КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблемы государства и права в социологии О. Конта
В многообразии направлений социально-политической и философской мысли в Европе первой половины XIX в. заметным явлением стал позитивизм (лат. positivus – положительный) – направление философии, объявившее единственным источником истинного, действительного знания конкретные (эмпирические) науки и отрицавшее познавательную ценность философского теоретического исследования. Родоначальником позитивизма является французский философ Огюст Конт (1798-1857гг.), предпринявший попытку построить на основе точных наук «позитивную» науку об обществе, стремясь познать законы общественного развития как законы физики. Всю историю человечества Конт делит на три стадии, соответствующие состояниям человеческого мышления. Первое состояние – теологическое, когда господствовало объяснение всех явлений воздействием божественных сил. Этой стадии способствует государство, в котором светскую власть осуществляют военные вожди, а духовную – жрецы и прорицатели. Но чаще всего духовная и светская власть находятся в одних руках. Такой тип государства Конт определял как ретроградную аристократию. Второе состояние – метафизическое, когда явления объясняются метафизическими «силами природы». Ему соответствует господство философов и юристов. Это время критики и сомнений. Решающую роль здесь начинают играть «средние классы» (торговцы, ремесленники и т.п.). В их борьбе с аристократией рождается революция, обусловливающая анархию, индивидуализм и демократию. Власть захватывают «некомпетентные умы». Ретроградная аристократия заменяется анархической республикой. Третье состояние – позитивное – время научного объяснения явлений, установления законов, подчинения и преобразования природы с помощью точных наук. Это научно-промышленная эпоха, высшая ступень научной политики, отвергающей и реставрацию, и революцию. Это социократия – общество порядка и прогресса. В таком обществе, по Конту, устанавливается гармония, основанная на строгой иерархии социальных сил. Сила богатства находится в руках «патрициев» – фабрикантов, купцов, банкиров, землевладельцев. Духовная власть принадлежит ученым и жрецам позитивистской церкви. Рабочие выступают как физические исполнители воли двух первых. А правительство поддерживает общественную солидарность, препятствуя частным силам разорвать общественное целое. Но в своем стремлении создать общество социальной гармонии и солидарности Конт пришел к выводу о необходимости установления не только социальной иерархии, но и жесткой духовной и политической власти в обществе. Стремясь не допустить «разногласия умов», возникающего из-за отсутствия общих идей, он надеялся сделать свою социократическую теорию господствующей над сознанием людей, превратить её в своего рода религию, организованную во «всемирную позитивную церковь во главе с Великим пастырем», которым сам собирался стать. «Если единение умов на почве общности состоится, – полагал Конт, – то соответствующие учреждения создадутся сами, естественным образом, без всякого тяжелого потрясения». Конт наивно верил, что революций, политической борьбы между трудом и капиталом можно избежать с помощью лишь всеобщего морального осуждения «слишком эгоистического употребления богатства» или с помощью таких положительных научных истин, которые будут хорошо усвоенными, окажутся в состоянии чуть ли не сами по себе привести человечество к миру и счастью. Весьма своеобразны взгляды Конта на право и на права личности. Всякое человеческое право, всякая человеческая свобода, считал он, есть бессмысленная анархия, если они не подчиняются какому-то закону. Поскольку божественного права больше не существует, все человеческие права с общего согласия разумных и честных людей должны быть упразднены, а за человеком следует признать только право исполнять свой долг. Понятие «права человека», по Конту, было выдвинуто для борьбы с теологическими представлениями о власти и сыграло лишь разрушительную роль. Когда эти права человека попытались осуществить на практике, «они тотчас же обнаружили свою антисоциальную природу, стремясь увековечить индивидуализм». Ни права, ни прав человека в социократии не должно быть. Право здесь будет заменено позитивной политикой и религией, а права личности – обязанностями. «Каждый имеет обязанности перед всеми, но никто не имеет прав как таковых... Иначе говоря, никто не имеет другого права, кроме права исполнять свой долг». Учение Конта, несмотря на его очевидную двойственность и консервативно-охранительную направленность в политике, оказало значительное влияние на последующую философскую и политическую мысль. Особенно привлекательными оказались его выводы о «естественной» закономерности социального развития, его оптимизм, вера в безграничный прогресс общества, убеждение в определяющей роли научных и технических знаний для исторического развития, идея человеческой солидарности. Вопросы для обсуждения на семинаре 1. Как понимали природу общества консерваторы и либералы? 2. Принципы Э. Берка по реформированию государства. 3. Сравнительная характеристика воззрений основоположников французского консерватизма Ж. де Местра и Л. де Бональда. 4. Назовите основных представителей европейского утопического социализма первой половины XIX в. В чем отличие их взглядов от воззрений Т. Мора и Т. Кампанеллы? 5. Характерные черты либеральной концепции Б. Констана. 6. Вклад Д.С. Милля в развитие западной либеральной демократии. 7. Разработка правовой теории Дж. Остином. 8. Почему оказались не реализованными проекты французских и английских социалистов социально-экономического переустройства общества на разумных и справедливых основаниях? 9. Консерватизм как система политико-правовых взглядов. Основные принципы, политические идеи и критерии общественного развития.
