Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема занятия: Заготовка лекарственного растительного сырья 1 страница




В процессе эволюции у растений сформировались различные видоизменения побегов, которые позволяют им переживать неблагоприятные условия внешней среды и обеспечивают вегетативное размножение.

Древесный стебель большинства растений, например, липы, состоит из покровной ткани (пробки или корки), первичной коры, луба, камбия, древесины и сердцевины. Основная масса такого стебля представлена древесиной. Она включа­ет в себя сосуды, механическую и основную ткани. По сосудам древесины проходит вода с минеральными солями, а механическая ткань придает стеблю прочность. Движение воды и минеральных солей обеспечивается в основном сле­дующими силами: корневым давлением, капиллярными силами и присасыва­ющим действием листьев. Меньшую часть ствола занимает луб, состоящий из ситовидных трубок, лубяных волокон и основной ткани. По ситовидным трубкам луба проходят глюкоза и другие органические вещества. Между лубом и древесиной располагается камбий, клетки которого делятся и образуют новые слои луба и древесины, благодаря чему диаметр стебля увеличивается. В центре стебля располагается сердцевина, состоящая из клеток основной ткани. Снаружи стебель защищен от высыхания и замерзания покровной тканью: пробкой — у 1—5 —лет­них стеблей — или коркой — у более старых стеблей. В быту всю периферийную часть стебля до камбия называют корой. У разных деревьев покровная ткань име­ет свои особенности, что позволяет определить видовую принадлежность растения.

Стебель является связующим звеном между двумя питающими растение органами: корнем — органом минерального питания — и.чистом — органом фото­синтеза. Стебель выполняет в основном проводящую и опорную функции. Кроме того он может запасать питательные вещества и участвовать в вегетативном размножении растений. Стебли бывают однолетние и многолетние. Однолетние стебли зеленые, тонкие, мягкие и называются травянистыми. Многолетние стебли растут в течение всей жизни растения и ежегодно формируют новые проводящие и механические ткани. Поэтому многолетние стебли большого диаметра, прочные, жесткие и их называют древесными.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятия "побег". Какие органы (части) цветкового растения обязательно входят в его состав?

2. Как называются участки стебля, на которых развиваются листья, и участки стебля между ними?

3. Что такое узлы, междоузлия и пазуха листа?

4. Назовите три способа расположения листьев на стебле.

5. Назовите две особенности, характерные для очередного расположения листьев на стебле.

6. Приведите три примера растений с очередным расположением листьев на стебле.

7. Назовите особенность расположения листьев на стебле при супротивном рас­положении их. Приведите два примера растений с супротивным расположе­нием листьев.

8. Назовите особенность расположения листьев на стебле при мутовчатом листо­расположении. Приведите пример растения с мутовчатым листорасположени­ем.

9. Назовите способы листорасположения, характерные для березы, элодеи, сире­ни и клена.

10. Назовите два типа почек в зависимости от их расположении на побеге.

11. Назовите участки побега, в которых располагаются верхушечные и пазушные почки. Как называются почки, которые развиваются на междоузлиях, а также на листьях и корнях?

12. Назовите три участка (органа) растения, на которых развиваются придаточные почки.

13. Чем покрыта почка снаружи? Какова функция этого покрытия?

14. Назовите три структуры, входящие в состав вегетативной почки как зачаточ­ного побега.

15. Назовите три признака, которые позволяют считать почку зачаточным побегом.

16. Назовите два внешних признака, по которым генеративные и вегетативные почки легко отличить друг от друга.

17. Назовите особенность внутреннего строения генеративной почки, по которой она отличается от вегетативной.

18. Почему одни из почек называются вегетативными? Какие структуры (органы) растения развиваются из них?

19. Почему одни из почек называются генеративными? Какие структуры (органы) растения развиваются из них?

20. Назовите 4 — 5 внешних признаков побегов, по которым можно даже зимой определить, какое дерево или кустарник перед нами.

21. Приведите пример растения, имеющего настолько характерные внешние признаки почек, что его побеги очень легко отличить от побегов других растений. Назовите 1 —2 таких признаков.

22. Как называются два вида почек, отличающихся друг от друга по внешнему и внутреннему строению, а также по тем структурам (органам) растения, ко­торые образуются из них.

23. Как называется самый кончик побега в верхушечной почке? Какой тканью он образован?

24. Какая часть побега особенно активно растет у большинства растений? Как на­зывается такой рост?

