питания и четкую организацию приема пищи, отсутствие переедания.

В детских учреждениях с 9—10-часовым пребыванием детей при трехразовом питании пища должна соответствовать 1800 калориям. Более высокая калорийность будет превышать затраты энергии и приведет к избыточному весу. По химическому составу пища должна обязательно включать белки, жиры, углеводы, а также минеральные соли и витамины. Для детей старше года более сытным, калорийным должны быть завтрак — 25% кал. и обед — 40% кал.; полдник — 15% кал. и ужин — 20% кал. Наиболее благоприятное соотношение белков, жиров и углеводов для организма ребенка такое, при котором на 1 г белка приходится 1 г жира и 4 г углеводов.

Кроме четкого режима питания, важна его продуманная организация, методика проведения.

Для улучшения аппетита, воспитания положительного отношения к приему пищи большое значение имеют красивая сервировка стола, приятный вид пищи.

Одним из средств физического воспитания является использование природных факторов — воды, воздуха, солнца — для закаливания детского организма.

Под закаливанием принято понимать воспитание наибольшей устойчивости, приспособляемости организма к различным физическим воздействиям, которые поступают из окружающей среды (изменение температуры, влажности, скорости движения воздуха, степени солнечного облучения и др.).

Закаливание детского организма — один из важных профилактических факторов.

Многочисленные исследования (Е. Г. Леви-Гориневской, В. П. Спириной, Н. М. Аксариной, З. С. Уваровой и др.) свидетельствуют о том, что закаливание оказывает широкое физиологическое воздействие на организм. У ребенка не только вырабатывается быстрая реакция на температурные, климатические изменения, но и повышается количество гемоглобина, улучшаются иммунологические свойства, он становится менее подверженным любым заболеваниям и легче справляется с ними. Применение отрицательных раздражителей (холодного воздуха, воды и пр.) в малых дозах способствует выработке общей защитной реакции организма. Систематическое проведение закаливающих процедур приводит к тому, что ответная реакция организма становится более узкой, экономной и сводится к максимально быстрому изменению просвета сосудов, что и обеспечивает поддержание необходимой температуры в организме, его нормальной жизнедеятельности. Но при этом широкое воздействие закаливания на различные органы и процессы обмена падает. Поэтому нужно постепенно менять силу раздражителя.

Использование отдельных средств закаливания повышает общую способность организма реагировать на любые неблагоприятные раздражители. Поэтому ребенок, которого закаливают воздухом, скорее приспособится к обливанию, к воздействию Подробнее эти вопросы раскрываются в курсе гигиены.

солнечных лучей, чем тот, который совсем не закален. Прекращение закаливающих процедур довольно быстро (примерно через две недели) приводит к утрате защитных свойств организма.

Физиологическая сущность закаливания обусловливает определенные требования к организации работы с детьми: закаливание нужно проводить систематически, в течение всего года, с учетом сезонных явлений; постепенно увеличивать силу раздражителей; учитывать состояние здоровья, типологические особенности ребенка, его эмоциональное состояние, а также домашние условия и условия детского учреждения; использовать природные факторы в связи с режимом, правильной организацией всей деятельности ребенка, так как общее укрепление здоровья способствует эффективности закаливания.

Систематичность проведения закаливающих процедур определяется его условнорефлекторной природой. При проведении мероприятий по закаливанию в одно и то же время и в одних и тех же условиях легко образуются условнорефлекторные связи. Физиологическая реакция появляется уже при подготовке ребенка к процедуре. Но связи эти не отличаются прочностью, поэтому закаливающие процедуры должны быть регулярными.

Постепенность в изменении силы раздражителя — необходимое условие закаливания, так как организм не может перестраиваться сразу и реагировать адекватно при резком понижении или повышении температуры. Слишком малая разница в раздражителях или их постоянная величина также не оказываются полезными, так как не вызывают перестройки в работе сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, обмене веществ, т. е. закаливание не оказывает глубокого влияния на организм. При наличии определенной устойчивости организма к изменению температуры следует использовать контрастные кратковременные воздействия, что способствует совершенствованию физиологических реакций и более высокой приспособляемости к условиям среды.

Показателями правильности выбора раздражителя служат кратковременное углубление и учащение дыхания, пульса, а также внешний вид кожи, общая положительная реакция ребенка: хорошее настроение, хорошее самочувствие.

Учет индивидуальных особенностей необходим при закаливании. Дети с возбудимой нервной системой нуждаются в более осторожном изменении температуры, а также в успокаивающих процедурах перед сном (обтирание, теплая ванна). Заторможенным детям полезны бодрящие процедуры после сна (обливание, душ). Детей с ослабленным здоровьем обязательно нужно закаливать, но постепенность в изменении температуры выдерживается более тщательно: больше временные промежутки, при которых проводятся процедуры с одинаковой температурой. Необходимым является постоянный врачебный контроль.

Все закаливающие процедуры должны проходить на фоне только положительных эмоций ребенка. Нужно использовать различные приемы, чтобы процедура была приятной. При этом создаются хорошие условия для работы центральной нервной системы, ее координирующей функции.

Закаливание должно быть частью единого комплекса оздоровительных и воспитательных мероприятий. Связь закаливающих процедур с физическими упражнениями, разнообразной деятельностью ребенка в повседневной жизни дает лучшие результаты и непосредственно для закаливания и для общего укрепления организма. Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек. От этого в значительной мере зависят здоровье ребенка, его контакты с окружающими.

К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.

Физиологической основой культурно-гигиенических навыков и привычек является образование условнорефлекторных связей, выработка динамических стереотипов. Навык — автоматизированный способ выполнения какого-либо действия, которое в целом регулируется сознанием. Привычка — постоянная непроизвольная форма поведения, которая проявляется в ответ на определенные повторяющиеся воздействия. Привычки образуются в процессе накопления индивидуального опыта с первых недель жизни; в дальнейшем число их постоянно увеличивается. Ребенок может привыкнуть засыпать только при укачивании, есть, когда его развлекают, не убирать свои игрушки и т. д. А может быть положительный опыт, и на основе его появится ряд полезных привычек. Культурно-гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам морального поведения.

На формирование навыков и привычек оказывают влияние и специально направленные действия взрослых, и вся окружающая обстановка. Поведение, манеры, в особенности близких людей, отражаются на содержании детских привычек.

Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, возраста, с которого начинается эта работа, эмоционального отношения ребенка, упражнений в определенных действиях.

Особое внимание следует уделять формированию нового навыка, привычки, связанных с изменением обстановки, вида деятельности, с появлением новых обязанностей. Для успешной работы в этот период очень важно вызвать у детей положительные эмоции. В дальнейшем нужно приучать детей выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, что требует преодоления определенных трудностей.

Культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно.

Наиболее успешно формирование гигиенических навыков начинается у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять.

В раннем и младшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности.

У детей старшего дошкольного возраста круг интересов значительно расширяется, внимание их привлекают многие природные, общественные явления. Одеваясь, умываясь, ребенок теперь значительно меньше задумывается над тем, как он это делает, и, если сложившиеся привычки не соответствуют требованиям гигиены, переучивать ребенка довольно трудно.

Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков необходимо:

1. Продумать организацию всей обстановки в детском саду и дома. Она должна быть привлекательной и удобной для выполнения заданий (мебель, оборудование приспосабливаются к росту детей, каждая вещь хранится в определенном месте, доступном для пользования, и т. д.).

2. Действия, связанные с формированием культурно-гигиенических навыков, разбивать на операции, которые следуют в одном, определенно установленном порядке. Это способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов.

3. Воспитывая порядок действий, выделять подготовку к действию, культуру самого процесса (целенаправленность, экономность движений), навыки приведения в порядок рабочего места после окончания действий, умение планировать последовательность действий.

4. На начальном этапе неоднократно повторять новый навык без больших интервалов. С этой целью часто упражнять детей в определенных действиях, обращая внимание на способ и порядок выполнения. При этом для разнообразия следует использовать разные формы, но характер действия должен быть неизменным.

5. Научить детей выполнять те или иные операции, добиваясь постепенного осознания их значения и целесообразности способа выполнения. При этом условии автоматизация навыка будет связана не с привычной обстановкой, а с формированием культурных потребностей, привычек, сохраняющих свою силу в любых условиях, в любой обстановке.

6. Взрослым безукоризненно выполнять все гигиенические и культурные требования, которые предъявляются детям, помнить, что дети во всем подражают старшим.

7. Индивидуализировать работу с каждым ребенком, учитывая уровень его культурно-гигиенических навыков, условия домашнего воспитания.

Важным фактором воспитания является коллектив сверстников, где дети наблюдают положительные примеры, могут производить сравнения, получить помощь при затруднениях.

Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется детским садом в тесном контакте с семьей. Единая линия в требованиях, в создании условий совершенно необходима для выработки и закрепления у детей культурно-гигиенических навыков.

Физические упражнения — это специальные движения, а также сложные виды двигательной деятельности, направленные на решение задач физического воспитания.

В воспитании ребенка физические упражнения занимают большое место. За период дошкольного детства при целенаправленном педагогическом воздействии в развитии движений происходят большие сдвиги: от непроизвольных, хаотичных движений при рождении до овладения всеми основными движениями, спортивными упражнениями и в целом весьма высокого уровня координацией. На протяжении дошкольного возраста в значительной степени перестраивается выполнение произвольных движений: в раннем и младшем дошкольном возрасте оно носит недифференцированный, преимущественно подражательный характер; на шестом-седьмом году ребенок может довольно отчетливо выделять отдельные части, качества движения (направление, амплитуду и т. д.), у него уже появляется определенная целенаправленность движений.

Физические упражнения оказывают многогранное физиологическое воздействие на организм. При сокращении мышц активизируются процессы обмена веществ, кровообращения, перестраивается работа всех внутренних органов и систем. Работающая мышца поглощает в 7 раз больше кислорода и в 3 раза больше питательных веществ по сравнению с бездействующей. Это стимулирует рост и развитие мышечной системы.

Физические упражнения (особенно прыжки, бег) способствуют росту костей, надкостницы. Соединение мышц с костями становится более прочным. Самым тесным образом работа мышц связана с работой сердца. Сердце больше всего поддается тренировке и больше всего нуждается в ней.

Укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем особенно активно происходит в процессе систематических циклических упражнений: ходьбы на лыжах, плавания, продолжительного бега со средней и малой скоростью.

Важны физические упражнения и для полноценной работы головного мозга: улучшается его кровоснабжение, повышается общий тонус коры, благодаря чему усиливается деятельность всех анализаторов. Наряду с этим, как показал И. М. Сеченов, при активной мышечной работе перевозбуждение систем мозга уменьшается или полностью снимается.

Роль двигательного анализатора в общей системе коры головного мозга исключительно велика, так как любая деятельность проявляется в том или ином движении, «осложняется мышечным чувством», по выражению И. М. Сеченова. Таким образом, наряду с действием любого анализатора включается в работу двигательный анализатор, а одновременная работа нескольких анализаторов улучшает их функциональные возможности.

Под влиянием физических упражнений улучшаются основные свойства нервной системы (ее сила, подвижность, уравновешенность). В воспитании детей раннего возраста применяется массаж — один из видов пассивной гимнастики. Он также обусловливает изменения в работе всех органов и систем. Под влиянием массажа улучшается состав крови, регулирующая функция нервной системы, а также условия питания кожи и мышц, повышается теплоотдача. Массаж ускоряет ток крови и лимфы, благодаря чему ткани скорее освобождаются от продуктов распада, снимается утомление мышц. Массаж восполняет недостаток двигательной функции, поэтому он особенно важен для грудных детей.

Физические упражнения в разной форме включаются в утреннюю гимнастику, физкультурные и музыкально-двигательные занятия, особенно их много в разнообразных подвижных играх.

Уровень развития моторики служит показателем общего нервно-психического развития ребенка.

Определение конкретных задач, содержания работы по физическому воспитанию детей каждого возрастного периода строится с учетом их анатомо-физиологических и психологических особенностей.

На протяжении раннего возраста в строении и функциях отдельных органов происходят существенные изменения. В мягкой хрящевой ткани скелета начинает появляться костная ткань с пластинчатой структурой, намечаются изгибы позвоночника. Мышцы и сухожилия отличаются слабостью и растут медленно, но улучшаются их сократительные свойства, быстро идет развитие иннервационного аппарата, что в целом положительно сказывается на двигательной функции. Вес сердца ребенка значительно увеличивается (к двум годам в 3 раза), еще быстрее возрастает его ударный объем. Это обеспечивает высокий уровень обменных процессов, возможности для активных движений. Самый высокий темп отмечается в развитии нервной системы — происходит миэлинизация нервных волокон, быстрый рост мозга, развитие анализаторных систем, установление связей между различными отделами мозга.

Таким образом появляются предпосылки для развития психики, моторики, полноценного физического развития ребенка. При этом определяющим фактором является правильное воспитательное воздействие со стороны взрослых. Первостепенное значение на первом году жизни приобретают следующие задачи:

1. Создание оптимальных физиологических условий бодрствования и сна: уравновешенное активное поведение, преобладание бодрого, хорошего настроения, предохранение нервной системы от переутомления.

2. Обеспечение специальных мероприятий по закаливанию, укреплению детского организма, повышения иммунитета к заболеваниям.

3. Воспитание элементарных навыков опрятности.

4. Развитие и укрепление крупных мышечных групп, обеспечивающих процессы обмена, появление статических и локомоторных функций (ползание, поднимание на ноги, ходьба и другие элементарные движения, связанные с перемещением в пространстве).

5. Развитие произвольных движений рук во время действий с предметами.

На втором и третьем году жизни по мере освоения ходьбы возрастает самостоятельность, двигательная активность ребенка, происходит овладение целым рядом бытовых действий. Поэтому наряду с заботой об охране здоровья, своевременном физическом развитии, закаливании организма ребенка в центре внимания взрослых должно быть:

1. Приучение детей самостоятельно и охотно съедать предложенную пищу. 2. Воспитание элементарных культурно-гигиенических навыков. 3. Формирование двигательных навыков, прежде всего ходьбы; активные упражнения в лазанье, перелезании, в ловле и бросании мяча; упражнения в непродолжительном беге и подскоках. 4. Развитие движений кистей рук. 5. Развитие простейших пространственных ориентировок в движении. 6. Развитие временных ориентировок в движении — умение одновременно с другими начинать и кончать движение в соответствии с указанием, сигналом. 7. Развитие самостоятельности при выполнении упражнений, бытовых действий.

В раннем возрасте режим — основа правильного развития и воспитания ребенка. В течение первых трех лет жизни режим меняется несколько раз. В связи с закономерностями сна и бодрствования разработаны возрастно-дифференцированные режимы.

В первой группе детей раннего возраста организуется дифференцированный режим для трех возрастных подгрупп: от 2,5— 3 мес. до 5—6 мес; от 5—6 до 9—10 мес; от 9—10 мес. до 1 года.

Работа персонала при четком разграничении обязанностей организуется последовательно с подгруппами: пока детей одной подгруппы кормят, другие бодрствуют, третьи спят. Внутри подгруппы также соблюдается дифференцированный подход: детей ослабленных и тех, кого дома поднимают в шесть часов, укладывают спать раньше и поднимают позже; каждого проснувшегося ребенка поднимают, не дожидаясь пробуждения остальных; тех детей, которые проявляют нетерпение при виде пищи, начинают кормить раньше.

Смена одного возрастного режима другим проводится постепенно, после тщательного изучения ребенка во всех его проявлениях, так как преждевременные изменения в режиме или задержка в переводе на следующий режим могут принести вред. Следует учитывать ряд показателей, определяющих своевременность нового режима: медленное засыпание, раннее пробуждение; сохранение активности до конца бодрствования; появление беспокойства после кормления и признаков голодного возбуждения, возникающего задолго до него.

Все режимные процессы проводятся в определенное время, в одном и том же порядке. При переходе от одного режимного процесса к другому нужно заранее предупреждать ребенка об этом, создавая так называемую «установку», иначе может появиться отрицательная реакция. Нельзя оставлять ребенка в бездеятельном состоянии; он тут же начинает шалить или капризничать. До начала любой процедуры, нового режимного момента нужно постараться привести ребенка в спокойное состояние, вызвать положительные эмоции.

При проведении отдельных процедур необходимо учитывать их специфику. Так, кормить грудного ребенка следует после сна. Нарушение этого правила приводит к тому, что часть периода бодрствования ребенок оказывается голодным, так как грудное молоко переваривается в течение 2—2,5 часа. Вследствие этого ребенок начинает капризничать, и бодрствование не используется полноценно для развития ребенка, так как не создаются условия для его активности.

Для укрепления здоровья, полноценного развития нужно постепенно увеличивать пребывание ребенка на воздухе до 5—6 часов в сутки. В хорошую солнечную погоду (осенью и зимой) лучше выносить детей на открытый солнечный балкон, в плохую погоду — на застекленную веранду.

Укладывая спать, нельзя ребенка качать, похлопывать, петь, так как вырабатывается условный рефлекс на добавочные раздражители, и сон становится прерывистым.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 2328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.