Темы рефератов 1. Научная и политическая оценка исторической школы права. 2. Западноевропейский либерализм: мировоззренческие ценности, политические цели и экономические принципы. 3. Идеи и проекты французских и английских социалистов. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн. 4. Проблемы государства и права в социологии О. Конта.
Вопросы для повторения, размышления, самоконтроля и самостоятельной работы 1. До Великой французской революции Э. Берк отстаивал в основном либеральные позиции. Проанализируйте, какие факторы и обстоятельства обусловили радикальное изменение его взглядов, злобную и тотальную критику революции. 2. Раскройте сильные и слабые стороны воззрений Э. Берка. 3. Свобода и равенство несовместимы, утверждают консерваторы. Проанализируйте их аргументы, сформулируйте свою точку зрения. 4. Б. Констан в своей теории исходил из идеи естественных и неотъемлемых прав личности, но трактовал их существенно отличным образом от мыслителей эпохи Просвещения. Определите эти различия. 5. Один из основателей философии утилитаризма И. Бентам полагал, что принцип пользы лежит в основе всей деятельности людей, а потому он должен лежать и в основании политики, цель которой польза и счастье личности, «наибольшее счастье наибольшего числа людей». Подумайте, почему жизнь деформировала его идеи, а государство не стало средством обеспечения счастья «наибольшего числа людей»? 6. В чем состоит особенность трактовки подхода Дж. С. Миллем индивидуальной свободы? Какой вид тирании он считал «страшнее всякой политической тирании»? 7. Дж. С. Милль предостерегал от двух опасностей представительского правления: снижения качества власти и тирании большинства. На основе анализа исторической практики парламентаризма подтвердите или опровергните его умозаключение. 8. Какие правовые нормы, сводящие к минимуму недостатки демократии, предлагал Дж. С. Милль? Проиллюстрируйте наличие этих правовых норм и их целесообразность примерами российской действительности. 9. Каков общественный идеал Р. Оуэна? 10. В чем Вы видите фантастичность идей Ж. Фурье? 11. Каким представлял общество будущего А. Сен-Симон? 12. Вычлените основные признаки социократии О. Конта. Подумайте, насколько совместима в ней солидарность (и даже «любовь») классов с жесткой политической диктатурой элитарных слоев. Список рекомендуемой литературы Бентам И. Сочинения. СПб., 1867. Берк Э. Размышления о революции во Франции. М., 1992. Гизо Ф. История цивилизаций в Европе. М., 1960. Деборин Л.М. Социально-политические учения Нового и Новейшего времени. М., 1967. История политических и правовых учений XIX в. М., 2004. Конт О. Общий обзор позитивизма. СПб., 1912. Либерализм Запада XVII-XIX вв. М., 2005. Мангейм К. Консервативная мысль // Социологические исследования. 2004. № 4. Чичерин Б.Н. Политические мыслители древнего и нового мира. М., 1987. Вып. I. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 1961. Т. 21.
Глава X. Политические и правовые учения в России
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1144; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |