Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ответственность за нарушение правил разработки национальных стандартов




Принципы стандартизации

Принципы стандартизации условно можно разделить на две группы. Первая – принципы, направленные на недопущение в стандартах необоснованных ограничений свободы предпринимательства путем

установления завышенных или дополнительных требований, не отвечающих целям стандартизации, определенным в ст. 11 закона. Вторая– принципы технического характера:. разработка национальных стандартов, как правило, на основе международных стандартов, за исключением случаев, указанных в Законе;. недопустимость установления требований, противоречащих основополагающим требованиям технических регламентов (речь идёт именно о противоречии, а не о прогрессивном повышении требований);. установление требований, обеспечивающих единообразие применения стандартов.

В связи с целями и принципами стандартизации возникает вопрос об ответственности за разработку национальных стандартов с наруше-

1 Парций Я. О стандартизации и сертификации в туристской деятельности // Туризм: практика,проблемы, перспективы. – 2004. – № 1. – С. 22—25.

нием норм, предусмотренных ст. 11 и 12 Закона, а также правил разработки национальных стандартов. Поскольку случаи нарушения целей и принципов стандартизации объективно реализуются в национальных стандартах, которые не являются нормативными актами, применение

административной и уголовной ответственности представляется невозможным1.

Однако добровольное применение национальных стандартов, разработанных с нарушением упомянутых целей, принципов и процедур, может привести к причинению вреда лицу, применившему этот стандарт. В данном случае можно говорить о гражданско–правовой, точнее, деликатной (внедоговорной) ответственности в соответствии с ГК РФ разработчика и органа, утвердившего национальный стандарт, если они по закону могут нести такую ответственность. Правовая природа национальных стандартов и стандартов организаций принципиально различна. Первые являются рекомендациями общероссийского масштаба, вторые – локальными нормативными правовыми актами, обязательными для применения работниками организации. Закон не предусматривает разработку стандартов отрасли. Однако отдельные федеральные органы исполнительной власти продолжают принимать отраслевые стандарты.

Понять поведение этих органов можно. Однако почему Минюст РФ регистрирует такие документы – объяснить сложно. Согласно п. 2 ст. 15 Закона национальные стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации. Процедуры разработки и утверждения национальных стандартов определены в ст. 16 Закона. Следовательно, правила стандартизации могут охватывать вопросы, не решенные в Законе. В частности, правила построения, изложения, оформления, учета, изменения национальных стандартов, технические вопросы применения, порядок применения знака соответствия национальным стандартам. Закон практически не решил вопрос о юридической силе правил стандартизации. В нем оговорена добровольность применения стандартов, но не других документов в области стандартизации, указанных в ст. 13 Закона. Если хозяйствующий субъект добровольно принял решение о применении национального стандарта, то правила его применения становятся для него обязательными. Нарушение этих правил не влечет никаких мер ответственности перед государством. Закон не содержит прямой нормы об органе, уполномоченном утверждать правила стандартизации. Представляется, что этим органом является национальный орган по стандартизации. В п.2 ст. 15 Закона содержится правило о применении национального стандарта независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления связанных с нею процессов, осуществления работ и услуг, видов или особенностей сделок и лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями. 1 См.: там же.

Аналогичная норма о применении технических регламентов содержится в п.6 ст. 7 Закона. В соответствии с концепцией Закона в этой норме не упоминаются работы и услуги, обязательные требования к которым не подлежат установлению в технических регламентах. Указанные правила в отношении технических регламентов обладают всеобщей и универсальной обязательностью. Несоблюдение требований технических регламентов может быть основанием для освобождения российских изготовителей и продавцов по международным контрактам от ответственности за возникший в результате этого вред. В отношении национальных стандартов упомянутые правила имеют двоякий смысл. С одной стороны, если принято решение о применении национального стандарта, его показатели должны применяться российскими субъектами в соответствии с правилами п.2 ст. 15 Закона. С другой, буквальное толкование этих правил может привести к выводу о том, что они являются по существу ничем не ограниченным разрешением на применение норм национальных стандартов не только российскими гражданами и организациями, но и зарубежными компаниями. Между тем разработка национального стандарта связана с определенными материальными и финансовыми затратами на научно–исследовательские, проектные и иные работы, с вопросами авторства и прочими. Представляется необходимым дополнить Закон нормой, учитывающей интересы РФ и российских организаций. Анализ ст. 17 Закона позволяет сделать следующие выводы. Стандарт организации является основным локальным нормативным актом, в котором закрепляются потребительские показатели оказываемых туруслуг, включая требования по безопасности, а также меры и способы, обеспечивающие их соблюдение. Принятие стандарта организации не исключает разработку необходимых технических документов, детализирующих нормы стандарта. При разработке стандарта необходимо учитывать, что Законом не допускается установление в технических регламентах или других документах обязательных требований к услугам. Вместе с тем в стандарте должны быть учтены общие и другие положения Закона РФ о защите прав потребителей, относящиеся к услугам. Стандарт организации, оказывающей туристские услуги, должен приниматься туроператором, имеющим соответствующую лицензию. Для турагентов, взаимодействующих с ним, требования стандарта являются обязательными. В договорах с потребителями услуг следует ссылаться на стандарты этой организации. Использование такого стандарта другими лицами возможно только с разрешения данной организации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.