25. Приведите пример быстрорастущего растения, у которого вставочный рост происходит в результате деления и роста клеток, находящихся в основаниях всех междоузлий.

26. В каком участке стебля находятся клетки, в результате деления и роста которых происходит очень быстрый рост молодых стеблей таких растений, как пшени­ца, бамбук и другие злаки.

27. Назовите два последствия для растущего побега двудольного растения, к ко­торым приводит удаление его верхушки.

28. Назовите особенность развития побегов, благодаря которой можно управлять ростом деревьев и кустарников, формировать их крону.

29. Назовите три типа видоизмененных подземных побегов. Какова их основная функция?

30. Что представляют по своему строению и происхождению корневища, клубни и луковицы? Какая основная особенность их строения подтверждает это?

31. Назовите два растения с хорошо развитыми корневищами. Назовите две фун­кции корневища.

32. Назовите два признака, свидетельствующие, что корневище — это видоизме­ненный побег'.

33. Назовите растение с хорошо развитыми клубнями. Назовите две основные функции клубней.

34. Назовите основной признак, свидетельствующий, что клубень — это видоиз­мененный побег. По какому признаку верхушка клубня отличается от его ос­нования?

35. Назовите три растения с хорошо развитыми луковицами. Назовите две функ­ции луковиц.

36. Назовите два признака, свидетельствующие, что луковица —.это видоизменный побег.

37. Назовите тип видоизмененного подземного побега, характерный для следую­щих растений: тюльпан, пырей, картофель, лук репчатый.

38. Назовите тип видоизмененного подземного побега, характерный для следую­щих растений: чеснок, нарцисс, крапива, ландыш.

39. Назовите две части, из которых состоят листья большинства растений.

40. Назовите часть листа, посредством которой листья большинства растений крепятся к стеблю. Приведите пример растения, у которого отсутствует эта часть листа.

41. Назовите два вида жилкования, характерных для однодольных растений. Какое жилкование у пшеницы, лука, ландыша и кукурузы?

42. Назовите вид жилкования, характерный для двудольных растений. Какое жил­кование у липы, ржи и клена?

43. По какому признаку листья подразделяют на простые и сложные? Приведите по два примера растений с простыми и сложными листьями.

44. Как называются два вида листьев, отличающихся друг от друга количеством листовых пластинок, соединенных с общим черешком. Листья какого ви­да развиваются у березы, рябины, земляники, дуба и клена?

45. Как называется слой клеток, покрывающий лист снаружи? Какого цвета эти клетки? К какому виду тканей относится это покрытие?

46. Каковы особенности строения и соединения друг с другом клеток кожицы ли — ста по сравнению с большинством других клеток листа?

47. Назовите две основга>1е функции кожицы, покрывающей лист снаружи?

48. Сколько клеток входит в состав устьица листа? Какого они цвета и как назы­ваются?

49. Сколько клеток входит в состав устьица листа? Как они расположены относи­тельно друт друга? Через какую часть устьица происходит газообмен? Како­ва функция устьиц?

50. Почему клетки, входящие в состав устьиц листа, называются замыкающими? Ка­кого они цвета и какие структурные компоненты клетки придают им такой цвет?

51. Назовите два основных структурных компонента, которые различают в устьице листа. Какова функция каждого из них?

52. На какой стороне листовой пластинки располагаются устьица у большинст­ва растений? Приведите пример растения, у которого устьица расположены только на противоположной стороне. С чем это связано?

53. Назовите две особенности строения, по которым клетки мякоти листа, непо­средственно прилегающие к верхней кожице, отличаются от тех клеток, кото — рые лежат глубже.

54. С наличием каких структурных компонентов связан зеленый цвет клеток мя­коти листа? Каким веществом обусловлен цвет этих структурных компонентов? Назовите основное условие, при соблюдении которого в клетке начинает об­разовываться это вещество?

55. Если лист положить в горячий спирт, то почему после этого лист станет бес­цветным, а спирт окрасится в ярко —зеленый цвет?

56. Назовите три основные группы клеток, которые входят в состав жилок листа.

57. Назовите две особенности строения волокон — клеток, входящих в состав про­водящих пучков листа. Какова их функция?

58. Назовите три основные особенности строения сосудов проводящих пучков ли­стьев.

59. Назовите основные вещества (или группы веществ), которые передвигаются по сосудам проводящих пучков листьев. В каком направлении, из каких органов и в какие передвигаются эти вещества?

60. Назовите три особенности строения ситовидных трубок, входящих в состав проводящих пучков листа.

61. Какие вещества передвигаются по ситовидным трубкам проводящих пучков листа? В каком направлении, из каких органов и в какие передвигаются эти вещества?

62. По каким структурам проводящих пучков листа передвигаются органические вещества, вода и другие неорганические вещества? В каком направлении, из каких органов и в какие перемещаются эти вещества?

63. Что такое листовая мозаика? В чем она выражается и каково ее значение?

64. Листовая мозаика — пример приспособления растения к лучшему использова — нию света. В чем она выражается? Что происходит с каждой из двух основных частей листа при формировании листовой мозаики?

65. Приведите по одному примеру светолюбивых и тенелюбивых растений.

66. Что такое фотосинтез? Напишите суммарное уравнение процесса фотосинтеза.

67. Назовите два неорганических вещества, которые поглощаются растениями и непосредственно используются для образования глюкозы во время фотосинтеза.

68. Назовите органоид клетки, который содержит хлорофилл.

69. Каково строение оболочки хлоропластов? Что такое граны?

70. Назовите газообразные неорганические вещества, которые поглощаются и выделяются растениями при дыхании. В каком структурном компоненте клетки происходит дыхание? Какое органическое вещество, имеющее огромное зна­чение в обмене веществ, образуется в результате дыхания?

На свету или в темноте происходит фотосинтез и дыхание растений?

72 В какой части хлоропласта расположен хлорофилл и происходят реакции све­товой фазы фотосинтеза?

73 В какую стадию фотосинтеза происходят следующие процессы: 1) образование глюкозы, 2) фотолиз воды, 3) образование АТФ, 4) захват С02 из атмосферы, 5) образование 02?

74. Почему первая стадия фотосинтеза называется световой, а вторая — темповой?

75. Какое вещество образуется в результате реакций темновой стадии? Что явля­ется непосредственным источником энергии для синтеза этого вещества?

76. Назовите в правильной последовательности две основные фазы фотосинтеза. Почему они так называются?

77. Каким образом нерастворимый в воде крахмал попадает из листьев в другие органы растений?

78 Какие газы поглощаются клетками зеленых листьев растений на свету и в темноте? Какие газы выделяются ими на свету и в темноте?

79. Назовите орган растения, через который растение испаряет воду. Через какие структуры этого органа водяной пар удаляется из растения?

80. Каким образом устьица листьев регулируют испарение воды листьями в зави­симости от окружающих условий?

81. Назовите две функции, которые испарение воды листьями выполняет в жизни растений.

82. Как испарение воды влияет на передвижение воды и минеральных веществ в растении?

83. Назовите два механизма (явления), непосредственно обеспечивающих движе­ние воды и минеральных веществ из корня в листья.

34. Как зависит испарение воды листьями от величины поверхности листьев? Приведите по два примера растений с крупными и мелкими листьями.

85. Назовите четыре проявления приспособлений листьев многих растений сухих мест к уменьшению испарения.

56. Каково значение мясистых и сочных листьев у таких растений, как алоэ, агава? С какой особенностью внешней среды связано такое строение листьев?

37. Листья некоторых растений имеют густое опушение, восковой налет. С чем связано наличие таких приспособлений? Какое это имеет значение?

88. Как по количеству устьиц отличаются друг от друга листья влажных и сухих мест обитания и почему?

89. Какова функция таких видоизменений листьев как колючки кактусов и барбариса?

90. Назовите две причины, которые способствовали превращению листьев неко­торых кактусов в колючки.

91. Некоторые кактусы имеют толстый, мясистый ребристый зеленый стебель с колючками. Чем объясняются эти особенности строения?

ё2. Приведите 2-3 примера растений с резко видоизмененными листьями, ког­да они играют не свойственную типичным листьям роль. Каковы функции этих видоизменений?

93. Приведите пример насекомоядного растения. Назовите две особенности, ха­рактерные для их листьев.

94. Как насекомоядное растение росянка привлекает и захватывает насекомых? Какова дальнейшая судьба захваченных насекомых?

95. Назовите две главные функции стебля.

96. К каким последствиям для растения приведет серьезное повреждение стебля и почему?

97. Объясните, почему при серьезном повреждении стебля растения произойдет нарушение фотосинтеза и испарения воды, а затем и гибель всего растения.

98. При осмотре среза спила молодого дерева, например, липы хорошо различимы невооруженным глазом три основных слоя. Назовите их. Какой из них обычно самый тонкий, а какой — самый широкий?

99. Как относительно друг друга в дереве, например, в липе расположены древе­сина, кора и сердцевина? Какой из этих слоев состоит в основном из оболочек отмерших клеток?

100. Как и с помощью каких структур стебли гороха, выонка полевого и плюща поднимаются вверх?

101. Как и с помощью каких структур стебли фасоли, винограда и плюща подни­маются вверх?

102. Назовите слой клеток ветки липы, расположенный между корой и древесиной. К какой группе тканей относятся клетки этого слоя?

103. Назовите четыре основных слоя и групп клеток, входящих в состав коры трехлетней ветки липы.

104. Назовите два наружных слоя коры трехлетней ветки липы. Назовите две ос­новные функции этих слоев.

105. Какое строение имеют чечевички, расположенные в пробке коры трехлетней ветки липы? Какова их функция?

106. Назовите дерево, которое образует толстый слой пробки.

107. Как называется совокупность ситовидных трубок и волокон, входящих в со­став коры деревьев, например, трехлетней ветки липы?

108. Назовите три особенности строения ситовидных трубок, входящих в состав луба.

109. Какие вещества передвигаются по ситовидным трубкам луба? В каком на­правлении, из каких органов и в какие передвигаются эти вещества?

110. Назовите две особенности строения лубяных волокон. Какова их функция?

111. Назовите два растения, у которых лубяные волокна особенно хорошо развиты и очень прочны.

112. Какая часть стебля и какие ее структуры идут на изготовление льняного по­лотна, мочала и рогожи?

113. Благодаря какому свойству и каким образом человек использует лубяные во­локна льна и липы?

114. К какой группе тканей относится камбий? Как относительно древесины, коры и сердцевины стебля он расположен?

115. Назовите слой клеток стебля, благодаря делению которых происходит утол­щение стебля. Назовите две особенности строения, по которым эти клетки отличаются от лубяных волокон и древесины.

116. Как называется внутренняя часть стебля, в которую превращаются клетки, образующиеся из камбия в сторону сердцевины стебля?

117. Назовите слой клеток стебля, в результате деления которых образуются луб и древесина в ветке липы. Как этот слой клеток расположен в ней относительно луба и сердцевины?

118. Как называются структуры, расположенные в древесине и обеспечивающие перенос веществ по стеблю? Назовите основные вещества (или группы ве­ществ), которые передвигаются по этим структурам.

119. Назовите две основные морфологические особенности, по которым клетки сердцевины стебля ветки липы отличаются от большинства клеток древесины.

120. Назовите внутреннюю часть стебля, в которой в больших количествах откла­дываются в запас питательные вещества.

121. Назовите периоды года, в течение которых происходит деление клеток кам­бия. Каких клеток — древесины или луба — образуется при этом больше?

122. Назовите две особенности строения, по которым сосуды древесины, образовавшиеся из клеток осенью, отличаются от сосудов, образовавшихся весной.

123. Назовите две особенности строения, по которым клетки разных слоев годич­ного кольца прироста отличаются друг от друга.

124. Объясните, каким образом и почему формируются хорошо заметные границы между соседними годичными кольцами на поперечном срезе древесины.

125. Назовите 2 — 3 особенности условий обитания, в которых шло развитие дерева, о которых можно судить по толщине годичных колец.

126. Каким образом по годичным кольцам можно определить стороны света? Чем объясняются особенности строения участков годичных колец, обращенных в разные стороны света?

127. Назовите внутреннюю часть стебля и ее структуры, по которым вода и ми­неральные соли поднимаются по стеблю от корней к листьям.

128. Опишите опыт, наглядно демонстрирующий, что вода с растворенными в ней веществами поступает из корня в листья по древесине стебля и жилкам листа.

129. Назовите два участка стебля, где у деревьев и кустарников откладывают­ся основные запасы органических веществ.

Вегетативное размножение цветковых растений

Для растений характерны два способа размножения: бесполое и половое. В беспо­лом размножении участвует одна родительская особь. В половом размножении обычно участвуют разнокачественные специализированные клетки двух родитель­ских особей и происходит слияние этих клеток — оплодотворение. У растений различают два вида бесполого размножения: споровое и вегетативное. В споровом размножении участвуют специализированные клетки одного растения — споры. При вегетативном размножении новая особь образуется из группы клеток той или иной части вегетативных органов растений. Растения ведут прикрепленный образ жизни, обладают высокой способностью к регенерации — восстановлению недо­стающих органов. В процессе эволюции регенеративная способность растений особенно резко проявилась в способности их к вегетативному размножению, при котором появляется не только недостающий орган, но и целое растение. При ве­гетативном размножении клетки образовательной ткани митотически делятся и возникают новые придаточные корни, новые побеги и, в итоге, — новые особи. Для их формирования необходимо большое количество питательных веществ, которые растения откладывают в видоизмененных вегетативных органах.

Благодаря вегетативному размножению вид очень быстро и интенсивно зани — мает территорию. Дочерние особи, возникшие вегетативным путем, полностью наследуют генетическую информацию материнского организма и сохраняют ха­рактерные ему признаки. Человек использует способность растений к вегетатив­ному размножению для ускорения получения урожая, для размножения сложных гибридов, полученных в результате гибридизации.

Контрольные вопросы:

1. Что такое вегетативное размножение растений?

2. Назовите все основные органы, участвующие в вегетативном размножении растений. В чем заключается их участие в вегетативном размножении?

3. Каким образом на корневище растения возникает дочерняя особь?

4. Назовите способы вегетативного размножения, с помощью которых возобнов­ляются следующие растения: бегония, картофель, роза.

5. Назовите два растения, размножающихся луковицами.

6. Назовите два растения, размножающихся корневищами.

7. Приведите по одному примеру растений, размножающихся усами и клубнями.

8. Назовите участки усов земляники, в которых развиваются вертикальные по­беги и корни. К какому типу корней относятся эти развивающиеся корни?

9. Назовите три основных вида подземных видоизмененных побегов и приведи­те по одному примеру растений, размножающихся с их помощью.

10. Назовите три признака, доказывающие, что усы земляники являются надзем­ными побегами.

11. Назовите дерево, которое может размножаться укоренением надземных побе­гов. Из каких структур побега формируются листья и корни этого растения?

12. Назовите способы вегетативного размножения, с помощью которых размно­жаются следующие растения: малина, лесная земляника, осина, пырей.

13. Назовите два культурных растения, которые человек размножает стеблевыми черенками (побегами).

14. Опишите, каким образом осуществляют размножение растений с помощью стеблевых черенков (побегов).

15. Опишите, каким образом осуществляют размножение растений отводками.

16. Назовите два культурных растения, которые размножаются отводками.

17. Опишите, каким образом осуществляют размножение растений ростками клубней.

18. Опишите, каким образом осуществляют размножение плодовых деревьев прививкой.

19. Что такое дичок, привой и подвой?

20. Назовите растение, которое размножают листовыми черенками.

21. Опишите, каким образом осуществляют размножение растений листовыми черенками.

22. Назовите две цели, которые преследует человек, используя вегетативное раз­множение растений.

23. Половое или бесполое (вегетативное) размножение использует человек для

сохранения качеств сложных гибридов и почему?

Цветок. Плод

Цветок, плод и семя — генеративные органы, обеспечивающие семенное размно­жение цветкового растения. Цветок и плод характерны только для цветковых, или покрытосеменных, растений.

Цветок имеет следующие части: цветоггожку, цветоложе, околоцветник, ты­чинки, пестики. Околоцветник защищает внутренние части цветка от неблагопри — ятных условий среды и способствует опылению. В тычинках формируется пыльца, в которой развиваются мужские гаметы — спермии. В пестиках формируются се­мязачатки, в каждом из которых образуется женская гамета — яйцеклетка. У разных растений цветок варьирует по строению. Цветоножка может отсутствовать, а цветоложе может быть разной формы — плоское, выпуклое или вогнутое. Око­лоцветник может быть двойным, состоящим из чашечки и венчика, или простым, состоящим либо из чашечки, либо из венчика; свободным или сросшимся; с разным числом лепестков и чашелистиков. Варьирует также число тычинок и пестиков в цветках растений разных видов. Цветки могут быть не только обоеполыми, но раз­дельнополыми: мужские цветки имеют только тычинки, а женские — только пес­тики. У однодомных растений раздельнополые цветки формируются на одном растении, а у двудомных — на разных растениях. Строение цветка является диаг­ностическим признаком семейства.

Цветки часто расположены в соцветии, что повышает вероятность опыления. Соцветие представляет собой ветвящийся цветоносный побег. В соцветии разли­чают главную и боковую оси, заканчивающиеся цветками. В зависимости от длины и толщины главной оси, от характера расположения боковых осей и степени их ветвления все соцветия делятся на несколько типов.

Формирование цветка проходит в несколько стадий: бутонизация, цветение, опыление, огглодотворение, развитие семени и плода. У растений различают два вида опыления: перекрестное и самоопыление. Перекрестное опыление может происходить разными способами: с помощью насекомых, ветром и человеком (ис­кусственное). Перекрестное опылеггие обеспечивает более разнокачественное по­томство, чем самоопылеггие. В селекции человек использует самоопыление перекрестноопыляемых растений для получения чистых линий.

После опыления наступает оплодотворение, и цветок сильно изменяется: лис­точки околоцветника и тычинки обычно опадают, а пестик, особенно его завязь, сильно увеличивается в размерах. Завязь имеет стенку и один или несколько се­мязачатков. После оплодотворения стенка завязи превращается в околоплодник, семязачатки — в семегга, а вся завязь — в плод. Иногда в образовании плода при­нимают участие и другие части цветка: цветоложе, лепестки или тычинки. Таким образом, плод состоит из семян и окружающего их окологглодника. Семя — это зародыш с запасом питательных веществ, защищенный семенной кожурой. Все разнообразие семян определяется размерами зародыша, объемом и местом распо­ложения запасных питательных веществ. Все семена требуют одинаковых условий для своего сохранения и дальнейшего развития; для всех семян характерны оди — наковые биохимические и физиологические процессы. Околоплодник может быть сухой или сочный, вскрывающийся или невскрывающийся. Различают несколько


Цветковые растения

Общее знакомство с цветковыми растениями

Все растения по ряду структурных и функциональных возможностей ралде\яются на две большие группы: низшие и высшие. К низшим относятся те растения ко­торые, в отличие от высших, еще не имеют специализированных органов: корня стебля и листьев, а вегетативное тело их имеет вид нитей или пластин и называет­ся слоевищем.

Из огромного многообразия высших растений наибольшее значение в х ли­ственной деятельности человека имеют цветковые, или покрытосеменные, растения. Основными отличительными особенностями их являются наличие цветка и покрытосемянность — нахождение семени внутри плода.

Цветковые растения чрезвычайно разнообразны, но общий план строения организма универсален. Так, почти любое цветковое растение имеет питаю шир­или вегетативные, органы: стебель, лист, корень — и репродуктивные н.\и ге­неративные, органы: цветок, семя и плод. Растение в отличие от животных растет всю жизнь и постоянно формирует новые корни и побеги со стеблями листьями и почками. Все органы растения взаимосвязаны и взаимозависимы; стебель не может существовать без листьев и корней, а листья — без стебля. Цветковые р-^:~~:-:ия могут иметь различные видоизменения корней, листьев и стеблей: эти видоизме­нения связаны с изменением среды обитания и выполняемой функцией

Каждый вид цветковых растений имеет какую —либо одну из основных жиз­ненных форм: древесную или травянистую. В ходе индивидуальною развития растение меняет свой внешний облик, что связано с прохождением им определенных стадий развития: прорастания семян, формирования вегетативных органов, бутонизации, цветения, формирования семян и плодов. Пока растение не сформирует достаточное число листьев и корней, оно не сможет перейти в другую стадию развития. Например, бутонизация и цветение невозможны, если ассими­ляционная поверхность растительного организма не будет достаточной лля обес­печения энергией формирующееся семя с полноценным зародышем.

Человек использует растения в своей практической деятельности. Пи характеру использования человеком растения подразделяются на такие хозяйственные группы как пищевые, кормовые, лекарственные, декоративные и другие Рацио­нальное использование растительных ресурсов требует от человека знаний строения растительного организма, происходящих в нем процессов реакций растений на факторы внешней среды, распространения на Земле и многое другое.

Контрольные вопросы:

1. Назовите несколько основных признаков, по которым цветковые растения относят к высшим растениям.

2. Назовите два основных признака, являющихся наиболее характерным! осо­бенностями цветковых растений.

3. Назовите крупную систематическую группу, включающую в себя растения, которые формируют семена и плоды.

4. Назовите два основных органа,имеющихся у большинства высших растений.


типов плодов, отличающихся особенностями строения околоплодника, числом се­мян и другими признаками. Плод в целом обеспечивает лучшую выживаемость и

расселение молодых растеньиц, находящихся в семенах.

Контрольные вопросы:

1. Назовите шесть основных частей цветка.

2. Назовите две части цветка, которые входят в состав околоцветника, защищают внутренние части цветка от повреждений и привлекают насекомых — опылителей.

3. Назовите те части, которые различают в пестике и тычинке. В какой из них образуется пыльца? Из какой из них у большинства растений развивается плод?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 690; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.099 сек.