Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воззрения на государство и право Б. Спинозы




 

Рациональное познание проблем общества, государства и права продолжил и углубил великий голландский философ Барух (Бенедикт) Спиноза (1632-1677гг.). Он решительно порывает с богословским подхо­дом не только к политическим проблемам, но и в трактовке все­го мироздания, настойчиво пытается объяснить мир из него самого, отвергая сверхприродное начало.

Природа, утверждает Спиноза, не создана Богом, природа сама и есть Бог. Законы природы он характеризовал как реше­ния Бога, раскрытые человеческим разумом, а не данные в бо­жественном откровении. В природе все совершается необходи­мо, имеется неразрывная связь причин и следствий, нет ничего случайного. Из такого понимания законов природы строится и трактовка им естественного права: человек такая же частица природы, как все остальные существа и предметы, и на него с необходимостью распространяются все естественные законо­мерности. Спиноза пишет даже о праве природы. «...Под пра­вом природы, –отмечал он, – я понимаю законы или правила, согласно которым все совершается». Главный принцип есте­ственного права – запрещение того, чего, никто не желает и не может желать.

С точки зрения естественной необходимости Спиноза пы­тается объяснить и происхождение государства. Догосудар-ственную стадию жизни людей (естественное состояние), он в отличие от Гроция, представлявшего её на первых порах впол­не благополучной, характеризует как нестабильную и конфлик­тную. Люди в силу ограниченности естественных ресурсов и личного эгоизма действуют на этой стадии как враги. Но, стре­мясь к самосохранению, они объединяют свои силы и свои пра­ва и создают государственную власть, чтобы жить «безопасно и наилучшим образом». С образованием государства создается общее для всех право, общий для всех уклад и общий гарант и защитник безопасности. И в качестве «платы» за свою безопас­ность человек должен ограничить себя, полностью и беспре­кословно подчиняться общей, т.е. государственной, воле. Вер­ховная власть абсолютна. её авторитет основан на силе, и гра­ницы этой власти определяются реальными возможностями принуждения.

Но, определяя пределы мощи и права государства, Спино­за один из первых поставил проблему неотчуждаемых, т.е. ес­тественных и юридически закрепленных, прав личности. На такие права не может претендовать никто, даже самая могуще­ственная государственная власть; они не подвластны даже силе. Вне сферы права государства, т.е. вне государственного вме­шательства в жизнь и дела людей, находятся способность суж­дения, истинное познание Бога и любовь к нему, вопросы вза­имной любви и ненависти, право человека не свидетельство­вать против себя, не убивать своих родителей, право избежать смерти и т.п.

Спиноза обозначил и другие пределы мощи и права госу­дарства. В частности, он считал, что сила и право государства состоит не в том, чтобы творить произвол и насилие, а в осуще­ствлении того, что здравый разум считает полезным для всех людей, т.е. пределы власти определяются разумно понятой не­обходимостью. Кроме того, предел права государства, считал он, обусловлен природой самих подданных, которые лишь в той мере признают это право государства, в какой они боятся его угроз или любят гражданское состояние.

Некоторые исследователи считают Спинозу одним из пер­вых теоретиков народоправства. Действительно, он утверждал, что демократическое государство «наиболее естественно и наи­более приближается к свободе, которую природа предоставля­ет каждому». Но как именно Спиноза представлял демократию, осталось неизвестным. Свои суждения на этот счет он начал излагать в «Политическом трактате», который обрывается в самом начале главы о демократии. Но мотивы народоправства прослеживаются в других его работах. Это суждения о народ­ном суверенитете, о решении наиболее важных вопросов в об­ществе самим народом, об общей воле и др. Преимущество демократии Спиноза видел в том, что здесь «каждый, соединя­ясь со всеми, повинуется лишь самому себе». В демократии, отмечал он, «не приходится опасаться нелепых постановлений, так как почти невозможно, чтобы большинство сошлось на каком-либо абсурде».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 577; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.