КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система юридического образования в России и принципы ее построения
Библиографический список Алексеев С.С. Теория права. — М., 1995. Алексеев С. С. Философия права. — М., 1999. Педагогика в деятельности руководителя органа внутренних дел / Под ред. И.В. Горлинского. — М., 2002. Родин В.Ф. Педагогика: Курс лекций. — М., 1998. Сафронов А.Д. Преступность в России и криминальная безопасность органов внутренних дел. — М., 2003. Столяренко A.M. Юридическая педагогика: Курс лекций. — М., 2000. - Лекция 1. Столяренко A.M. Юридическая педагогика в МВД: вопросы методологии и теории. — М., 1999. Юридическая педагогика в МВД / Под ред. A.M. Столяренко. — М., 1997.
Глава 8 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система юридического образования и ее структура Юридическое образование — составная часть единой российской системы образования. Правовой основой ее построения служат Федеральные законы Российской Федерации и нормативные акты государства в сфере образования. Система юридического образования создана для профессиональной подготовки специалистов юридического профиля различных образовательных уровней (образовательных цензов). Ее структура представляет собой совокупность трех взаимодействующих подсистем: • преемственных образовательных программ и государственных стандартов различного уровня и направленности; • сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; · органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. Первая подсистема — образовательные программы и государственные образовательные стандарты. Образовательные программы отражают содержание учебных дисциплин, определяющих подготовку специалистов юридического профиля в зависимости от уровня профессионального образования (начальное, среднее, высшее). Объем содержания образовательных программ однородных учебных писшшлин каждого образовательного уровня обеспечивает преемственное! ь от низшего уровня к среднему, а от него к высшему. Этим достигается непрерывность в системе многоуровневого юридического образования. Обязательный минимум содержания каждой основной образовательной программы по предмету (для конкретной специальности и квалификации) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом. Государственные образовательные стандарты (ЮС) по специальностям «юриспруденция», «правоведение», «правоохранительная деятельность» и другим включают в себя федеральный и региональный (национально-региональный или ведомственный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения. Федеральный и региональный компоненты определяют специальность выпускника, а компонент образовательного учреждения — квалификацию специалиста. В структуре федерального и регионального компонентов определено три основных цикла учебных дисциплин: • общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; • общие математические и естественно-научные дисциплины; • общепрофессиональные дисциплины. Компонент образовательного учреждения состоит из двух циклов учебных дисциплин. В него входят: • специальные дисциплины; • дисциплины специализации[104]. Для каждого уровня юридического образования разрабатываются свои государственные образовательные стандарты: начального, среднего и высшего юридического профессионального образования. Их обновление и утверждение проводится не реже одного раза в десять лет. Вторая подсистема — сеть образовательных учреждений [105], они реализуют государственные образовательные программы юридического профиля. В их числе могут быть: государственные, муниципальные и негосударственные образовательные учреждения, которые обеспечивают получение обучающимися юридического образования четырех образовательных уровней (образовательных цензов). Их структура представлена в табл. 8.1. Сеть высших образовательных учреждений юридического профиля, независимо от их типов и видов, позволяет обучающимся получить образование трех ступеней, структура которого представлена в табл. 8.2.
Сеть образовательных учреждений и структурных подразделений дополнительного профессионального юридического образования обеспечивает подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов и преподавателей юридического профиля (табл. 8.3). Третья подсистема — управление системой юридического образования строится на демократических началах и носит государственно-общественный характер. Оно осуществляется сверху вниз ступенчато по иерархической лестнице: органами государственного управления целостной системой образования в лице государственной власти и центрального аппарата Министерства образования Российской Федерации; органами управления образованием субъектов Российской Федерации и самостоятельных ведомств (отраслей); органами местного самоуправления; органами управления образовательных учреждений различных уровней. Последним предоставлена определенная автономия, установленная подзаконными актами. Каждый их этих органов осуществляет управление образованием и несет за него ответственность в пределах своей компетенции, установленной законодательством[106]. Принципы построения системы юридического образования и факторы, влияющие на ее развитие К научным принципам построения системы юридического образования относят: · гуманистический характер образования — определяет приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; • единство федерального культурного и образовательного пространства — защищает в системе образования национальные культуры, региональные культурные традиции и особенности в условиях многонационального государства; • общедоступность образования — адаптивность его системы к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; • светский характер образования — закрепляет право на образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; • свобода и плюрализм в образовании; • демократический, государственно-общественный характер управления образованием — закрепляет право на автономность образовательных учреждений[107]. На развитие системы юридического образования оказывает влияние целый ряд факторов, к основным из которых относят: • уровень развития общества, его социальной сферы, экономики, научно-технических основ производства; • политику государства, интересы и возможности различных слоев общества; • исторический опыт и национальные особенности в области образования, в том числе и юридического; • педагогические факторы, обусловленные различием образовательных учреждений страны.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 3860; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |